Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:45, курс лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины "Информатика и информационные технологии". Лаконичное и четкое изложение материала, продуманный отбор необходимых тем позволяют быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам по данному предмету.
Объектный тип может переопределять любой из методов, которые он наследует от своих родителей. Если описание метода в потомке указывает тот же идентификатор метода, что и описание метода в родителе, то описание в потомке переопределяет описание в родителе. Область действия переопределяющего метода расширяется до сферы действия потомка, в котором этот метод был введен, и будет оставаться таковой, пока идентификатор метода не будет переопределен снова.
Переопределение статического метода не зависит от изменения заголовка метода. В противоположность этому, переопределение виртуального метода должно сохранять порядок, типы и имена параметров, а также типы результатов функций, если таковые имеются. Более того, переопределение опять же должно включать директиву virtual.
Динамические методы
Borland Pascal поддерживает дополнительные методы с поздним связыванием, которые называются динамическими методами. Динамические методы отличаются от виртуальных только характером их диспетчеризации на этапе выполнения. Во всех других отношениях динамические методы считаются эквивалентными виртуальным.
Описание динамического метода эквивалентно описанию виртуального метода, но описание динамического метода должно включать в себя индекс динамического метода, который указывается непосредственно за ключевым словом virtual. Индекс динамического метода должен быть целочисленной константой в диапазоне от 1 до 656535 и должен быть уникальным среди индексов других динамических методов, содержащихся в объектном типе или его предках. Например:
procedure FileOpen(var Msg: TMessage); virtual 100;
Переопределение динамического метода должно соответствовать порядку, типам и именам параметров и точно соответствовать типу результата функции порождающего метода. Переопределение также должно включать в себя директиву virtual, за которой следует тот же индекс динамического метода, который был задан в объектном типе предка.
2. Конструкторы и деструкторы
Конструкторы и деструкторы
являются специализированными формами
методов. Используемые в связи с
расширенным синтаксисом
Конструкторы используются для инициализации вновь созданных объектов. Обычно инициализация основывается на значениях, передаваемых конструктору в качестве параметров. Конструктор не может быть виртуальным, так как механизм диспетчеризации виртуального метода зависит от конструктора, который первым совершил инициализацию объекта.
Приведем несколько примеров конструкторов:
constructor Field.Copy(var F: Field);
begin
Self := F;
end;
constructor Field.Init(FX, FY, FLen: integer; FName: string);
begin
X := FX;
Y := FY;
GetMem(Name, Length (FName) + 1);
Name^ := FName;
end;
constructor TStrField.Init(FX, FY, FLen: integer; FName: string);
begin
inherited Init(FX, FY, FLen, FName);
Field.Init(FX, FY, FLen, FName);
GetMem(Value, Len);
Value^ := '';
end;
Главным действием конструктора порожденного (дочернего) типа, такого как указанный выше TStr Field. Init, почти всегда является вызов соответствующего конструктора его непосредственного родителя для инициализации наследуемых полей объекта. После выполнения этой процедуры конструктор инициализирует поля объекта, которые принадлежат только порожденному типу.
Деструкторы являются противоположностями конструкторов и используются для очистки объектов после их использования. Обычно очистка состоит в удалении всех полей указателей в объекте.
Примечание
Деструктор может быть виртуальным и часто является таковым. Деструктор редко имеет параметры.
Приведем несколько примеров деструкторов:
destructor Field.Done;
begin
FreeMem(Name, Length (Name^) + 1);
end;
destructor StrField.Done;
begin
FreeMem(Value, Len);
Field.Done;
end;
Деструктор дочернего типа, такой как указанный выше TStrField. Done, обычно сначала удаляет введенные в порожденном типе поля указателей, а затем в качестве последнего действия вызывает соответствующий сборщик-деструктор непосредственного родителя для удаления унаследованных полей указателей объекта.
3. Деструкторы
Borland Pascal предоставляет специальный
тип метода, называемый сборщиком
мусора (или деструктором) для очистки
и удаления динамически размеще
Деструктор определяется совместно со всеми другими методами объекта в определении типа объекта:
tyрe
TEmployee = object
Name: string[25];
Title: string[25];
Rate: Real;
constructor Init(AName, ATitle: String; ARate: Real);
destructor Done; virtual;
function GetName: String;
function GetTitle: String;
function GetRate: Rate; virtual;
function GetPayAmount: Real; virtual;
end;
Деструкторы можно наследовать, и они могут быть либо статическими, либо виртуальными. Поскольку различные программы завершения, как правило, требуют различные типы объектов, обычно рекомендуется, чтобы деструкторы всегда были виртуальными, благодаря чему для каждого типа объекта будет выполнен правильный деструктор.
Зарезервированное слово destructor не требуется указывать для каждого метода очистки, даже если определение типа объекта содержит виртуальные методы. Деструкторы в действительности работают только с динамически размещенными объектами.
При очистке динамически размещенного объекта деструктор осуществляет специальные функции: он гарантирует, что в динамически распределяемой области памяти всегда будет освобождаться правильное число байтов. Не может быть никаких опасений по поводу использования деструктора применительно к статически размещенным объектам; фактически, не передавая типа объекта деструктору, программист лишает объект данного типа полных преимуществ управления динамической памятью в Borland Pascal.
