Использование информационных технологий на уроке информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Содержание работы

Введение 4
§1. Использование информационных технологий ( работа с программой подготовки презентаций Power Point ) на уроках информатики 6
§2. Методические аспекты применения информационных технологий на уроках информатики 8
§3. Формы и методы применения информационных технологий на уроке информатики 13
§4.Способы применения информационных технологий на уроках информатики 13
§5. Достоинства и недостатки применения информационных технологий на уроках информатики. 18
Литература 25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 54.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

§5. Достоинства  и недостатки применения информационных технологий на уроках информатики.

Арсенал информационных технологий достаточно велик и полноценному использованию их в качестве средства обучения часто мешает то обстоятельство, что, сталкиваясь с конкретной программой, преподаватель достаточно быстро начинает понимать, что без квалифицированной  помощи он работать не сможет, так как  его знания ПК не позволяет чувствовать  себя на уроке уверено и оперативно решать проблемы, нередко неожиданно возникающие на уроке.

Для чего же тогда ПК может  пригодиться преподавателю? Ответ  на этот вопрос достаточно прост: если не рассматривать использование  ПК как самоцель, а сам компьютер  как «заменитель» преподавателя, то его нишей является сфера оптимизации  труда преподавателя. При таком  подходе компьютер превращается в универсальное техническое  средство обучения. Такое ТСО позволяет  упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Весь вопрос сводится к тому, чтобы найти программное обеспечение, которое бы отвечало потребностям преподавателя.

Можно сформулировать для  себя следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке информатики:

1. программа должна быть  понятна с первого знакомства, как преподавателю, так и учащимся, управление программой должно  быть максимально простым;

2. преподаватель должен  иметь возможность компоновать  материал по своему усмотрению  и при подготовке к уроку  заниматься творчеством, а не  запоминанием того, в каком порядке  будет выводиться информация;

3. программа должна позволять  использовать информацию в любой  форме представления (текст, таблицы,  диаграммы, слайды, видео- и аудио  фрагменты).

Более всего этим требованиям  отвечает программа создания презентаций, поэтому в практической работе можно  использовать программу Power Point из пакета Microsoft Office. При этом сеть Интернет предоставляет возможность создавать не только собственные презентации, но и применять на уроках готовые презентации, созданные другими преподавателями. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя непосредственно на ходе урока. Вместе с тем готовая презентация зачастую не отвечает тем целям и задачам, которые ставятся непосредственно мною в процессе урока. Поэтому нередко приходится идти по пути создания собственных презентаций. Подготовка к созданию начинается с тщательного отбора материала, в котором участвуют и учащиеся. Участие учащихся в сборе материала повышает их интерес к предмету, стимулирует познавательную деятельность, позволяет им по-новому взглянуть на о проблемы информатики. Презентации удобны для использования не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Опыт использования презентаций  показал, что они позволяют видоизменять содержание занятий, привлекать к проведению уроков и внеурочных мероприятий  учащихся разных курсов и разного  уровня подготовки, задействовать творческие группы учащихся, сочетать показ презентаций  с литературно-музыкальными композициями.

Вместе с тем, при использовании  презентаций выявились и определенные недостатки. Презентации наиболее эффективно демонстрировать через проектор. Это позволяет учащимся детально рассмотреть иллюстрации, схемы, диаграммы, внимательно прочесть текстовую  информацию. К сожалению, возможность  демонстрации презентаций через  проектор появляется не очень часто. В повседневной урочной деятельности на данном этапе можно использовать телевизор, что значительно снижает степень восприятие материала, особенно текстовой информации.

Одной из наиболее удобных  форм использования информационных технологий являться применение на уроке  компакт-дисков. Сегодня предоставляется  возможность для широкого использования  компакт-дисков по информатике. Достоинствами этих компакт-дисков является наличие большого количества таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации. Это позволяет повысить интерес учащихся к изучаемым информационным процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

Из всех вариантов наиболее приемлемым является проведение урока  с использованием телевизора, где  видеоряд учебника используется в качестве наглядного пособия. Эффективно использование  лекций, в которых даны диаграммы, схемы, формирующиеся постепенно по ходу изложения материала. Они демонстрируются  как с голосом диктора, так  и по ходу рассказа преподавателя.

К сожалению, использование  такой формы работы почти исключает  возможность дифференцированного  обучения, поскольку предполагается единый принудительный ритм работы для  учащихся с различным уровнем  подготовки и различными интересами. Так же теряется соревновательный момент. Во избежание этих недостатков можно  использовать форму проведения уроков по «диагональной схеме». Она предполагает разделение учащихся на несколько групп  в соответствии с уровнем познавательных возможностей: сильные учащиеся, средние  и слабые. Могут быть выбраны так  же иные основания для деления. Каждой из групп преподаватель готовит  модульное задание на урок включающее 10 – 12 мин. работы с компьютером. Главная  задача в этом случае – обеспечить равномерную загруженность учащихся. Как правило, сильные учащиеся быстрее  выполняют свою часть задания, что позволяет увеличить время работы на компьютере для более слабых учащихся. Преподаватель выступает в качестве помощника и консультанта. Результаты работы на каждом этапе фиксируются в тетрадях в виде ответов на поставленные преподавателем вопросы, заполненных таблиц или схем. Сочетание мультимедийного учебника с традиционными печатными изданиями позволяет учащимся совершенствовать умение сравнивать и анализировать различные источники, а так же знакомить учащихся с приемами работы с мультимедийным учебником, если они с ним встречаются впервые. С помощью материалов мультимедийного учебника можно так же организовывать игровые уроки на основе групповой работы.

Новые информационные технологии создают ребенку прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут  оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. Кстати, факт востребованности вызывает у ребят  и повышенное чувство ответственности  за выполняемую работу, ведь ее могут  увидеть сотни, тысячи людей. Воспитание ответственного отношения к своей  деятельности, позволит надеяться на качественное улучшение этой информационной среды.

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Овчинникова О.А. Среда MS Power Point как инструментальное средство педагога. Самара, СИПКРО, 2004

2. Коротаева Е.В. «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников» Москва – 2003г.

3. Суворова Н. Интерактивное  обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1

4. Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии. Москва, 1998г.

5. Новые педагогические  и информационные технологии  в системе образования: Учебное  пособие для студ. педвузов и  системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

6. Методические рекомендации  по использованию информационно-коммуникационных  технологий в цикле социально-экономических  дисциплин в общеобразовательной  школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г.


Информация о работе Использование информационных технологий на уроке информатики