Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:09, дипломная работа
Цель исследования: методические особенности применения интерактивных технологий на уроках информатики и ИКТ.
Задачи:
Рассмотреть использование интерактивных методов на уроках информатики и ИКТ;
Рассмотреть роль информационных технологий в обучении школьников;
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, посвященную использованию компьютеров в учебном процессе;
Изучить некоторые имеющиеся программные разработки в области компьютеризации учебного процесса при обучении информатики;
Выявить практическую значимость использования интерактивных технологий при обучении информатики;
Введение
3
Глава I. Теоретические основы интерактивного обучения
6
Информатизация образования
6
Компьютер как средство обучения
10
Классификация учебно-программных средств
17
1.4 Использование интерактивных методов на уроках информатики и ИКТ
21
Выводы по I главе
25
Глава II. Методические особенности использования интерактивных технологий при обучении школьников на уроках информатики и ИКТ
27
2.1 Роль информационных технологий в обучении школьников
27
2.2 Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ
31
2.3 Разработка конспектов уроков с использованием интерактивных технологий
35
Выводы по II главе
52
Заключение
53
Литература
Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная – закрепить знания учащихся по способам представления чисел в позиционных системах счисления, переводу десятичных чисел в любую другую и обратно.
Развивающая – развитие логического мышления, формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний, умения обобщать, систематизировать полученные знания.
Воспитательная – воспитание познавательного интереса учащихся, чувства товарищества, умения слушать.
Методы обучения: репродуктивный, частично- поисковый.
Средства обучения:
Учебно-методические:
Программные: операционная система в классе(Windows ОС), и программное обеспечение (Microsoft office word, Paint)
Технические: персональные компьютеры, проектор, доска.
План урока:
1. Организационный момент (2 мин).
2. Актуализация опорных знаний (8 мин).
3. Изучение нового материала (30 мин).
4.Объявление домашнего задания (4 мин).
5.Подведение итогов урока (1 мин) .
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Орг. момент. «Здравствуйте! Садитесь». «Дежурный, назовите отсутствующих ».
«Откройте ваши тетради и запишите дату». Учитель пишет на доске дату, Классная работа. |
Ученики приветствуют учителя и садятся. Дежурный встает и называет отсутствующих Открывают тетради и записывают дату, Классная работа. |
2.Актуализация опорных знаний. Вначале урока краткое повторение и проверка домашнего задания.. Вопросы: - В каком виде представлена числовая информация в памяти компьютера? - Для чего используются системы счисления? - Какие виды систем счисления вы знаете? Привести свои примеры. - Чем отличаются позиционные системы от непозиционных?. Вспомним, как записывается развернутая форма числа на примере. Кто желает к доске? 1)5319,12= 2)15525510 = 3)2534,6510 =
Что вы можете сказать про развернутую форму представления числа? |
Отвечают на вопросы.
К доске выходит ученик 1)5319,12=5000+300+10+9+0,1+0, 2)15525510 = 1 ·105 + 5 ·104 + 5 ·103 + 2 ·102 + 5 ·101 + 5 ·100 3)2534,6510 = 2 ·103 + 5 ·102 + 3 ·101 + 4 ·100 + 6 ·10-1 + 5 ·10-2 Цифры в целой части умножаются на положительные степени числа 10, а цифры в дробной части – на отрицательные степени. Показатель степени является номером соответствующего разряда. |
3.Изучение новой темы. Сегодня на уроке мы изучим тему «Перевод чисел из одной системы счисления в другую». Цель нашего урока научится переводить число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления и наоборот. Но в начале мы рассмотрим, как можно представить любое целое неотрицательное число. В позиционных системах значение записи целого числа определяется по следующему правилу: пусть — запись числа A, – цифры, тогда (1) где p — целое число большее 1, которое называется основанием системы счисления. Для того, чтобы при заданном p- любое неотрицательное целое число можно было бы записать по формуле (1) и притом единственным образом, числовые значения различных цифр должны быть различными целыми числами, принадлежащими отрезку от 0 до p-1. Рассмотрим пример:
Во всех позиционных системах для записи отрицательных чисел, так же как и в десятичной системе используется знак ‘–‘. Для отделения целой части числа от дробной используется запятая. Значение записи числа A определяется по формуле, являющейся обобщением формулы (1): (2) Рассмотрим пример:
Следует понимать, что при переводе числа из одной системы счисления в другую количественное значение числа не изменяется, а меняется только форма записи числа, так же как при переводе названия числа, например, с русского языка на английский.
Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную выполняется непосредственным вычислением по формуле (1) для целых и формуле (2) для дробных чисел. Запишем алгоритм для перевода целых чисел:
Рассмотрим пример: Перевести число 165 в семеричную систему счисления.
Для перевода дробных частей чисел применяется алгоритм, полученный на основании формулы (2):
Рассмотрим пример: Перевести число 0,625 в двоичную систему счисления.
При переводе чисел из одной произвольной системы в другую сначала следует выполнить перевод числа в десятичную систему, а затем из десятичной в требуемую. Особым способом выполняется перевод чисел для систем с кратными основаниями. Пусть p и q – основания двух систем счисления. Будем называть эти системы системами счисления с кратными основаниями, если p = qn или q = pn, где n – натуральное число. Так, например, системы счисления с основаниями 2 и 8 являются системами счисления с кратными основаниями.
Пусть p = qn и требуется перевести число из системы счисления с основанием q в систему счисления с основанием p. Разобьем целую и дробную части записи числа на группы по n последовательно записанных цифр влево и вправо от запятой. Если количество цифр в записи целой части числа не кратно n, то надо дописать слева соответствующее количество нулей. Если количество цифр в записи дробной части числа не кратно n, то нули дописываются справа. Каждая такая группа цифр числа в старой системе счисления будет соответствовать одной цифре числа в новой системе счисления. Рассмотрим пример: Переведем 1100001,1112 в четверичную систему счисления.
В какой системе счисления лучше записывать числа – это вопрос удобства и традиций. С технической точки зрения, в ЭВМ удобно использовать двоичную систему, так как в ней для записи числа используются только две цифры 0 и 1, которые можно представить двумя легко различимыми состояниями “нет сигнала ” и “есть сигнал”. А человеку, напротив, неудобно иметь дело с двоичными записями чисел из-за того, что они более длинные, чем десятичные и в них много повторяющихся цифр. Поэтому, при необходимости работать с машинными представлениями чисел используют восьмеричную или шестнадцатеричную системы счисления. Основания этих систем – целые степени двойки, и поэтому числа легко переводятся из этих систем в двоичную и обратно. |
Записывают тему урока.
Делают записи в тетрадях:
пусть — запись числа A, – цифры, тогда (1) где p — целое число большее 1, которое называется основанием системы счисления.
Пример: 1) Десятичная система p = 10 цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 число 5735 = 2) Троичная система p = 3 цифры: 0,1,2 число 2013 =
Значение записи числа A определяется по формуле, являющейся обобщением формулы (1): (2) Пример:
75,6 = –2,3145 = –( )
Для перевода целых чисел применяется следующий алгоритм (полученный на основании формулы (1)): 1. Найдем частное и остаток от деления числа на p. Остаток будет очередной цифрой ai (j=0,1,2 …) записи числа в новой системе счисления. 2. Если частное равно нулю, то перевод числа закончен, иначе применяем к частному пункт 1. Замечание 1. Цифры ai в записи числа нумеруются справа налево. Замечание 2. Если p>10, то необходимо ввести обозначения для цифр с числовыми значениями, большими или равными 10. Пример: 165:7 = 23 (остаток 4) => = 4 23:7 = 3 (остаток 2) => = 2 3:7 = 0 (остаток 3) => = 3 Выпишем результат: , т.е. 324 . Выполнив проверку по формуле (1), убедимся в правильности перевода: 324 =3·7 +2·7 +4·7 =3·49+2·7+4 = 147+14+4 = 165.
