Интернет как информационно-коммуникативная среда. Феномен зависимости от Интернета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:11, доклад

Описание работы

Процесс развития Интернета сопровождается формированием некоторых норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной и социальной структурой Интернет - пространства, посредством которых контролируется и регулируется деятельность людей в процессе интеракции.
Популярность и доступность Интернет - технологий способствует появлению новых возможностей и способов коммуникации, формирует новую сферу информационного взаимодействия, приводит к возникновению новых видов общественных отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
I ГЛАВА Теоретико-методологические подходы к пониманию Интернета как средства коммуникаций
1.1 Особенности Интернета как канала коммуникации……………………...6
1.2 Отличия Интернета от традиционных СМИ……………………………..10
1.3 Специфика общения в Интернете………………………………………...14
II ГЛАВА Феномен Интернет-зависимости
2.1 Исследования зависимости от Интернета ……………………………….20
2.2 Характеристика пользователей Интернета …………………………...…23
2.3 Плюсы Интернет – коммуникации ………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Интернет как средство коммуникации.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

5. Пользователи и фирмы могут  напрямую взаимодействовать друг  с другом, например, посредством  электронной почты, телеконференций,  непосредственно в чатах или  программах моментального обмена  сообщениями.

Из перечисленного становится ясно, что коммуникационная модель «многие ко многим» органически  включает в себя модели «один ко многим» и «один к одному», что значительно расширяет возможности  общения как для фирм, так и  для потребителей, участвующих в процессе коммуникации.

Наряду с отмеченными отличиями  укажем еще на одно. Коммуникационная модель традиционных средств массовой информации не содержит контура обратной связи, в то время как модель среды  Интернета включает в себя ярко выраженные обратные связи. Примерами реализации их с потребителями могут быть электронная почта, данные о регистрации пользователей, файлы cookie, подписка или регистрация на web-серверах. Наличие обратных связей значительно повышает эффективность использования коммуникативного средства взаимодействия и возможности фирмы адекватно реагировать на события, происходящие во внутренней и внешней среде, тем самым, повышая ее конкурентоспособность.

Относительно традиционных СМИ  Интернет выигрывает сразу по нескольким параметрам:

1. Мультимедиа - Интернет имеет возможность объединить визуальные, звуковые, печатные и видео-аспекты других СМИ, цена пересылки письма по электронной почте гораздо ниже пересылки с помощью обычной почты.

2. Персонализация - Интернет  обеспечивает необходимой информацией на любом уровне заинтересованности индивидуумов или групп людей; в данном случае доставка может быть обеспечена согласно предпочтению пользователей через персонализацию содержания, рассылку по электронной почте и кабельному телевидению.

3. Интерактивность - Интернет предполагает диалог, а не монолог, который подразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между сотнями пользователей возможны через электронную почту, информационные табло, форумы , чаты и телеконференции.

4. Отсутствие посредников  - Интернет дает возможность прямого  доступа правительства к населению  и наоборот, населения к власти, без вмешательства и манипуляции  со стороны СМИ.

 

1.3 Специфика  общения в Интернете

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Можно выделить некоторые  предположения об особенностях общения  через Интернет:

1. Анонимность. Несмотря  на то, что иногда возможно  получить некоторые сведения  анкетного характера и даже  фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие протекания  процессов межличностного восприятия  в условиях отсутствия невербальной  информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

3. Добровольность и  желательность контактов. Пользователь  добровольно завязывает контакты  или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального  компонента общения, в то же  время стойкое стремление к  эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании  специальных значков для обозначения  эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление к нетипичному,  ненормативному поведению. Зачастую  пользователи подают себя с  иной стороны, чем в условиях  реальной социальной нормы, проигрывают  не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.

Причинами обращения  к Интернету как инструменту  общения могут быть:

1. Недостаточное насыщение  общением в реальных контактах.  В подобных случаях пользователи  быстро теряют интерес к Интернет - общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2. Возможность реализации  качеств личности, проигрывания  ролей, переживания эмоций, по  тем или иным причинам невозможных  в реальной жизни. Подобная  возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста.

Сегодня по сути дела возникла новая форма языкового взаимодействия - письменная разговорная речь. Русский  язык существует в Интернете в  основном в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой  коммуникации темп речи приближен к устной её разновидности.

Обитатели чатов практически  полностью лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычной коммуникации в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55% результата.

Столь глобальная нехватка не могла не быть определенным образом  компенсирована, поэтому общение в чате все-таки не обходится без телесности. В первую очередь был определенным образом компенсирован "эмоциональный дефицит" путем введения в виртуальное общение суррогатных, частично типизированных эмоциональных реакций - "смайликов" (от английского "smile" - "улыбка"), которые получили чрезвычайно широкое распространение. Однако это все-таки именно суррогат эмоциональных реакций. Многократно предпринимались попытки присвоить и закрепить обозначение определенных эмоциональных состояний за определенными смайликами, однако все они оказались безуспешными. Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и степень его эмоций (причем вид смайлика никакого значения не имеет). Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна.

Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном  общении используется так называемый "капс" (от английского "Caps Lock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и знаковыми аналогами - большим количеством восклицательных знаков, "традиционно русской лексикой" (чаще всего передаваемой латиницей), средствами из других речевых жанров. Новый мир и новый стиль жизни в этом мире требует и новых языковых средств коммуникации либо трансформации старых. Сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику, возрождение эпистолярного жанра в виде электронной переписки также имеет свою языковую специфику, игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном сайте. Вполне возможно, что речь идет о формировании нового стиля в русском языке - о стиле Интернет - общения - который не только является специфической особенностью Интернет - сообщества, но и серьезно влияет на речевое поведение всего общества в целом. Язык становится не только средством общения, но и средством создания виртуальной реальности, так как искусственные языки программирования являются лишь технологическим средством, благодаря которому Интернет работает, а подлинным языком виртуального сообщества оказываются естественные языки аудитории пользователей.

Несмотря на то, что  далеко не все формы общения в  Интернете предполагают маски для его участников, тем не менее, тенденция демократичности и упрощения проникает даже в деловые бумаги, создаваемые и существующие в формате онлайн, значительно облегчая официальные стандарты деловой переписки. Причем ситуация максимального сближения речевого Интернет - стиля с традициями разговорного стиля вообще повышает степень доверия к высказыванию, что крайне важно при осуществлении деловых контактов.

Существуют общие специфические  черты взаимодействия в Интернет - сообществах, безотносительно к их тематической направленности, времени существования, составу и ресурсу, на котором они размещены:

1. Организация собственной  социальной структуры и стратификации  пользователей по формальным («гость»,  «новичок», «ветеран», «VIP», и  т.д.) и неформальным статусам («лидер», «авторитет», «звезда» и пр.), каждому из которых присущи особые функции и нередко отведены конкретные роли, что не только определяет положение Интернет - пользователя в сообществе, но и формирует групповые ожидания и стереотипы поведения в группе;

2. Наличие организационной  культуры, т.е. целенаправленно созданной  системы ценностей, установок,  норм и правил поведения, сформированных  в рамках конкретного Интернет - сообщества, принимаемых и поддерживаемых  его участниками и отражающих  характер их внутреннего и внешнего взаимодействия, неисполнение этих предписаний предполагает вынесение предупреждений, наложение определенных санкций, запретов и т.д.;

3. Неуправляемое возникновение  в процессе становления и развития  Интернет - сообщества «естественной культуры», которая включает в себя формирование стереотипов поведения, традиций, общегрупповых ценностей и интересов, жаргона и т.д., что в большинстве случаев направленно на повышение эффективности решения совместных задач;

4. Незначительная целостность и устойчивость Интернет -сообщества как отдельно взятой социальной группы, без подкрепления ее индивидуальными межличностными контактами;

5. В качестве одного  из определяющих факторов социальной  дифференциации в Интернет - сообществе  выступает уровень доступа к знаниям и информации (информационная стратификация), при этом роль традиционных критериев определения социального положения незначительна, т.е. происходит сглаживание межкультурных, этнических, социльно-личностных различий и наличествует уравнивание по социальному, образовательному и материальному статусу;

6. В результате ряда  особенностей Интернет - пространства  создаются условия, при которых  групповые процессы протекают  гораздо быстрее, нежели в реальных  социальных группах и сообщества  существуют незначительный срок;

7. Снимается ряд коммуникативных  барьеров в общении, а появляющееся  у

Интернет - пользователя ощущение безнаказанности снимает  некоторую ответственность за свои слова и поступки, что нередко  приводит к потере чувства реальности и необоснованно рискованным действиям;

8. Способность Интернет - сообщества мгновенно реагировать  на возникающие в обществе  социальные проблемы путем появления  новых образцов культуры, ценностей  и социальных норм, инноваций  и т.д., закрепление которых может  осуществляться как естественным, так и искусственным путем, позволяя говорить о частичной управляемости организационного развития Интернет - сообщества.

Процессы, происходящие внутри Интернет - сообществ во многом зависят от внешних факторов, таких  как события в социальной, политической, экономической и прочих сферах, а функционирование Интернет - сообщества во многом определяется социально-психологическими характеристиками его участников, спецификой отношений между ними, общегрупповыми целями и ценностями.

Таким образом, неформальное структурирование Интернет -пользователей  по взаимным интересам, социокультурным  ориентациям, устремлениям, совместно  решаемым задачам и другим, не предписанных актами социального статуса, критериям, несмотря на этнические, социально-политические, гендерные и иные различия, нередко анонимное и асинхронное общение и территориальную удаленность участников, привело к появлению своего рода неофициальной параллельной коммуникационной структуры, невидимой сети межличностных отношений, которая не только выполняет функции совместной информационно-познавательной и коммуникативной деятельности, но и во многом выступает носителем современных нравственных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II ГЛАВА

2.1 Исследования  зависимости от Интернета

 

Основные разновидности деятельности, осуществляемой посредством

Интернета, - а именно, общение, познание и игра (развлечение) - обладают свойством захватывать  человека целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности, В связи с этим в настоящее время интенсивно обсуждается феномен (или заболевание, или синдром) "зависимости от Интернета", или "Интернет-аддикции" (Internet Addiction Disorder, или IAD). Это едва ли не единственная область во всем спектре гуманитарных исследований в Интернете, на разработку которой не претендует никто, кроме клинических психологов.

Обсуждение данного  феномена началось недавно: в 1994 г. К.Янг  разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти пятьсот ответов, из которых  около четырехсот были отправлены, согласно выбранному критерию, аддиктами (зависимыми).

Информация о работе Интернет как информационно-коммуникативная среда. Феномен зависимости от Интернета