Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 04:45, курсовая работа
В настоящее время в соответствии с конкретными целями, принято различать следующие направления экологического аудита:
- аудит соответствия требованиям законодательства;
- аудит состояния производственной площадки;
- аудит потенциальной ответственности (комбинация первых двух направлений);
- аудит системы предотвращения аварийной ситуации;
- оценка исходной ситуации и аудит системы экологического менеджмента.
1. Экологический аудит как инструмент экологического менеджмента
2. Цель, задачи и виды экологического аудита
3. Менеджмент программы аудита
4. Разработка и внедрение систем ЭА
4.1. Типовой процесс внедрения системы управления окружающей средой в организации в соответствии с ИСО 14001
4.2. Элементы системы экологического менеджмента
Чем полнее в плане действий учитываются взгляды и интересы на всех уровнях предприятия, тем более реалистичным является план, тем больше понимания и поддержки он получит со стороны сотрудников, которые будут отвечать за его реализацию.
Этап 4. Разработка процедур СЭМ и ее интеграция в существующую схему управления
Распределение обязанностей и рабочие процедуры в идеале должны устанавливаться людьми, которым поручено их выполнение, а затем утверждаться высшим руководством. Каждая процедура должна быть действенной и эффективной в максимально возможной степени. В плане действий должны быть также представлены программы обучения персонала и организация внутренних коммуникаций.
СЭМ должна стать частью обычной практики управления производством. Для этого необходимо пересмотреть и, если нужно, изменить:
- организационную структуру (задания, полномочия, ответственность);
- интеграцию системы отчетности и принятия решений по экологическим вопросам в структуру внутреннего управления.
Этап 5. Создание системы
измерений и мониторинга
На крупных предприятиях
ответственность за весь круг вопросов
экологического менеджмента возлагается
на соответствующее
Этап 7. Проведение внутренних аудитов
Внутренние аудиты проводят
работники самого предприятия, чтобы
оценить, насколько хорошо работает
система экологического менеджмента
и выявить все имеющиеся
Аудиторский отчет дает возможность
руководству предприятия
Этап 7. Совершенствование
Оценка работы системы экологического менеджмента, периодически проводимая высшим руководством, позволяет обеспечить адаптивность СЭМ к постоянно изменяющимся в условиям, таким как появление новых научных знаний о воздействии химических веществ на состояние окружающей среды, изменение национальных и международных рынков продуктов и услуг, курсов валют, норм государственного регулирования, требований потребителей или клиентов.
4.2. Элементы системы экологического менеджмента
Экологическая политика
Система экологического менеджмента
является инструментом для реализации
положений экологической
В политике фиксируются основные
принципы деятельности и приоритеты
руководства в той или иной
области. Она декларирует стратегию
предприятия и обеспечивает принятие
тактических решений
Согласно требованиям стандарта, высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы она:
- соответствовала характеру и масштабам деятельности организации, а также ее воздействию на окружающую среду;
- включала обязательства по постоянному улучшению СЭМ и предотвращению загрязнения окружающей среды;
- отражала обязательство высшего руководства по соблюдению законодательных и нормативных требований;
- создавала основу, с помощью которой организация устанавливает свои целевые и плановые экологические показатели;
- была документально оформлена, периодически анализировалась и пересматривалась по мере необходимости;
- была доведена до сведения всех лиц, работающих на организацию или от имени организации, включая персонал подрядчиков, работающий в помещениях и на оборудовании организации;
- была доступна общественности.
Доступность политики для общественности обеспечивается за счет ее предоставления по запросу заинтересованных сторон, а также публикации в средствах массовой информации.
Поскольку положения политики
отражают стратегические направления
и приоритеты в деятельности организации,
доступные ресурсы и
актуальности поставленных в ней целей, изменении
возможностей организации, приобретении опыта.
Планирование
Экологические аспекты
Политика организации, её целевые и плановые экологические показатели должны быть основаны на знании экологических аспектов и значительных воздействий на окружающую среду, связанных с деятельностью, продукцией или услугами этой организации. Такой подход может гарантировать, что при установлении целевых экологических показателей значительные воздействия на окружающую среду, связанные с этими аспектами, будут приняты во внимание.
Стандарт требует, чтобы в организации были созданы, внедрены и поддерживались в рабочем состоянии процедуры:
- идентификации тех экологических аспектов ее деятельности, продукции и услуг, которые она может контролировать, и на которые она может влиять с учетом планируемых или новых видов деятельности;
- определения тех аспектов, которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду.
Эта информация должна быть
документирована и
Экологический аспект связан
с элементом деятельности организации,
её продукции или услуг, который
может оказать положительное
или отрицательное воздействие
на окружающую среду. Например, это
может быть потребление ресурсов,
сброс, выброс, шумовое воздействие.