Алгоритм: 1. Умножим дробную часть числа на p. 2. Целая часть результата будет очередной цифрой a (m = –1,–2, –3 …) записи числа в новой системе счисления. Если дробная часть результата равна нулю, то перевод числа закончен, иначе применяем к ней пункт 1. Замечание 1. Цифры a в записи числа располагаются слева направо в порядке возрастания абсолютного значения m. Замечание 2. Обычно количество дробных разрядов в новой записи числа ограничивается заранее. Это позволяет выполнить приближенный перевод с заданной точностью. В случае бесконечных дробей такое ограничение обеспечивает конечность алгоритма. Пример: 0,625·2 = 1,25 (целая часть 1) => a =1 0,25·2 = 0,5 (целая часть 0) => a = 0 0,5·2 = 1,00 (целая часть 1) => a = 1 Итак, 0,62510 = 0,1012 Выполнив проверку по формуле (2), убедимся в правильности перевода: 0,1012=1·2 +0·2 +1·2 =1/2+1/8 = 0,5+0,125 = 0,625.
Пример: Дописав нули и выделив пары цифр, получим 01100001,11102. Теперь выполним перевод отдельно каждой пары цифр, пользуясь пунктом: - Перевод чисел из одной произвольной системы в другую. 012=1 =1 102=2 =2 002=0 =0 012=1 =1 112=3 =3 102=2 =2 Итак, 1100001,1112 = 01100001,11102 = 1201,324. |
4. Задание на дом: а) Запишите дату рождения всех членов вашей семьи в различных системах счисления.
б) Переведите числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:
а) 1001111110111,011
б) 1110101011,1011101 |
Записывают задание в тетрадях. а) Запишите дату рождения всех членов вашей семьи в различных системах счисления.
б) Переведите числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:
а) 1001111110111,011
б) 1110101011,1011101 . |
5.Итоги урока. За работу на уроке получили оценки… |
Учащиеся подают дневники. |
Тема: Графические редакторы
Цель урока:
Образовательная: формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
Развивающая: формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
Воспитательная: развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: репродуктивный, частично- поисковый.
Средства обучения:
Учебно-методические:
Программные: операционная система в классе(Windows ОС), и программное обеспечение (Microsoft office word, Paint), программа Smart Notebook 10.
Технические: персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска SmartBoard 640 фирмы SMART Technologies Inc (Канада).
1. Организационный момент (2 мин).
2. Актуализация опорных знаний (8 мин).
3. Изучение нового материала (30 мин).
4.Объявление домашнего задания (4 мин).
5.Подведение итогов урока (1 мин) .
Страница презентации |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
| ||
Страница 2
|
формулирует цели и задачи урока |
|
Страница 3
|
||
II. Устная работа Страница 4
|
Учитель работает у доски, дети – за партами. Учитель просит вспомнить, что умеет делать компьютер? Для объектов под вопросительными знаками использовалась анимация «Повернуть вокруг оси», при щелчке появляются ответы: «Считать», «Писать», «Рисовать». |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
Страница 5
|
Учитель предлагает учащимся вспомнить: «Люди каких профессий используют компьютерную графику?» Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0. Keyword match |
Один ученик работает на интерактивной доске, перетаскивает соответствующие профессии |
Страница 6
|
Учитель предлагает учащимся вспомнить названия различных графических редакторов. Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0 Word quess |
Учащиеся (по очереди) возле интерактивной доски составляют названия, выбирая соответствующие буквы алфавита |
Страница 7
|
Учитель может разделить группу на команды. Каждый участник команды выбирает себе «цвет краски». «Краска» при нажатии на нее исчезает, а участник получает задание. При правильном выполнении задания команда получает одно очко. Используются вложения и гиперссылки |
Участник команды выходит к доске и выполняет полученное задание |
Вложения
|
Назвать инструменты растровой графики. Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0 Image select |
Учащийся работает возле интерактивной доски, останавливает «движение» инструментов и выбирает правильный ответ |
|
Сортировать инструменты растрового редактора по категориям: «Инструменты, предназначенные для выделения объектов», «Инструменты, предназначенные для рисования» Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0 Category sort (image) |
Учащийся работает возле интерактивной доски, перетаскивая соответствующие инструменты |
|
Сортировать пиктограммы векторного редактора по категориям: «Инструменты, предназначенные для работы с объектами», «Инструменты, предназначенные для рисования объектов» Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0 Wortex sort (image) |
Учащийся работает возле интерактивной доски, перетаскивая соответствующие пиктограммы |
|
Какие устройства компьютера использует Коля, когда пишет доклад по истории и оформляет его с помощью текстового и графического редакторов? Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0. Wortex sort |
