Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:45, курс лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины "Информатика и информационные технологии". Лаконичное и четкое изложение материала, продуманный отбор необходимых тем позволяют быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам по данному предмету.
Объектно-ориентированное программирование представляет собой метод программирования, который весьма близко напоминает наше поведение. Оно является естественной эволюцией более ранних нововведений в разработке языков программирования. Объектно-ориентированное программирование является более структурным, чем все предыдущие разработки, касающиеся структурного программирования. Оно также является более модульным и более абстрактным, чем предыдущие попытки абстрагирования данных и переноса деталей программирования на внутренний уровень. Объектно-ориентированный язык программирования характеризуется тремя основными свойствами:
1) Инкапсуляцией. Комбинирование записей с процедурами и функциями, манипулирующими полями этих записей, формирует новый тип данных – объект;
2) Наследованием. Определение объекта и его дальнейшее использование для построения иерархии порожденных объектов с возможностью для каждого порожденного объекта, относящегося к иерархии, доступа к коду и данным всех порождающих объектов;
3) Полиморфизмом. Присваивание действию одного имени, которое затем совместно используется вниз и вверх по иерархии объектов, причем каждый объект иерархии выполняет это действие способом, именно ему подходящим.
Говоря об объекте, мы вводим в рассмотрение новый тип данных – объектный. Объектный тип является структурой, состоящей из фиксированного числа компонентов. Каждый компонент является либо полем, содержащим данные строго определенного типа, либо методом, выполняющим операции над объектом. По аналогии с описанием переменных описание поля указывает тип данных этого поля и идентификатор, именующий поле: по аналогии с описанием процедуры или функции описание метода указывает заголовок процедуры, функции, конструктора или деструктора.
Объектный тип может наследовать компоненты другого объектного типа. Если тип Т2 наследует от типа Т1, то тип Т2 является потомком типа Т1, а сам тип Т1 является родителем типа Т2. Наследование является транзитивным, т. е. если ТЗ наследует от Т2, а Т2 наследует от Т1, то ТЗ наследует от Т1. Область (домен) объектного типа состоит из него самого и из всех его наследников.
Следующий исходный код приводит пример описания объектного типа, type
type
Point = object
X, Y: integer;
end;
Rect = object
A, B: TPoint;
procedure Init(XA, YA, XB, YB: Integer);
procedure Copy(var R: TRectangle);
procedure Move(DX, DY: Integer);
procedure Grow(DX, DY: Integer);
procedure Intersect(var R: TRectangle);
procedure Union(var R: TRectangle);
function Contains(P: Point): Boolean;
end;
StringPtr = ^String;
FieldPtr = ^TField;
TField = object
X, Y, Len: Integer;
Name: StringPtr;
constructor Copy(var F: TField);
constructor Init(FX, FY, FLen: Integer; FName: String);
destructor Done; virtual;
procedure Display; virtual;
procedure Edit; virtual;
function GetStr: String; virtual;
function PutStr(S: String): Boolean; virtual;
end;
StrFieldPtr = ^TStrField;
StrField = object(TField)
Value: PString;
constructor Init(FX, FY, FLen: Integer; FName: String);
destructor Done; virtual;
function GetStr: String; virtual;
function PutStr(S: String): Boolean;
virtual;
function Get: string;
procedure Put(S: String);
end;
NumFieldPtr = ^TNumField;
TNumField = object(TField)
private
Value, Min, Max: Longint;
public
constructor Init(FX, FY, FLen: Integer; FName: String;
FMin, FMax: Longint);
function GetStr: String; virtual;
function PutStr(S: String): Boolean; virtual;
function Get: Longint;
function Put(N: Longint);
end;
ZipFieldPtr = ^TZipField;
ZipField = object(TNumField)
function GetStr: String; virtual;
function PutStr(S: String): Boolean;
virtual;
end.
В отличие от других типов объектные типы могут описываться только в разделе описаний типов, находящемся на самом внешнем уровне области действия программы или модуля. Таким образом, объектные типы не могут описываться в разделе описаний переменных или внутри блока процедуры, функции или метода.
Тип компоненты
файлового типа не может иметь
объектный тип или любой
2. Наследование
Процесс, с помощью которого один тип наследует характеристики другого типа, называется наследованием. Наследник называется порожденным (дочерним) типом, а тип, которому наследует дочерний тип, называется порождающим (родительским) типом.
Ранее известные типы записей Pascal не могут наследовать. Однако Borland Pascal расширяет язык Pascal для поддержки наследования. Одним из этих расширений является новая категория структуры данных, связанная с записями, но значительно более мощная. Типы данных в этой новой категории определяются с помощью нового зарезервированного слова «object». Тип объекта может быть определен как полный, самостоятельный тип в манере описания записей Pascal, но он может определяться и как потомок существующего типа объекта путем помещения порождающего (родительского) типа в скобки после зарезервированного слова «object».
3. Создание экземпляров объектов
Экземпляр объекта создается посредством описания переменной или константы объектного типа или путем применения стандартной процедуры New к переменной типа «указатель на объектный тип». Результирующий объект называется экземпляром объектного типа;
var
F: TField;
Z: TZipField;
FP: PField;
ZP: PZipField;
С учетом этих описаний переменных, F является экземпляром TField, a Z – экземпляром TZipField. Аналогично, после применения New к FP и ZP FP будет указывать на экземпляр TField, a ZP – на экземпляр TZipField.
Если объектный тип содержит виртуальные методы, то экземпляры этого объектного типа должны инициализироваться посредством вызова конструктора перед вызовом любого виртуального метода.
