Экологический аудит как инструмент экологического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 04:45, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в соответствии с конкретными целями, принято различать следующие направления экологического аудита:
- аудит соответствия требованиям законодательства;
- аудит состояния производственной площадки;
- аудит потенциальной ответственности (комбинация первых двух направлений);
- аудит системы предотвращения аварийной ситуации;
- оценка исходной ситуации и аудит системы экологического менеджмента.

Содержание работы

1. Экологический аудит как инструмент экологического менеджмента
2. Цель, задачи и виды экологического аудита
3. Менеджмент программы аудита
4. Разработка и внедрение систем ЭА
4.1. Типовой процесс внедрения системы управления окружающей средой в организации в соответствии с ИСО 14001
4.2. Элементы системы экологического менеджмента

Файлы: 1 файл

Афанасьева.docx

— 58.66 Кб (Скачать файл)

- преобладание добровольных форм аудита над обязательными;

- предоставление заказчику информации, позволяющей повысить эффективность управления;

- возможность получения прямой или косвенной экономической выгоды;

- обязательная оценка соответствия аудируемой деятельности действующему законодательству

Важное значение имеют различия между государственным экологическим контролем и ЭА.

Государственный экологический  контроль - деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленная на соблюдение действующего природоохранного законодательства. Эта деятельность строго обязательна и формально  регламентирована. Государственный  экологический контроль непосредственно  связан с различными формами эколого-правовой ответственности.

ЭА - предпринимательская  деятельность физических и юридических  лиц, имеющих соответствующую лицензию на ее проведение, направленная на повышение  эффективности экологического менеджмента, включая оценку соответствия действующему законодательству. ЭА, носит преимущественно  добровольный характер, формально строго не регламентирована и с эколого-правовой ответственностью непосредственно не связано.

Существуют принципиальные различия между оценкой воздействия  на окружающую среду (ОВОС) и ЭА.

ОВОС - это общая процедура  разработки и обоснования намечаемых экологически значимых решений и  действий с учетом позиций всех заинтересованных или не заинтересованных в решении  сторон. ОВОС относится к намечаемой, предполагаемой, планируемой деятельности.

ЭА относится к уже  реализованной деятельности и реально  достигнутым результатам. Отдельные  этапы процедуры ОВОС, например, разработка исходных данных для заявления  о воздействии на ОС, могут включать в себя проведение программ ЭА в  целях получения дополнительной информации о экологической ситуации (в регионе, на промышленной площадке) из независимых источников.

 

2. Цель, задачи и виды экологического аудита

Целью экологического аудита - через процедуру оценки деятельности организации в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального использования  природных ресурсов является:

- содействие субъектам хозяйственной деятельности в организации своей природоохранной деятельности;

- формирование приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований;

- создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

Основные задачи экологического аудита:

- получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и ООС, повышение их конкурентоспособности на мировом рынке за счет внедрения экологически чистых технологий и экологической маркировки продукции;

- обоснование экологической стратегии и политики организации;

- -проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства, экологических норм и правил;

- снижение экологических и экономических рисков, связанных с природоохранной деятельностью;

- создание инструментария реализации основных направлений регулирования природопользования;

- интеграция деятельности в области ООС с другими сферами деятельности, ведение «экологического счетоводства»;

- использование международных принципов, методов и процедур ЭА;

- подготовка специалистов по экологическому бухучету и аудиту.

В качестве объекта ЭА могут  выступать предприятия и сооружения, оказывающие воздействие на ОС, проекты  планов или программ строительства, реконструкции, расширения, консервации  и ликвидации хозяйственных объектов, а также проекты освоения территории.

Согласно действующему законодательству ЭА подразделяется на добровольный (инициативный) и обязательный.

Инициативный аудит производится по решению

руководства хозяйствующего субъекта или по заказу заинтересованной стороны. Характер и масштабы такой  проверки зависят от желания клиента.

