Экологический аудит как инструмент экологического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 04:45, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в соответствии с конкретными целями, принято различать следующие направления экологического аудита:
- аудит соответствия требованиям законодательства;
- аудит состояния производственной площадки;
- аудит потенциальной ответственности (комбинация первых двух направлений);
- аудит системы предотвращения аварийной ситуации;
- оценка исходной ситуации и аудит системы экологического менеджмента.

Содержание работы

1. Экологический аудит как инструмент экологического менеджмента
2. Цель, задачи и виды экологического аудита
3. Менеджмент программы аудита
4. Разработка и внедрение систем ЭА
4.1. Типовой процесс внедрения системы управления окружающей средой в организации в соответствии с ИСО 14001
4.2. Элементы системы экологического менеджмента

Файлы: 1 файл

Афанасьева.docx

— 58.66 Кб (Скачать файл)

Ответственность за общую  эффективность системы экологического менеджмента должна быть возложена  высшее руководство или на подразделение, обладающее достаточной властью, компетенцией и ресурсами.

Материальная база и организационная  структура малого или среднего предприятия  могут наложить некоторые ограничения  на реализацию СЭМ. Чтобы избежать этого, малые и средние предприятия  должны по мере возможности рассмотреть  вопрос о стратегии сотрудничества с другими организациями, например:

- более крупными организациями-клиентами, чтобы разделить с ними технологии и «ноу-хау»;

- другими малыми и средними предприятиями на основе «цепной» зависимости поставщиков или на другой основе, чтобы определить и обсудить общие для них вопросы, содействовать техническому развитию, совместно использовать имеющиеся ресурсы и пользоваться услугами консультантов;

- организациями по стандартизации, ассоциациями малых и средних предприятий и другими объединениями;

- университетами и другими научно-исследовательскими центрами с целью поддержки производства и нововведений.

Компетентность, подготовка и осведомленность персонала

Организация должна определить свои потребности в обучении персонала  и организовать соответствующее  обучение всех сотрудников, чья работа может повлиять на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры, позволяющие сотрудникам каждого  подразделения понимать свои обязанности  и ответственность.

Все члены организации  должны понимать важность достижения целевых и плановых экологических  показателей. Высшее руководство играет ведущую роль в мотивации персонала. Персонал, выполняющий работы, которые  могут оказать значительное воздействие  на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим  образованием, подготовкой или практическим опытом.

Организация должна также  гарантировать, что подрядчики, работающие на местах, имеют знания и навыки, необходимые им для выполнения работы, и понимают ответственность за состояние  окружающей среды.

Программы, обеспечивающие подготовку персонала, включают мероприятия  и процедуры, обеспечивающие:

- идентификацию потребностей в обучении сотрудников;

- разработку плана подготовки в соответствии с определёнными потребностями;

- проверку соответствия программ подготовки регламентным или организационным требованиям;

- обучение групп сотрудников;

- оценивание полученной подготовки.

Документация, касающаяся полученной подготовки должна поддерживаться в  актуализированном виде.

Коммуникации

В организации должны быть созданы и внедрены процедуры, обеспечивающие обмен информацией между подразделениями, а также связь с внешними заинтересованными  сторонами.

Информация должна быть точной, понятной и своевременной.

Документация

Наличие документации системы  экологического менеджмента способствует осведомлённости персонала, делает возможной оценку системы и экологической  эффективности организации.

Документация СЭМ должна включать:

- экологическую политику, цели и задачи;

- описание области применения системы экологического менеджмента;

- описание основных элементов системы и их взаимодействия, а также ссылки на соответствующие документы;

-  документы, определенные организацией как необходимые для обеспечения результативного планирования, функционирования и управления процессами, относящимися к значительным экологическим аспектам.

Организация должна устанавливать  и поддерживать в рабочем состоянии  процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно стандарту  для того, чтобы:

- документы были всегда легко доступны;

- они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались уполномоченными лицами;

- устаревшие документы сразу изымались;

- любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей или для сохранения сведений, надлежащим образом идентифицировались.

Документы должны содержаться  в порядке и храниться в  течение указанного срока.

Управление операциями

Организация должна выявить  те операции и виды деятельности, которые  связаны со значимыми экологическими аспектами, чтобы обеспечить их осуществление.

Управление операциями должно обеспечивать:

- поддержание требуемого уровня экологической результативности;

- постоянное соблюдение требований экологического законодательства и других предъявляемых требований.

Управление операциями обеспечивается за счет внедрения или совершенствования  процедур, учитывающих требования по контролю экологических аспектов.

Процедуры должны описывать  необходимую последовательность действий и рабочие критерии успешного  их выполнения, действия персонала  в случае отклонений, связь с другими  процедурами, в том числе в  отношении действий во нештатных ситуациях.

Процедуры должны быть документированными.

Соблюдение процедур должно поддерживаться обучением.

При разработке мер по управлению операциями, необходимо учесть виды деятельности, оказывающие значительное воздействие  на окружающую среду, в частности:

- планирование и инженерное обеспечение научных исследований и разработок;

- закупки;

- заключение контрактов;

- погрузку, разгрузку и хранение сырья;

- производственные процессы и процессы технического обслуживания;

- лабораторные исследования;

- хранение продукции;

- транспортирование;

- маркетинг, рекламу;

- обслуживание покупателей;

-  приобретение, строительство или модификацию материально-технической базы.

