Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:44, реферат
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в выявлении нормативно-ценностных и социальных структур, которые возникают в результате функционирования и развития Интернета как средства массовой коммуникации, а также проведение социологического анализа аудитории Интернета.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие Интернету как средству массовой коммуникации;
2. дать анализ аудитории Интернета как в мире в целом, так и в России;
3. рассмотреть коммуникативную функцию Интернета, информационную функцию Интернета, ценностно-регулирующую функцию Интернета, развлекательную функцию Интернета.
Введение………………………………………………………………..…………2
Основная часть.
Глава 1. Понятие Интернета:
1.1. Интернет как средство массовой коммуникации……………..…...……4
1.2. Анализ аудитории Интернета………………………………….....………9
Глава 2. Функции Интернета:
2.1. Понятие функций Интернета…………………………….……….……..12
2.2. Коммуникативная функция Интернета………………………….……..13
2.3. Информационная функция Интернета………………………….……...16
2.4. Ценностно-регулирующая функция Интернета……………….………19
2.5. Развлекательная функция Интернета………………………….………..21
Заключение………………………………..………………….…….…...........24
Список используемой литературы…………………………………..………25
Вероятность того, что радиослушатели
и телезрители могут
Статистика свидетельствует,
что на Западе активно развивается
интерактивное телевидение, которое
уже перегнало спутниковое
Перспективы развития интерактивного
телевидения в России в ближайшее
время совершенно иные. Социальные
и технологические условия
Глава 2. Функции Интернета
2.1. Понятие функций Интернета
Интернет - среда существования различных по типу коммуникаций Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. Серия «Интернет-журналистика». Вып.1. - М., 2005. - С. 61..
Американский обществовед Г. Лассуэлл считал, что любые социальные коммуникации выполняют три основные функции: служат контролю над окружающей действительностью; являются средством корреляции (связи и соотнесения) отношения различных социальных субъектов к действительности; позволяют передавать культуру (знания, ценности, нормы, традиции) во времени, т.е. последующим поколениям.
Названные универсальные
функции коммуникаций присущи и
Интернет. Вместе с тем историческое
развитие СМИ привело к формированию
в их деятельности целого ряда специфических
функций, выполнение которых неизбежно
находилось под влиянием социально-политической
и экономической ситуации в конкретных
странах, расширения технологических
возможностей для производства и
распространения информации. Например,
функция СМИ как каналов
Исследования должны помочь профессионалам Сети и ее пользователям извлечь лучшее из ее потенциальных возможностей. «Технол ...........
огии хороши или плохи в зависимости от нашего их использования. Они суть продолжение нас самих» Кастельс М. Галактика Интернет. М., 2003. - С. 217..
Функции СМИ в Интернете, с одной стороны, сохраняют присущее всем СМИ содержание. А с другой стороны, приобретают специфику, свойственную данной медийной среде.
2.2. Коммуникативная функция Интернета
Средства коммуникации, по определению, призваны связывать людей, служить средствами их общения. Массовые коммуникации служат средством связи для массового субъекта.
Коммуникация посредством Интернет устроена таким образом, что на одном полюсе действует профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект - заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей. К анонимности зачастую тяготеет даже полюс производства информации, такова сила ее природы в этой медийной среде. Недаром в Интернет так много сведений, происхождение которых не установлено. Заново это было осознанно с появлением флэш- и смарт-мобов, где анонимность возведена в принцип Мень Е. Еще раз об умной толпе // Критическая масса. - 2003. - № 3..
В силу анонимности разворачивается
царство вымышленных
Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной. Общение перестает быть привязанным к местоположению общающихся. На этой основе Интернет может выполнять социально-креативную функцию, то есть формировать новые общности с единой информационной базой и общим ценностно-нормативным фундаментом. Общая направленность развития средств распространения информации состоит в утверждении гетерархического (горизонтального, равноправного) порядка на месте иерархического (вертикального, с доминированием одного из субъектов общения). Происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации.
В условиях Интернета аудитория
может участвовать в
В сетевой интерактивности выделяют три аспекта: «люди и документы» (возможность для пользователя формировать и реализовывать запрос на информацию), «люди и технология» (приспособленность, удобство информационной технологии для пользователей) и наиболее интересный для социолога аспект «люди и люди». В последнем случае речь идет о приспособленности данной коммуникации к двустороннему общению, о социальных технологиях общения, которые помогают достижению позитивных социальных целей; о том, как реализуется возможность коммуникации между журналистами, обществом, властью и бизнесом - основными субъектами, выделяемыми в анализе функционирования современного общества.
Анализируя коммуникативную функцию Интернет, следует различать понятия «интерактивность» и «обратная связь». Первое шире второго. Обратная связь - это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие. Именно в этом качестве в Интернет пока чаще всего используется функция «форум». Да и показатели посещаемости тоже выступают в роли обратной связи: свидетельствуют о том, заинтересовались ли сайтом и его контентом пользователи. Интерактивность же предполагает и другие возможности: контроля пользователя над содержанием (запрос, оценка), участия в его формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями с другими пользователями и т.п. Некоторые возможности такого рода могут использоваться и в традиционных СМИ. Но чего уж там никогда не было - так это возможности общения по горизонтали, между пользователями.
