Информационный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Для России характерен и низкий уровень развития нормативно-правовой базы, касающейся информационного рынка. Информационный рынок России в своем развитии отстает от такого вида рынка в странах Европы и США.Развитие данного вида рынка в мире, к сожалению, имеет не только положительные последствия: подобное развитие порождает использование информационных средств в целях противоборства стран. Таким образом, в своей работе я собираюсь раскрыть следующие проблемы: проблема отсталости российского информационного рынка от данного вида рынка стран Европы и США; проблема недостаточной и неточной нормативно-правовой базы, касающаяся регулирования информационного рынка.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел1. Понятие и характерные черты информационного рынка……........4
1.1 Понятие информационного ресурса и информационного рынка Сравнительный анализ информационного рынка и рынков товаров и услуг……………………………………………………………………………….4
1.2 Структура информационного рынка……………………………………….11
1.3 Программная часть информационного рынка………………………….14
Раздел 2. Становление и текущее состояние информационного рынка в РФ………………………………………………………………………………..18
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития информационного рынка……24
3.1 Основные проблемы информационного рынка………………………….24
3.2 Перспективы развития информационного рынка……………………….29
Заключение………………………………………………………………………30
Литература……………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

информатика.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Российская академия народного хозяйства и государственной  службы

при Президенте Российской Федерации

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет: Очного Образования

Кафедра: Информатики и информационных технологий

Курсовая работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Информационные технологии в управлении

На тему: «Информационный рынок»

 

 

Выполнил(а):студент: Гк-313

Зимина Екатерина

Научный руководитель:

Зам. зав. Кафедрой

Кандидат физико-математических наук

Ивина Наталья Львовна

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород.

2013г. 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

Раздел1. Понятие и характерные черты информационного рынка……........4

1.1 Понятие информационного ресурса и информационного рынка Сравнительный анализ информационного рынка и рынков товаров и услуг……………………………………………………………………………….4

1.2 Структура информационного рынка……………………………………….11

1.3 Программная часть информационного рынка………………………….14

Раздел 2. Становление и текущее состояние информационного рынка в РФ………………………………………………………………………………..18

Раздел 3. Проблемы и перспективы развития информационного рынка……24

3.1 Основные проблемы информационного рынка………………………….24

3.2 Перспективы развития информационного рынка……………………….29

Заключение………………………………………………………………………30

Литература……………………………………………………………………...32

 

 

Введение

 

Информационный рынок  в литературе очень часто анализируется  как частный случай рынка товаров  и услуг. По этой причине в основном рассматривается его экономический аспект: политика ценообразования, издержки производства и другое. В условиях рыночной экономики тесно связаны экономический и технологический аспект (в данном случае – аспект информатики). Данные аспекты взаимосвязаны: изучение технологической стороны может помочь в исследовании экономического аспекта и наоборот. Поэтому важным является вопрос изучения технологической стороны информационного рынка. Этим и объясняется мой выбор данной темы для исследования. Рыночная экономическая система в России довольно молодая, и для нашей страны характерен низкий уровень развития конкуренции на рынках многих товаров и услуг, в том числе и на информационном рынке. Для России характерен и низкий уровень развития нормативно-правовой базы, касающейся информационного рынка. Информационный рынок России в своем развитии отстает от такого вида рынка в странах Европы и США.Развитие данного вида рынка в мире, к сожалению, имеет не только положительные последствия: подобное развитие порождает использование информационных средств в целях противоборства стран.

Таким образом, в своей  работе я собираюсь раскрыть следующие  проблемы:

  1. проблема отсталости российского информационного рынка от данного вида рынка стран Европы и США;
  2. проблема недостаточной и неточной нормативно-правовой базы, касающаяся регулирования информационного рынка;
  3. влияние развития информационного рынка на усиление в мире информационного противоборства и информационных войн1.

 

Глава 1. Понятие  и характерные черты информационного  рынка

    1. Понятие информационного ресурса и информационного рынка. Сравнительный анализ информационного рынка и рынков товаров и услуг

 

Прежде чем перейти  к рассмотрению понятия информационного  рынка, нужно выяснить, что такое  информационный ресурс. В целом ресурс – это запас или источник некоторых средств. Любое общество, государство, фирма, частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности. Выделяют следующие виды общественных ресурсов:

  1. природные (сырьевые);
  2. энергетические;
  3. материальные;
  4. финансовые;
  5. трудовые. 2

В современном обществе одним из основных видов ресурсов являются информационные ресурсы. Их значимость постоянно увеличивается. Подтверждением этому является следующий факт: информационные ресурсы становятся товаром, причем их совокупная стоимость на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Можно выделить несколько  основных подходов к понятию информационных ресурсов. Юридическое толкование информационных ресурсов принято в Федеральном  законе «Об информации, информатизации и защите информации». Оно заключается в следующем: «Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Данное определение позволяет юридически решить проблему охраны информационных ресурсов. В вышеуказанных документах и массивах документов в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Очень часто эти знания уникальны, их использование позволяет экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношения.

Юридическое определение  информационных ресурсов сильно сужает данное понятие. Люди воспринимают его  гораздо шире. К информационным ресурсам нужно отнести все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, другую информацию общественной или государственной значимости, которая зафиксирована в любой форме, на любом носителе.

В настоящее время  информационные ресурсы по значимости аналогичны материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым, финансовым ресурсам. Информационные ресурсы сейчас рассматриваются как стратегические. Однако существует одно принципиальное различие между материальными и информационными ресурсами: материальный ресурс после использования исчезает (например, топливо сжигается, финансы расходуются), а информационный ресурс остается, копируется без ограничений, его можно многократно использовать. По мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как его использование редко носит пассивный характер, чаще к нему прибавляется дополнительная информация. Информационный ресурс не является самостоятельным. Сам по себе он имеет лишь потенциальное значение. Информационный ресурс реализуется как что – то материальное только при соединении с другими ресурсами (техникой, энергией, сырьем).3

Любая классификация  информационных ресурсов является неполной. В основу классификации можно  положить следующие принципы:

  1. отраслевой принцип: по виду науки, промышленности, социальной сферы;
  2. форма представления: по виду носителей, по степени формализованности, по наличию дополнительного описания.

Внутри каждого класса можно проводить более детальное  разделение: например, ресурсы сети Интернет можно разделить по назначению и по формам представления (сервисная информация, программное обеспечение, библиографическая информация, видео).

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Это понятие  сформировалось в начале 1980 – х  годов в связи с растущей зависимостью развитых стран от объемов информации, от уровня развития средств передачи и обработки информации.

Возможный способ классификации  национальных информационных ресурсов:

  1. библиотечные ресурсы;
  2. архивные ресурсы;
  3. научно – техническая информация;
  4. правовая информация;
  5. информация государственных структур;
  6. отраслевая информация;
  7. финансовая и экономическая информация;
  8. информация о природных ресурсах;
  9. информация предприятий и учреждений и другое.4

В развитых странах огромное количество информационных ресурсов находится в библиотеках. Преобладает бумажная форма их представления, однако все большее количество библиотечных ресурсов переводится в цифровую форму.

В архивах находятся  материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны. Часто скорость их накопления превышает скорость обработки.

В развитых странах существуют специализированные системы научно – технической информации. Они  включают в себя специализированные издания, патентные службы и другое. Такая информация часто является дорогостоящим товаром.

Ни одно государство  не может существовать без сводов законов, кодексов, нормативных актов  и других видов правовой информации.

Свои отраслевые информационные ресурсы есть у любой сферы  общества: социальной, аграрной, промышленной и других. Огромны информационные ресурсы в сфере военно – промышленного комплекса и системе образования.

Кроме национальных информационных ресурсов можно выделить информационные ресурсы предприятия, информационные ресурсы частного лица и другое. Эти категории уже не обладают такой общностью. Они зависят от вида организации, от специальности конкретного лица, его интересов и другого.

Состав основных информационных ресурсов высшего учебного заведения:

  1. учебники, учебные пособия, методические материалы;
  2. нормативно – правовые акты системы образования;
  3. текущие документы Министерства Образования РФ и других ведомств;
  4. информация о преподавателях, сотрудниках, студентах;
  5. экономическая информация;
  6. информация о материальных ресурсах (зданиях, оборудовании);
  7. архивные материалы;
  8. информация по проблемам образования, размещенная на специальных сайтах в Интернете, и другое.5

Наличие огромного количества информационных ресурсов и возможность  их представления в электронном  виде привели к появлению развитого  рынка информационных ресурсов, товаров и услуг.

В настоящее время  во многих странах сформировался  национальный рынок информационных ресурсов. Существуют признаки формирования развитого мирового рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. Этот рынок  во многом похож на рынок традиционных ресурсов, так как имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых выступают информационные продукты и услуги:

  1. информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам и их стоимости;
  2. информация научно-технического характера (патенты, научные статьи);
  3. информационные технологии, компьютерные программы;
  4. базы данных, информационные системы и другое.

Как и на любом рынке, на рынке информационных товаров  и услуг есть продавцы и покупатели. Продавцами обычно являются производители информации или ее собственники:

  1. центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
  2. службы связи и телекоммуникации;
  3. бытовые службы;
  4. специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей – продажей информации (рекламные агентства);
  5. неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары, а в качестве дополнительной продукции – информацию о них;
  6. консультационные (консалтинговые) фирмы;
  7. биржи;
  8. частные лица (например, программисты) и другие.

Информационные услуги – это особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является подбор литературы по теме, нужной заказчику, в библиотеке. Оказание информационных услуг возможно лишь при наличии баз данных по соответствующим темам (как в компьютерном, так и не в компьютерном варианте).6

Во многих странах  мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают научно – техническую  информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию. Без таких  услуг практически невозможна деятельность ученых и специалистов.

Информационные услуги в сфере бизнеса заключаются  в предоставлении определенной деловой  информации, консультациях по нужным заказчику темам. Информационные услуги в сфере коммуникаций оказывают  операторы связи и провайдеры сети Интернет (организации, которые за плату осуществляют доступ пользователей во Всемирные сети и их обслуживание). Некоторые виды услуг по обучению и повышению квалификации также можно рассматривать как информационные (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети).

Уровень развитости сферы  информационных услуг во многом определяет степень приближенности общества к  информационному.

Информация о работе Информационный рынок