Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества и э

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному
молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых
социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть
школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к
полноценной жизни и труду?

Содержание работы

Введение 1-4
1. Теоретические основы внедрения ИКТ в образовательный
процесс. 4-10
1.1. Роль ИКТ в учебно-вспитательном процесс 1.
1.2. Общедидактические принципы построения уроков с
использованием ИКТ 6.
1.3. Психолого-педагогическое обоснование использования 7.
ИКТ на уроках изобразительного искусства.
2. Описание системы работы по использованию ИКТ на уроках
изобразительного искусства 10-16
2.1.Технологияи использование компьютера на уроках
изобразительного искусства 10.
2.2. Использование электронных образовательных ресурсов 12.
2.3. Мультимедиа презентации на уроках 14.
2.4 Создание и представление учащимися творческих
проектов с использованием ИКТ 15.
Заключение 16-20.
( определение эффективности и результативности работы по
использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства).
Список литературы

Файлы: 1 файл

proekt_ispolzovanie_ikt_na_urokah_izo.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

В 9 классе в качестве зачетной работы я предлагаю учащимся создание презентации по искусству. В нашей копилке имеются такие работы как, « Московский Кремль», «Титаны Возрождения»,  «Русские художницы XIX века», «Творчество И.И.Шишкина» и другие.

Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.

    1. Урок с компьютерной поддержкой.

возможны, когда

  • учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером;
  • учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.

При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и

дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний.

Возможны также самостоятельные экскурсии в Интернете, просмотр мультимедийных лекций.

 

2.Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет

При изучении отдельных тем учитель может использовать Интернет на уроках с мультимедийной поддержкой.  Так при изучении темы «Гербы», «Эмблемы» в 5 классе из кабинета ТСО мы выходим в сеть, находим сайт «Экскурс в геральдику» (основы, история, правила) http://www.excurs.ru/  (на страницах интернет-проекта  приводится различная информации по правилам геральдики, исторические обзоры, специальные разделы по российской геральдики, использовании изображений животных на гербах), знакомимся с предложенной информацией, затем следует творческая работа учащихся по созданию герба семьи, класса и т.д.  Подобный урок можно провести и в классе информатики, когда учащиеся самостоятельно знакомятся с ресурсом, делают выводы, выполняют задания учителя.

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

(определение эффективности  и результативности работы по  использованию ИКТ в образовательном процессе).

Преимущества использования ИКТ:

  • возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент,  что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся;
  • интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, названий картин  и
  • других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран);
  • этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
  • освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

 

 

К результативности своей деятельности я отношу:

  • положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
  • повышение уровня использования наглядности на уроке,
  • повышение производительности урока.
  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.
  • преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

 

Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке. (См. в приложении алгоритмы).

Преимущество ИКТ – гибкость:  можно использовать один и тот же материал как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью.                                                           Формирование информационной культуры учителя и учащихся предполагает работу по развитию информационно-коммуникативных УН учащихся.

Учебно-информационные умения и навыки учащихся:

выразительно читать художественные тексты, бегло – научно-публицистические;

составлять сложный план , составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

составлять тезисы, составлять аннотацию, осуществлять пометки, выписки, цитирование,  составлять рецензию; работать со словарём, энциклопедией, осуществлять библиографическое описание книги, составлять каталог прочитанных книг;

осуществлять наблюдение объектов в соответствии с алгоритмом, самостоятельно использовать различные виды наблюдений, самостоятельно формировать программу эксперимента и оформлять отчёт о его результатах, использовать различные виды моделирования.

Учебно-коммуникативные умения и навыки учащихся:

составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

составлять тезисы, составлять конспект;

осуществлять цитирование, составлять рецензию; догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту, выразительно говорить, вести диалог по изучаемым темам с использованием наглядности, владеть основными предметными терминами;

выступать перед определённой аудиторией, составлять сложный план устного выступления, доклада;

создавать устные и письменные тексты различных типов; владеть разными видами пересказа (изложения) текста.

Так мы понимаем, что для того, чтобы научить ребёнка искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке. (См. в приложении алгоритмы).

Таким образом, показателем эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе может служить уровень сформированности информационно-коммуникативной деятельности и качество знаний по изо.

                              Качество знаний по изо.

 

 

Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса, являющегося логическим продолжением традиционной работы и ставящего своей целью организовать индивидуальную работу по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения даёт более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к изобразительному искусству.

 

   Выводы

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на –

уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Использованная литература

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

2. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

3.Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». – www.it-n.ru

4.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.; Сентябрь, 1996г.

5.Драхлер А.Б.  К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru

6.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru

7.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России,

2000. - 224 с.

8.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988.

9.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.

10.Селевко К.Г. «Современные образовательные технологии» М.; Народное образование, 1998 г -256с.

11.Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. /Преподавание истории в школе. №8 2001. 40 - 46с.

12.Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru

13.Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.

14.Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования»,  № 44

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№1.

Тема урока:  Изображение предметного мира – натюрморт. (6 класс)

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ;

Цели урока:

  • обучающая – познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;
  • развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;
  • воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

  • дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
  • учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
  • узнать о понятии «стиль», его разновидности;
  • развивать творческую и познавательную активность. 

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества и э