Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:09, дипломная работа
Цель исследования: методические особенности применения интерактивных технологий на уроках информатики и ИКТ.
Задачи:
Рассмотреть использование интерактивных методов на уроках информатики и ИКТ;
Рассмотреть роль информационных технологий в обучении школьников;
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, посвященную использованию компьютеров в учебном процессе;
Изучить некоторые имеющиеся программные разработки в области компьютеризации учебного процесса при обучении информатики;
Выявить практическую значимость использования интерактивных технологий при обучении информатики;
Введение
3
Глава I. Теоретические основы интерактивного обучения
6
Информатизация образования
6
Компьютер как средство обучения
10
Классификация учебно-программных средств
17
1.4 Использование интерактивных методов на уроках информатики и ИКТ
21
Выводы по I главе
25
Глава II. Методические особенности использования интерактивных технологий при обучении школьников на уроках информатики и ИКТ
27
2.1 Роль информационных технологий в обучении школьников
27
2.2 Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ
31
2.3 Разработка конспектов уроков с использованием интерактивных технологий
35
Выводы по II главе
52
Заключение
53
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Арзамасский филиал
Физико-математический факультет
Кафедра информатики, теории и методики обучения информатике
Выполнил:
Шечков Е.А.,
студент V курса
очной формы обучения,
специальность/(направление) «Информатика с дополнительной
специальностью математика»
Выпускная квалификационная работа
Интерактивные технологии в образовании
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Кангина Л.М.
Рецензент:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры ТиМОИ
Допущен к защите
Заведующий кафедрой, уч. степень, уч. звание,
____________________________ Фамилия И.О.
(подпись)
«____»_________________ 2013 г.
Арзамас
2013
Содержание
Введение |
3 |
Глава I. Теоретические основы интерактивного обучения |
6 |
|
6 |
|
10 |
|
17 |
1.4 Использование интерактивных методов на уроках информатики и ИКТ |
21 |
Выводы по I главе |
25 |
Глава II. Методические особенности использования интерактивных технологий при обучении школьников на уроках информатики и ИКТ |
27 |
2.1 Роль информационных технологий в обучении школьников |
27 |
2.2 Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ |
31 |
2.3 Разработка конспектов уроков с использованием интерактивных технологий |
35 |
Выводы по II главе |
52 |
Заключение |
53 |
Литература |
54 |
Введение
Задачи и проблемы современного образования постоянно обсуждаются в нашей стране на самом высоком уровне. И это неудивительно, ведь сегодняшние школьники и студенты завтра будут строить будущее своей страны, укреплять ее престиж, повышать уровень жизни ее граждан. В настоящее время, когда образовательные стандарты постоянно повышаются, очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. На помощь и педагогам, и ученикам приходят современные интерактивные образовательные технологии, реализация которых требует применения специально разработанного с этой целью оборудования.
В настоящее время понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы, и т.д. Путь, которым шли отечественные образовательные учреждения в течение многих лет – расширение объема знаний – в настоящее время не может считаться эффективным.
Необходимо увеличивать не количество знаний, а качество их усвоения и умение применять их на практике. Это подразумевает отказ от методов, требующих от ученика простого воспроизведения полученной информации. Сегодня от школьников и студентов вузов требуется еще и умение сразу же применять полученные знания и навыки на практике, а также создавать что-то новое на базе полученной информации. Этих целей практически невозможно достигнуть без использования методов обучения, которые делали бы учеников не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. Именно такая возможность появилась с использованием современных интерактивных технологий обучения.
Наибольшую эффективность будет иметь такая система подачи знаний, которая предполагает не изложение готовой информации, а ее поиск, как организованный преподавателем, так и самостоятельный. Современные интерактивные технологии в образовании дают возможность применять с этой целью не только учебники, но и ресурсы Интернета. Кроме того, с их использованием может быть организовано взаимодействие как учителя и учеников, так и учеников друг с другом. А роль учителя, применяющего интерактивные технологии в преподавании, сводится не столько к простому изложению знаний, сколько к умению направить познавательные способности учащихся в нужное русло.
