Информатика и информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:45, курс лекций

Описание работы

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины "Информатика и информационные технологии". Лаконичное и четкое изложение материала, продуманный отбор необходимых тем позволяют быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам по данному предмету.

Файлы: 1 файл

Информатика и ИТ. Конспект лекций_Цветкова А.В_2007 -192с.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

TYPE TreeLink = ^Tree;

Tree = record;

Inf : <тип данных>;

Left, Right : TreeLink;

End.

3. Примеры реализации операций

1. Построить дерево из n узлов минимальной высоты, или идеально сбалансированное дерево (количество узлов левого и правого поддеревьев такого дерева должны отличаться не более чем на единицу).

Рекурсивный алгоритм построения:

1) первый узел берется в качестве корня дерева.

2) тем же способом строится левое поддерево из nl узлов.

3) тем же способом строится правое поддерево из nr узлов;

nr = n – nl –  1. В качестве информационного  поля будем брать номера узлов, вводимые с клавиатуры. Рекурсивная функция, реализующая данное построение, будет выглядеть следующим образом:

Function Tree(n : Byte) : TreeLink;

Var t : TreeLink; nl,nr,x : Byte;

Begin

If n = 0 then Tree := nil

Else

Begin

nl := n div 2;

nr = n – nl – 1;

writeln('Введите номер  вершины ');

readln(x);

new(t);

t^.inf := x;

t^.left := Tree(nl);

t^.right := Tree(nr);

Tree := t;

End;

{Tree}

End.

2. В бинарном упорядоченном дереве найти узел с заданным значением ключевого поля. Если такого элемента в дереве нет, то добавить его в дерево.

Procedure Search(x : Byte; var t : TreeLink);

Begin

If t = nil then

Begin

New(t);

t^inf := x;

t^.left := nil;

t^.right := nil;

End

Else if x < t^.inf then

Search(x, t^.left)

Else if x > t^.inf then

Search(x, t^.right)

Else

Begin

{обработка найденного элемента}

End;

End.

3. Написать процедуры обхода дерева в прямом, симметричном и обратном порядке соответственно.

3.1. Procedure Preorder(t : TreeLink);

Begin

If t <> nil then

Begin

Writeln(t^.inf);

Preorder(t^.left);

Preorder(t^.right);

End;

End;

3.2. Procedure Inorder(t : TreeLink);

Begin

If t <> nil then

Begin

Inorder(t^.left);

Writeln(t^.inf);

Inorder(t^.right);

End;

End.

3.3. Procedure Postorder(t : TreeLink);

Begin

If t <> nil then

Begin

Postorder(t^.left);

Postorder(t^.right);

Writeln(t^.inf);

End;

End.

4. В бинарном упорядоченном дереве удалить узел с заданным значением ключевого поля.

Опишем рекурсивную  процедуру, которая будет учитывать  наличие требуемого элемента в дереве и количество потомков этого узла. Если удаляемый узел имеет двух потомков, то он будет заменен самым большим значением ключа в его левом поддереве, и только после этого он будет окончательно удален.

Procedure Delete1(x : Byte; var t : TreeLink);

Var p : TreeLink;

Procedure Delete2(var q : TreeLink);

Begin

If q^.right <> nil then Delete2(q^.right)

Else

Begin

p^.inf := q^.inf;

p := q;

q := q^.left;

End;

End;

Begin

If t = nil then

Writeln('искомого элемента нет')

Else if x < t^.inf then

Delete1(x, t^.left)

Else if x > t^.inf then

Delete1(x, t^.right)

Else

Begin

P := t;

If p^.left = nil then

t := p^.right

Else

If p^.right = nil then

t := p^.left

Else

Delete2(p^.left);

End;

End.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 10. Графы

 

1. Понятие графа. Способы представления графа

Граф – пара G = (V,E), где V – множество  объектов произвольной природы, называемых вершинами, а Е – семейство  пар ei = (vil, vi2), vijOV, называемых ребрами. В общем случае множество V и (или) семейство Е могут содержать бесконечное число элементов, но мы будем рассматривать только конечные графы, т. е. графы, у которых как V, так и Е конечны. Если порядок элементов, входящих в ei, имеет значение, то граф называется ориентированным, сокращенно – орграф, иначе – неориентированным. Ребра орграфа называются дугами. В дальнейшем будем считать, что термин «граф», применяемый без уточнений (ориентированный или неориентированный), обозначает неориентированный граф.