Учащийся работает возле интерактивной доски, перетаскивая соответствующие названия устройств компьютера, используемые и не используемые при работе над рефератом |
|
Учитель, предлагает ответить на вопрос «Экран мониторов собран из элементов, которые называются…» Перед учащимся три воздушных шара с ответами. Учащийся выбирает ответ – шар при этом улетает (анимация – Полет наружу). При выборе правильного ответа – появляется надпись (Правильно!) Здесь 3 слайда с вопросами: «Число пикселей называется…» «Размер экрана монитора измеряют единицей, которая называется…» |
Учащийся отвечает на поставленные вопросы (их всего 3) |
|
Учитель просит учащихся пронумеровать действия в том порядке, в который необходим для перетаскивания экранного объекта Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0. Sentenct arra…
|
Учащийся работает возле интерактивной доски, располагая ответы в нужном порядке |
|
Учитель просит учащегося определить, какие из рисунков представляют собой отражение, а какие поворот Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0. Wortex sort (image) |
Учащийся работает возле интерактивной доски, перетаскивая соответствующие рисунки по категориям |
|
Учитель предлагает учащемуся перенести названия кнопок и панелей программы растрового редактора Paint здесь 2 слайда – второй слайд с правильными ответами закрыт «шторкой». |
Учащийся переносит названия кнопок и панелей |
|
Учитель предлагает учащимся перенести названия инструментов растрового графического редактора Paint Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0. Image match |
Учащийся переносит названия инструментов к соответствующим рисункам |
|
Учитель предлагает учащимся верно расположить порядок действий при копировании объектов. Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0. Sentenct arra… |
Учащийся возле интерактивной доски выполняют работу |
Страница 8
|
Работа для всей команды. Необходимо составить «Словесное домино». Команда, которая правильно собрала домино, получает 1 очко. правильный ответ закрыт «шторкой» |
На интерактивной доске, команда, которая первая соберет домино, выставляет последовательность слов. |
Страница 9
|
Работа для всех учащихся. Учащиеся должны отгадать предложенные анаграммы, очко получает та команда, член которой отгадал анаграмму. Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0. Anagram |
Учащиеся отгадывают анаграммы |
Страница 10
|
Расположите картинки соответственно названию действий. Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0. Image arrange Note reveal left – значок вопроса |
Учащийся возле интерактивной доски выполняют работу |
Страница 11
|
Необходимо выбрать два рисунка одной категории, при правильном выборе они исчезают. Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0. Pairs |
Учащийся возле интерактивной доски выполняют работу |
Страница 12
|
Необходимо ответить на вопрос «Как называют количество одновременно воспроизводимых цветов?» Ответ на вопрос спрятан по очертаниям которые видны на экране можно догадаться, что будет ответом. Использовались функции: группировка, захват экрана, анимация- исчезновение. прозрачность фона |
|
Страница 13
|
Необходимо ответить на вопрос «Как иначе называют одноцветный дисплей компьютера?» Ответ на вопрос спрятан по очертаниям которые видны на экране можно догадаться, что будет ответом. Использовались функции: группировка, захват экрана, анимация- исчезновение. прозрачность фона |
|
III. Практическая работа | ||
Страница 14-16
|
Работа для всей команды. Учащиеся получают задания: - одной команде необходимо составить портрет пожилого человека в очках с усами; - другой команде портрет удивленной девочки. На задание дается 1 мин. На 13 слайде «шторкой» закрыты примерные изображения |
Участник команды выходит к интерактивной доске и собирает портрет, который создала вся команда |
Страница 17
|
Учитель предлагает учащимся вспомнить, как происходит кодирование цвета изображения и закодировать предложенные цвета (используется утилита множественного клонирования). За правильное выполнение задания присуждается 1 очко. |
Учащиеся по одному представителю от команды кодируют по три изображения |
IV. Подведение итогов |
||
Страница 18 |
Конкурс для капитанов. Всего 10 вопросов. Каждый из капитанов по очереди отвечает на поставленный вопрос. Правильный ответ приносит 1 очко команде. Использованы функции Lesson Activity Toolkit 2.0. Miltiple choice |
Капитаны команд выходят к интерактивной доске и друг за другом отвечают на вопросы теста |
Страница 19
|
Учитель предлагает учащимся разгадать ребусы на тему графика. Правильный ответ можно открыть с помощью ластика. |
учащиеся разгадывают ребусы |
Страница 20 |
Учитель подводит итоги урока-соревнования. Объявляются победители. Учитель благодарит учащихся и просит оценить урок (утилита множественного клонирования) |
Ученики выбирают смайлик, который соответствовал их настроению на уроке. |
Страница 21
|
Выводы по II главе
В ходе исследования мной было отмечено следующее:
Заключение
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность [10, c. 193].
Компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки, слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.
Цель данной работы достигнута, так как работа содержит анализ применения интерактивных технологий при обучении информатики.
Поставленные перед нами задачи: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, посвященную использованию компьютеров в учебном процессе, а так же изучить некоторые имеющиеся программные разработки в области применения интерактивных технологий при обучении информатике и выявить их практическую значимость решены.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. - М. : Амонашвили, 2003. - 469 с.
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров / В.П. Беспалько. - М. : Бином, 2005. - 349 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2002. - 215 с.
4. Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения : учитель / Е. М. Галишникова. - М., 2007. - 241 с.
5. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире : учебник / А.С. Гаязов. - М. : Наука, 2003. - 276 с.
6. Горячев А.В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование / А.В. Горячев. - М., 2001. - 369 с.
7. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний / В.Л. Иванов : Информатика и образование. - М., 2002. - 375 с.
8. Извозчиков В.В. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства : Наука и школа / Извозчиков В.В., Тумалева Е.А. -М., 2000. - 324 с.
9. Калягин И.Н. Новые информационные технологии и учебная техника / И.Н. Калягин. М. : Высшее образование в России, 2003. - 289 с.
10. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество: учебное пособие / Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д.- М.: Педагогика, 2001. - 382 с.
11. Караковский В. А.Воспитание? Воспитание! / Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. - М.: Новая школа, 2002. - 160 с.
12. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность / М. В. Кларин. - Рига, «Эксперимент», 2001. - 180 с.
13. Клейман Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ. / Г.М. Клейман. - М. : Радио и связь, 2004. - 347 с.
14. Коул М. Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? / Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, 2004. - 179 с.
15. Левитес Д. Г. Практика обучения: образовательные технологии / Левитес Д. Г. - М., 2004. - 258 с.
16. Молоков Ю.Г. Актуальные вопросы информатизации образования : Сборник научных трудов / Ю.Г. Молоков. - Новосибирск, 2002. - 376 с.
17. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения : Спец. семинар для учителей / Т.А. Мясоед. - М., 2004. - 346 с.
18. Пидкасистый П. И. Искусство преподавания / Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. - М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2003. - 184 с.
19. Полат Е.С. Новые педагогические технологии : Пособие для учителей / Е.С. Полат. - М., 2002. - 442 с.
20. Роберт И.В. Информационные технологии в науке и образовании / И.В. Роберт. - М. : Школа-Пресс, 2002. - 429 с.
21. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 2005. - 367 с.
22. Соколовой Э. С. Педагогические мастерские: Франция-Россия / Под ред. Э. С. Соколовой. - М.: Новая школа, 2002. - 128 с.
23. Столяренко Л. Д. Педагогические технологии. - В 2 кн.: Педагогика и психология высшей школы// Столяренко Л. Д.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - с.269.
24. Цукерман Г. А. Инновации в мировой педагогике / Цукерман Г. А.- Рига, «Эксперимент», 2005. - 180 с.
25. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Щуркова Н. Е. - М., 2005. - 365 с.
26. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Щуркова Н. Е.- М., 2004. - 250 с.