Информатизация образования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

Общая трудность модернизации образования — пересмотр системы приоритетов образовательных целей. Информатизация образования непосредственно связана с изменением целей образования, содержанием, педагогическими технологиями. Иногда, даже при положительном отношении к идее широкого использования в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий, эту идею сводили к «автоматизации учебного процесса», «электронным учебникам» и т. д. вместо серьезного и глубокого применения информационных инструментов и ресурсов для развития учащихся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ…..4 - 5
2. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………….6 - 9
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИСКОВ В ХОДЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………….10 - 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..12 - 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….14

Файлы: 1 файл

К.р. Информатизация образования РФ.docx

— 37.41 Кб (Скачать файл)

Электронные информационные ресурсы на базе средств ИКТ — это не просто база учебно-методических материалов, а мощное средство для развития мышления, становления творческой, активной, инициативной личности.

Разработка новых моделей образования в условиях расширения спектра применения компьютеров в учебном процессе потребует серьезной работы по созданию новых учебно-методических комплексов.

Современные учебно-методические комплексы включают в себя не только бумажные варианты учебных пособий (учебников, рабочих тетрадей и т.д.) для учеников, методических материалов для учителей (детальное описание методики проведения каждого занятия), но и разнообразные электронные учебно-методические материалы для всех участников учебного процесса. Эти электронные учебные материалы могут включать в себя информационные, моделирующие, демонстрационные и другие типы электронных средств образовательного назначения; тестирующие, диагностирующие программы для контроля и оценки уровня знаний обучаемых, установления интеллектуального потенциала, проведения психодиагностики; системы автоматизации процессов обработки учебного, исследовательского, демонстрационного лабораторного эксперимента, как реального, так и виртуального.

Автоматизация процессов обработки информационных потоков внутри учебного заведения, обработки нормативной, учебно-методической, технической и другой информации, поступающей в учреждения образования, упрощает ведение делопроизводства, определяет действенность принимаемых управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИСКОВ В ХОДЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Процесс информатизации влечет за собой возникновение рисковых ситуаций и рисков всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, учителей (педагога-предметника), администрации учебных заведений. Рассмотрим риски, связанные с деятельностью учителя.

В ходе использования современных средств информатизации образования в  своей профессиональной деятельности, педагог сталкивается со следующими видами риска:

 

1. Политический риск, в  понятие которого входит несколько  составляющих:

    • это риск, связанный с различными политическими событиями. Школе следует понимать эти процессы и обстоятельства, которые их сопровождают, иметь какие-либо жизненные и психологические схемы на случай возникновения таких событий.
    • это  риск,  связанный  с  неожиданными  правительственными  законами  и  постановлениями,  касающимся образования и информатизации образования.
    • риск, связанный с расхождением между социальными требованиями к школе и ее возможностями в процессе формирования ИКТ-компетентности учащихся.

2. Личностный риск возникает всегда, когда нарушается режим оптимального социального регулирования двух относительно автономных процессов: образования и формирования нравственного самосознания, когда педагогу (особенно это касается возрастных педагогов) необходимо осваивать  внедрять средства информационных в учебный процесс при переходе на новые ФГОС.

3. Физический риск первую очередь сопряжен с риском заболевания такими «типичными» школьными болезнями  как  близорукость  (с  увеличением  количества  времени,  проводимого  за  компьютером),  сколиоз, бронхит и т.д.

4.  Социальный  риск  основан  на  идее  множественности  равноправных  ценностных  систем,  вырабатываемых  в  процессе  социокультурного  развития,  и  предопределяется  степенью  совпадения  личных  целей, установок,  ожиданий,  запросов  учителя  с  групповыми  целями,  возможностями,  замыслами  и  назначением педагогического коллектива.

