Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:11, доклад
Процесс развития Интернета сопровождается формированием некоторых норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной и социальной структурой Интернет - пространства, посредством которых контролируется и регулируется деятельность людей в процессе интеракции.
Популярность и доступность Интернет - технологий способствует появлению новых возможностей и способов коммуникации, формирует новую сферу информационного взаимодействия, приводит к возникновению новых видов общественных отношений.
Введение…………………………………………………………………………3
I ГЛАВА Теоретико-методологические подходы к пониманию Интернета как средства коммуникаций
1.1 Особенности Интернета как канала коммуникации……………………...6
1.2 Отличия Интернета от традиционных СМИ……………………………..10
1.3 Специфика общения в Интернете………………………………………...14
II ГЛАВА Феномен Интернет-зависимости
2.1 Исследования зависимости от Интернета ……………………………….20
2.2 Характеристика пользователей Интернета …………………………...…23
2.3 Плюсы Интернет – коммуникации ………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………
В 1995 г, И.Голдберг 2предложил набор диагностических критериев,
построенный на основе признаков патологического
пристрастия к азартным играм. В 1997-1999
гг. были созданы исследовательские и
консультативно-
В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К.Янг, Д.Гринфилд, К.Сурратт). При этом большая часть исследований методически построена как сетевые опросы, интервью и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили дискомфорт и сами инициировали взаимодействие с исследователями. Контрольные группы, как правило, не формируются. Значительное место в исследовательской практике занимают качественные методы.
Возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками: если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К.Янг3, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Кроме того, если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-аддикции отсутствует возможность долговременного наблюдения.
Чаще всего Интернет-аддикция понимается расширительно, как:
1. Зависимость от компьютера, т.е. навязчивое пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
2. "Информационная перегрузка", т.е. навязчивая навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;
3. компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
4. Зависимость от "кибер
- отношений", т.е. от социальных
применений Интернета: от
5. Зависимость от "киберсекса",
т.е. от порнографических
Проблемой зависимости от Интернета занимаются в основном специалисты по психическому здоровью.
Психотерапевт В. Бурова называет главные психологические симптомы Интернет - зависимости: хорошее самочувствие и эйфория за компьютером, невозможность остановиться, увеличение количества времени и количества денег, потраченных на Интернет, пренебрежение работой, семьей, друзьями, ощущение пустоты и депрессии не за компьютером. Кроме того, доктор Бурова отмечает некоторые физические симптомы: нерегулярное питание, расстройство сна, отсутствие режима, сухость в глазах, головные боли, мигрени, боли в спине и синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).
Предвестниками болезни можно считать желание постоянно проверять электронную почту и предвкушение нового сеанса он-лайн.
Считается, что мужчины более подвержены Интернет-зависимости, чем женщины. Хотя, дам во всемирной паутине вообще значительно меньше. Кроме того, зависимыми от Интернета чаще становятся люди, для которых аддиктивная модель поведения привычна, то есть алкоголики, наркоманы и патологические игроки.
В некоторых зарубежных странах Интернет зависимость лечат, причем успешно. В Китае открылись первые центры по лечению подростков, рассчитанные на 14 мест. Подростков отправляют в центры родители, озабоченные поведением своих чад. Дети бросают школу, торчат в Интернете целыми днями, страдают от депрессий, паники, нежелания общаться со сверстниками. У многих наблюдается нарушение сна, озноб, нечувствительность в руках.
Наиболее распространенная программа лечения - "Программа 12-ти шагов". Врачи отнимают у страдающих недугом кибер-наркотик и постепенно стараются заполнить их реальную жизнь смыслом. Человек пытается восстановить порванные связи. Его водят по знакомым и друзьям, отправляют в музеи и театры, в парки и кино. Сеть не отнимают совсем, человек может проводить в ней от четырех до шести часов, но не больше, причем контролировать это время он должен сам.