В отличие от добровольного обязательный ЭА предусматривается законом и может проводиться по решению:

- прокурора, суда, арбитражного суда, органа дознания и следователя при наличие в производстве указанных органов уголовного или гражданского дела;

- лицензионных органов при лицензировании видов деятельности в сфере ООС в тех случаях, когда заявителями на получение лицензий являются иностранные юридические или физические лица, совместные предприятия, а также когда заявляется осуществление деятельности, связанной со значительной потенциальной опасностью для человека и ОС;

- природоохранных или иных государственных органов об осуществлении контроля за соблюдением экологических условий реализации деятельности экономического субъекта, сформулированных при выдаче разрешения на осуществление этой деятельности;

- федеральных, региональных и местных органов государственной власти при наличии видов деятельности, имеющих существенное воздействие на состояние экологической обстановки конкретных территорий, находящихся в ведении соответствующих органов власти.

Объем и порядок проведения обязательного ЭА установлены органами государственного управления.

Так, обязательный экологический  аудит проводится:

- при реализации международных обязательств РФ, в т.ч. в рамках процедуры послепроектного анализа, проведение которого предусмотрено Конвенцией об ОВОС в трансграничном контексте;

- по поручению государственных органов РФ;

- для учета экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций;

- при реализации процедуры банкротства экономических субъектов;

- при проведении обязательного экологического страхования;

- при подготовке инвестиционных проектов и программ в том случае, когда это предусмотрено условиями инвестирования;

- при обосновании и реализации экологических программ (федеральных, региональных, местных и пр.), финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных источников;

- при организации экологической санации предприятий

В практике экологического аудирования различают

внутренний и внешний  аудит.

Внутренний аудит носит  добровольный характер и производится по инициативе и силами самого предприятия, являясь частью общей системы  внутреннего контроля. Аудиторы являются работниками аудируемого предприятия, и план их работы утверждается руководством.

Цели внешнего аудита определяются интересами заказчика, которыми могут  быть как государственные организации, так и владельцы средств и  фондов.

Основными задачами внешнего аудита, как правило, являются проверка соответствия деятельности предприятия  природоохранному законодательству или  определение экологических и  экономических рисков, связанных  с негативным воздействием на окружающую среду.

 

 

3. Менеджмент программы аудита

Из трактуемого в ГОСТ Р ИСО 19011-2003 определения аудита следует, что в аудиторской деятельности следует ориентироваться на процессный подход, т.е. аудит представляется не единичным событием, а процессом или неким циклом действий, которым необходимо управлять. В связи с этим в стандарте предлагается для осуществления аудитов адаптировать известный в системах качества и экологического менеджмента цикл Деминга- PDCA: планирование (plan) - осуществление (do) - проверка (check) - действия по улучшению (action).

Применительно к аудитам  предложена следующая последовательность действий в рассматриваемом цикле: разработка программ аудита - внедрение  программ аудита - мониторинг и анализ программ - улучшение программ аудита.

Программа аудита может включать в себя один или несколько аудитов, в зависимости от размера, типа и  сложности проверяемой организации. Эти аудиты могут преследовать разнообразные  цели и могут включать комплексные  или совместные аудиты. Программа  аудита включает в себя все виды деятельности, необходимые для планирования и организации аудитов. Аудируемая организация может установить одну или несколько программ аудита. Высшее руководство организации должно предоставить полномочия соответствующим сотрудникам для менеджмента программы аудита. Менеджмент программы аудита включает соответствующее планирование, предоставление ресурсов и установление процедур при проведении аудитов в соответствии с программой.

Цели программы аудита основываются на рассмотрении:

- приоритетов руководства организации;

- коммерческих намерений;

- требований системы экологического менеджмента;

- законодательных, нормативных и контрактных требований;

- необходимости оценки поставщика;

- требований потребителей;

- потребностей других заинтересованных сторон;

- рисков для организации.

Объем программы аудита может  изменяться в зависимости от размера, типа, сложности проверяемой организации.

Ответственность за программы  аудита должны нести назначенные  руководством предприятия лица, обладающие компетентностью и полномочиями по установлению целей и управлению программой аудита, которые должны устанавливать, реализовывать, проводить  мониторинг, анализировать и улучшать программу аудита; определять необходимые  ресурсы и обеспечивать их предоставление,

разрабатывать процедуры  по планированию и проведению аудитов.