Деструкторы
в действительности становятся самими
собой тогда, когда должны очищаться
полиморфические объекты и
Полиморфические объекты – это те объекты, которые были присвоены родительскому типу благодаря правилам совместимости расширенных типов Borland Pascal. Экземпляр объекта типа THourly присвоенный переменной типа TEmployee, является примером полиморфического объекта. Эти правила также могут быть применены к объектам; указатель на THourly может свободно быть присвоен указателю на TEmployee, а указуемый этим указателем объект опять же будет полиморфическим объектом. Термин «полиморфический» является подходящим, так как код, обрабатывающий объект, «не знает» точно во время компиляции, какой тип объекта ему придется в конце концов обработать. Единственное, что он знает, – это то, что этот объект принадлежит иерархии объектов, являющихся потомками указанного типа объекта.
Очевидно, что размеры типов объектов отличаются. Поэтому, когда наступает время очистки размещенного в динамической памяти полиморфического объекта, то как же Dispose узнает, сколько байт динамического пространства нужно освобождать? Во время компиляции из полиморфического объекта нельзя извлечь никакой информации относительно размера объекта.
Деструктор
разрешает эту головоломку
Для выполнения этого освобождения памяти при позднем связывании деструктор нужно вызывать как часть расширенного синтаксиса процедуры Dispose:
Dispose(P, Done);
(Вызов деструктора
вне процедуры Dispose вообще не
выполняет никакого
Заметьте, что сам по себе метод деструктора может быть пуст и выполнять только эту функцию:
destructor AnObject.Done;
begin
end;
To, что делается полезного в этом деструкторе, не является достоянием его тела, однако при этом компилятором генерируется код эпилога в ответ на зарезервированное слово destructor. Это напоминает модуль, который ничего не экспортирует, но который осуществляет некоторые невидимые действия за счет выполнения своей секции инициализации перед стартом программы. Все действия происходят «за кулисами».
4. Виртуальные методы
Метод становится виртуальным, если за его объявлением в типе объекта стоит новое зарезервированное слово virtual. Если объявляется метод в родительском типе как virtual, то все методы с аналогичными именами в дочерних типах также должны объявляться виртуальными во избежание ошибки компилятора.
Ниже приведены
объекты из примера платежной
ведомости, должным образом
tyрe
PEmрloyee = ^TEmployee;
TEmployee = object
Name, Title: string[25];
Rate: Real;
constructor Init (AName, ATitle: String; ARate: Real);
function GetPayAmount : Real; virtual;
function GetName : String;
function GetTitle : String;
function GetRate : Real;
рrocedure Show; virtual;
end;
PHourly = ^THourly;
THourly = object(TEmployee);
Time: Integer;
constructor Init (AName, ATitle: String; ARate: Real; Time: Integer);
function GetPayAmount : Real; virtual;
function GetTime : Integer;
end;
PSalaried = ^TSalaried;
TSalaried = object(TEmployee);
function GetPayAmount : Real; virtual;
end;
PCommissioned = ^TCommissioned;
TCommissioned = object(Salaried);
Commission : Real;
SalesAmount : Real;
constructor Init (AName, ATitle: String; ARate,
ACommission, ASalesAmount: Real);
function GetPayAmount : Real; virtual;
end;
Конструктор является специальным типом процедуры, которая выполняет некоторую установочную работу для механизма виртуальных методов. Более того, конструктор должен вызываться перед вызовом любого виртуального метода. Вызов виртуального метода без предварительного вызова конструктора может привести к блокированию системы, а у компилятора нет способа проверить порядок вызова методов.
Каждый тип объекта, имеющий виртуальные методы, обязан иметь конструктор.
Предупреждение
Конструктор должен вызываться перед вызовом любого другого виртуального метода. Вызов виртуального метода без предыдущего обращения к конструктору может вызвать блокировку системы, и компилятор не сможет проверить порядок, в котором вызываются методы.
Примечание
Для конструкторов объекта предлагается использовать идентификатор Init.
Каждый отдельный экземпляр
объекта должен инициализироваться
отдельным вызовом
var
FBee, GBee: Bee; { создать два экземпляра Bee }
begin
FBee.Init(5, 9) { вызов конструктора для FBee }
GBee := FBee; { Gbee недопустим! }
end;
Что же именно создает конструктор? Каждый тип объекта содержит нечто, называемое таблицей виртуального метода (ТВМ) в сегменте данных. ТВМ содержит размер типа объекта и для каждого виртуального метода указатель на код, выполняющий данный метод. Конструктор устанавливает связь между вызывающей его реализацией объекта и ТВМ типа объекта.
Важно помнить, что имеется только одна ТВМ для каждого типа объекта. Отдельные экземпляры типа объекта (т. е. переменные этого типа) содержат только соединение с ТВМ, но не саму ТВМ. Конструктор устанавливает значение этого соединения в ТВМ. Именно благодаря этому нигде нельзя запустить выполнение перед вызовом конструктора.
5. Поля данных объекта и формальные параметры метода
Выводом из того факта, что методы и их объекты разделяют общую область действия, является то, что формальные параметры метода не могут быть идентичными любому из полей данных объекта. Это является не каким-то новым ограничением, налагаемым объектно-ориентированным программированием, а, скорее, теми же самыми старыми правилами области действия, которые Pascal имел всегда. Это то же самое, что и запрет для формальных параметров процедуры быть идентичными локальным переменным этой процедуры: