Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:14, курсовая работа
Целями и задачами моей работы является:
Узнать, что такое «электронное правительство» и для чего интернет-портал госуслуг нужен.
Какие функции и услуги интернет-портал выполняет.
Каким образом граждане РФ могу воспользоваться интернет-порталом госуслуг.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие электронного правительства как технологии 4
1.2 Методы, программы электронного правительства 9
1.3 Интернет-портал как элемент технологий 13
ГЛАВА .2. ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ГОСУСЛУГ
2.1. Возникновение интернет-портала электронного правительства госуслуг 22
2.2. Создание единой системы
информационно-справочной поддержки взаимодействия
граждан с государственными органами 28
2.3 Рейтинг использования интернет-портала госуслуг во всех регионах РФ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список источников и литературы: 40
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ автономное
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТной
социально-гуманитарный
ИНСТИТУТ»
Факультет истории, управления и сервиса
Кафедра муниципального управления и социального сервиса
Курсовая работа:
По дисциплине:«Информационные технологии»
на тему:
«Интернет-порталы как элемент технологии электронного правительства»
Выполнила: студентка очного отделения 5курса ГиМУ
Жилина Ольга Алексеевна.
Проверила: к.п.н. Малютина Елена Львовна
Коломна 2013г
ОГЛАВЛЕНИЕ
«Отношения гражданина с государством, качество предоставляемых услуг гражданам – крайне важно и для взаимодействия между гражданами и государственными органами, важно и для социальной сферы, важно и для экономики. Мы должны превратить эту сферу деятельности в современную, эффективную и сделать так, чтобы она была не просто приятна людям, а чтобы она приносила пользу государству. Имею в виду, что при внедрении подобных механизмов у нас все процессы будут ускоряться»1. В.В.Путин
Целями и задачами моей работы является:
Одним из приоритетных направлений развития информационного общества в России является создание электронного правительства, обеспечивающего население всей необходимой информацией. Создание электронного правительства проводится под большей открытости и подотчетности правительства гражданам. Подотчетность не сводится лишь к предоставлению какой-то нужной гражданам информации, а обеспечивается открытой спецификацией комплексов показателей работы конкретных госорганов и созданием доступных населению средств мониторинга этих показателей.
Таким образом, граждане смогут сами судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления руководителей или вышестоящих лиц и сообщениях СМИ.
«И это не удивительно, ведь русский идеал - это власть народа, осуществляемая народом и для народа, а информационные технологии 21 века предоставляют гражданам новые мощные средства для претворения в жизнь этого идеала».2 В.В. Путин
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Термин «электронное правительство» получил международное признание и широко используется в научной и управленческой литературе, так как имеет свои достоинства (лаконичность, целеполагание, инновационность). По аналогии с ним употребляются понятия «электронный бизнес» («E-Business»), «электронный гражданин» («E-Citizen»), «электронные муниципалитеты»3
В широком смысле «электронное правительство» понимается как новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Таким образом, «электронное правительство» понимают, как интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти и населения, институтов гражданского общества. 4
Реализация технологии электронного правительства находится в тесной взаимосвязи с реформой государственного управления. Необходимость перехода к электронному государственному управлению требует перестройки административной системы, а становление «электронного правительства» способствует повышению оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений; снижению издержек на содержание государственного аппарата, повышению производительности труда государственных служащих; борьбе с коррупцией в правительственных структурах и др.
Основные характеристики «электронного правительства» определяются в зависимости от политико-экономической системы конкретной страны, политического источника инициативы по развертыванию данных проектов, последовательности его действий, вовлеченных экономических и социальных ресурсов, информационно-коммуникативных технологий и др.
Преимущества «электронного правительства» очевидны – упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение срока оформления документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, увеличение объема бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти.5
В России стартовали с некоторым разрывом во времени и одновременно реализуются электронные правительства трех типов:
В октябре 2013 г. общественности была представлена для обсуждения концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства6. В ней предлагается интегрировать электронные правительства перечисленных выше типов, в результате получится интегрированное электронное правительство России. В контексте же глобального развития нужно отметить, что весь мир говорит об умном правительстве (smart government), хотя IBM выражается политкорректнее, предлагая использовать термин “более умное правительство” (smarter government).7
Технологии умного правительства интегрируют информацию, потребителей услуг и операционные технологии правительства в ходе выполнения им функций государственного планирования, менеджмента и оперативного управления, невзирая на функциональные домены, области процессов и юрисдикции, в целях генерации устойчивых общественно значимых ценностей.
