Интернет как информационно-коммуникативная среда. Феномен зависимости от Интернета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:11, доклад

Описание работы

Процесс развития Интернета сопровождается формированием некоторых норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной и социальной структурой Интернет - пространства, посредством которых контролируется и регулируется деятельность людей в процессе интеракции.
Популярность и доступность Интернет - технологий способствует появлению новых возможностей и способов коммуникации, формирует новую сферу информационного взаимодействия, приводит к возникновению новых видов общественных отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
I ГЛАВА Теоретико-методологические подходы к пониманию Интернета как средства коммуникаций
1.1 Особенности Интернета как канала коммуникации……………………...6
1.2 Отличия Интернета от традиционных СМИ……………………………..10
1.3 Специфика общения в Интернете………………………………………...14
II ГЛАВА Феномен Интернет-зависимости
2.1 Исследования зависимости от Интернета ……………………………….20
2.2 Характеристика пользователей Интернета …………………………...…23
2.3 Плюсы Интернет – коммуникации ………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Интернет как средство коммуникации.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарская государственная  академия культуры и искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

Интернет как информационно-коммуникативная среда. Феномен зависимости от Интернета

 

 

 

 

 

Выполнила:

 Есенгалиева Жанна Сатбаевна, студентка ИК-46

Преподаватель:

Чиркова Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

Самара, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

I ГЛАВА Теоретико-методологические подходы к пониманию Интернета как средства коммуникаций

1.1 Особенности Интернета как  канала коммуникации……………………...6

1.2 Отличия Интернета от традиционных  СМИ……………………………..10

1.3 Специфика общения в Интернете………………………………………...14

II ГЛАВА Феномен Интернет-зависимости

2.1 Исследования зависимости  от Интернета  ……………………………….20

2.2 Характеристика пользователей Интернета  …………………………...…23

2.3 Плюсы Интернет – коммуникации  ………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………….34

Список литературы……………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично  развивающихся явлений современного общества, С ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже около 700 млн. человек по всему миру.

Основная функция Интернета, связанная с получением информации, сегодня перестает быть ведущей, такую роль берет на себя функция  коммуникации. Прежде всего, стоит отметить, что общение в Сети осуществляется в условиях массовой коммуникации и, следовательно, имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни.

Интернет становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через  национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему.

В последние годы виртуальное  общение, виртуальная коммуникация всё чаще заменяет коммуникацию реальную, что порой переходит в форму  зависимости. Это и является основной проблемой.

Процесс развития Интернета  сопровождается формированием некоторых норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной и социальной структурой Интернет - пространства, посредством которых контролируется и регулируется деятельность людей в процессе интеракции.

Популярность и доступность  Интернет - технологий способствует появлению новых возможностей и способов коммуникации, формирует новую сферу информационного взаимодействия, приводит к возникновению новых видов общественных отношений.

 

 

 

 

I ГЛАВА

1.1 Особенности  Интернета как канала коммуникации

 

Коммуникация - это социально  обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Использование традиционных механизмов коммуникаций, таких факс или проводной телефон сегодня быстро замещаются новыми технологиями - обмен мгновенными сообщениями, электронная почта, передача голоса и видео через Интернет. В настоящее время уже существует ряд продуктов, каждый из которых обеспечивает работу того или иного механизма коммуникаций, с минимальным вторжением в соседнюю область.

Общение с использованием Интернет - технологий получило название Интернет - коммуникации.

Интернет - коммуникации - это такие методы общения, при  которых передача информации происходит по каналам Интернет с использованием стандартных протоколов обмена и представления информации. Информация может передаваться в различной форме - голос, видео, документы, мгновенные сообщения, файлы.

Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. [1] выделяют следующие основные виды общения в Сети:

1. Общение в режиме  реального времени (так называемый  чат):

- с одним собеседником (выбирается определенный канал для такой коммуникации);

- с большим количеством людей одновременно;

2. Общение, при котором  сообщения к адресату приходят  с отсрочкой:

- с одним собеседником (электронная почта);

- со многими людьми- участниками телеконференции (ньюсгруппы).

