Интернет как средство массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:44, реферат

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в выявлении нормативно-ценностных и социальных структур, которые возникают в результате функционирования и развития Интернета как средства массовой коммуникации, а также проведение социологического анализа аудитории Интернета.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие Интернету как средству массовой коммуникации;
2. дать анализ аудитории Интернета как в мире в целом, так и в России;
3. рассмотреть коммуникативную функцию Интернета, информационную функцию Интернета, ценностно-регулирующую функцию Интернета, развлекательную функцию Интернета.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…………2
Основная часть.
Глава 1. Понятие Интернета:
1.1. Интернет как средство массовой коммуникации……………..…...……4
1.2. Анализ аудитории Интернета………………………………….....………9
Глава 2. Функции Интернета:
2.1. Понятие функций Интернета…………………………….……….……..12
2.2. Коммуникативная функция Интернета………………………….……..13
2.3. Информационная функция Интернета………………………….……...16
2.4. Ценностно-регулирующая функция Интернета……………….………19
2.5. Развлекательная функция Интернета………………………….………..21
Заключение………………………………..………………….…….…...........24
Список используемой литературы…………………………………..………25

Файлы: 1 файл

курсовая СМК (2).docx

— 39.53 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение………………………………………………………………..…………2

Основная часть.

Глава 1. Понятие Интернета:

1.1. Интернет как средство массовой  коммуникации……………..…...……4

1.2. Анализ аудитории Интернета………………………………….....………9

Глава 2. Функции Интернета:

2.1. Понятие функций Интернета…………………………….……….……..12

2.2. Коммуникативная функция Интернета………………………….……..13

2.3. Информационная функция Интернета………………………….……...16

2.4. Ценностно-регулирующая функция  Интернета……………….………19

2.5. Развлекательная функция Интернета………………………….………..21

Заключение………………………………..………………….…….…...........24

Список используемой литературы…………………………………..………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Актуальность темы реферата

Актуальность  выбранной темы связана, с одной  стороны, с потребностями развития теории социологии средств массовой коммуникации и социологии Интернета (пока только формирующейся в качестве отдельной области знания в рамках социологии). С другой стороны, наблюдаемое быстрое развитие Интернета и его внедрение в различные стороны жизни людей, в первую очередь, в качестве средства массовой коммуникации, требует научного анализа происходящих в России процессов.

Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся  явлений современного общества, С  ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже  около 600 млн. чел. по всему миру, Интернет становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и  объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему.

Если  говорить о России, то, несмотря на катастрофическое отставание от развитых стран, развитие российского сегмента сети Интернет также идет достаточно значительными  темпами, и по объемам информационного  наполнения, и по расширению аудитории.

Степень научной разработанности  темы.

Интернет  привлекает достаточно активный исследовательский  интерес ученых в области гуманитарных наук: психологов, политологов, социологов, экономистов, юристов, философов. Следует  отметить достаточно широкий спектр гуманитарных и научных проблем (в разной степени разработанных) в изучении Интернета.

Так, наиболее общий и широкий социальный анализ Интернета как социального  явления можно встретить в  монографии Э.Дайсон «Жизнь в эпоху  Интернета. Release 2.01». Очень ценный и широкий по своей направленности научный материал, посвященный гуманитарным аспектам и исследованиям Интернета содержится в коллективной монографии «Гуманитарные исследования в Интернете» под редакцией А.Е. Войскунского.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в выявлении нормативно-ценностных и социальных структур, которые возникают в результате функционирования и развития Интернета как средства массовой коммуникации, а также проведение социологического анализа аудитории Интернета.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие Интернету как  средству массовой коммуникации;

2. дать анализ аудитории Интернета  как в мире в целом, так  и в России;

3. рассмотреть коммуникативную функцию  Интернета, информационную функцию  Интернета, ценностно-регулирующую  функцию Интернета, развлекательную  функцию Интернета.

Объект исследования - Интернет как средство массовой коммуникации, его аудитория.

Предмет исследования - функционирование и развитие Интернета как средства массовой коммуникации, реализация его социально-культурных функций, структура и динамика аудитории Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие Интернета

1.1. Интернет как средство массовой  коммуникации

Одной из характерных особенностей нашего времени является беспрецедентное  развитие средств массовой коммуникации. Информация становится реальным социальным ресурсом, а весь мир все зримее обретает очертания того, что М. Маклюэн назвал «глобальной деревней».

