Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 17:38, контрольная работа
Общая трудность модернизации образования — пересмотр системы приоритетов образовательных целей. Информатизация образования непосредственно связана с изменением целей образования, содержанием, педагогическими технологиями. Иногда, даже при положительном отношении к идее широкого использования в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий, эту идею сводили к «автоматизации учебного процесса», «электронным учебникам» и т. д. вместо серьезного и глубокого применения информационных инструментов и ресурсов для развития учащихся.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ…..4 - 5
2. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………….6 - 9
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИСКОВ В ХОДЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………….10 - 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..12 - 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….14
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ…..4 - 5
2. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ…………
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИСКОВ
В ХОДЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….14
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Современный период развития общества определяется как этап информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств сбора, анализа, обработки, передачи, архивного хранения больших объемов информации на базе компьютерной техники, а также разнообразных устройств передачи данных, включая телекоммуникационные сети.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
Современное компьютерное образование является составной частью становления ученика-личности – ее развития, образования, воспитания, оно призвано формировать у подрастающего поколения собственное социальное основание, внутренний импульс развития – высокий уровень совести, духовности, культуры. Следовательно, компьютерное образование становится личностно ориентированным, его цель – поиск и отыскание смыслов, создание новой системы ценностей, саморазвитие и самореализация в компьютерной среде.
Концепция модернизации образования, проект “Информатизация системы образования” и, наконец, технический прогресс ставят перед образованием задачу формирования ИКТ-компетентной личности, способной применять знания и умения в практической жизни для успешной социализации в современном мире.
Общая трудность модернизации образования — пересмотр системы приоритетов образовательных целей. Информатизация образования непосредственно связана с изменением целей образования, содержанием, педагогическими технологиями. Иногда, даже при положительном отношении к идее широкого использования в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий, эту идею сводили к «автоматизации учебного процесса», «электронным учебникам» и т. д. вместо серьезного и глубокого применения информационных инструментов и ресурсов для развития учащихся.
1. ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Процесс информатизации школы в России был начат еще в 1985 году Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, согласно которому массовая информатизация школы исходно включала два основных направления: обеспечение массовой компьютерной грамотности молодежи и повышение эффективности всего образовательного процесса. Решение первой проблемы было начато уже со второй половины 80–х годов, а вот вторая задача весьма далека от своего решения сегодня.
Анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования: электронизация, компьютеризация и информатизация образовательного процесса.
Первый этап – характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х – начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х – начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.
Второй этап (с середины 70-х годов по 90-е годы) связан с появлением более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интерфейс, и характеризуется в первую очередь использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером. Компьютерные образовательные технологии позволили на основе моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т. п.) процессы и явления. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.
Третий, современный этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий.
Введение в 1985 г. нового предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в учебный план школ, не имевших в то время компьютеров, не позволяло рассчитывать на быстрое и кардинальное улучшение качества обучения. Это был только первый шаг по пути, который предстояло пройти.
У истоков информатизации образования стояли выдающиеся ученые – академики А.П. Ершов, Е.П. Велихов, Н.Н. Красовский, В.А. Мельников, создавшие концепцию информатизации образования; руководители отрасли – Ф.И. Перегудов, В.И. Афанасьев, М.Р. Леонтьев, А.Ю. Уваров, усилиями которых удалось не только успешно начать процесс информатизации образования в России, но и определить основные направления его развития на годы вперед.
Школа сегодня берет курс на либерализацию учебного процесса. Новые требования, выдвигаемые временем, научно–техническим прогрессом, ориентирует ее на поиск технологий, обеспечивающий качественно новый подход к образованию учащихся.
2. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Информатизация общества и образования — неизбежная закономерность развития современной цивилизации, которая распространяется на все страны мирового сообщества. Поэтому будущему учителю важно знать новую терминологию, основные закономерности развития этого процесса и результаты его воздействия на систему образования, понимать неизбежность постоянных изменений структуры образования, влияющих на сферу профессиональной деятельности учителя.
Появление новых программных, программно-аппаратных средств, периферийного оборудования, модернизация средств информатики, средств информатизации и коммуникации приводят к постоянной корректировке терминологии.
Скорость появления новых определений в области теории и практики информатизации общества и образования сопоставима со скоростью происходящих изменений.