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что электронные  цифровые технологии в сочетании с Интернетом (и технологиями следующего поколения информационных сетей) определяют будущее коммуникаций.

При самом первом знакомстве с Интернетом хорошо видно, что в  отличие от традиционных СМИ, он предоставляет  значительно большую степень  контроля и свободы выбора со стороны потребителя. Под понятием «традиционные средства информации» подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, прямая почтовая реклама. Под новыми средствами понимается, прежде всего, Интернет.

Интернет, благодаря свойствам интерактивности, эффекту присутствия и информационной насыщенности (текст, изображение и даже звук), а также за счет использования сетевой навигации превосходит другие средства информации по возможностям общения с существующими и потенциальными клиентами.

С другой стороны, Интернет, как и любая коммуникативная  среда, всегда трансформирует и как  бы «размывает» личность автора, что  приводит к относительной анонимности  пользователей, общающихся через эту  среду.

Коммуникация посредством  Интернет устроена таким образом, что на одном полюсе действует профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект - заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей. К анонимности зачастую тяготеет даже полюс производства информации, такова сила ее природы в этой медийной среде. Недаром в Интернет так много сведений, происхождение которых не установлено.

Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной, т.е. общение перестает быть привязанным к местоположению общающихся. На этой основе Интернет может выполнять социально-креативную функцию, то есть формировать новые общности с единой информационной базой и общим ценностно-нормативным фундаментом. Общая направленность развития средств распространения информации состоит в утверждении гетерархического (горизонтального, равноправного) порядка на месте иерархического (вертикального, с доминированием одного из субъектов общения). Происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации.

В условиях Интернета аудитория может участвовать в производстве и обмене информацией, в том числе и между собой. Аудитория перестает (если захочет) быть только получателем сообщений. Однако здесь использование интерактивных возможностей никогда не преодолеет естественного разделения ролей.

В сетевой интерактивности  выделяют три аспекта:

1. «люди и документы» - возможность для пользователя  формировать и реализовывать  запрос на информацию;

2. «люди и технология»  - приспособленность, удобство информационной  технологии для пользователей;

3. «люди и люди»  - речь идет о приспособленности  данной коммуникации к двустороннему  общению, о социальных технологиях  общения, которые помогают достижению  позитивных социальных целей;  о том, как реализуется возможность  коммуникации между журналистами, обществом, властью и бизнесом - основными субъектами, выделяемыми в анализе функционирования современного общества.

Анализируя коммуникативную  функцию Интернет, следует различать  понятия «интерактивность» и  «обратная связь». Первое шире второго. Обратная связь - это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие. Именно в этом качестве в Интернет пока чаще всего используется функция «форум». Да и показатели посещаемости тоже выступают в роли обратной связи: свидетельствуют о том, заинтересовались ли сайтом и его контентом пользователи. Интерактивность же предполагает и другие возможности: контроля пользователя над содержанием (запрос, оценка), участия в его формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями с другими пользователями и т.п. Некоторые возможности такого рода могут использоваться и в традиционных СМИ. Но чего уж там никогда не было - так это возможности общения по горизонтали, между пользователями. Однако потенциал новой технологии реализуется только через активность людей.

Коммуникации, в которых  у субъектов, представляющих два  полюса коммуникации, есть возможность  и отправлять и получать сообщения, а значит, есть взаимообратимость  их ролей. Г. Лассвэлл 1предложил называть их двусторонними. В СМИ взаимообратимость никогда не может быть полной.

