Электронная розничная торговля в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Наблюдая за тем, что происходит на рынке труда в России, общаясь с разными людьми, мы постоянно ловим себя на мысли, что работа морально убивает людей. Речь, конечно, идет о работе, которую человек ненавидит, но на протяжении многих лет вынужден ею заниматься, чтобы заработать на хлеб.
Поскольку любой человек талантлив хоть чем-нибудь, можно сделать вывод: каждому есть что сказать миру. Если 20 лет назад сложно было донести свои знания и точку зрения до большого количества людей, то с появлением Интернета это не составляет особого труда. Развитие Глобальной сети в России совпало с развитием рынка, на котором можно продавать не только материальные, но и интеллектуальные товары.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Электронная коммерция в России………………………………………………..6
Роль и место электронной коммерции в современном мире………............6
Факторы, влияющие на развитие электронной коммерции в России.........14
Анализ практической деятельности российских компаний в сфере онлайн-продаж..………………………….………………………………..……………...18
Организация электронной торговли на примере интернет-магазина OZON.ru…………………………………………………………………………..25
3.1 Перспективы развития OZON.ru…………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….37
Библиографический список…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по ИС в экономике..docx

— 594.85 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Рис. 1.1 – Модель коммерческой сделки

 

Инструментарий  электронной коммерции представляет собой совокупность инструментов, с помощью которых осуществляется или может осуществиться выполнение технологических операций рассматриваемой коммерческой сделки. В качестве таких инструментов выступают классификаторы информации, различные стандарты, регламентирующие работу с данными, используемыми для формирования электронных сообщений, инструменты интернет-маркетинга, а также специализированные автоматизированные системы. Примером подобных систем могут служить виртуальные магазины и торговые системы, платежные системы, банковские и бухгалтерские системы, системы управления предприятием, например EPR-системы и др. [2, с. 125].

Под автоматизированной системой электронной коммерции понимают совокупность технических средств, программных продуктов и методов, позволяющих реализовать в автоматизированном режиме технологические процессы в рассматриваемой коммерческой операции.

Классификация систем электронной коммерции определяется видами бизнеса и бизнес-процессов, для которых возможно ведение операций методами электронной коммерции.

Виды бизнеса, для которых возможно ведение операций электронной коммерции, можно разделить по сфере деятельности, по географическому охвату, по форме собственности и по стадии жизненного цикла вида бизнеса.

А) По сфере деятельности выделяются:

  • торговля: оптовая и розничная. Следует делать различие между электронной торговлей реальными товарами и услугами и электронной торговлей информационным материалом, который может быть получен непосредственно по сети (текст, звук, графика, программное обеспечение и др.).

В торговом обороте электронного рынка пятая часть приходится на розничную торговлю, осуществляемую через Интернет-магазины. Интернет -магазин – это Web-сайт, обеспечивающий продажи через интернет с использованием электронного каталога или другого вида представления продукции. Число продуктов, предоставляемых и продаваемых на одном сервере, может составлять от единиц до нескольких тысяч. Потребители могут заказывать товары путем заполнения формы, выполнения процедуры регистрации или другими методами. Оплата товара может производится как при помощи интерактивных платежных систем, так и традиционными способами: банковским или почтовым  переводом, при доставке товара покупателю, наложенным платежом и т.д. [1, с. 17].

  • дистрибуция;
  • услуги информационного характера;
  • банкинг и платежные системы;
  • туризм и ресторанно-гостиничный бизнес;
  • связь;
  • дистанционное образование;
  • досуг и развлечения;
  • обслуживание государственного заказа.

Б) По географическому охвату:

  • деятельность в местном масштабе;
  • деятельность в региональном масштабе;
  • деятельность в пределах одной страны;
  • глобальная деятельность.

В) По форме собственности:

  • частный бизнес;
  • корпоративный бизнес;
  • государственные предприятия.

Г) По стадии жизненного цикла бизнеса:

  • вновь создаваемый бизнес;
  • развитие существующего бизнеса;
  • реорганизация и реинжиниринг существующего бизнеса.

Классификацию систем электронной коммерции проводят по объектам и субъектам, по месту системы электронной коммерции на предприятии, по степени новизны деятельности или оказываемых системой электронной коммерции услуг по отношению предприятия к системе электронной коммерции.

А) По объектам и субъектам системы  делятся на:

  • системы В2В (Business-to-Business, Бизнес-бизнес). Этот вид электронной коммерции подразумевает различные способы взаимодействия между организациями.

Procurement Systems – системы связи потребителей продукции с производителями, покупателей с продавцами.

Кроме того, к системам В2В  относится направление Supply Chain Management, которое обеспечивает бесперебойную информацию о поставках и логистику всех контрагентов для основного производства. Такие системы в России практически не развиты, поскольку бизнес-процессы имеют неустоявшийся характер;

  • системы В2С (Business-to-Consumer, Бизнес-потребитель). Данный вид электронной коммерции характеризуется тем, что клиентом здесь является частное лицо. Часто используется для описания деятельности, которую ведёт предприятие, т.е., в данном случае, - продажа товаров и услуг, непосредственно предназначенных для конечного использования. Один из наиболее популярных инструментов B2C - Интернет-магазин. Например: Утконос.ру, Озон.ру, Корзинка.ком, Amazon.com, и др.;
  • системы G2B (Government-to-Business, Администрация-Бизнес) – системы электронной торговли применяются и для взаимодействия государства с бизнесом. Через такие системы государственные учреждения и ведомства осуществляют свои закупки на открытом рынке. Примером может служить Портал госзакупок России;
  • системы С2С (Consumer-to-Consumer, Потребитель-Потребитель) – для взаимодействия конечных потребителей с конечными потребителями  используются электронные торговые площадки («барахолки»), которые характеризуются преобладанием лотов на продажу. В данном случае сайт выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. Например: Молоток.Ру, Из рук в руки, auto.ru, ebay.com и др.

