Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:39, курсовая работа
Цель работы - создать оптимальную модель предметной области, в качестве которой выступает система отношений между аэропортом, сотрудниками и клиентами аэропорта. Предмет исследования - аэропорт и относящаяся к нему информация. Задачи курсовой работы: изучение предметной области аэропорта; определение функциональных задач аэропорта; рассмотрение организационной структуры аэропорта; построение модели аэропорта. Методы исследований - обзор литературы, а также представленных электронных ресурсов по данной теме в Интернете.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………...…….….... 3
1 ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ АЭРОПОРТА ………….…... 5
1.1 Основные понятия и сведения об аэропорте ………………….... 5
1.2 Организационная структура аэропорта ………………………..... 8
1.3 Определение функциональных требований аэропорта ……......12
1.4 Документы, связанные с работой аэропорта …………...…..14
2 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ БАЗЫ ДАННЫХ АЭРОПОРТА …...…17
2.1 Разработка концептуальной ER-модели предметной
области……………………..………………………………………17
2.2 Основные понятия реляционных баз данных ……………..20
2.3 Этапы создания реляционной базы данных аэропорта …..21
2.4 Создание базы данных аэропорта …………………………..22
2.5 Структура базы данных аэропорта …………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...……...30
Рис. 2 Концептуальная модель аэропорта
2.2 Основные понятия реляционных баз данных
База данных (БД) — это совокупность специальным образом организованных и взаимосвязанных данных по конкретной предметной области, хранимых на внешних носителях информации и управляемых средствами системы управления баз данных (СУБД). В базе данных обеспечивается логическая взаимосвязь хранимых данных и их минимально необходимая избыточность. По способу организации данных различают иерархические, сетевые и реляционные базы данных. Последние являются наиболее распространенными, и данные в них структурированы в виде отдельных таблиц (отношений). Причем эти таблицы обладают рядом особенностей, в частности, каждый столбец имеет уникальное имя, значения в таблице представляют собой элементарные данные, смысловое содержание строк таблицы не зависит от их местоположения, отсутствуют повторяющиеся строки.
Данные — это сведения о фактах и событиях по конкретной предметной области, уменьшающие неопределенность о ней.
Система управления базами данных (СУБД) — это совокупность программных и языковых средств, предназначенных для ведения баз данных.
Ведение базы данных — это создание базы данных и поддержание ее в актуальном состоянии. Ведение базы данных представляет собой определенную последовательность действий:
Разработка
структуры БД предусматривает определение
состава и взаимосвязи
Реквизит — это неделимая с точки зрения смыслового описания предметной области единица информации, отражающая качественную или количественную характеристику объекта (процесса). Каждый реквизит базы данных имеет уникальное имя, а совокупность конкретных значений реквизита представляет в реляционной таблице столбец, который в терминах баз данных называется полем. Строки реляционной таблицы называются записями.
Ключ — это реквизит или группа реквизитов, которые используются для идентификации конкретной записи в реляционной таблице. В нашей БД ключевыми полями являются «Код пункта», «Код рейса», «Код билета», «Код самолета», «Код скидки»
В базе данных аэропорта необходимо хранить актуальную информацию о всей деятельности аэропорта. Реляционные таблицы могут содержать сведения о пассажирах, рейсах, бронировании и заказе билетов и т.п. Таблица с данными о пассажирах может иметь следующие реквизиты: ФИО пассажира, номер его билета, номер места и т.п.
С точки зрения конечного пользователя процесс создания базы данных можно представить в виде трех этапов:
Инфологическое, или концептуальное, описание. Исходными данными для осуществления инфологического проектирования базы данных является словесная и документальная характеристика предметной области, которая может быть получена в результате предварительного (предпроектного) исследования. Разработка концептуальной модели предметной области основана на анализе информационных потребностей конечных пользователей и тех требований, которые они предъявляют к создаваемой базе данных.
На этом этапе, прежде всего, решается вопрос о том, какие данные должны храниться в базе и какого типа информационные выборки и отчеты могут потребоваться пользователю БД. Мифологическая (концептуальная) модель предметной области обычно представляется в виде графической схемы, на которой показан состав и взаимосвязи хранимых данных. В процессе работы инфологическая модель может дополняться новыми данными в связи с, изменяющимися потребностями пользователя.
Логическое проектирование. На этом этапе осуществляется выбор подходящей системы управления базами данных и представление инфологической модели предметной области в форме структуры базы данных конкретной СУБД. Для реляционных баз данных на этом этапе производится описание структуры каждой таблицы и их взаимосвязей.
Физическое проектирование. Оно предполагает определение способов и мест размещения базы данных, оценку ее объема и других параметров.