Интернет является многосторонним СМИ, который создает множество  различных форм коммуникации. М. Моррис предложил делить их на 4 категории:

1. асинхронная коммуникация  «один на один» (электронные письма);

2. асинхронная коммуникация  «многих с многими» (например, сеть  Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на  рассылки или пароль, для входа  в программу, в которой сообщения  касаются определенных тем);

3. синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строятся вокруг какой-либо конкретной темы, например, ролевые игры, чаты;

4. асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается  разыскать сайт для получения  определенной информации и здесь можно встретить коммуникацию «многие и один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы).

 

 

 

 

1.2 Отличия Интернета  от традиционных СМИ

Для наглядного анализа  степени влияния средств массовой информации на свою аудиторию, их деятельность обычно представляют в виде некоторой модели.

На рис. 1.1 представлена упрощенная модель коммуникации, характерная для  традиционных средств массовой информации. Фактически все основные процессы взаимодействия современных СМИ со своей аудиторией укладываются в ее рамки.

Рис. 1.1. Модель, отражающая коммуникационные процессы традиционных СМИ.

В основе коммуникационной модели традиционных СМИ лежит процесс «один ко многим», при котором фирма передает информацию группе потребителей, используя  средство коммуникации. В зависимости от выбора этого средства информация может быть представлена в статическом виде - это текст, графика, или динамическом - аудио, видеоизображение, анимация, либо объединять оба этих вида. Главной особенностью, лежащей в основе взаимодействия традиционных средств массовой информации с потребителями, является отсутствие интерактивного взаимодействия.

В отличие от этой модели, в основе Интернета лежат два совершенно других принципа. Во-первых, при общении  через Интернет взаимодействие происходит через специфическую среду, которая вносит в него значительный вклад. Это хорошо иллюстрирует рис. 1.2.


Рис. 1.2. Модель коммуникации с использованием информационной среды  в качестве посредника.

Эта модель подчеркивает, что первоначальное общение происходит не между отправителем и получателем информации, а скорее между пользователем и некой средой, коммуникационным пространством, причем оба участника диалога являются как отправителями, так и получателями информации. В данной модели сделан шаг от простого обмена данными между «передатчиком» и «приемником» к созданию информационной среды, которая воспринимается и, возможно, модифицируется участниками диалога.

Во-вторых, Интернет представляет собой  многонаправленную коммуникативную  модель «многие ко многим», в которой каждый абонент сети имеет возможность обращаться к другим отдельным абонентам или группам либо от своего имени, либо от имени группы (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Модель, отражающая коммуникативные процессы, протекающие  в Интернете.

В модели данного типа средством коммуникации является распределенная компьютерная сеть, а информация, может быть представлена как обычным способом, так и в виде средств гипермедиа. В рамках данной модели интерактивное взаимодействие возможно как с другими пользователями Интернета (межличностное взаимодействие), так и с самой средой непосредственно (взаимодействие со средой), причем последний вид является превалирующим. Благодаря этому передатчик информации одновременно является и ее потребителем. Информация не просто передается от отправителя к потребителю, но и сама среда создается и видоизменяется под ее воздействием и уже в новом преобразованном виде воспринимается всеми ее участниками. Интернет при этом становится не просто местом моделирования реальной среды, а ее альтернативой и основой для построения новой виртуальной сферы ведения коммерции.

Представленная модель охватывает широкий диапазон возможных видов  коммуникационного взаимодействия. Основные из них следующие:

1. Пользователи, при помощи  навигационного программного обеспечения, могут взаимодействовать со средой Интернета и исследовать информационное содержание WWW;

2. Пользователи могут  представлять информацию о себе, своих потребностях, участвовать  в обсуждении различных вопросов, высказывать свое мнение и т. д.;

3. Фирмы могут взаимодействовать  со средой Интернета, что дает  возможность осуществить контакт  как между ними, так и с информацией,  представленной в Сети;

4. Фирмы могут представлять информацию  о себе в среде Интернета  при помощи собственного web-сайта или за счет размещения информации на других web-серверах;

Информация о работе Интернет как информационно-коммуникативная среда. Феномен зависимости от Интернета