Если е = <u,v>, то вершины v и и  называются концами ребра. При этом говорят, что ребро е является смежным (инцидентным) каждой из вершин v и и. Вершины v и и также называются смежными (инцидентными). В общем случае допускаются ребра вида е = <v, v>; такие ребра называются петлями.

Степень вершины графа – это  число ребер, инцидентных данной вершине, причем петли учитываются  дважды. Поскольку каждое ребро инцидентно двум вершинам, сумма степеней всех вершин графа равна удвоенному количеству ребер: Sum(deg(vi), i=1…|V|) = 2 * |E|.

Вес вершины – число (действительное, целое или рациональное), поставленное в соответствие данной вершине (интерпретируется как стоимость, пропускная способность  и т. д.). Вес, длина ребра – число или несколько чисел, которые интерпретируются как длина, пропускная способность и т. д.

Путем в графе (или маршрутом в орграфе) называется чередующаяся последовательность вершин и ребер (или дуг – в орграфе) вида v0, (v0,v1), v1…, (vn – 1,vn), vn. Число n называется длиной пути. Путь без повторяющихся ребер называется цепью, без повторяющихся вершин – простой цепью. Путь может быть замкнутым (v0 = vn). Замкнутый путь без повторяющихся ребер называется циклом (или контуром в орграфе); без повторяющихся вершин (кроме первой и последней) – простым циклом.

Граф называется связным, если существует путь между любыми двумя его вершинами, и несвязным – в противном  случае. Несвязный граф состоит из нескольких связных компонент (связных  подграфов).

Существуют различные способы  представления графов. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

1. Матрица инцидентности.

Это прямоугольная матрица размерности n х щ, где n – количество вершин, am – количество ребер. Значения элементов  матрицы определяются следующим  образом: если ребро xi и вершина vj инцидентны, то значение соотвествующего элемента матрицы равно единице, в противном случае значение равно нулю. Для ориентированных графов матрица инцидентности строится по следующему принципу: значение элемента равно – 1, если ребро xi исходит из вершины vj, равно 1, если ребро xi заходит в вершину vj, и равно О в противном случае.

2. Матрица смежности.

Это квадратная матрица размерности n х n, где n – количество вершин. Если вершины vi и vj смежны, т. е. если существует ребро, их соединяющее, то соответствующий элемент матрицы равен единице, в противном случае он равен нулю. Правила построения данной матрицы для ориентированного и неориентированного графов не отличаются. Матрица смежности более компактна, чем матрица инцидентности. Следует заметить, что эта матрица также сильно разрежена, однако в случае неориентированного графа она является симметричной относительно главной диагонали, поэтому можно хранить не всю матрицу, а только ее половину (треугольную матрицу).

3. Список смежности (инцидентности).

Представляет собой структуру данных, которая для каждой вершины графа хранит список смежных с ней вершин. Список представляет собой массив указателей, i-ый элемент которого содержит указатель на список вершин, смежных с i-ой вершиной.

Список смежности более эффективен по сравнению с матрицей смежности, так как исключает хранение нулевых элементов.

4. Список списков.

Представляет собой древовидную  структуру данных, в которой одна ветвь содержит списки вершин, смежных  для каждой из вершин графа, а вторая ветвь указывает на очередную вершину графа. Такой способ представления графа является наиболее оптимальным.

2. Представление графа списком инцидентности. Алгоритм обхода графа в глубину

Для реализации графа в виде списка инцидентности можно использовать следующий тип:

Type List = ^S;

S = record;

inf : Byte;

next : List;

end;

Тогда граф задается следующим образом:

Var Gr : array[1..n] of List;

Теперь обратимся  к процедуре обхода графа. Это  вспомогательный алгоритм, который  позволяет просмотреть все вершины  графа, проанализировать все информационные поля. Если рассматривать обход графа в глубину, то существуют два типа алгоритмов: рекурсивный и нерекурсивный.