Из данного определения, и в этом сходятся многие независимые эксперты, следует, что реализация умного правительства возможна только при использовании так называемой экспертной и операционной интеграции по всей вертикали и по всем горизонталям исполнительной власти на основе системы совместного предоставления государственных и муниципальных электронных услуг конкретным физическим и юридическим лицам, а также государственных и муниципальных услуг (функций) неопределенному кругу лиц.
К сожалению, в отечественной
специальной литературе практически
не исследуются вопросы организаци
Таким образом, выстраивается следующая хронология развития электронного правительства России, устремленная в будущее :
Перечисленные выше типы электронных правительств России назовем электронными правительствами России 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го поколений.
Следует отметить, что в русскоязычной литературе электронные правительства всех отечественных поколений не получили специального названия, но в литературе англоязычной например, оно есть: “связанное сетью правительство” (connected government).9
1.2 Методы, программы электронного правительства
Российская модель электронного правительства представлена в целевой федеральной программе «Электронная Россия 2002-2010 г. г» и государственной программе «Информационное общество» на 2011-2018 годы. Новая программа ориентирована на получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счёт обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.10
Основные цели программы направлены на повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе, построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления, развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества, обеспечение безопасности в информационном обществе, развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия.11 Процесс становления системы электронного правительства можно разделить на ряд стадий (таб.1)
Таб.1
Стадии становления и трансформации электронного правительства12
Стадия |
Содержание стадии |
1 |
2 |
Начальное присутствие |
Наличие сайта и базовой информации на нем, ссылок на другие органы власти, подразделения самого правительства и неправительственные организации |
Продвинутое присутствие |
Развитие информационного присутствия органа власти в Интернете, измеряемого показателями наличия на сайте архивов документов (законов, постановлений и т. п.), текущей информации, баз данных (статистической и другой информации), новостного раздела, раздела, посвященного «электронному правительству», раздела часто задаваемых вопросов, сервисов поиска, помощи, скачивания файлов и карты сайта. Это стадия одностороннего взаимодействия, предполагающего потоки информации от государства к населению |
Интерактивное присутствие |
Появление возможностей скачивать и заполнять формы для различных услуг при определенном числе этих форм, наличие контактной информации и возможностей связаться с представителями правительственного органа, использование аудитории 13 |
видеофайлов для информирования общественности | |
Транзакционное присутствие |
Двухстороннее взаимодействие органов власти и населения, бизнеса, предполагающее использование Интернета для осуществления всей транзакции - оплаты налогов и штрафов, запроса и получения документов, оплаты услуг с использованием различных платежных систем и т. п. 14 |
Сетевое присутствие |
Наличие специальных инструментов и возможностей для вовлечения граждан в обсуждение и принятие решений - веб-форм для комментариев, инструментов онлайновых консультаций с населением, дискуссионных форумов по вопросам политики и действий органа власти, онлайновых опросов, возможностей получить ответ на запросы по электронной почте или через веб-формы (с указанием срока ответа) и подписаться на получение информации по электронной почте. |
Этапы становления электронного правительства были реализованы в зарубежных странах от начального присутствия до сетевого присутствия, но Россия не отстает, так как сейчас, можно пользоваться любыми услугами на интернет-порталах получить информацию, а также консультацию специалиста и записаться на приём.
Методами электронного правительства являются:
В составе программ реализуются
проекты по:
1.3 Интернет-портал как элемент технологий
Интернет портал
- это некий сайт, который содержит
в себе некоторое количество внешних
ссылок на определенную тематику. Создание информационного портала
Создание системы электронного правительства
можно разделить на четыре стадии.
Первая стадия создания электронного
правительства – это разработка информационного
интернет-портала, предоставляющего любую
оперативную и справочную информацию
о данном государственном учреждении
или административно-
На второй стадии создания электронного
правительства информационный интернет-портал
становится инструментом для двустороннего
общения между органами власти, с одной
стороны, и бизнесом и гражданами, с другой.
Для этого должна быть проведена стандартизация
всех процессов информационного взаимодействия
между ними.15
На третьей стадии интернет-портал предоставляет
возможность осуществлять отдельные процессы
взаимодействия государства с гражданами
и бизнесом в электронной форме. Это может
включать, например, уплату налогов, социальные
выплаты, регистрацию предприятий и выдачу
лицензий и т.д.
Последняя, четвертая, стадия предполагает
наличие портала, который интегрирует
весь комплекс услуг правительства и обеспечивает
свободный доступ к ним для всех граждан.
Внедрение таких порталов способствует
повышению эффективности деятельности
государственных организаций, а также
существенному снижению уровня бюрократизма
в государственном секторе.
Основные функции интернет-портала органа
государственного управления:
а) Поиск и получение информации. Создание
Интернет-портала имеет смысл только в
том случае, если представленная на нем
информация будет полной, точной и актуальной.
Для ее организации обычно применяют несколько
методов: объявления об обновлениях, полнотекстовый
поиск. Публикуемая информация обычно
должна включать: сведения о вышестоящих
организациях, устав или регламент работы
учреждения, расположение и рабочие часы
офисов, список ответственных сотрудников
с указанием приемных часов, базу нормативных
документов, правил составления или заполнения
различных заявлений и форм. На интернет-портале
обычно также публикуются соответствующие
общественно-политические, экономические,
местные новости.
б) Взаимодействие граждан и организаций
с органом государственной власти. Данная
функция обеспечивается набором сервисов,
позволяющих гражданам и организациям
запрашивать и получать по Интернету (полностью
или частично) необходимые справки или
разрешения. Интернет-портал может также
предоставить им возможность передавать
в органы государственного управления
предусмотренную законом отчетность (налоговую,
статистическую). Безусловно, помимо удобного
интерфейса, позволяющего гражданам и
представителям организаций с разным
уровнем владения компьютером легко осуществлять
подготовку и отправку своих сообщений,
такая система должна обеспечивать необходимую
защиту конфиденциальной информации.
в) Проведение органами государственной
власти мероприятий для граждан и организаций.
Специальный блок («торговая площадка»)
интернет-портала может обеспечить при
необходимости проведение тендеров среди
организаций и предприятий на проведение
тех или иных работ для государственных
нужд. Орган государственной власти публикует
на своем портале объявление о тендере,
условия участия в нем и набор специальных
форм, которые необходимо заполнить претенденту.
Программное обеспечение портала помогает
собрать поступающие заявки и подвести
итоги.16
Сегодня порталы нужны практически всем
центральным и многим местным органам
власти. Это подтверждается как практикой
их инициативного создания отдельными
министерствами, ведомствами, службами
и муниципалитетами, так и систематическими
планами, заданными Федеральной целевой
программой «Электронная Россия». Но проблема
здесь заключается в том, как конкретно
оценить пользу от внедрения портала,
когда начинать его разработку, кому поручить
и сколько средств оправданно на это затратить.
Конечно, полностью оценить экономический
эффект от внедрения интернет-портала
непросто. Он складывается из множества
составляющих. Наиболее очевидная экономия
наступает вследствие сокращения числа
документов, которые необходимо печатать
на бумажных носителях и выдавать посетителям
либо рассылать по почте. Кроме того, Интернет-порталы
позволяют избежать различий в интерпретации
документов и использования различных
версий документов в различных учреждениях.
В России далеко не в каждой семье есть
компьютер с доступом в интернет. Но воспользоваться
интернетом для решения проблемы конкретного
гражданина могут также его друзья или
родственники. Кроме того, быстро растет
число компьютеров с подключением к интернету
в учебных заведениях, в библиотеках, в
магазинах, в специализированных интернет-кафе,
а также на предприятиях. Наконец, государственный
служащий может использовать интернет-портал
на своем рабочем месте, чтобы затратить
на сбор нужной информации, заполнение
необходимых форм и подготовку ответа
не часы, а минуты. 17
Размещаемая на портале информация должна
соответствовать законодательству Российской
Федерации (включая законодательство
о защите авторских прав), отраслевым и
региональным нормативным документам,
уставу и/или положению соответствующего
органа, уместным специальным инструкциям.18
Структура портала и конкретный состав
размещаемой информации должны быть подробно
специфицированы в техническом задании
на разработку портала и отражать специфику
конкретного органа управления. Как минимум
портал должен содержать:
Информация о работе Интернет-порталы как элемент технологии электронного правительства