Многие  поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации - устным словом. С появлением бумаги, изобретением наборного шрифта и печатного  станка, а затем типографской машины, распространение печатного слова  приобретает массовый характер. С  возникновением в 20 веке электронных  средств связи характер СМИ - а фактически жизни в целом - изменился коренным образом. К исходу 20 века количество радиоприемников и телевизоров уже измерялось миллиардами, а тиражи периодических из-даний газет и журналов достигали сотен миллионов экземпляров, и цифры продол-жают расти. Поистине информация правит миром. Отдельные исследователи массовых коммуникаций начали говорить о наступившей эпохе «медиакратии» - власти СМИ, которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и конструируют ее по собственным правилам. Происходит глобализация средств массовой информации и коммуникации, трансформируется вся структура коммуникативного опыта человека. Массовая коммуникация становится не только «магическим окном», через которое мы смотрим на мир, но и «дверью», через которую идеи проникают в наше сознание. Это относится ко всем средствам массовой коммуникации, и, прежде всего, к всемирной компьютерной сети Интернет.

Глобальность характера  происходящих изменений, связанных  с развитием Интернет-технологий и сетевых инноваций в России, определяет новые направления исследований и ставит новые проблемы.

Согласно традиционным представлениям, коммуникация есть процесс передачи информации между адресантом (отправителем информации) и адресатом (получателем  информации). Иначе говоря, в основе представлений о коммуникации лежит  известная схема «адресант - передача информации - адресат».

Однако каждый элемент  данной схемы меняется в условиях массового развития коммуникаций в  киберпространстве. Интернет «играет» с традиционной схемой «источник - сообщение - получатель», иногда сохраняет ее в первоначальном виде, иногда придает  ей совершенно новый характер. Коммуникация посредством Интернета может  приобретать абсолютно разные формы, начиная от всемирных веб-сайтов, находящихся в ведении главных новостных организаций, до листсерверов, занимающихся обсуждением фольклорной музыки и заканчивая личной перепиской друзей и коллег.

Источником сообщения  может быть как один человек, если это касается, к примеру, электронных  писем, так и целая социальная группа. Само сообщение может быть традиционной статьей, написанной журналистом  или редактором, историей, создававшейся  долгое время различными людьми, и  даже простой беседой в чате. Получатель (или аудитория) данного послания также может варьироваться от одного до нескольких миллионов, может  изменяться, а может и не изменяться в зависимости от роли, которую  выполняет сам получатель (например, будучи создателем сообщения).

Интернет вынуждает переосмыслить  классические определения и категории  коммуникативистики. Поэтому когда мы говорим, что Интернет является средством массовой коммуникации, становится ясно, что ни слову «массовый», ни слову «средство» нельзя дать точного определения - определение зависит от ситуации.

Интернет является многосторонним СМИ, который создает множество  различных форм коммуникации. Согласимся с предложенным М. Моррис делением их на 4 категории Моррис М., Оган С. Интернет как масс-медиа // Журнал коммуникации. - 1996 - № 1. - С. 42.:

1. асинхронная коммуникация  «один на один» (электронные  письма);

2. асинхронная коммуникация  «многих с многими» (например, сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль, для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем);

3. синхронная коммуникация  «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строятся  вокруг какой-либо конкретной  темы, например, ролевые игры, чаты;

4. асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается  разыскать сайт для получения  определенной информации и здесь  можно встретить коммуникацию  «многие и один», «один на  один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы).

Относительно традиционных СМИ Интернет выигрывает сразу по нескольким параметрам:

1. Мультимедиа - Интернет  имеет возможность объединить  визуальные, звуковые, печатные и  видео-аспекты других СМИ, цена  пересылки письма по электронной  почте гораздо ниже пересылки  с помощью обычной почты.

2. Персонализация - Интернет обеспечивает необходимой информацией на любом уровне заинтересованности индивидуумов или групп людей; в данном случае доставка может быть обеспечена согласно предпочтению пользователей через персонализацию содержания, рассылку по электронной почте и кабельному телевидению.

3. Интерактивность - Интернет  предполагает диалог, а не монолог,  который подразумевают традиционные  СМИ. Взаимодействие, диалог и  обратная связь между сотнями  пользователей возможны через  электронную почту, информационные  табло, форумы , чаты и телеконференции.

