Интернет как вид досугового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель – анализ сети Интернет, как вида досугового общения. Задачи:
- проанализировать историю развития интернет общения;
- рассмотреть подходы и концепции к интернету, как виду досугового общения;
- охарактеризовать социальные сети, как вид коммуникации в интернет пространстве;
- провести социологическое исследование на выбранную тему.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретический анализ интернета, как вида досугового общения
1.1. История развития интернет общения
1.2. Подходы и концепции к интернету, как виду досугового общения
Глава 2 Практический анализ интернета, как вида досугового общения
2.1 Социальные сети, как вид коммуникации в интернет пространстве
2.2. Социологическое исследование
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, учитывая важность обеспечения государственных интересов и поддержки развития механизмов саморегулирования внутри интернет-сообщества, целесообразно определить характер и меру регулирования распространения информации через социальные сети и контроля над виртуальным пространством со стороны государства в лице его органов власти.

В настоящее время в  России созданы общие концептуальные правовые основы развития информационно-коммуникационного  пространства, в частности, сформулированные в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Данные акты являются базовыми стратегическими документами развития информационного права, которыми, однако, не предполагается учет специфики организации информационного сообщения в интернет-пространстве и, в частности, в социальных сетях.

Интересы государства  в информационной сфере заключаются  в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и  свобод человека и гражданина в области  получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности; в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Важно отметить, что законодательно не проработаны многие вопросы, решение  которых является необходимым для  эффективного правового регулирования  отношений в рамках интернет-сообщества. В частности, не определены надлежащим образом базовые правовые категории и понятия (например, «интернет-споры», «кибербезопасность» и т. д.); не установлен круг участников процесса управления и регулирования Интернета и их функции при распространении информации через информационно-коммуникационные сети; не определены правила установления места и времени совершения юридически значимых действий при использовании Интернета.

В число наиболее сложных  задач, связанных с обеспечением функционирования социальных сетей, входят определение пути правового влияния на формирование инфраструктуры информационно-коммуникационной сферы в рамках таких сетей, обеспечение интересов пользователей - потребителей информационной продукции и определение механизма правового регулирования реализации информационных прав в социальных сетях.

Обращает на себя внимание отсутствие правовых норм, определяющих возможность использования социальных сетей для мониторинга гражданской  активности и социально-политического  состояния, а также для осуществления  агитации. В условиях ослабления старых социальных коммуникаций инструменты информационно-коммуникационной организации в рамках интернет-сообщества становятся все более эффективным каналом связи между партиями, обществом, гражданами и властью. Компьютеры, как отмечал известный исследователь Д. Несбитт, увеличивают реальную власть каждого индивида, позволяя ему более эффективно следить за действиями своего правительства, даже больше, чем правительство может следить за действиями гражданина; фактически компьютерные сети становятся одним из инструментов политического лоббирования.

Тем самым действующее  правовое обеспечение развития интернет-сообщества и форм его самоорганизации, прежде всего посредством создания социальных сетей, со всей очевидностью нуждается  в развитии.

Следует согласиться с исследователями, отстаивающими необходимость разработки и принятия законодательной базы, регламентирующей интернет-отношения, на основе которой можно было бы выделить интернет-право в отдельную отрасль права. Целями такого регулирования являются: создание условий для устойчивого регулирования интернет-отношений, обеспечение информационной безопасности, защита законных интересов публичных образований, прав физических и юридических лиц. По мнению некоторых исследователей, начинать формирование интернет-права необходимо с принятия федерального закона, который бы определял основные термины, сферу действия, принципы деятельности в области Интернета, принципы и основные направления государственной политики в данной сфере, общие положения о лицензировании и сертификации в области некоторых направлений в Интернете.

 

Глава 2 Практический анализ интернета, как вида досугового общения

2.1 Социальные сети, как вид коммуникации в интернет пространстве

 

В рамках интернет-пространства протекают активные информационно-коммуникационные процессы между лицами, образующими саморегулируемые интернет-сообщества, существующие без четко определенных национальных границ и позволяющие поддерживать различные отношения по поводу информации, циркулирующей в мировой инфраструктуре.

Соответствующие процессы сопровождаются развитием сложной структурно-функциональной среды информационно-коммуникационного обмена и появлением новых механизмов формирования идентичности и социализации, влекущих значительное ускорение взаимодействия множества участвующих в них субъектов и изменение масштабов происходящих социально-экономических и общественно-политических событий. Многочисленные проблемы интернет-сообщества можно проследить на примере развития наиболее распространенной в настоящее время формы проявления информационной коммуникации и социализации - социальных сетей.

В связи со стремительным  развитием и массовым распространением данной формы интернет-коммуникации актуализируется проблема единообразного определения социальных интернет-сетей в целях правового обеспечения их развития и выработки концептуальных законодательных подходов к их функционированию.

