Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества и э

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному
молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых
социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть
школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к
полноценной жизни и труду?

Содержание работы

Введение 1-4
1. Теоретические основы внедрения ИКТ в образовательный
процесс. 4-10
1.1. Роль ИКТ в учебно-вспитательном процесс 1.
1.2. Общедидактические принципы построения уроков с
использованием ИКТ 6.
1.3. Психолого-педагогическое обоснование использования 7.
ИКТ на уроках изобразительного искусства.
2. Описание системы работы по использованию ИКТ на уроках
изобразительного искусства 10-16
2.1.Технологияи использование компьютера на уроках
изобразительного искусства 10.
2.2. Использование электронных образовательных ресурсов 12.
2.3. Мультимедиа презентации на уроках 14.
2.4 Создание и представление учащимися творческих
проектов с использованием ИКТ 15.
Заключение 16-20.
( определение эффективности и результативности работы по
использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства).
Список литературы

Файлы: 1 файл

proekt_ispolzovanie_ikt_na_urokah_izo.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

Оборудование: Изобразительный ряд: репродукции картин натюрмортов (презентация), образец педагогического рисунка "ваза с цветами", схема последовательности рисования натюрморта. Проектор для показа слайдов (ИКТ)

Для учащихся: альбом, графитный карандаш, акварель, ластик

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

 Основные понятия:

  • Натюрморт
  • Стиль

Учащиеся должны:

  1. Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»;
  2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;
  3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;
  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Объяснение нового материала –  10 мин.
    • Сообщение темы урока.
    • Беседа.
  1. Практическая работа – 24 мин.
    • Постановка художественной задачи.
    • Самостоятельная работа учащихся.
  1. Подведение итогов – 5 мин.
    • Экспресс – выставка.
    • Анализ работ.
    • Карточка достижений

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие класса.  слайд №1

2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы урока.  слайд №2

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение и закончите его, при этом обратите внимание на экран: (на экране одна за другой появляются картины с изображением натюрмортов, звучит спокойная музыка)- слайд №3

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,



Знай, что это – натюрморт.

(на экране слово натюрморт)

 Молодцы. Вы дали правильный  ответ.

- А теперь ответьте, что обычно изображается на натюрмортах?

(предполаг. ответы детей: фрукты, овощи, цветы, посуда, т.д.)

- Как можно все это назвать  одним словом?

(предполаг. ответы детей: вещи, предметы).

    Верно. Итак, кто может назвать тему нашего урока сегодня? - слайд №4

(ответы детей) (На экране: Изображение предметного мира – натюрморт. )

Учитель. Тема урока:  «Изображение предметного мира – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами. - слайд №5

Как вы поняли, что изображается в натюрморте? Ответьте на вопрос при помощи слайда. слайд №6