5. Риск несоответствия, который непосредственно ощущается как личностный риск, как опасность для «Я», предъявляемым к нему личностным и профессиональным требованиям. Риск самораскрытия заставляет учителя говорить не то, что на душе, и приводит к педагогическому лицемерию, очень распространенному явлению  в  педагогической  среде,  что  является  обыкновенной  защитной  реакцией  здорового  человека,  выбравшего такую опасную профессию.

Перечисленные виды рисков, с которыми сталкивается учитель-предметник в своей профессиональной деятельности,  составляют  далеко  не  полный  список  рисков  педагога  в  процессе  информатизации  системы образования, данный вопрос требует дальнейшего изучения и всесторонней проработки для всех участников образовательного процесса.

Также можно сказать, что не менее значительные риски могут возникнуть и у учеников:

 

  • Возможная перегрузка учеников;
  • Доступность нежелательной информации для учеников (порнографической, экстремистской и т. п.);
  • Подмена исследовательской работы, творческой, реферативной простым «скачиванием» информации их Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном мире все взаимосвязано. Становится очевидным, что информатизация образования и развитие информационного общества тесно связаны. С одной стороны становление информационного общества существенно влияет на процессы проникновения информационных технологий во все сферы образовательной деятельности, с другой стороны информатизация образования формируя информационную культуру членов общества, существенно способствует его информатизации.

Очень часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационных и коммуникационных технологий только в учебный процесс. Это, действительно, важнейшее направление информатизации образования, оказывающее определяющее влияние на повышение качества подготовки специалистов. Однако, изучая особенности применения средств ИКТ в общем среднем образовании, важно понимать, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности учреждений общего среднего образования, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных ИКТ.

Неотъемлемой частью деятельности практически каждого учебного заведения является проведение научных и научно-методических исследований. Общеизвестно, что использование информационных и коммуникационных технологий позволяет не только качественно поднять их уровень, но и способствует повышению профессионализма выпускников.

Информационные технологии способны существенно повысить эффективность внеучебной деятельности школьников. Очень часто данная область, традиционно не привлекающая должного внимания со стороны учителей и учащихся, становится более приоритетной при условии полноценной информатизации образования.

Большинство учебных заведений испытывают серьезные трудности в организации управления различными направлениями образовательной деятельности. Это порождено дефицитом времени, перегрузкой педагогов и администрации школ, частое изменение нормативно-правовой базы в сфере общего среднего образования, отсутствие централизованного обеспечения информацией, расширение профильного обучения, необходимость ведения планово-финансовой деятельности, сложность привлечения в учебные заведения специалистов высокой квалификации и многие другие.

Использование информационных технологий способствует улучшению административной деятельности, поддержке управленческих и научных исследований, расширению рамок процесса обучения, повышению эффективности персональной деятельности школьников. Это не случайно, поскольку процедура управления учебным процессом (планирования, организации, учета выполнения учебной работы, анализа качества и эффективности учебного процесса) отличается высокой степенью трудоемкости, повторяемостью однотипных действий, большим объемом информации, высокой степенью риска в допущении ошибок.

Еще одним направлением информатизации образования является подготовка квалифицированных специалистов по разработке и применению технологий и средств информатизации образования.

Кроме всего этого к информатизации образования в полной мере можно отнести еще и методы использования средств ИКТ в очном и дистанционном обучении, особенности функционирования виртуальных учебных заведений, проблемы применения ИКТ во взаимодействии школ с родителями и общественностью, а также многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Инновационные технологии в обучении и воспитании: Материа-лы  Международной  научно-практической  конференции  [Текст].  –  Елец, 2009.
  2. Информатизация  образования  –  2005:  материалы  Международ-ной научно-практической конференции [Текст]. – Елец, 2005.
  3. Педагогика,  лингвистика  и  информационные  технологии:  Мате-риалы Международной научно-практической конференции [Текст]. – Елец, 2007.
  4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е издание. – М.: ИИО РАО, 2010. – 356 с.

 

 


Информация о работе Информатизация образования РФ