Согласно определению, предложенному  известным исследователем этой области  Д. Бойд, социальные интернет-сети - это «сетевые услуги, которые позволяют частным лицам: 1) строить общественные или полуобщественные профили в пределах ограничений, наложенных системой, 2) определять список других пользователей, с которыми они могут сообщаться и делиться информацией, 3) просматривать и связывать их список контактов с другими, созданными пользователями внутри системы»8. По нашему мнению, это определение хотя и представляет лаконичное перечисление основных функциональных характеристик, но не охватывает все многообразие и сложность рассматриваемого явления. Полагаем, что социальную интернет-сеть можно охарактеризовать как:

1) широко распространенное  общественное явление, направленное  на построение социальных связей, формирование групп и сообществ  на основе этических и правовых  норм;

2) телекоммуникационную платформу для построения связей, которая позволяет рассматривать социальную интернет-сеть уже как средство не только коммуникации, но и массового распространения информации;

3) трансграничное виртуальное  общение, обеспеченное пользователям  социальных интернет-сетей. Возрастающее значение виртуальных социальных сетей можно рассматривать как одну из глобалистских тенденций, обусловленную особенностями развития общественных отношений на современном этапе.

Феномен социальных интернет-сетей исследуется представителями различных направлений науки, в частности предлагается в самом Интернете определить и систематизировать указанное явление. Например, сайт «Социальные сети от А до Я. Путеводитель по социальным сетям Интернета»9 предоставляет каталог, в котором выделены глобальные, геосоциальные (мировые и национальные), профессиональные, религиозные и прочие сети. Однако доступность услуг по созданию новых ресурсов такого рода затрудняет какую-либо их классификацию или систематизацию.

Интенсивное развитие и массовое использование рассматриваемых сетевых ресурсов усложняют содержание правового статуса лиц - участников интернет-общения, а правовой статус личности, по нашему мнению, имеет основополагающее значение в числе правовых аспектов любого общественного явления, в том числе социальных интернет-сетей. В целом можно утверждать, что возникновение и функционирование современных сетевых интернет-ресурсов основаны на реализации конституционных прав как неотъемлемой составляющей правового статуса личности. К таким правам следует отнести: право на объединение (в структуре социальной интернет-сети формируются сообщества и группы по поводу самых разнообразных интересов, однако создание таких объединений не должно противоречить основам, установленным Конституцией РФ); право на свободу мысли и слова (одна из причин привлекательности онлайновых социальных сетей для пользователей состоит в возможности выразить свое мнение, суждение, оценку по какому-либо вопросу10); информационные права, связанные с распространением, передачей, получением и использованием информации.

В то же время  реализация указанных конституционных  прав часто сопровождается неправомерными проявлениями и влечет нарушения законных прав и интересов. Для индивидуального пользователя это могут быть незаконный доступ к персональным данным, разглашение конфиденциальной информации; диффамация; нарушение авторских прав; мошенничество, неправомерное использование банковских данных и др.

Многие из указанных  вопросов в целом урегулированы  в рамках действующего отраслевого  законодательства (например, уголовно-, административно-, гражданско-правовыми актами), которое одинаково распространяется на субъектов реального и виртуального общения. Однако существующие правовые регуляторы во многом не учитывают преобразования в особенностях статуса личности, которая стала участником виртуального интернет-общения, организуемого в социальных интернет-сетях.

Мы все связаны. Как единый организм - через социальные сети можно найти кого угодно и вытащить уйму информации из конкретных постов и поведения человека. И сделать вывод не только о нем самом, но и о его семье, друзьях, коллегах и компании, в которой тот работает или работал. Наши конкуренты этим не брезгуют.

Поэтому будет  актуальным написать о том, что из себя представляют социальные сети, зачем  существуют и как пользоваться ими.

У «Твиттера» забавная история, изначально вывеска этой сети гласила: «Скажи, что ты делаешь прямо сейчас!» Изначальная идея очень быстро рассыпалась как карточный домик - все начали «фолоуить» (приглашать в друзья) всех подряд - появились первые аккаунты-«миллионеры» - т. е. люди с миллионом и более друзей, а исконная "поделись, что ты делаешь сейчас» мутировала в «говори что хочешь». В итоге сегодняшний «Твиттер» можно охарактеризовать так.

«Твиттер» позволяет быть в курсе происходящих событий в мире до того, как о них начнут говорить все. Для того чтобы следить за новостями, достаточно подписаться на личные аккаунты важных для вас людей и организаций и ключевые медиаагентства, такие как Reuters или CNN, - и все новости будут приходить к вам на смартфон. Прелесть подхода в том, что вы можете выбирать тематику новостей. Например, во время приземления марсохода «Любопытство» NASA создала этому роботу собственный твит, за которым следили миллионы людей, - традиционные СМИ при этом не считали новость приоритетной.