При рекурсивном  алгоритме обхода графа в глубину  мы берем произвольную вершину и, отыскиваем произвольную непросмотренную (новую) вершину v, смежную с ней. Затем принимаем вершину v за неновую и отыскиваем любую смежную с ней новую вершину. Если же у какой-либо вершины нет более новых непросмотренных вершин, то полагаем эту вершину использованной и возвращаемся на уровень выше в ту вершину, из которой попали в нашу использованную вершину. Обход продолжается таким образом до тех пор, пока в графе не останется новых непросмотренных вершин.

На языке Pascal процедура обхода в глубину  будет выглядеть следующим образом:

Procedure Obhod(gr : Graph; k : Byte);

Var g : Graph; l : List;

Begin

nov[k] := false;

g := gr;

While g^.inf <> k do

g := g^.next;

l := g^.smeg;

While l <> nil do begin

If nov[l^.inf] then Obhod(gr, l^.inf);

l := l^.next;

End;

End;

Примечание

В данной процедуре  при описании типа Graph имелось в  виду описание графа списком списков. Массив nov[i] – специальный массив, i-ый элемент которого равен True, если i-ая вершина не просмотрена, и False –  в противном случае.

Также часто  используется нерекурсивный алгоритм обхода. В этом случае рекурсия заменяется на стек. Как только вершина просмотрена, она помещается в стек, а использованной она становится, когда больше нет  новых вершин, смежных с ней.

3. Представление графа списком списков. Алгоритм обхода графа в ширину

Граф можно определить с помощью  списка списков следующим образом:

Type List = ^Tlist;

Tlist = record

inf : Byte;

next : List;

end;

Graph = ^TGpaph;

TGpaph = record

inf : Byte;

smeg : List;

next : Graph;

end;

При обходе графа в ширину мы выбираем произвольную вершину и просматриваем  сразу все вершины, смежные с  ней. Вместо стека используется очередь. Алгоритм обхода в ширину очень удобен при нахождении наикратчайшего пути в графе.

Приведем процедуру обхода графа в ширину на псевдокоде:

Procedure Obhod2(v);

{величины spisok, nov – глобальные}

Begin

queue = O;

queue <= v;

nov[v] = False;

While queue <> O do

Begin

p <= queue;

For u in spisok(p) do

If nov[u] then

Begin

nov[u] := False;

queue <= u;

End;

End;

End;

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 11. Объектный тип данных

 

1. Объектный тип в Pascal. Понятие объекта, его описание и использование

Исторически первым подходом в программировании являлось процедурное программирование, иначе называемое программированием  снизу вверх. Вначале создавались общие библиотеки стандартных программ, используемые в различных областях применения ЭВМ. Затем на основе этих программ создавались более сложные программы для решения конкретных задач.

Однако вычислительная техника  постоянно развивалась, ее стали применять для решения различных задач производства, экономики, в связи с чем возникла необходимость обработки данных различного формата и решения нестандартных задач (например, нечислового характера). Поэтому при разработке языков программирования стали обращать внимание на создание различных типов данных. Это способствовало появлению таких сложных типов данных, как комбинированные, множественные, строковые, файловые и др. Прежде чем решать задачу, программист проводил декомпозицию, т. е. разбиение задачи на несколько подзадач, для каждой из которых писался свой отдельный модуль. Основная технология программирования включала в себя три этапа:

1) проектирование сверху вниз;

2) модульное программирование;

3) структурное кодирование.

Но начиная с середины 60-х г. XX в., стали формироваться новые понятия и подходы, которые легли в основу технологии объектно-ориентированного программирования. В данном подходе осуществляется моделирование и описание реального мира на уровне понятий конкретной предметной области, к которой относится решаемая задача.

Информация о работе Информатика и информационные технологии