Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:29, курсовая работа
Для России характерен и низкий уровень развития нормативно-правовой базы, касающейся информационного рынка. Информационный рынок России в своем развитии отстает от такого вида рынка в странах Европы и США.Развитие данного вида рынка в мире, к сожалению, имеет не только положительные последствия: подобное развитие порождает использование информационных средств в целях противоборства стран. Таким образом, в своей работе я собираюсь раскрыть следующие проблемы: проблема отсталости российского информационного рынка от данного вида рынка стран Европы и США; проблема недостаточной и неточной нормативно-правовой базы, касающаяся регулирования информационного рынка.
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел1. Понятие и характерные черты информационного рынка……........4
1.1 Понятие информационного ресурса и информационного рынка Сравнительный анализ информационного рынка и рынков товаров и услуг……………………………………………………………………………….4
1.2 Структура информационного рынка……………………………………….11
1.3 Программная часть информационного рынка………………………….14
Раздел 2. Становление и текущее состояние информационного рынка в РФ………………………………………………………………………………..18
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития информационного рынка……24
3.1 Основные проблемы информационного рынка………………………….24
3.2 Перспективы развития информационного рынка……………………….29
Заключение………………………………………………………………………30
Литература……………………………………………………………………...32
В своем развитии рынок информационных товаров и услуг прошел несколько стадий. Его формирование по времени совпало с появлением первых ЭВМ (это происходило во второй половине XX века). Это совпадение в значительной степени является случайным, поскольку первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. Бурный расцвет науки и техники в то время привел к созданию первых профессиональных информационных служб в различных областях деятельности. Соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.
По – настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и телекоммуникационных систем, основанных на использовании микрокомпьютеров. Решающую роль в формировании рынка информационных товаров и услуг сыграло создание баз данных по множеству областей знаний и человеческой деятельности. Массовый характер этот процесс принял в 1980 – е годы. К этому времени появились первые признаки глобализации информационного рынка, и начался международный обмен информацией. Ведущими странами на информационном рынке в настоящее время являются США, Япония и некоторые страны Западной Европы.В настоящее время формирование информационного рынка происходит и в России. Важнейшими компонентами российского рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Значительную часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения. Существуют специальные службы обработки информации по заказу клиентов, службы продажи билетов и другое. Немало на данном рынке финансовой и статистической информации, есть информация по образовательным услугам и организации досуга.
Российский информационный рынок пока значительно уступает рынку развитых стран и по структуре, и по номенклатуре товаров. Очень ограничен доступ к первоисточникам научно – технической информации (статьям, рефератам специального назначения, библиографической литературе, библиотекам). Без этого не может быть устойчивого развития в соответствующих областях.
Постепенно в обществе начинает формироваться следующий факт: если информация – товар, то за нее надо платить, иначе разрушается сама основа рынка. Рынок программного обеспечения, а РФ мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового «пиратского» копирования программ. По мере совершенствования социально – экономических отношений подобная практика должна уйти в прошлое7.
Компьютерное «пиратство»
- это глобальное явление. Нет ни
одной страны мира, где не использовались
бы незаконно скопированные
Информационные ресурсы являются предметом торговли на информационном рынке.
Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда.
Информационный ресурс на информационном рынке рассматривается в двух акспектах:
ккак материальный продукт, который можно продавать и покупать;
Информационный рынок является частным случаем рынка товаров и услуг. На информационном рынке действуют абсолютно все экономические законы, которые присутствуют на всех рынках товаров и услуг.
Информационный рынок можно условно разделить на 3 части:
Коммуникативная часть информационного рынка.
Неотъемлемой частью
данного раздела
1. Сектор деловой информации.
Можно выделить несколько видов деловой информации:
2. Сектор юридической информации.
Он включает в себя системы доступа к электронным сборникам указов, постановлений и других документов, которые выпускаются органами государственной и местной власти.
3. Сектор информации для специалистов.
В данном секторе можно выделить несколько частей:
Основными поставщиками электронной информации на рынке являются центры – генераторы баз данных, центры – распределители информации и информационные брокеры.
Под базами данных в наше время понимается организованная совокупность однородных записей в машиночитаемой форме.
Базы данных являются основой для практически любых видов услуг, оказываемых на современном информационном рынке.
Для того, чтобы достигнуть максимальной эффективности распределения затрат на подготовку баз данных, производитель электронной информации должен:
Встречаются примеры
неудачных вложений в базы данных.
Основными причинами этого
При предоставлении услуг диалогового доступа к базам данных в качестве схемы оплаты широкое распространение получила подписка. Она предусматривает взнос за начальную регистрацию, а также оплату времен подключения к серверу баз данных с авансированием этих затрат. Регистрационный взнос обычно небольшой. Он предназначен для стимулирования своевременного авансирования затрат, так как при перерасходе аванса регистрация аннулируется.
Иной формой доступа к базам данных являются разовые запросы в режиме OFF – LINE (например, через электронную почту). Такая форма доступа предусматривает либо предварительную оплату ставки по результату запроса. Это связано с задержками по времени в получении информации.8.
Программную часть информационного рынка можно разделить на 3 класса:
Прикладное программное обеспечение предназначено для решения задач конкретной предметной области. Это самый многочисленный класс программного обеспечения.
Классификация прикладного программного обеспечения.
Проблемно ориентированное
программное обеспечение
Основные тенденции развития проблемно ориентированного программного обеспечения:
Класс методоориентированного программного обеспечения содержит программы, которые обеспечивают математические, статистические и другие методы решения задач независимо от предметной области.
Программное обеспечение общего назначения предназначено для широкого круга пользователей, которые используют в своей работе информационные технологии. Представителями данного класса программ являются:
Офисное программное обеспечение представляет собой класс программ, обеспечивающих деятельность офиса: