Использование информационных технологий на уроке информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Содержание работы

Введение 4
§1. Использование информационных технологий ( работа с программой подготовки презентаций Power Point ) на уроках информатики 6
§2. Методические аспекты применения информационных технологий на уроках информатики 8
§3. Формы и методы применения информационных технологий на уроке информатики 13
§4.Способы применения информационных технологий на уроках информатики 13
§5. Достоинства и недостатки применения информационных технологий на уроках информатики. 18
Литература 25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 54.26 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П Ершова»

Кафедра математики, информатики  и методики их преподавания

 

 

 

Использование информационных технологий на уроке информатики 

Курсовая работа

 

 

 

Исполнитель:

Хомич Иван Олегович, студент

4 курса, 191 группы, дневного  отделения физико-математического  факультета

 

Научный руководитель:

Терпугова Ольг Александровна

 

 

Работа защищена:

“       ”                          2013 г.


 

Оценка



                                                                                                       (подпись)

 

 

 

Содержание

 

Введение 4

§1. Использование информационных технологий ( работа с программой подготовки презентаций Power Point ) на уроках информатики 6

§2. Методические аспекты применения информационных технологий на уроках информатики 8

§3. Формы и методы применения информационных технологий на уроке        информатики 13

   §4.Способы применения информационных технологий на уроках информатики 13

  §5. Достоинства и недостатки применения информационных технологий на уроках информатики. 18

 

Литература 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово «технология» имеет  греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов  и приемов обработки или переработки  сырья, материалов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное  понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными  технологиями можно считать такие  технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации. 

Информационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее  различные методы, способы и алгоритмы  сбора, хранения, обработки, представления  и передачи информации.

В основе средств информационных технологий, используемых в сфере  общего среднего образования, находится  персональный компьютер, оснащенный набором  периферийных устройств.

В системе общего среднего образования широкое распространение  получают универсальные офисные  прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы  подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические  пакеты и т.п.

Это в свою очередь позволяет  определить цели, задачи и предмет  исследования курсовой работы.

Объект: учебно-воспитательный процесс в школьном образовании, ориентированный на применение информационных технологий в обучении школьников.

Цель исследования : рассмотреть возможности применения информационных технологий на уроках информатики.

Задачи исследования: 1. обозначить необходимость использования информационных технологий на уроках информатики.

2. рассмотреть методические аспекты применения информационных технологий на уроках информатики.

3. определить формы и  методы применения информационно-компьютерных  технологий.

4. выявить наиболее эффективные  условия для работы с информационными  технологиями на уроках информатики.

5. перечислить способы  применения информационных технологий  на уроках информатики.

6. назвать достоинства  и недостатки применения информационных  технологий на уроках информатики.

Объектом исследования являются информационные технологии и их применение на уроках информатики.

Метод исследования :

- теоретические ( изучение и анализ).

 

Структура работы обусловлена  предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, пяти параграфов и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет,  цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую значимость работы. Параграфы работы раскрывают методические аспекты применения информационных технологий, формы и методы применения информационно-компьютерных технологий, Достоинства и недостатки применения информационных технологий .В заключении обобщены результаты курсовой работы.

 

§1. Использование  информационных технологий ( работа с программой подготовки презентаций Power Point ) на уроках информатики.

Введение метода проектов в образовательный процесс школы  заставляет пересмотреть предназначение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Теперь это не самоценный объект изучения, а средство, позволяющее учителю  как работать над формированием  ключевых компетентностей учащихся, так и организовывать самостоятельное  освоение информации учеником.

Одним из актуальных направлений  внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентационные технологии.

Презентации в узком смысле слова – это электронные документы  своего рода, которые отличаются комплексным  мультимедийным содержанием и особыми  возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным).

Работа с программой подготовки презентаций Power Point позволяет сформировать у учащихся информационные и коммуникативные компетентности. Изменяется и характер взаимоотношений между учителем и учащимися, они становятся полноправными организаторами урока.

В рамках основной школы  можно не ставить возрастные ограничения  для реализации данной технологии. Ведь мультимедийные презентации позволяют  интенсифицировать образовательный  процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

 Применяя компьютерные  технологии, этот вид работы делается  творческим и интересным. Для  этого всего лишь достаточно  помочь ученикам освоить навыки  составления презентации по теме  их выступления.

Этапы работы учащихся над  созданием мультимедийной презентации:

1. Знакомство с правилами  создания электронной презентации.

2. Выбор темы презентации  по курсу учебного предмета. Составление  индивидуального образовательного  маршрута ученика.

3. Сбор информации по  выбранной теме презентации и ее анализ.

4. Отбор и размещение  на слайдах собранной информации.

5. Оформление презентации  в программе MS Power Point.

6. Демонстрация электронной  презентации

7. Рефлексия.

Работа по созданию слайдовых  презентаций очень нравится ученикам, они становятся творцами своего образовательного продукта, создают его для того, чтобы им могли воспользоваться  их одноклассники, а также другие ученики и учителя школы.

Полученные учащимися  в ходе работы над созданием мультимедийных презентаций навыки и способы  деятельности и являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для  формирования информационной и коммуникативной  компетентностей.

 

 

 

§2. Методические применения информационных технологий на уроках информатики

В современных условиях главной  задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более  высокий уровень самообразовательных  навыков, умений ориентироваться в  бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому  очень важна роль учителя в  раскрытии возможности новых  компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа  Power Point . В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков информатики. Программа дает возможность использовать на уроке рисунки, видеофрагменты, диаграммы.

Презентация позволяет иллюстрировать рассказ. Очень занимательна форма  подготовки домашнего задания в  виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести большую исследовательскую работу, использовать значительное количество источников информации, что позволяет  избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального  творчества. Ученик при создании каждого  слайда превращается в компьютерного  художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение  к излагаемому вопросу). Данный вид  учебной деятельности позволяет  развивать у ученика логическое мышление, формирует умения и навыки.

Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

С точки зрения использования  ИКТ на уроке, представляется разделить  эти уроки на четыре группы:

1. Уроки демонстрационного  типа. Этот тип уроков самый  распространенный на сегодняшний  день. Информация демонстрируется  на большом экране и может  быть использована на любом  этапе урока.

2. Уроки компьютерного  тестирования. Тестовые программы  позволяют очень быстро оценить  результат работы, точно определить  темы, в которых имеются пробелы  в знаниях. Они укрепляют обратную  связь в системе учитель-ученик.

3. Уроки тренинга или  конструирования. На таком уроке  учащиеся индивидуально или в  группе работают с конструктивной  средой с целью достижения  какой-то цели.

 

При объяснении нового материала  используются графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с  аудиторией можно расшифровывать обозначения, решать кроссворды, сравнивать документы. Дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя.

Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место  у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.

 

Использование компьютерных технологий на уроке информатики позволяет:

1. активизировать познавательную  деятельность учащихся;

2. обеспечить высокую  степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

3. повысить объем выполняемой  работы на уроке;

4. усовершенствовать контроль  знаний;

5. формировать навыки  подлинно исследовательской деятельности;

6. обеспечить доступ к  различным справочным системам, электронным библиотекам, другим  информационным ресурсам;

7. изменить к лучшему  взаимоотношения с учениками  далекими от информатики, особенно с увлеченными ПК.

Большую помощь в работе с Интернетом оказывают каталоги образовательных ресурсов. Учитель  составляет свой каталог информационных ресурсов, что позволяет быстро осуществлять поиск информации. Несмотря на все  трудности, «всемирная сеть паутины» затягивает все больше и больше и учителей, и учеников. Все уже поняли, что  использование новых информационных технологий в учебном процессе - это наше будущее. Сейчас ученики  уже освоили информационное пространство Интернет, и плох тот учитель, который не стремится учиться у своих воспитанников и научить их еще большему, используя эти знания.

Школа будущего – это  школа «информационного века». Главным  в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями  творческого самовыражения. Новые  информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению  качества обучения школьников и в  конечном итоге к воспитанию новой  личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Применение компьютерных программ в преподавании информатики позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно–иллюстративный, проблемно-поисковый.

У учащихся, работающих с  компьютером, формируется более  высокий уровень самообразовательных  навыков, умений ориентироваться в  огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие  в современных условиях навыки:

1. критическое осмысление  информации,

Информация о работе Использование информационных технологий на уроке информатики