Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:09, дипломная работа
Цель исследования: методические особенности применения интерактивных технологий на уроках информатики и ИКТ.
Задачи:
Рассмотреть использование интерактивных методов на уроках информатики и ИКТ;
Рассмотреть роль информационных технологий в обучении школьников;
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, посвященную использованию компьютеров в учебном процессе;
Изучить некоторые имеющиеся программные разработки в области компьютеризации учебного процесса при обучении информатики;
Выявить практическую значимость использования интерактивных технологий при обучении информатики;
Введение
3
Глава I. Теоретические основы интерактивного обучения
6
Информатизация образования
6
Компьютер как средство обучения
10
Классификация учебно-программных средств
17
1.4 Использование интерактивных методов на уроках информатики и ИКТ
21
Выводы по I главе
25
Глава II. Методические особенности использования интерактивных технологий при обучении школьников на уроках информатики и ИКТ
27
2.1 Роль информационных технологий в обучении школьников
27
2.2 Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ
31
2.3 Разработка конспектов уроков с использованием интерактивных технологий
35
Выводы по II главе
52
Заключение
53
Литература
Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.
Так же была рассмотрена классификация учебно – программных средств.
Использование специального оборудования позволяет обеспечить интерактивность в образовании, начиная буквально с детского сада, и заканчивая высшими учебными заведениями.
Внедрение интерактивной и мультимедийной техники в учебный процесс, позволяет повысить эффективность и уровень обучения информатике и ИКТ, в условиях ее правильной реализации. Обучение, в котором вводится современная техника, позволяет реализовать гораздо больший потенциал не только учителя, но и учащихся, так как зачастую скучные уроки приобретают новый смысл, и мотивационная функция обучения возрастает практически в два раза, что приводит к высоким темпам работы, лучшему усвоению знаний, а также высокой степени подготовленности учащихся
Глава II. Методические особенности использования интерактивных технологий при обучении школьников на уроках информатики и ИКТ
В данной главе будут представлены особенности организации учебного процесса с использованием интерактивных технологий и цифровые образовательные ресурсы. А так же методические разработки с использованием интерактивных технологий.
2.1 Роль информационных
технологий в обучении
Сегодня компьютер в школе позволяет создавать учебные материалы нового поколения, использующие возможности видео, графики, звука, анимации. Проведение урока с использованием информационных технологий требует от учителя наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями, огромной подготовительной работы, занимает длительное время. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя. И лучшей наградой служит возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание ими каждого следующего урока, их желание помочь учителю подготовить очередной урок с применением ИТ [7, c. 67].
Жизнь современного общества неразрывно связана с повсеместным внедрением информационных технологий, следовательно, школьник, в ходе обучения должен подготовиться к жизни в этом обществе. Не секрет, что низкая мотивация учения - одна из главных проблем современной школы. Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и выявить наиболее рациональные решения. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого математического материала. Например, моделирование решения задачи в различных условиях (изменяя входные данные), позволяет ребенку увидеть значимость выражений с переменными. Во многих учебных программах заложены не однозначные пути решения поставленной задачи, тем самым предоставляя учащимся возможность проявить оригинальность, поставив интересную задачу, и попытаться построить ее модель. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе. Однако необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели. Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика в таких условиях себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих [18, c. 43]. Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания различных предметов, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При работе на компьютере каждый ученик может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо. Снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий. При этом происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), анализ причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю построить собственную деятельность по управлению учебным процессом и постепенно работать над развитием творческого отношения учащихся к учению. Однако, эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д. [15, c. 247].
Таким образом, компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения при изучении различных учебных дисциплин. Именно в этом случае компьютерные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности обучения по всем учебным дисциплинам. Применяя компьютер на занятиях необходимо, чтобы использовались предметно-ориентированные программно-методические комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учебного предмета. Благодаря этому будет реализована дидактическая роль компьютера как инструмента познания. Использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач.
По результатам педагогических исследований [16, c. 247] можно судить об эффективности использования компьютерных технологий при ознакомлении учащихся с новым учебным материалом, на этапе закрепления изученного материала, в процессе формирования умений и навыков и применении их на практике, при контроле знаний. Применять компьютерные технологии может только учитель, обладающий достаточным уровнем методических знаний и умений. Практическое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношения педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера. В противном случае никакие призывы и демонстрация работы вычислительной техники в учебном процессе не смогут привести к желанию ее использовать. Поэтому немаловажным является создание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у школьников положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в познавательной деятельности. Применяемые на занятиях компьютерные программы должны быть технологически доступны для школьников и более эффективны в данный момент, чем другие учебные средства. Следует отметить положительные стороны в использовании ПК в образовательном процессе:
Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Компьютерное обучение не должно занимать центральное место. Оно призвано содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь учителю. Компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между учителем и учеником, в противном случае образование утратит гуманитарный аспект.
Динамично развивающиеся информационные технологии предоставляют новые, эффективно дополняющие традиционные средства для образовательного процесса, которые многие педагоги все с большей готовностью включают в свою методическую систему. Использование ЦОР дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса.
ЦОР - оперативное средство наглядности в обучении,
Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения.
Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. В соответствии с целью применения ЦОР в образовательном процессе и их возможностями различают следующие виды ЦОР:
Могут быть применены цифровые образовательные ресурсы, некоторые из них представлены в таблице 1.