Виды деятельности могут  быть подразделены на следующие три  категории:

- деятельность по предотвращению загрязнения при реализации новых проектов;

-  ежедневная административная деятельность,

обеспечивающая соответствие внутренним и внешним требованиям;

- стратегическая административная деятельность в области экологического менеджмента.

Подготовленность к чрезвычайным ситуациям

Организация должна создать, внедрить и поддерживать в рабочем  состоянии процедуры для выявления  возможных чрезвычайных ситуаций, которые  могут оказывать воздействие  на окружающую среду, и определяющие действия персонала в таких ситуациях.

Должны быть разработаны  планы действий в аварийных ситуациях, позволяющие предотвращать или  смягчать связанные с ними неблагоприятные  воздействия на окружающую среду.

Такие планы могут включать в себя:

- организационные меры на случай аварии и ответственности за них;

- перечень ответственных лиц;

- подробные данные об аварийных службах;

- планы передачи внутренних и внешних сообщений;

- действия, предпринимаемые в случае различных видов аварий;

- информацию об опасных материалах, включая потенциальное воздействие каждого материала на окружающую среду, и меры, которые следует принять в случае аварийного выброса.

Проведение проверок и  корректирующие действия

Мониторинг и оценки - ключевые элементы деятельности в рамках системы экологического менеджмента, которые позволяют удостовериться в том, что организация действует  в соответствии с принятой экологической  политикой.

В соответствии со своими обязательствами  организация должна создать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии  процедуры для проведения регулярного  мониторинга и измерений ключевых характеристик тех видов деятельности, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду. Должны быть определены соответствующие показатели экологичности. Такие показатели должны быть объективными, контролируемыми и воспроизводимыми. Они должны соответствовать характеру деятельности организации и ее экологической политике.

Записи результатов периодического оценивания должны храниться и использоваться для анализа функционирования системы.

При создании системы мониторинга  необходимо использовать целесообразные, то есть экономически приемлемые методы, адекватные значимости проблемы.

В описания процедур мониторинга  следует включать:

- время (периодичность) и место измерения, оцениваемые параметры, используемое оборудование и методы;

- ответственность за проведение измерений;

- требования по ведению записей,

- допустимые отклонения от нормы;

- процедуры действий в случае обнаружения отклонений, превышающих допустимые.

Несоответствие, корректирующие и предупреждающие действия

Организация должна создать, внедрить и поддерживать в рабочем  состоянии процедуры по определению  ответственности и полномочий относительно выявления и изучения несоответствия, принятия мер для смягчения негативных воздействий, а также по проведению корректирующих и предупреждающих  действий.

Процедуры должны установить требования для:

- выявления и устранения несоответствий и выполнения действий по смягчению их воздействий на окружающую среду;

- расследования случаев несоответствия, установления причин его возникновения и принятия действий в целях исключения его повторения;

- оценивания необходимости в действиях по предотвращению несоответствий и осуществления таких действий предотвращающих их возникновение;

- регистрации результатов принятого корректирующего и предупреждающего действия;

- проведения анализа результативности принятого корректирующего и предупреждающего действия.

Предпринятые действия должны соответствовать значимости выявленных проблем и воздействий на окружающую среду.

Внутренний аудит

Организация должна обеспечить проведение через определенные интервалы  времени внутренних аудитов системы  экологического менеджмента, чтобы  установить ее соответствие требованиям  международного стандарта и убедиться, что СЭМ должным образом внедрена и поддерживается в рабочем состоянии. Информация о результатах аудитов  должна быть представлена руководству.

Организация должна планировать, разрабатывать и реализовывать  программы аудитов, учитывая результаты предыдущих аудитов.

Аудиты могут выполняться  собственным персоналом или внешними сторонами, выбранными организацией. В  любом случае лица, проводящие аудит, должны иметь соответствующую подготовку.

Анализ со стороны руководства

Для того чтобы постоянно  улучшать систему экологического менеджмента, руководство организации должно анализировать и оценивать эту  систему через определённые интервалы  времени.

Анализ состояния системы  должен включать:

- анализ результатов аудитов;

- оценку эффективности системы;

- оценку соответствия экологической политики изменившейся ситуации;

- учет изменений законодательства;

- учет изменений пожеланий и требований заинтересованных сторон;

- учет изменений в продукции или характере деятельности организации;

- учет достижений науки и технологии;

- учет выводов по произошедшим авариям;

- учет требований рынка;

- отчет о реализации внешних и внутренних

коммуникаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Макаров С.В., Шагарова Л.Б./Под ред. А.Ф. Порядина. Экологическое аудирование промышленных производств. -М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 1997.-142 с.
  2. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в РФ /А.М. Карелов, ч.1,2 -М. :Тройка, 1998, 1999.
  3. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в РФ. Учебное пособие /Под ред. А.М. Карелова, ч.3 -М. :Эльзевир, 2000.
  4. Международный стандарт ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента».
  5. Системы экологического менеджмента для практиков /С.Ю. Дайман, Т.В. Островкова, Е.А. Заика. :Эколайн, 2004. - 252 с.
  6. Экологический менеджмент и аудит в России, Беларуси и на Украине. /Труды экспертного семинара. -М., 3-4 апреля 2000.
  7. А.Г. Шмаль. Перспективы развития экологического аудита в России. - Экология производства, № 3, 2005.- с.20-25.
  8. Бабина Ю.В. Нормативные основы экологического аудита: ГОСТ Р ИСО 19011-2003.- Экология производства, № 4, 2005.- с. 18-28.

 


Информация о работе Экологический аудит как инструмент экологического менеджмента