 

4. Разработка и внедрение систем ЭА

4.1 Типовой процесс внедрения системы управления окружающей средой в организации в соответствии с ИСО 14001

Успешное внедрение системы  экологического менеджмента в большой  степени зависит от позиции руководства  предприятия, которое и инициирует процесс разработки такой системы. Мотивация руководителей первична, она определяет, будет ли вообще рассматриваться вопрос внедрения  СЭМ. Как правило, руководители высшего  звена к этому моменту проходят базовый курс обучения, который организует выбранная фирма- консультант.

Процесс разработки системы  начинается обычно с совещания, на котором  обсуждаются основные вопросы, связанные  с внедрением СЭМ. В совещании  принимают участие руководство  предприятия и консультанты. Если консультант не выбран, или принято  решение о работе без консультантов, информацию могут представить собственные  сотрудники, ранее прошедшие обучение. На совещании обсуждается поэтапный  план работы, и формируется рабочая  группа. Возглавляет группу представитель  высшего руководства предприятия.

Процесс разработки и внедрения  системы экологического менеджмента  осуществляется в несколько этапов.

Этап 1. Оценка исходной ситуации

На этом этапе дается описание предприятия, его местоположение, основные производственные процессы и оборудование, организационная схема и распределение обязанностей, основное используемое сырье и продукция, выбросы в атмосферу, в воду и образование отходов.

Выявляются экологические  аспекты деятельности предприятия, определяется степень их важности. Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает  или может оказать существенное воздействие на окружающую среду. А  воздействием на окружающую среду считается  любое отрицательное или положительное  изменение в окружающей среде, полностью  или частично являющееся результатом  деятельности предприятия, его продукции  или услуг.

Порядок проведения оценки исходной ситуации (ОИС) не регламентируется стандартом ISO 14001, однако в приложении А, носящем информационный характер, рекомендуется ее осуществление и отмечено, что организации, у которой нет системы менеджмента окружающей среды, следует вначале установить свою исходную позицию по отношению к окружающей среде посредством анализа. Целью этого анализа является рассмотрение всех экологических аспектов организации как основы для создания СЭМ.

Анализ должен охватывать четыре ключевые области:

- идентификацию экологических аспектов деятельности, в режиме нормальной работы, а также работы в период пуска и останова оборудования, в чрезвычайных ситуациях и при авариях;

- идентификацию соответствующих законодательных и нормативных требований;

- изучение существующей практики и процедур экологического менеджмента;

- оценивание предыдущих чрезвычайных ситуаций и аварий.

Оценка исходной ситуации позволяет не только определить степень  соответствия существующей системы  менеджмента требованиям стандарта, но и выявить ее сильные и слабые элементы. Фактически ОИС представляет собой один из видов экологического аудита, в ходе которого используются все соответствующие методики и  подходы, а к проведению ОИС и  аудиторам предъявляются стандартные  требования.

Результатом первого этапа  является формирование четкого представления  о необходимых изменениях в деятельности организации, последствиях этих изменений, существующих рисках и возможностях, что позволяет разработать стратегию деятельности и сформулировать экологическую политику.

Этап 2. Разработка и декларация экологической политики

В такой декларации руководитель в письменной форме выражает свой взгляд на то, как должно работать предприятие, и что должны делать все сотрудники для охраны окружающей среды.

Декларация преследует две  цели:

- внутренняя: объяснить ту важность, которую высшее руководство придает управлению окружающей средой,

- внешняя: показать, какое большое значение уделяет предприятие экологическим вопросам и определить ответственность предприятия.

Декларация публикуется  для информирования органов государственной  власти и общественности об экологической  политике организации.

Этап 3. Составление плана  действий в области экологического менеджмента

План действий должен предусматривать  ряд основополагающих моментов, включая  определение целей и задач, приоритетов  деятельности, распределение полномочий и ответственности, сроки выполнения и основные результаты мероприятий, порядок информационного взаимодействия (внутреннего и внешнего), а также  распределение ресурсов.

Информация о работе Экологический аудит как инструмент экологического менеджмента