Таблица 1
Цифровые образовательные ресурсы
Презентация на тему «Графические редакторы» |
http://files.school- |
|
Презентация на тему «Хранение информации» |
http://pedsovet.su/load/14-1- |
|
Презентация на тему «Графические редакторы» |
http://www.metod-kopilka.ru/ |
Продолжение Таблицы 1
Презентация на тему «Графические редакторы» |
http://www.metod-kopilka.ru/ |
|
Интерактивное приложение на тему «Графические редакторы» |
http://files.school- |
|
Презентация на тему «Перевод чисел из одной СС в другую СС» |
http://school-collection.edu. |
|
Интерактивный задачник, раздел "Системы счисления" |
http://files.school- |
|
Интерактивное приложение на тему «Перевод чисел из одной СС в другую СС» |
http://files.school- |
|
Интерактивное приложение на тему «Хранение информации» |
http://files.school- |
|
Плакат на тему «Хранение информации» |
http://files.school- |
Продолжение Таблицы 1
Интерактивное приложение на тему «Хранение информации» |
http://files.school- |
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.[5]
Помочь учителю в решении этой непростой задачи могут современные информационно-коммуникационные технологии.
Рассмотрим методические особенности использования интерактивных технологий при обучении информатики и ИКТ на примере разработанных конспектов уроков.
Тема урока: Хранение информации. Носители информации
Класс: 5
Тип урока: закрепление знаний
Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Форма обучения: фронтальная
Цели урока:
Образовательная: акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах), обобщить представление о древних и современных носителях информации, показать разнообразие носителей информации;
Развивающая: формировать интерес к предмету; развивать память, внимание, творческие способности учащихся; развивать информационную культуру.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, культуру интеллектуального труда.
Средства обучения:
Технические: Компьютер, мультимедиа-проектор;
Программные: Операционная система windows, Microsoft office powerpoint (Презентация)
Учебно-методические:
- Босова Л. Л.
Информатика: Учебник для
5 класса. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2003
- Босова Л. Л. Информатика: Рабочая
тетрадь для 5 класса. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2004
План урока
Ход урока:
№ п/п |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный момент |
|
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих |
Ученики приветствуют учителя | |
2 |
Проверка домашней работы. |
|
Учитель проводит проверку правильности |
Один учащийся выступает с | |
выполнения задания в рабочей тетради № 4 стр. |
ответом, остальные ребята | |
5 разрешение возможных трудностей при |
проверяют у себя в тетрадях, | |
выполнении домашней работы. |
задают вопросы. | |
3 |
Обобщение и систематизация знаний. |
Предполагаемые ответы детей: |
1. Как человек хранит информацию различных |
1. В «уме», записная книжка и | |
видов? Приведите примеры. |
т.д. | |
2. Много ли информации человек может |
2. Нет, не много, информация | |
сохранить «в уме»? Почему? |
быстро забывается, нужно постоянно повторять, закреплять память. | |
3. Какая информация называется оперативной и |
3. Память человека можно | |
почему? Приведите пример оперативной |
назвать оперативной, потому что | |
информации, которой вы владеете. |
содержащаяся в ней информация воспроизводиться достаточно быстро. | |
4. Какую память можно назвать |
4. Записные книжки, | |
долговременной? Назовите внешние хранилища |
справочники, энциклопедии и | |
информации. |
другие внешние хранилища | |
Давайте теперь вместе попробуем ответить на |
информации можно назвать | |
вопрос: «Достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти». Ребята, давайте повторим тему «Носители информации», который можно найти на стр 17 § 1.4, а так же использовать материалы на стр. 110-115 §3.1 §3.2. Вы уже знакомы с материалом этих параграфов, давайте еще раз обобщим самое важное: Пещерные люди использовали в качестве носителей информации камни, дерево, глину. Требовались новые носители: легкие и |
долговременной памятью. | |
долговечные, компактные и удобные. |
Предполагаемые ответы детей: | |
5.Какие носители изобрели в Египте за 3000 лет |
5. Папирус - тонкий лист из | |
до нашей эры? |
стебля высокого тростника, росшего в долине Нила. | |
6. Изобретение бумаги явилось ценнейшим |
6. | |
открытием. Свойства бумаги как носителя |
- дешевый продукт; | |
информации поистине уникальны. |
- прочна и долговечна; | |
Давайте, перечислим достоинства бумаги как носителя информации. |
- очень удобно на ней писать. | |
7. Есть ли недостатки у бумаги как основного носителя информации?» Далее учитель показывает презентацию: «Носители информации, созданные в XX веке. Внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие диски, жесткие диски, диски CD-ROM и пр.) и их основные характеристики» |
7. - гигантские хранилища крупных - возможность возгорания; - нельзя хранить в сыром Учащиеся смотрят презентацию и слушают учителя. | |
4 |
Практическая работа Практическая работа по карточкам (Приложение 3) |
Учащиеся выполняют задания письменно |
5 |
Подведение итогов урока Учитель обобщает материал. Благодарит учащихся за работу на Уроке. Подводит итоги урока, выставляет оценки в журнал и дневники учащихся. |
Учащиеся делают выводы, обобщают материал. |
6 |
Домашнее задание Учитель записывает на доске домашнее задание:§1.5 стр. 20-23. Вопросы: 5,6,7,8. (стр.23) Ребятам, которые активно работали на уроке, выступали с сообщениями, выставляет оценки в дневник и журнал. На этом урок окончен, учащиеся могут быть свободны. |
Записывают домашнее задание в тетрадь. |