Однако потенциал новой технологии реализуется только через активность людей.
Коммуникации, в которых у субъектов, представляющих два полюса коммуникации, есть возможность и отправлять и получать сообщения, а значит, есть взаимообратимость их ролей. Г. Лассуэлл предложил называть их двусторонними. В СМИ взаимообратимость никогда не может быть полной.
Однако степень жесткости поляризации может быть различной. Можно различить каналы массовой информации, построенные по одностороннему, монологичному или двухстороннему, диалогичному принципу. Американский исследователь выделяет три уровня интерактивности:
1. двухсторонняя;
2. реактивная, или квазиинтерактивная коммуникация, где один полюс получает сообщения о реакции другого (то есть, имеет место обратная связь;
3. полностью интерактивная
коммуникация, где все субъекты
коммуникации могут
Наследуя обретенные традиционными
СМИ формы обратной связи и
общую свою способность к интерактивности,
Интернет может развивать их до уровня
истинной двусторонности, действительной
интерактивности, то есть до сочетания
синхронной (одновременной) и асинхронной
(неодновременной) обратной связи, с
одной стороны, и возможности
обмена информацией между
2.3. Информационная функция Интернета
В соответствии с общей природой СМИ информация в интернет-каналах открыта для каждого, ограничения могут быть связаны только с платностью.
Как отмечалось, равная доступность ресурсов - одна из ключевых проблем социологических исследований и практического развития Интернета. Оптимисты надеются, что Сеть облегчит достижения равенства для ранее ущемленных групп. Однако пока новое цифровое неравенство воспроизводит и даже усугубляет ранее сложившееся положение вещей.
Информация в Интернет обладает рядом специфических черт. К ним относятся:
· оперативность, т.е. нацеленность ........... на освещение, прежде всего, текущих событий;
· освещение жизни социума, а не собственной деятельности создателей ресурса;
· универсальность, или разносторонность, тематики, даже если это канал специализированный;
· жанрово-видовое разнообразие материалов Кастельс М. Галактика Интернет. М., 2003. - С. 220..
Не сложившиеся еще
отношения юридической и
На основе информационной функции СМИ способны выполнять и
функцию формирования повестки
дня, или фокусирования
Единая информационная платформа - условие для выполнения функций форума, ценностно-регулирующей, социально-организационной и социально-креативной.
Принципиально новые возможности
для выполнения функции информирования
открываются в связи с
По исследованиям традиционных
СМИ известно, что использование
различных знаковых и изобразительно-
Исследователям еще предстоит описать, измерить, понять, как влияет на функцию информирования и гипертекстуальность. Здесь есть и вовсе не исследованный ракурс: как используется это качество в более широких рамках - при взаимодействии традиционных СМИ и их интернет-ресурсов. По крайней мере, эффект расширения контента здесь наблюдается. Однако наиболее заметно пока здесь явление кросс-промотирования: линки отсылают к тем он- и офлайновым источникам, с которыми сайты связаны «родственными» или партнерскими отношениями.
Будучи частью СМИ, соответствующие ресурсы в Интернете обладают и присущими им универсализмом тематики, видов и жанров информации. Вместе с тем Интернет, обладая мультимедийностью, гипертекстуальностью, позволяет делать информацию более богатой по изобразительно-выразительным качествам, более полной и объемной. Новое в выполнение информационной функции вносят такие особенности Интернет, как их растущее количество и асинхронность восприятия информации пользователями. Здесь могут возникнуть проблемы с формированием «повестки дня», а в конечном итоге - и с формированием
необходимой обществу единой информационной и ценностно-нормативной базы.
2.4. Ценностно-регулирующая функция
Содержание этой функции во многом совпадает с той, что Г. Лассуэллом было названо функцией корреляции отношения к действительности, присущей всем социальным коммуникациям. Семья и школа осуществляют первичную социализацию, то есть приобщение личности к знаниям, нормам, ценностям, опыту, традициям, накопленным обществом и окружающей социальной микросредой. Далее в современном обществе эта функция в значительной мере переходит к СМИ. Они служат выработке и сохранению общей ценностно- нормативной платформы: что такое хорошо, что такое плохо и как, соответственно, стоит думать и поступать.
Интернет приносит технологически принципиально новую степень свободы в обмене информацией, возможности высказать свою точку зрения на множестве площадок.
Интернет обостряет проблему
социальной идентичности - отнесения
себя к определенным социальным общностям.
Есть точка зрения, что если традиционные
коммуникации (письмо, книга, телефон)
сломали пространственно-
В этой связи важность выполнения
ценностно-регулирующей функции, т.е. установления
общей ценностно-нормативной
Как известно, ценностно-регулирующая
функция проявляется
Из исследований аудитории
традиционных СМИ давно известно,
что одна ее часть стремится, используя
различные, в том числе альтернативные,
источники информации, составить
собственную точку зрения. Другой
же удобнее руководствоваться
Выполнение ценностно-
Информация о работе Интернет как средство массовой коммуникации