Ниже приведен пример:
var
S: StrField;
egin
S.Init (1, 1, 25, 'Первое имя');
S.Put ('Владимир');
S.Display;
...
S.Done;
end.
Если S.Init не вызывался, то вызов S.Display приведет к неудачному завершению данного примера.
Присваивание экземпляра объектного типа не подразумевает инициализации экземпляра. Объект инициализируется кодом, генерируемым компилятором, который выполняется между вызовом конструктора и моментом когда выполнение фактически достигает первого оператора в блоке кода конструктора.
Если экземпляр объекта не инициализируется и проверка диапазона включена (директивой {SR+}), то первый вызов виртуального метода экземпляра объекта дает ошибку этапа выполнения. Если проверка диапазона выключена (директивой {SR—}), то первый вызов виртуального метода неинициализированного объекта может привести к непредсказуемому поведению.
Правило обязательной инициализации применимо также к экземплярам, которые являются компонентами структурных типов. Например:
var
Comment: array [1..5] of TStrField;
I: integer;
begin
for I := 1 to 5 do
Comment [I].Init (1, I + 10, 40, 'первое_имя');
.
.
.
for I := 1 to 5 do Comment [I].Done;
end;
Для динамических экземпляров инициализация,
как правило, связана с размещением,
а очистка – с удалением, что
достигается благодаря
var
SP: StrFieldPtr;
begin
New (SP, Init (1, 1, 25, 'первое_имя');
SP^.Put ('Владимир');
SP^.Display;
.
.
.
Dispose (SP, Done);
end.
Указатель на объектный тип является совместимым по присваиванию с указателем на любой родительский объектный тип, поэтому во время выполнения программы указатель на объектный тип может указывать на экземпляр этого типа или на экземпляр любого дочернего типа.
Например, указатель типа ZipFieldPtr может присваиваться указателям типа PZipField, PNumField и PField, а во время выполнения программы указатель типа PField может либо иметь значение nil, либо указывать на экземпляр TField, TNumField, или TZipField, или на любой экземпляр дочернего по отношению к TField типа.
Эти правила совместимости указател
4. Компоненты и область действия
Область действия идентификатора компоненты простирается за пределы объектного типа. Более того, область действия идентификатора компонента простирается сквозь блоки процедур, функций, конструкторов и деструкторов, которые реализуют методы объектного типа и его наследников. Исходя из этих соображений написание идентификатора компоненты должно быть уникальным внутри объектного типа и внутри всех его наследников, а также внутри всех его методов.
Область действия идентификатора компонента, описанного в части private описания типа, ограничивается модулем (программой), которая содержит описание объектного типа. Другими словами, частные (private) компоненты-идентификаторы действуют как обычные общедоступные идентификаторы в рамках модуля, который содержит описание объектного типа, а вне модуля любые частные компоненты и идентификаторы неизвестны и недоступны. Поместив в один модуль связанные типы объектов, можно сделать так, что эти объекты смогут обращаться к частным компонентам друг друга, и эти частные компоненты будут неизвестны другим модулям.
В описании объектного типа заголовок метода может задавать параметры описываемого объектного типа, даже если описание еще неполное.
ЛЕКЦИЯ № 12. Методы
1. Методы
Описание метода внутри объектного типа соответствует опережающему описанию метода (forward). Таким образом, где-нибудь после описания объектного типа, но внутри той же самой области действия, что и область действия описания объектного типа, метод должен реализоваться путем определения его описания.
Для процедурных и функциональных
методов определяющее описание имеет
форму обычного описания процедуры
или функции с тем исключением,
что в этом случае идентификатор
процедуры или функции
Для методов конструкторов и деструкторов определяющее описание принимает форму описания процедурного метода с тем исключением, что зарезервированное слово procedure заменяется зарезервированным словом constructor или destructor.
Определяющее описание метода может повторять (но не обязательно) список формальных параметров заголовка метода в объектном типе. В этом случае заголовок метода должен в точности повторять заголовок в объектном типе в порядке, типах и именах параметров и в типе возвращаемого функцией результата, если метод является функцией.
В определяющем описании метода всегда
присутствует неявный параметр с
идентификатором Self, соответствующий
формальному параметру-
Область действия идентификатора компонента объектного типа распространяется на блоки процедур, функций, конструкторов и деструктора, которые реализуют методы данного объектного типа. Эффект получается тот же, как если бы в начало блока метода был вставлен оператор with в следующей форме:
with Self do
begin
...
end;
Исходя из этих соображений написание идентификаторов компонентов, формальных параметров метода, Self и любого идентификатора, введенного в исполняемую часть метода, должно быть уникальным.
Если требуется уникальный идентификатор метода, то используется уточненный идентификатор метода. Он состоит из идентификатора типа объекта, за которым следуют точка и идентификатор метода. Как и любому другому идентификатору, идентификатору уточненного метода, если требуется, могут предшествовать идентификатор пакета и точка.
Виртуальные методы
По умолчанию методы являются статическими, однако они могут, за исключением конструкторов, быть виртуальными (посредством включения директивы virtual в описание метода). Компилятор разрешает ссылки на вызовы статических методов во время процесса компиляции, тогда как вызовы виртуальных методов разрешаются во время выполнения. Это иногда называют поздним связыванием.
Если объектный тип объявляет или наследует какой-либо виртуальный метод, то переменные этого типа должны быть инициализированы посредством вызова конструктора перед вызовом любого виртуального метода. Таким образом, объектный тип, который описывает или наследует виртуальный метод, должен также описывать или наследовать, по крайней мере, один метод-конструктор.