Интернет как информационно-коммуникативная среда. Феномен зависимости от Интернета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:11, доклад

Описание работы

Процесс развития Интернета сопровождается формированием некоторых норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной и социальной структурой Интернет - пространства, посредством которых контролируется и регулируется деятельность людей в процессе интеракции.
Популярность и доступность Интернет - технологий способствует появлению новых возможностей и способов коммуникации, формирует новую сферу информационного взаимодействия, приводит к возникновению новых видов общественных отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
I ГЛАВА Теоретико-методологические подходы к пониманию Интернета как средства коммуникаций
1.1 Особенности Интернета как канала коммуникации……………………...6
1.2 Отличия Интернета от традиционных СМИ……………………………..10
1.3 Специфика общения в Интернете………………………………………...14
II ГЛАВА Феномен Интернет-зависимости
2.1 Исследования зависимости от Интернета ……………………………….20
2.2 Характеристика пользователей Интернета …………………………...…23
2.3 Плюсы Интернет – коммуникации ………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Интернет как средство коммуникации.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

В 1995 г, И.Голдберг 2предложил набор диагностических критериев, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические Web-службы по проблематике IAD.

В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К.Янг, Д.Гринфилд, К.Сурратт). При этом большая часть исследований методически  построена как сетевые опросы, интервью и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили дискомфорт и сами инициировали взаимодействие с исследователями. Контрольные группы, как правило, не формируются. Значительное место в исследовательской практике занимают качественные методы.

Возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям  формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими  игроками: если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К.Янг3, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Кроме того, если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-аддикции отсутствует возможность долговременного наблюдения.

Чаще всего Интернет-аддикция понимается расширительно, как:

1. Зависимость от компьютера, т.е. навязчивое пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

2. "Информационная  перегрузка", т.е. навязчивая навигация  по WWW, поиск в удаленных базах  данных;

3. компульсивное применение  Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

4. Зависимость от "кибер  - отношений", т.е. от социальных  применений Интернета: от общения  в чатах, групповых играх и  телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

5. Зависимость от "киберсекса", т.е. от порнографических сайтов  в Интернете, от обсуждения  сексуальной тематики в чатах  или специальных телеконференциях "для взрослых".

Проблемой зависимости  от Интернета занимаются в основном специалисты по психическому здоровью.

Психотерапевт В. Бурова называет главные психологические симптомы Интернет - зависимости: хорошее самочувствие и эйфория за компьютером, невозможность остановиться, увеличение количества времени и количества денег, потраченных на Интернет, пренебрежение работой, семьей, друзьями, ощущение пустоты и депрессии не за компьютером. Кроме того, доктор Бурова отмечает некоторые физические симптомы: нерегулярное питание, расстройство сна, отсутствие режима, сухость в глазах, головные боли, мигрени, боли в спине и синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).

Предвестниками болезни можно считать желание постоянно проверять электронную почту и предвкушение нового сеанса он-лайн.

Считается, что мужчины  более подвержены Интернет-зависимости, чем женщины. Хотя, дам во всемирной  паутине вообще значительно меньше. Кроме того, зависимыми от Интернета чаще становятся люди, для которых аддиктивная модель поведения привычна, то есть алкоголики, наркоманы и патологические игроки.

В некоторых зарубежных странах Интернет зависимость лечат, причем успешно. В Китае открылись  первые центры по лечению подростков, рассчитанные на 14 мест. Подростков отправляют в центры родители, озабоченные поведением своих чад. Дети бросают школу, торчат в Интернете целыми днями, страдают от депрессий, паники, нежелания общаться со сверстниками. У многих наблюдается нарушение сна, озноб, нечувствительность в руках.

Наиболее распространенная программа лечения - "Программа 12-ти шагов". Врачи отнимают у страдающих недугом кибер-наркотик и постепенно стараются заполнить их реальную жизнь смыслом. Человек пытается восстановить порванные связи. Его водят по знакомым и друзьям, отправляют в музеи и театры, в парки и кино. Сеть не отнимают совсем, человек может проводить в ней от четырех до шести часов, но не больше, причем контролировать это время он должен сам.

2.2 Характеристика пользователей Интернета

 

За последние годы в России сформировался новый  тип cоциального сообщества - пользователи глобальных компьютерных сетей. Формирование такого сообщества обусловлено разнообразными факторами - экономическими, социальными, техническими, политическими и психологическими. В результате популяция пользователей сложилась и развивается как сложное динамическое единство, одновременно чувствительное к влиянию процессов, идущих в обществе и активно формирующее общественные интересы и настроения (например, общество стало интересоваться Интернетом).

Это сообщество привлекает исследовательские интересы представителей социологической и психологической  науки. РОЦИТом и некоторыми другими  организациями, преимущественно за рубежом (Veskimagi; Перекресток; CEENet;) проводятся отдельные или достаточно систематические опросы пользователей компьютерных сетей. Анализируется структура российского Интернета, его языки, соотношение бизнеса и Интернета в России, информационный спрос, наиболее популярные информационные системы. Целью исследования является составление социального, демографического и психологического "портрета" пользователя компьютерной сети, а также выявление идущих внутри сообщества пользователей динамических процессов. Исследование ведется в рамках социально-психологических работ, проводимых психологами из Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в тесном сотрудничестве с РосНИИРОС и с Ассоциацией RELARN. Основными методами, с помощью которых проводилось исследование, были личные беседы и интервью с пользователями компьютерных сетей, а также наблюдение (в том числе включенное) за их деятельностью, и анкетирование пользователей с помощью специально разработанных опросников.

