Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:23, курсовая работа
Применение современных информационных технологий в органах местного самоуправления, деятельность которых сопряжена с необходимостью обработки и анализа большого объема разнородной информации, сегодня особенно актуально. Муниципальное управление в условиях рыночной экономики представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития объекта управления. При грамотном внедрении информационных технологий появляется возможность передавать, хранить и анализировать большие объемы данных, выявлять закономерности и увеличивать эффективность работы структур муниципального управления.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Местное управление в системе управления государством….......................................................................................................6
1.1 Местное управление в РФ: понятие и основы………………………....…6
1.2 Общая характеристика и структура ОМСУ в РФ……………………...…8
Глава 2. Современные информационные технологии в работе ОМСУ на примере Администрации Великого Новгорода………………………….....17
2.1 Информационно-технологическое обеспечение системы ОМСУ в РФ……………………………………………………………………………17
2.2 Информационное обеспечение деятельности Администрации Великого Новгорода………………………………………………………………….. 19
2.3 Анализ внедрения и осуществления работы современных информационных технологий в системе ОМСУ на примере Администрации Великого Новгорода…………………………………….26
Глава 3. Разработка рекомендаций по улучшению IT-инфраструктуры на примере Администрации Великого Новгорода…………………….....31
Заключение………………………………………………………………….…..35
Список используемых источников……………………………………...…...38
Информационная деятельность органов местного самоуправления направлена на информационную поддержку осуществления принципов народовластия, обеспечения конституционных гарантий прав местного самоуправления, обеспечения государственных гарантий гласности деятельности органов местного самоуправления, осуществления правовой, экономической, финансовой и социальной деятельности органов местного самоуправления и обеспечения непосредственного участия граждан в самоуправлении.
Одним из важнейших факторов
повышения эффективности и качества муниципальной
службы является информационно-
Эти требования нашли свое отражение в Федеральной целевой программе «Электронная Россия 2002-2010». Программа предусматривает разработку и внедрение в деятельность федеральных и региональных органов власти широкого спектра специфичных информационных технологий (автоматизированный учет справочной информации, геоинформационные системы управления территориями, электронный документооборот, порталы органов государственного управления, информационные системы управления федеральными программами и национальными проектами, и др.).
На базе общефедеральной программы в ряде регионов разработаны целевые программы по развитию информационных систем предназначенных для автоматизации деятельности органов местного самоуправления. Но нужно отметить тот факт, что таких регионов не много и, в целом по России, темпы развития информационных технологий в органах местного самоуправления находятся на более низком уровне, чем в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов РФ.
Основными трудностями, значительно тормозящими развитие информатизации в органах местного самоуправления, следует назвать такие, как недостаточное финансирование, ведомственная разобщенность, низкий уровень профессионализма специалистов по информатизации органов государственного и муниципального управления. Наряду с этим отмечается отсутствие единого подхода в использовании информационных ресурсов и единой системы классификаторов, кадастров и регистров, несовместимость информационных ресурсов, недостаточная открытость информации и многое другое. Кроме того, слабое развитие информационно-коммуникационных технологий и их практическое использование во многом определяется низким уровнем информационной, компьютерной грамотности как населения, так и государственных и муниципальных служащих.
Вместе с тем в настоящее время очень мало организаций разработчиков специального программного обеспечения предлагают всеобъемлюще комплексные решения. Некоторые разработчики программных продуктов сфокусированы на работе со структурированными данными, в то время как другие хорошо работают с неструктурированной информацией. Отдельные производители предлагают продукты, способные работать с различными типами данных одновременно, но, как правило, некоторые важнейшие функции остаются пока слабо реализованными.5
2.2 Информационное обеспечение деятельности Администрации Великого Новгорода
Состав информационного обеспечения деятельности Администрации Великого Новгорода включает в себя следующие базы данных общего назначения:
Реестр предприятий представляет собой базу данных по юридическим лицам, зарегистрированным Администрацией города Новгорода и в налоговых органах.
Реестр содержит информацию о юридических лицах по разделам:
Эта база данных может использоваться всеми работниками Администрации города как справочно-информационная система по юридическим лицам.
Реестр предпринимателей содержит информацию о предпринимателях, получивших в отделе государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности Администрации или в налоговых органах свидетельство на право ведения предпринимательской деятельности.
Реестр жителей города. Состав информации в этой базе определяется данными из адресных листков прибытия и убытия. База данных формируется в процессе выполнения своих служебных обязанностей работниками паспортных столов ЖЭУ, ПВС и ЗАГС города. Передача вновь введенных документов для занесения в базу данных производится ежемесячно по электронной почте.
Реестр земельных участков содержит техническую и юридическую информацию о земельных участках в городе. Объем информации определен государственными нормативными актами. Заполнение базы данных производится специалистами комитета по земельным ресурсам и землеустройству Администрации города по мере проведения инвентаризации земельных участков. При этом каждому земельному участку присваивается уникальный кадастровый номер. Правила присвоения кадастровых номеров утверждены распоряжением Администрации города Новгорода и соответствуют требованиям Роскомзема.
Реестр строений города включает в себя техническую и юридическую информацию. Объем информации определен техническим паспортом на строение. Заполнение базы данных осуществляют специалисты муниципального учреждения “Бюро технической инвентаризации”.
1. Городской кадастр
С 1993 года в комитете по земельным ресурсам и землеустройству создается цифровая карта города. В течение 1993-94 гг. малым предприятием «Ракурс»были проведены работы по оцифровке и векторизации топографических планшетов масштаба 1:2000. В результате этих работ были получены сто файлов (по числу планшетов) формата DWG системы AutoCAD.