При создании базы данных аэропорта одним из первостепенных вопросов является определение тех данных, которые необходимо хранить и обрабатывать в информационной базе. Основным источником получения такого рода информации является словесное описание функциональных задач, решаемых на каждом рабочем месте, и анализ обрабатываемой документации с указанием конкретных реквизитов. Другими словами, необходимо рассмотреть все информационные бизнес-процессы, реализуемые на данном объекте, а также провести анализ информационных потребностей каждого конечного пользователя БД. Такой подход носит название функционального (процессного). При таком подходе структура БД зависит от глубины проработки основных бизнес-процессов и полноты выявления информационных потребностей конечных пользователей.
Кроме этого, существует объектный подход к построению базы данных, который основан на выявлении типовых сущностей предметной области, унификации и обобщении их свойств, типизации перечня и информационных потребностей конечных пользователей. Такой подход позволяет сформировать типовые информационно-логические модели, в нашем случае, для аэропорта, которые затем адаптируются к условиям конкретного предприятия. В этом случае существует обычно некоторая избыточность базовой информационно-логической модели предметной области, и в то же время некоторые уникальные бизнес-процессы могут быть не учтены.
Для формализованного
представления информационно-
Информационные объекты (или сущности) представляют собой информационное описание с помощью набора реквизитов отдельных реальных объектов, процессов, явлений или событий конкретной предметной области, информация о которых должна сохраняться и быть доступна в БД. На схемах информационно-логической модели информационные объекты изображаются в виде прямоугольников.
После проведенного анализа предметной области аэропорта выделим следующие сущности предметной области:
После того как мы выделили сущности, можно приступить к построению физической модели аэропорта. Она будет содержать 5 таблиц. Поля, которые они будут содержать приведены ниже в таблицах: Табл.1 Пункты; Табл.2 Рейсы; Табл.3 Билеты; Табл.4 Скидки; Табл.5 Самолеты. Связи между таблицами приведены на Рис. 3 Схема данных аэропорта.
Название поля |
Тип данных |
Наличие ключа (*) |
Код_пункта |
Числовой |
* |
Название |
Текстовое |
- |
Информация |
Поле МЕМО |
- |
Табл.1 Пункты
Название поля |
Тип данных |
Наличие ключа (*) |
Код_рейса |
Числовой |
* |
Код_пункта |
Числовой |
- |
Пункт_отправления |
Текстовый |
- |
Дата_вылета |
Дата/время |
- |
Время_вылета |
Дата/время |
- |
Дата_прибытия |
Дата/время |
- |
Время_прибытия |
Дата/время |
- |
Код_самолета |
Числовой |
- |
Кол-во_мест_общее |
Числовой |
- |
Кол-во_мест_свободных |
Числовой |
- |
Табл.2 Рейсы
Название поля |
Тип данных |
Наличие ключа (*) |
Код_билета |
Числовой |
* |
Код_рейса |
Числовой |
- |
Класс |
Текстовый |
- |
Место |
Текстовый |
- |
Стоимость_билета |
Денежный |
- |
Код_скидки |
Числовой |
- |
Продан |
Текстовый |
- |
Табл.3 Билеты
Название поля |
Тип данных |
Наличие ключа (*) |
Код_скидки |
Числовой |
* |
Название |
Текстовый |
- |
Величина |
Числовой |
- |
Информация |
Поле МЕМО |
- |
Табл.4 Скидки
Название поля |
Тип данных |
Наличие ключа (*) |
Код_самолета |
Числовой |
* |
Тип |
Текстовый |
- |
Информация |
Поле МЕМО |
- |
Табл.5 Самолеты
Рис. 3 Схема данных аэропорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система управления операциями и документами аэропорта, требует своей автоматизации. Попытки решать всевозрастающие объемы задач устаревшими методами приводят к неоперативности получаемой информации, негибкости принимаемых управленческих решений.
Целью разработки является автоматизация работы аэропорта, обеспечение оперативного получения информации, благодаря доступу к базе данных.
Разработанная модель с высокой степенью точности отображает предметную область автоматизированной системы «Аэропорт».
В данной модели четко определены объекты предметной области, их свойства и связи между ними.
Область применения модели – качественные авиаперевозки, предоставление услуг пассажирам аэропорта.
Таким образом, разработанная модель позволяет создать автоматизированную информационную систему, позволяющую эффективно в динамическом режиме работать с данными, которыми оперирует авиапредприятие.
Разрабатываемая база данных позволит иметь оперативную информацию о работе системы, получать расходные ведомости, акты и отчёты.
Создание автоматизированной информационной системы позволит существенно повысить эффективность продажи билетов, а также в составлении расписаний рейсов.