Применение интерактивных технологий в обучении практически не имеет ограничений. Отлично зарекомендовали себя интерактивные технологии в начальной школе, а преподаватели многих колледжей и вузов уже не мыслят организации эффективного учебного процесса без применения интерактивного оборудования, именно поэтому данная тема так актуальна.
Объектом исследования является использование интерактивных технологий при обучении школьников информатике и ИКТ.
Предмет исследования: методика использования интерактивных технологий при обучении школьников информатики и ИКТ.
Цель исследования: методические особенности применения интерактивных технологий на уроках информатики и ИКТ.
Задачи:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Задачи исследования, их решения и логическая последовательность определили структуру и содержание дипломной работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Глава I. Теоретические основы интерактивного обучения
В данной главе будут рассмотрены основные интерактивные технологии в образовании, в частности на уроках информатики и ИКТ. Глава состоит из четырех пунктов.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объективных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а так же повышения их надежности и оперативности [12, c. 169].
Современные новые информационные технологии обучения, исходя из принципов, сформулированных Б.Е. Патонов, В.И. Гриценко и Б.В. Паньшиным, определяется как совокупность внедряемых в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются.
Компьютерное обучение - такая система обучения, в которой одним из технических средств обучения выступает компьютер. Однако современные разнообразные технические средства обучения все больше развиваются на основе последних достижений макро- и микроэлектроники, поэтому многие специалисты предлагают использовать более общий термин - электронное обучение, т.е. обучение с помощью систем и устройств современной электроники. Различают два основных вида электронного обучения:
Информатизация образования - процесс довольно сложный и требующий определенного времени и поэтапности осуществления:
-Массовое освоение средств новых информационных технологий - создание компьютерных классов, средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, систем интерактивного видео, баз данных и программных средств путем базовой подготовки учителей и учащихся;
-Активное внедрение средств новых информационных технологий в традиционные учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения, компьютерных курсов; видео- и аудиоматериалов на компактных дисках;
-Радикальная перестройка непрерывного образования, введение дистанционного обучения, смена методической основы обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным.
Учителя уже стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как телеконференции, электронная почта, видеокниги на лазерных дисках, электронные книги для микрокомпьютеров, системы мультимедиа [6, c. 124]. Неизбежен пересмотр организационных форм учебного процесса путем увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий. Эти тенденции усиливают также отчетливо осознаваемые как обществом, так и педагогами в смене образовательных парадигм. Учащиеся должны перестать пассивно, воспринимать готовые факты, законы, понятия, суждения, они все чаще будут ставиться в ситуации самостоятельного решения проблемных задач, т.е. начнет осуществляться переход на конструктивистский и коннективистский подходы к обучению. Первый предполагает значительное расширение самостоятельной поисковой деятельности учащихся, а второй - поиск обучаемыми связей между понятиями и явлениями, представляющимися на первый взгляд разрозненными и несвязанными между собой. Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становиться исследователем, программистом, организатором, консультантом.
Введение технологии средств обучения в процесс обучения, которое многими исследователями определяется как технологическая революция в образовании, началось с разработки первых программ аудиовизуального обучения в 30-х годах в США. В школе эти средства появляются в 40-х годах. С середины 50-х годов намечается технологический подход к их использованию, теоретической базовой которого становиться идея программированного обучения [10, c. 321]. Разрабатываются аудиовизуальные средства, специально предназначенные для учебных целей: средства обратной связи, электронные классы, обучающие машины, лингафонные кабинеты, тренажеры и др. В 70-е годы усиливаются теоретическая разработка использования технических средств в процессе обучения и появляются новейшие средства, такие как видеомагнитофоны, карусельный кадропроектор, полиэкран, электронная доска и др. В 80-е годы стали создаваться дисплейные классы, увеличилось количество и качество педагогических программных средств, применение систем интерактивного видео. В 90-е годы в образовательных учреждениях стала использоваться мультимедийная аппаратура. Мультимедиа - современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию; создается VRML - язык моделирования виртуальной реальности.