Созданная электронная карта города активно использовалась и используется в комитете по земельным ресурсам и землеустройству для подготовки твердых копий документов, выпуска правоудостоверяющих документов на земельные участки и т.п.
Однако технология построения информационной системы городского кадастра, где графическая (пространственная) информация об объектах недвижимости хранится в формате AutoCAD, а базы данных с текстовым описанием тех же объектов созданы в СУБД Paradox, не предоставляет органичной возможности связать эти виды информации между собой, что снижает эффективность использования собранных данных.
С целью поиска решения этой проблемы малым предприятием «Ракурс» в 1995 году была проведена работа по анализу существующего рынка геоинформационных систем (ГИС) с целью выбора наиболее подходящей ГИС для города Новгорода.
В отчете, представленном по окончании работы, специалисты предприятия «Ракурс» рекомендовали использовать программно-аппаратные решения фирмы Intergraph. Ввиду недостатка финансовых средств работы по созданию ГИС масштаба города были приостановлены.
В 1995 году начаты работы по оцифровке планшетов масштаба 1:500. На данный момент обработано 100% всего картматериала. Результаты работ использовались для формирования ГИС проекта в стандартах модульной географической среды Intergraph. Работы по обновлению ведутся постоянно.
2. Библиотеки нормативных документов
В Администрации города
используются правовые информационные
системы “Гарант” и “Консультант
Плюс”. В них представлены все
публикуемые документы
Кроме того, в Администрации города существует библиотека документов протокольного сектора, которая ведется с ноября 1992 года и насчитывает более 10000 единиц хранения. Она включает в себя распоряжения и постановления Администрации города и решения Совета народных депутатов за 1992-1993 гг. База данных построена на основе Lotus Notes v.4.6 и обеспечивает разграничение прав пользователей при доступе к документам.
3. Регистрация субъектов предпринимательской деятельности
С 1993 года сотрудники Администрации
имеют возможность получить информацию
о субъектах предпринимательско
Первоначально эта база
данных велась отделом государственной
регистрации субъектов предприн
На данный момент она насчитывает свыше 4000 юридических лиц и более 10000 предпринимателей.
4. Лицензирование деятельности хозяйствующих субъектов
Для организации автоматизированной выдачи лицензий на право торговли товарами, облагаемыми акцизами, а также по другим видам лицензирования и обеспечения учета выданных лицензий создан программный комплекс. База данных заполняется отделом предпринимательской деятельности и лицензирования, а доступ к ней имеет комитет по торговле.
5. Ведение технических паспортов БТИ
Одним из основополагающих информационных ресурсов города является база данных о недвижимости. Источником этой информации практически в полном объеме служит технический архив муниципального учреждения «Бюро технической инвентаризации» (МУ БТИ). С целью организации мониторинга зданий, строений и сооружений на территории города, обеспечения полноты учета для целей налогообложения и статистической отчетности, автоматизации рутинных операций по подготовке справок, сводок, проведению переоценки была создана информационная система «Технический архив БТИ».
Заполнение базы данных этой информационной системы осуществляло МУ БТИ. На данный момент введена информация практически по всем зданиям города. Информация о строящихся зданиях и сооружениях вводится комитетом архитектуры и градостроительства.
6. Регистрация прав собственности на недвижимость
В конце 1994 года в составе комитета по управлению муниципальным имуществом был создан отдел по работе с недвижимостью.
В качестве основных задач отдела были определены:
Для решения указанных задач была разработана система регистрации прав собственности на недвижимость, которая позволяет вести правовой кадастр города.
7. Регистрация временных сооружений
К временным сооружениям относятся киоски, ларьки, лотки, прилавки, рекламные щиты и т.п. сооружения, устанавливаемые по разрешению комитета архитектуры и градостроительства города на определенный срок, по истечении которого они должны быть перерегистрированы или снесены, если того требует Генплан города.
Регистрация временных
сооружений осуществляется в отделе
по работе с недвижимостью путем занесени
8. Приватизация жилищного фонда
С началом массового процесса приватизация жилья (1992 год) в комитете по управлению муниципальным имуществом функционирует сетевая информационная система, осуществляющая контроль хода процесса приватизации единицы жилья и обеспечивающая автоматическую подготовку и выдачу необходимых документов.
9. Управление муниципальным имуществом
Информационная система по управлению муниципальным имуществом включает в себя подсистемы: ведения реестра муниципального имущества, аренды нежилых помещений, приватизации предприятий.
10. Учет жилого фонда
Для управления по жилищным вопросам была разработана система учета жилого фонда. Она представляет собой локальную базу данных по муниципальному и ведомственному жилью, по служебным квартирам и общежитиям.
Существенным недостатком этой системы является то, что она не функционирует в сети, разработана для использования на одном компьютере и по устаревшей технологии.
В Администрации города Великий Новгород наличие общих системообразующих компонентов, таких как реестр жителей города, предприятий, предпринимателей, земельных участков, строений и т.д., используемых при реализации прикладных систем и АРМ, создает хорошее поле для создания интегрированной среды информационного обеспечения. Тем не менее, и здесь есть проблемы. Они связаны с технической реализацией систем прикладного уровня. Отсутствие централизованных компонентов функциональной интеграции (серверов приложений, middleware) заставляет разработчиков вновь и вновь разрабатывать интерфейсы и функциональность, которые являются общими для многих систем.
Информация о работе Использование современных информационных технологий в работе ОМСУ