Существует  мнение, что так называемая виртуальная  личность формируется как самостоятельная  и может не совпадать с реальным субъектом объективных общественных отношений. Как отмечает И. Н. Курносов, виртуальная личность - это виртуальное тело, имя (ник), набор определенных характеристик, в совокупности своей являющие виртуальный статус личности.

Впрочем, есть некоторые структуры и категории людей, которые все же читают «Твиттер» постоянно и, более того, получают за это деньги. В первую очередь это журналисты и блогеры - они следят за аккаунтами ключевых политических и общественных деятелей, компаний и аналитических агентств. Хороший пример - вторничные выборы в США: окончательной «отмашкой» для публикаций СМИ стал твит Барака Обамы: «Спасибо, я не смог бы это сделать без вас». Поэтому, когда речь идет, скажем, о представленной в «Твиттере» информации по «Лаборатории Касперского», особенно относящейся к Евгению Касперскому и также к другим руководителям, напрямую связанным с управленческими решениями в компании, журналисты профильных информационных средств (по крайней мере те, кого можно считать профессионалами) пристально следят за каждым выступлением и словом - ибо они могут стать инсайтом и основой для сенсационной статьи.

Вторая категория «тех, кто читает» - аналитические агентства, собирающие политическую и экономическую информацию: события, цифры, факты, деньги. Все эти данные могут влиять на принятие политических решений, рыночную динамику, стоимость акций и так далее.

Третья - конкуренты, и тут все понятно.

Четвертая - спецслужбы мира. Не надо иметь иллюзий на этот счет.

Facebook, на наш взгляд, уже прошел пик своей креативности - сейчас это огромный монстр с дикой инертностью. И внедрение новых сервисов - задача с каждым днем все более непосильная. Поэтому рост абонентской базы (не важно, какими средствами он достигается) Facebook на руку. Конечно, с совсем уж брутальными методами вроде скриптовой регистрации (когда новые аккаунты создаются не человеком, а специальной программой) и скриптовых аккаунтов (т. е. выглядят эти анкеты как живые люди, но по факту управляются роботом, который выдирает из сети выборочные ссылки и постит на ленту с комментариями вроде «ух ты, что нашел») они стараются бороться. Но не особо успешно - я думаю, что процентов 40% всей аудитории ФБ (т. е. порядка 400 млн. человек) - это или боты, или жители Индии, Пакистана, Бангладеш, Филиппин, Индонезии и других развивающихся стран, зарабатывающие на кликах и лайках.

Наряду с  личностным не менее значим общественный аспект функционирования социальных интернет-сетей. В информационном, «виртуализированном» обществе права и обязанности складываются исходя из совершенно иных ценностных представлений (прежде всего, по поводу информации и коммуникации), отличных от тех, которые имеют «овеществленный"» характер. Для общества новой формации, как верно отмечает Д. В. Иванов, виртуальная реальность предлагает взаимодействие человека не с вещами, а с симуляциями; нынешнее существование социальных институтов описывается тремя характеристиками: нематериальность воздействия, условность параметров, эфемерность11. И.Л. Бачило указывает на то, что Интернет является особой сферой и многие стороны социальной жизни приобретают здесь виртуальный характер, а отношения реализуются в так называемом нулевом пространстве12. В связи с этим онлайновое социальное взаимодействие играет все большую роль в общественной организации в целом и по-новому структурирует общественные отношения в частности, что позволило исследователям говорить даже о становлении новой модели социальности в обществе13.

Следует отметить значительное функциональное влияние  социальных интернет-сетей на организацию публичного правопорядка и социально-политическое развитие. В настоящее время можно утверждать, что социальные сети одинаково важны как для развития институтов демократии гражданского общества, так и для повышения эффективности государственного управления. Содействие развитию институтов демократии и гражданского общества выражается прежде всего в том, что социальные интернет-сети становятся действенным механизмом гражданской экспертизы: «члены сетей получают возможность быть услышанными, а все события находят свою оценку. Социальные сети практически реализуют мотивацию каждого человека участвовать в управлении обществом...»; например, интернет-ресурс «Электронная демократия» 14 является информационной площадкой общего пользования, предназначенной для публичного обсуждения тем, формирования и отправки в организации (органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие структуры и др.) открытых публичных коллективных обращений граждан и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов. Тем самым социальные сети укрепляют права на участие в управлении делами государства, в том числе через свободные выборы, предоставляя дополнительные возможности для проведения общественных дискуссий, повышая их качество, стимулируют демократические процессы, активность, инициативность, осведомленность и вовлеченность граждан в вопросы, связанные с государственным управлением.

Информация о работе Интернет как вид досугового общения