Воздействие на окружающую среду
связано с изменением, которое
вызывает в окружающей среде данный
аспект. Примерами воздействий могут
служить загрязнение или
Идентификация экологических аспектов
постоянным процессом, который
определяет прошлое, настоящее и
потенциально возможное (положительное
или отрицательное) воздействие
деятельности организации на окружающую
среду. Этот процесс также предусматривает
идентификацию потенциального воздействия
на организацию, оказываемого требованиями
законодательства, регламентными требованиями,
изменениями в самой
Процесс идентификации экологических аспектов и оценки связанных с ними воздействий на окружающую среду может быть осуществлён в четыре этапа:
1) выбор вида деятельности, продукции или услуги;
2) идентификация экологических аспектов деятельности, продукции или услуги;
3) идентификация воздействия на окружающую среду;
4) оценка значительности воздействий.
Значительность каждого
идентифицированного
на окружающую среду может быть различной для каждой организации.
При оценке значительности того или иного аспекта необходимо учитывать:
- масштаб воздействия;
- возможный ущерб;
- вероятность события;
- продолжительность воздействия.
Для оценки целесообразности проведения природоохранных мероприятий необходимо также учитывать:
- потенциальное влияние требований законодательных актов и регламентных требований;
- сложность изменения воздействия;
- стоимость изменения воздействия;
- влияние изменения на другие виды деятельности и процессы;
- требования заинтересованных сторон;
- влияние на имидж организации.
Законодательные, нормативные
и другие требования Организация должна создать,
поддерживать в рабочем состоянии процедуры:
- идентификации и получения
законодательным и нормативным требованиям, относящимся к ее экологическим аспектам, а также к другим требованиям, с которыми организация соглашается;
- установления того, как будут применяться эти требования к экологическим аспектам деятельности организации.
Требования могут относиться:
- к деятельности (например, разрешения на проведение работ на данном участке);
- к продукции или услугам организации;
- к отрасли промышленности, к которой принадлежит организация.
Для идентификации природоохранных требований и происходящих в них изменений можно использовать разные виды источников информации, включая:
- государственные органы всех уровней;
- негосударственные ассоциации или группы;
- коммерческие базы данных;
- профессиональные службы.
В том случае, когда внешние нормативы не отвечают потребностям организации или их не существует, могут быть разработаны внутренние приоритеты и критерии. Внутренние критерии эффективности вместе с внешними нормативами помогают организации в разработке её собственных экологических целевых и плановых показателей.
Цели, задачи и программы
Для того, чтобы осуществлять свою экологическую политику, организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках этой организации.
Эти показатели являются общими показателями экологической эффективности, приведенными в экологической политике. Устанавливая целевые показатели, организации должны также принимать во внимание результаты оценки воздействия на окружающую среду, а также
идентифицированные
Затем для того, чтобы достичь целевых экологических показателей в заданные сроки, могут быть установлены плановые экологические показатели, которые должны быть конкретными и измеряемыми.
После того, как будут
установлены целевые и плановые
экологические показатели, организации
следует рассмотреть вопрос об установлении
измеряемых характеристик экологической
эффективности. Эти характеристики
могут быть использованы в качестве
основы для системы оценки экологической
эффективности и могут
Целевые и плановые экологические
показатели могут быть широко применимы
ко всей организации или к какому-либо
конкретному подразделению или
отдельному виду деятельности. Целевые
и плановые экологические показатели
должны определяться руководителями соответствующего
уровня. Эти показатели должны периодически
анализироваться и
Целевые показатели могут включать в себя обязательства:
- сократить отходы и истощение ресурсов;
- сократить выброс загрязняющих веществ в окружающую среду;
- проектировать продукцию таким образом, чтобы свести к минимуму ее воздействие на окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации;
- регулировать воздействие источников сырья на окружающую среду;
- способствовать осведомленности служащих и общества о проблемах окружающей среды.
Достижение целевых
- количество использованного сырья или потребленной энергии;
- количество выбросов, например СО2;
- количество образующихся отходов на единицу готовой продукции;
- эффективность использования материалов и энергии;
- количество аварийных
незапланированные выбросы);
- количество специфических
например, КОХ, SO2, СО, СХНУ, Pb;
- затраты на охрану окружающей среды.
В рамках общего планирования своей деятельности организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программы достижения своих целевых и плановых экологических показателей. Такие программы должны включать:
- распределение ответственности за достижение целевых и
плановых экологических
показателей для каждого
организации;
- средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.
Планирование природоохранных мероприятий должно быть включено в стратегический план организации. Чтобы отражать изменения в целевых и плановых экологических показателях организации, программы должны регулярно пересматриваться.
Внедрение и обеспечение функционирования системы
Ресурсное обеспечение и инфраструктура организации
Руководство организации
должно обеспечить наличие ресурсов,
необходимых для внедрения
Обязанности, ответственность и полномочия сотрудников организации должны быть определены, документально оформлены и доведены до их сведения. Высшее руководство организации должно назначать своих специальных представителей, которые независимо от других обязанностей должны иметь ответственность и полномочия для того, чтобы:
- гарантировать, что СЭМ функционирует в соответствии с требованиями стандарта;
- представлять отчёты о функционировании системы высшему руководству для анализа и принятия решений в области охраны окружающей среды.
Информация о работе Экологический аудит как инструмент экологического менеджмента