4. Отсутствие посредников  - Интернет дает возможность прямого  доступа правительства к населению  и наоборот, населения к власти, без вмешательства и манипуляции  со стороны СМИ.

В современном глобализованном мире и медиа-культуре, которые, не в последнюю очередь, преобразовываются посредством  Интернета, существует стратегическая потребность в проведении исследований Интернета как нового средства массовой коммуникации. В качестве отправных точек можно использовать те способы проведения исследований, которые уже применялись для традиционных СМИ. Например, многообещающим видится подход, включающий исследование пользы и вознаграждения, которые люди получают от Интернета.

Хотя исследования СМИ  с точки зрения теории использования  и вознаграждения не были в последнее  время особенно распространены в  литературе, посвященной коммуникации, они могут оказаться весьма полезными  и стать основой для анализа  Интернет-коммуникаций. К такому же выводу пришли американские американские ученые Д. Уолтер и С. Рафаели. Теория использования и вознаграждения основывается на функциональном анализе, который «берет начало из социологических и психологических основ потребностей, которые приводят к различным образцам внешнего и внутреннего воздействия СМИ, приводящему к другим последствиям, в большинстве случаев к таким, которые не были предусмотрены заранее» Филатова О.Г. Интернет как масс-медиа // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». - 2004. - С. 232..

К. Розенгрен усовершенствовал данный подход, отмечая, что под «потребностями» нужно понимать проблемы, а также возможные решения данных проблем, которые воспринимает как таковые сама аудитория. Особенный интерес он проявляет к анализу информационных бюллетеней, как одной из составляющей Интернета.

lign="left">Данная концепция должна быть обязательно включена в изучение Интернет коммуникаций, наряду с некоторые другими концепциями, которые можно применить к изучению Интернета как средства массовой коммуникации (теория критической массы, теория социального присутствия, теория «богатства» СМИ, сетевой подход и т.д.). Реконцептуализация Интернета с данной точки зрения позволит исследователям использовать традиционные методы изучения СМИ, а также разрабатывать новые способы их изучения.

В целом, представляется, что  именно анализ процессов в сфере  массовой киберкоммуникации и коммуникативных технологий в российском контексте может стать перспективным направлением дальнейших теоретических исследований в коммуникативистике в ближайшем будущем Филатова О.Г. Интернет как масс-медиа // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». - 2004. - С. 235..

1.2. Анализ аудитории  Интернета

Важность изучения аудитории  Интернета растет из-за увеличения количества коммерческой информации и  тех, кто ее поставляет в Интернет.

В одних случаях важна  информация об активных пользователях, в других полезно знать о малоактивных или потенциальных участниках Интернет-сообщества. По данным компании VeriSign Inc., администратора доменов com и net, в 2003 г. насчитывалось среди жителей планеты насчитывалось 580 млн. пользователей Интернета. По результатам исследования компании Ipsos-Reid, число пользователей Интернета в 2005 г. в мире выросло на 7%.

Наибольшее увеличение числа  пользователей в 2006 г. зарегистрировано в Германии (40%), Китае (прирост 37%), Японии (38%) и Южной Корее (32%). В России количество пользователей Интернета, по данным Ipsos-Reid, за 2006 г. выросло на 35% (учитывались только жители городов). А в США число пользователей, наоборот, сократилось на 6%.

Порог в 10% населения характеризует  массовое использование любой новой  технологии. Это же относится и  к росту пользователей Интернета, и к росту числа регистраций  новых доменных имен. Согласно последним  данным Россия близка к этому порогу по числу пользователей Интернета, более того, в Москве этот порог  уже преодолен. В России по состоянию  на март 2004 г. насчитывалось 14 млн. пользователей  Интернета. Это свидетельствует  о том, что Интернет становится массовым явлением в России.

Результаты опроса Фонд «Общественное  мнение» свидетельствуют о том, что российская аудитория пользователей Интернете неуклонно растет.

Вместе с тем, медиаисследования показывают, что, по крайней мере, часть читателей перестает читать газеты, пользуясь информацией через Интернет, и многие телезрители переключаются на Интернет. Наиболее устойчивым кажется пока положение радио: растет число автолюбителей, а вместе с ним и число радиослушателей. Так, согласно данным TNS Gallup Media за январь-март 2004 года продолжительность прослушивания радио составляет до 400 минут в сутки.

Информация о работе Интернет как средство массовой коммуникации