III. Изучение нового материала

    1. Натюрморт как жанр. История возникновения и развития натюрморта.
  • Учитель. Как же возник и развивался этот жанр?
  • Слайд №7 - 15 (СD «Энциклопедия зарубежного искусства». Жанр натюрморт.)
  • Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.
  • Слайд № 17.  (Голландский натюрморт)
  • Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.
  • Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.
  • Слайд № 18.   (Натюрморт Ван Гога)
  • Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?
  • Ответы учащихся: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.
  • Слайд № 19.  (Натюрморт А. Матисса)
  • Учитель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?
  • Ответы учащихся: Словно его рисовал ребенок.
  • Учитель. Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?
  • Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.
  • Учитель. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.
  • Слайд № 20.  (Натюрморт Пикассо)
  • Учитель. А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.
  • Слайд № 21 (фотонатюрморт)
  • Учитель. В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты.
  • Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.
  • Слайд № 22. (Стили натюрморта)
  • Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.
  • Слайд № 23 (Задание)
  • Творческое задание. «Стиль».
  • Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем разобраться
  • что помогает передать настроение в натюрморте?
  • Ответ ученика. Цвет.
  • Слайд № 24.  (Цвет)
  • Учитель. Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.
  • Слайд № 25.  (Колорит)
  • Художники  используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.
  • Слайд № 26.  (Контраст)
  • Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными;
  • Слайд № 27.  (Нюанс)
  • или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».
  • Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?
  • Ответ ученика. Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.
  • Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?
  • Ответ ученика. Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.
  • Сравнение двух натюрмортов.
  • Учитель. Глядя на вещи , изображаемые художником, мы можем узнать не только о самих вещах, но и о людях которых они окружали.
  • Натюрморт может нам рассказать об отношении художника к изображаемым вещам. Чтобы лучше это почувствовать, сравним два произведения Михаила Врубеля (слайд №28) и  «Розы и чертополох» Ильи Машкова  (слайд№29).
  • (слайд №28) «Роза» Врубеля, словно сделана из хрупкого, тончайшего материала - с такой нежностью изображает художник её бледные, фарфорово-ломкие лепестки.
  • Она кажется почти невесомой: кисть еле наметила прозрачной акварелью её прихотливые формы. Стоящая в простом стакане, роза скромна и прекрасна.
  • Художник изобразил её одну, как драгоценную избранницу своей души. Окружающие предметы для него совсем не важны. Мы не видим обстановки комнаты, даже очертаний стола, на котором стоит стакан с розой. И это позволяет ещё сильнее почувствовать трепетную красоту одинокого прекрасного цветка.
  • Роза у Врубеля- это почти мечта, (слайд№29)-розы у Машкова - это тоже символ души,  души над которой одержал победу мир материальный (мир сорняков).
  • Вот такое внутреннее содержание у этих работ. Давайте посмотрим на эти работы рядом
  • (слайд№30) -Скажите ребята, а какая работа вам больше понравилась и почему?
  • Учитель. Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.

 

IV. Самостоятельная работа учащихся.

3. Физкультминутка. Упражнения для рук:

1.Массируйте, начиная с кончиков  пальцев к ладони так, как будто  вы надеваете узкую перчатку.

2.Сожмите в кулак, а затем  с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.

Учитель. Практическую работу «Изображение натюрморта» вы будете выполнять сегодня  в технике акварельной заливки.

Посмотрите на слайд: перед вами различные натюрморты

 (слайд № 31). Это ваза с цветами. Давайте посмотрим поэтапное построение нашего натюрморта и нарисуем его на альбомном листе.. Посмотрите на слайды. (слайд № 32-33)

Сначала смотрим как правильно следует изобразить вазу, а затем в готовую вазу дорисовываем цветы.

(слайд № 34-35).

Соблюдайте порядок выполнения рисунка и правила, которые необходимы вам при рисовании. Эти правила находятся на экране перед вами. Давайте их повторим (на экране памятка с правилами, дети их прочитывают вслух хором).

ПАМЯТКА 1 (слайд № 36).

- Сиди за столом правильно, спину держи ровно.

- Не сжимай сильно карандаш, не держи у самого кончика.

- Не дави сильно на  карандаш, чтобы легко можно было  исправить ошибки.

- Перед тем, как раскрашивать  рисунок, сотри все лишние линии.

Учитель: Сейчас вы можете приступить к работе (звучит музыка).  Музыка Чайковского из цикла « Времена года»(октябрь)  поможет вам в работе над натюрмортом.

Когда работа в карандаше выполнена, вам осталось раскрасить натюрморты красками. Но ваши глаза устали. Давайте дадим им возможность отдохнуть. (гимнастика для глаз)

При раскрашивании рисунка, тоже необходимо соблюдать правила. Их мы тоже повторим. Посмотрите на экран (на экране памятка с правилами, дети их прочитывают вслух хором). 

 ПАМЯТКА 2

- Раскрашивая рисунок, будь  аккуратен.

- Сначала раскрась предмет основным светлым тоном. Затем добавляй дополнительные цвета.

- Для получения нужного  цвета смешивай краски между  собой.

- В теневых местах цвет  сделай темнее.