2.2 Характеристика пользователей Интернета
За последние годы в России сформировался новый тип cоциального сообщества - пользователи глобальных компьютерных сетей. Формирование такого сообщества обусловлено разнообразными факторами - экономическими, социальными, техническими, политическими и психологическими. В результате популяция пользователей сложилась и развивается как сложное динамическое единство, одновременно чувствительное к влиянию процессов, идущих в обществе и активно формирующее общественные интересы и настроения (например, общество стало интересоваться Интернетом).
Это сообщество привлекает
исследовательские интересы представителей
социологической и
Результаты исследования показали, что наибольшую по численности группу респондентов составляют лица 21-25 лет. Несколько меньшую часть пользователей представляют респонденты в возрасте 26-30 лет. Все возрастные категории пользователей приобрели устойчивое значение и колеблются в незначительных пределах. Таким образом, можно сказать, что возрастные показатели популяции пользователей Интернета стабилизировались, а наблюдаемая динамика связана главным образом с постепенным старением возрастной группы 21-30 лет.
По стажу работы в компьютерных сетях было получено прогрессирующее увеличение количества пользователей, длительно работающих в сети. По данным опроса 1997 г. наиболее многочисленной является группа пользователей со стажем работы в сети более трех лет. В то же время уменьшилось количество новичков, приславших ответы на анкету и работающих в сети менее 3 месяцев. Этот факт может объясняться не уменьшением числа новых пользователей, а уменьшением их интереса к чтению телеконференций, в которые рассылались анкеты.
В результате исследования показано, что в основе деятельности пользователей Интернета лежат следующие виды мотивов: деловая мотивация, познавательная мотивация, мотивация сотрудничества, мотивация самореализации, рекреационная и игровая мотивация, аффилиативная мотивация, мотивация самоутверждения, коммуникативная мотивация.
Выделенные типы мотивов репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую. Эти виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности пользователя Интернета: познание, сотрудничество, помощь другим пользователям, интеллектуальная и творческая самореализация, поиск единомышленников, стремление найти свой круг общения, социальное самовыражение и так далее.
В исследовании выделены основные сферы проявления мотивационной регуляции в деятельности пользователя Интернета. Это содержательная направленность интересов пользователей, реализуемая в форме обращения к различным типам информационных источников; оценка психологических последствий работы в Интернете; оценка пользователями значимости Интернета и характера его воздействия на собственную личность и деятельность; осознанное представление пользователей о собственных мотивах. Выделение сфер мотивационного воздействия позволяет совершенствовать методику исследования мотивации путем обращения к наиболее значимым аспектам мотивационного воздействия на деятельность пользователя.
Полученные результаты
говорят о полимотивации
Феномен зависимости от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно навязчивое пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая аддиктов ощущением потока.
При изучении проблемы мотивации пользователя представляет интерес вопрос о том, что дает (или не дает) работа в Интернете для развития личности человека и его общения с другими людьми. Этот вопрос относится к оценке психологических последствий работы в Интернете в области личностного развития и межличностной коммуникации. Процесс оценивания субъектом прямых и побочных результатов его деятельности пользователя воздействует на мотивационную регуляцию. Критерием этого оценивания является степень соответствия результатов деятельности потребностям самого человека, т.е. сопоставление желаемого и достигнутого. Эти оценки распространяются на последствия, которые данная деятельность имеет для самого человека - развивает его возможности, дает новые навыки, или, наоборот, не дает возможности для самореализации и саморазвития.
Полученные в результате данные позволили разработать следующую предварительную классификацию мотивов пользователя Интернета:
Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в Интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.
Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.
Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.
Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в Интернете служит индикатором корпоративной мотивации.
Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления - самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. Наряду в другими данный мотив часто относят к числу базовых мотивационных образований человека.
Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация является способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В Интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.
Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.
Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть пользователей осознает влияние работы в Интернете на собственную личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) и формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в Интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, высказываний в телеконференциях, ресурсов WWW и т.д.). Это позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.
2.3 Плюсы Интернет – коммуникации
Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Это как если бы в досетевую эпоху вдруг оказалось возможным выписать домой все газеты, журналы, книги и одновременно включить все каналы телевидения и радио, это возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор. Стоит войти в какую-нибудь информационно-поисковую систему - и вы получаете доступ ко всем, как кажется, областям знания.