Результаты исследования показали, что наибольшую по численности группу респондентов составляют лица 21-25 лет. Несколько меньшую часть пользователей представляют респонденты в возрасте 26-30 лет. Все возрастные категории пользователей приобрели устойчивое значение и колеблются в незначительных пределах. Таким образом, можно сказать, что возрастные показатели популяции пользователей Интернета стабилизировались, а наблюдаемая динамика связана главным образом с постепенным старением возрастной группы 21-30 лет.

По стажу работы в  компьютерных сетях было получено прогрессирующее увеличение количества пользователей, длительно работающих в сети. По данным опроса 1997 г. наиболее многочисленной является группа пользователей со стажем работы в сети более трех лет. В то же время уменьшилось количество новичков, приславших ответы на анкету и работающих в сети менее 3 месяцев. Этот факт может объясняться не уменьшением числа новых пользователей, а уменьшением их интереса к чтению телеконференций, в которые рассылались анкеты.

В результате исследования показано, что в основе деятельности пользователей Интернета лежат следующие виды мотивов: деловая мотивация, познавательная мотивация, мотивация сотрудничества, мотивация самореализации, рекреационная и игровая мотивация, аффилиативная мотивация, мотивация самоутверждения, коммуникативная мотивация.

Выделенные типы мотивов  репрезентируют основные описанные  в психологии виды мотивационной  направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую. Эти виды мотивации  проявляются в различных видах направленности деятельности пользователя Интернета: познание, сотрудничество, помощь другим пользователям, интеллектуальная и творческая самореализация, поиск единомышленников, стремление найти свой круг общения, социальное самовыражение и так далее.

В исследовании выделены основные сферы проявления мотивационной регуляции в деятельности пользователя Интернета. Это содержательная направленность интересов пользователей, реализуемая в форме обращения к различным типам информационных источников; оценка психологических последствий работы в Интернете; оценка пользователями значимости Интернета и характера его воздействия на собственную личность и деятельность; осознанное представление пользователей о собственных мотивах. Выделение сфер мотивационного воздействия позволяет совершенствовать методику исследования мотивации путем обращения к наиболее значимым аспектам мотивационного воздействия на деятельность пользователя.

Полученные результаты говорят о полимотивации деятельности пользователей Интернета. Этот факт подтверждает правомерность понимания Интернета как новой, специфической и мотивационно богатой сферы деятельности человека. Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, познания и игры (развлечения), реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы. Эти данные говорят об уменьшении веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей Интернета. Напротив, мотивы коммуникативного, корпоративного и креативного содержания, мотивы личностного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции.

Феномен зависимости  от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно  навязчивое пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая аддиктов ощущением потока.

При изучении проблемы мотивации  пользователя представляет интерес  вопрос о том, что дает (или не дает) работа в Интернете для развития личности человека и его общения с другими людьми. Этот вопрос относится к оценке психологических последствий работы в Интернете в области личностного развития и межличностной коммуникации. Процесс оценивания субъектом прямых и побочных результатов его деятельности пользователя воздействует на мотивационную регуляцию. Критерием этого оценивания является степень соответствия результатов деятельности потребностям самого человека, т.е. сопоставление желаемого и достигнутого. Эти оценки распространяются на последствия, которые данная деятельность имеет для самого человека - развивает его возможности, дает новые навыки, или, наоборот, не дает возможности для самореализации и саморазвития.

Полученные в результате данные позволили разработать следующую предварительную классификацию мотивов пользователя Интернета:

Деловой мотив. Для большинства  пользователей работа в Интернете  является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых  знаний, он может иметь различные  характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного  отношения в компьютерных сетях  могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.

Мотив общения (коммуникативный  мотив). Он характеризуется поиском  новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.

Корпоративный мотив (мотив  сотрудничества). Большинство видов  деятельности человека носит социальный характер как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в Интернете служит индикатором корпоративной мотивации.

Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные  психологические явления - самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. Наряду в другими данный мотив часто относят к числу базовых мотивационных образований человека.

Мотив рекреации и  игровой мотив. Игра и рекреация  занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация является способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В Интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.

Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности  каждого человека принадлежать к  определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.

Мотив самореализации и  развития личности. Значительная часть  пользователей осознает влияние  работы в Интернете на собственную  личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) и формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в Интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, высказываний в телеконференциях, ресурсов WWW и т.д.). Это позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Плюсы Интернет – коммуникации

Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Это как если бы в досетевую эпоху вдруг оказалось возможным выписать домой все газеты, журналы, книги и одновременно включить все каналы телевидения и радио, это возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор. Стоит войти в какую-нибудь информационно-поисковую систему - и вы получаете доступ ко всем, как кажется, областям знания.

Информация о работе Интернет как информационно-коммуникативная среда. Феномен зависимости от Интернета