В современном понимании информатизация общества представляет собой бурно развивающийся глобальный социальный процесс.
Информатизация — процесс широкого внедрения современных высокотехнологичных систем обработки и использования информации во всех сферах жизни общества, роста информационных ресурсов и накопления интеллектуального потенциала общества в цифровом формате.
Доминирующим видом деятельности человека становится информационная деятельность, осуществляемая на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.
Информационная деятельность — деятельность по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отражению, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих.
Отличительная особенность информационной деятельности с использованием современных средств ИКТ - скоростная передача любых объемов информации, представленной в цифровом формате.
Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Процесс информатизации образования реализуется в три этапа. Первый этап - массовые закупки учреждениями образования компьютерных классов и периферийного оборудования, подключение к сети Интернет. Второй этап - разработка учебно-методических комплексов нового поколения. Третий этап - трансформация традиционного образования.
Перечислим важнейшие цели процесса информатизации образования и рассмотрим их более подробно.
1. Реализация социального заказа современного общества.
2. Развитие личности
3. Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования.
В условиях постоянного роста числа людей, занятых в информационной сфере, первая и важнейшая цель информатизации образования - реализация социального заказа современного общества на подготовку молодого человека в области информатики, информационных и коммуникационных технологий.
Дальнейшее развитие и внедрение во все сферы жизни и деятельности человека средств информатизации и коммуникации позволяют говорить о формировании новой информационной среды, в которой нам предстоит жить и работать в ближайшие годы. В учебном учреждении должны быть созданы такие условия для осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельности по представлению и извлечению знания из различных информационных источников, которые будут максимально приближены к деятельности в новой социокультурной среде. Это позволит выпускнику школы быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира. Причем подготовка молодого человека должна быть не только достаточной для реализации им возможностей ИКТ во всех сферах жизни и деятельности в информационном обществе, но и, что особенно важно, носить опережающий характер.
Вторая цель — развитие личности обучающегося, формирование его творческих способностей, социальных и коммуникативных качеств в целях подготовки к эффективной жизнедеятельности в информационном обществе. Достижение этой цели потребует постоянного совершенствования содержания, форм, методов и средств обучения на базе средств информатизации и коммуникации; максимального учета индивидуальных особенностей обучаемого и предпочитаемых способов работы с учебным материалом.
Новые формы и методы обучения должны обеспечивать развитие творческой, активной, инициативной личности; удовлетворение познавательных и духовных потребностей обучаемых; создание условий для гармоничного развития личности. Информационная деятельность ученика и информационное взаимодействие (между учеником, учителем и средством обучения) должны способствовать становлению таких личностных качеств ученика, как способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, развитию познавательного интереса, трудолюбия, умения применять полученные знания на практике.
Третья цель информатизации образования — интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования. Информатизация образования сопровождается массовым внедрением в педагогическую практику новых методов и средств обучения на базе микропроцессорной техники, средств передачи информации и педагогических технологий, основанных на этих средствах, что создает условия для серьезных качественных изменений в методологии и практике организации учебного процесса. Реализация уникальных возможностей ИКТ способствует совершенствованию организационных форм и методов обучения, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, обеспечивает одновременное развитие личности обучаемого и его интеллектуального потенциала, формирование у него умений самостоятельно собирать, обрабатывать, передавать информацию об изучаемых объектах, явлениях, процессах.
Быстрое развитие технологий мультимедиа, гипермедиа и телекоммуникации сопровождается проникновением их в сферу образования.
Информатизация образования и как процесс, и как область научного знания нацелена на решение комплекса задач и проблем. Выделим основные задачи, стоящие перед системой образования.
1. Разработка новых методов
и организационных форм
2. Создание учебно-методических комплексов нового поколения.
3. Разработка и внедрение
в учебном заведении
4. Наполнение и использование
распределенного
Рассмотрим перечисленные задачи и обозначим возможности их решения.
Реализация идей информатизации образования требует разработки специальных методов и организационных форм обучения, обеспечивающих переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвоения факто логических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новое знание, пользуясь современными способами представления и извлечения учебного материала и технологиями информационного взаимодействия.
Особое внимание в процессе информатизации уделяется влиянию новых средств обучения на личность обучаемого. Обучаемый в новых условиях является не просто потребителем учебной информации. Он становится мыслителем, генератором новых для себя знаний.