        -Перед тем как брать новую краску, кисть промой в воде.

        - Не оставляй кисть в баночке с водой.



 

Теперь вы можете приступить к раскрашиванию.

VII. Итог урока

а) домашнее задание: слайд № 38- 39

б) обобщение материала

-   Над каким изображением  на картинах вы сегодня работали?  (Над натюрмортом)

- Что представляет собой  натюрморт? (Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы)

б) заключительное слово.

      Иоганн  Вольфганг Гёте писал: «Цвета  действуют на душу: они могут  вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют».

Попробуйте подтвердить эти слова своими рисунками: как ваше изобразительное искусство, созданное сегодня, «действует на душу»? Покажите  свои картины, проанализируйте изображённое на них,  полагаясь на правила выполнения натюрморта.

Радуют или печалят использованные в них цвета?

в) выставка работ учащихся.

 Анализ работ. Оценки учащихся.

Карточка достижений.

Учитель. А теперь давайте заполним «Карточки достижений».

Учитель. Спасибо. Урок окончен. Слайд № 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:  Сатирические образы человека.( 6 класс).

                Цели урока: знакомство с видами сатирического жанра.

   Задачи урока: повторение и закрепление знаний по жанру портрета; знакомство с видами сатирического жанра: карикатурой и шаржем; формирование навыков и  умений в создании сатирических образов человека; развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей.

Форма урока – комбинированный.

Зрительный ряд: О.Домье «Законодательное чрево», «Адвокаты», «Дон Кихот»; Э.Мордмилович шарж на В.Мейерхольда, фото В. Мейерхольда; П Корин «Портрет Кукрыниксов»,  Кукрыниксы - политическая карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов; К. Шредер. Карикатурный шарж; К. Куксо, шаржи на артистов; детские работы.

Литературный ряд: Н. Заболоцкий «Портрет»; В. Гафт, шуточная  эпиграмма на Э. Рязанова.

Музыкальный ряд: И.С.Бах «Шутка».

Материалы и принадлежности к уроку: бумага, простой карандаш, фломастеры, учебник.

Ход урока

I.   Организационный момент

      Проверка готовности учащихся к уроку

II. Сообщение темы и целей урока

- Какой жанр изобразительного  искусства мы изучаем  в этой    четверти? (Портрет)

- Что такое портрет? (Изображение  конкретного человека).

     Тема сегодняшнего урока «Сатирические образы человека» тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идет, опять - таки, об изображении человека. Остается только выяснить, о каком именно изображении идет речь. Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве. Сегодня будем знакомиться с сатирическим  жанром, его видами, возможностями и своеобразием.

III. Повторение изученного материала

  1. Что, прежде всего, старается передать художник в портрете? (Отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет»)

Любите живопись, поэты

Ведь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

2.Каким может быть портрет  по композиции?

3.Перечислите виды портрета.

4.Дайте характеристику этим  видам.

Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое изображение, в котором  художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается       более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические.

 IV. Изучение нового материала

1слайд.  Из истории сатирического жанра. Карикатура.

      «Смешное убивает»,- говорят французы. Художник – сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу.

      Самой распространенной формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является карикатура.

-  Кто знает, что такое карикатура?

2слайд.  Карикатура -  изображение, намеренно подчеркивающее и комически  преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой – нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния.

        Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII -

начале XIX в. во Франции.

        Жанр получил развитие в графике и стал острейшим орудием политической борьбы  и агитации. В периоды революций и общественных потрясений всегда расцветало искусство карикатуры. Язык художников – карикатуристов был понятен народу: ведь они боролись против зла и насилия.

Это политическая карикатура.

        Наибольший подъем и расцвет политической карикатуры наблюдался во Франции в период революционного подъема – Великой французской революции 1789г. и революции 1848г.

        Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и  духовную пустоту правительства.

3слайд. «Законодательное чрево».

       Что видим? Почему художник так изобразил людей?

4слайд.  «Адвокаты».

        В России после 1917г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрынисты.

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества и э