Б) По месту системы электронной  коммерции на предприятии:

  • система электронной коммерции как элемент в каждом подразделении предприятия;
  • система электронной коммерции как отдельное подразделение предприятия;
  • система электронной коммерции как филиал или дочерняя компания;
  • система электронной коммерции как услуга сторонних организаций (аутсоуринг).

В) По степени новизны деятельности или оказываемых услуг системой электронной коммерции:

  • система электронной коммерции как основной способ ведения бизнеса;
  • система электронной коммерции как новое явление, как дополнение к старым способам ведения бизнеса;
  • система электронной коммерции как результат реинжиниринга существующих способов и методов ведения бизнеса [2, с. 238-244].

Электронная коммерция позволяет  поставщикам и заказчикам в равной мере использовать новые выгодные возможности:

  1. Глобальное присутствие и глобальный выбор. Рамки электронной коммерции определяются не географическими или национальными границами, а распространением компьютерных сетей. Поскольку самые важные сети являются глобальными, система электронной коммерции позволяет даже самым мелким поставщикам заниматься бизнесом в мировом масштабе;

2. Повышение конкурентоспособности. Электронная коммерция позволяет поставщикам повышать конкурентоспособность за счет «приближения к заказчику»;

3. Персонализация продаж. Используя средства электронного взаимодействия, компании могут получать подробную информацию о запросах каждого индивидуального заказчика и автоматически предоставлять продукты и услуги, соответствующие индивидуальным требованиям;

4. Быстрая реакция на спрос. Электронная коммерция часто позволяет существенно сокращать путь товара от поставщика к заказчику. Товары успешно доставляются непосредственно от производителя потребителю в обход традиционных перевалочных пунктов в виде оптовых и розничных складов и торговых точек;

5. Снижение издержек. Одним из главных достижений электронной коммерции является снижение затрат при совершении сделки. Заключение сделки электронным путем на порядок уменьшает стоимость затрат на обслуживание, что в свою очередь повлечет за собой снижение цен для заказчиков;

6. Новые возможности ведения бизнеса. Концепция электронной коммерции открывает возможность появления совершенно новых продуктов и услуг. В качестве примера можно привести службы электронной поставки и поддержки, справочные услуги, услуги по установлению контактов и множество других видов информационного обслуживания.

Несмотря на то, что все  эти возможности различны, они  в то же время в определенной мере взаимосвязаны [2, с. 66-68].

Роль и место электронной  коммерции в современном мире состоит в том, что ее технологии придают новое принципиально отличающееся качество, связанное с возрастанием роли обменно-распределительных процессов в цикле производства.

 

 

1.2 Факторы, влияющие на развитие электронной коммерции в России

 

В настоящее время в  России сформировался целый ряд  факторов, определяющим образом влияющих на развитие электронной коммерции:

  • географический фактор (территория, требующая экономической интеграции на федеральном уровне и уменьшения влияния ограничений, связанных с удаленностью субъектов российского рынка, на их экономическую деятельность);
  • необходимость повышения степени интеграции России в мировые информационные и экономические процессы;
  • необходимость сокращения совокупных торговых издержек в интересах повышения конкурентоспособности  российской продукции на мировом рынке, повышения управляемости экономическими процессами в целом и торговлей в частности, улучшения контроля и достижения необходимой степени контролируемости торговых операций фискальными органами в интересах увеличения государственного бюджета;
  • традиционно сложившийся и постоянно поддерживаемый высокий уровень образования в высшей школе России;
  • динамичное развитие необходимой технической и технологической базы, включая широкое внедрение в практику компьютеров и современных средств информатизации, определенный уровень развития средств телекоммуникаций, информационных сетей и выход в мировое информационное пространство;
  • наличие определенных разработок банковских технологий, направленных на дистанционное обслуживание межбанковских и клиентских операций;
  • наличие технических решений и средств обеспечения криптографической защиты информации и информационной безопасности участников торговых отношений (производителей, поставщиков продукции, покупателей, банков, страховых компаний и т. д.).

Вместе с тем в настоящее  время для товарных рынков Российской Федерации характерны низкий уровень  культуры рыночных отношений, несовершенное  нормативно-правовое обеспечение, недостаточное  развитие информационной структуры товарных рынков, высокая степень монополизации экономики, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений.

Для успешной интеграции в  мировую экономику Россия вынуждена  считаться с общими тенденциями  развития торговли, в том числе  и в области электронной торговли.

В настоящее время электронная  торговля в России развивается не столь быстрыми темпами, и наша страна весьма незначительно представлена на рынке электронной коммерции.

На развитие электронной  коммерции в России в настоящее  время негативно влияет целый ряд факторов:

  • недостаточное развитие финансовой инфраструктуры для сопровождения сделок;
  • нерешенность многих правовых вопросов использования технологий электронной коммерции;
  • наличие значительных потенциальных резервов повышения эффективности бизнеса, лежащих вне сферы электронной коммерции (низкий уровень автоматизации предприятий, производительности труда, дисциплины сделок и т. д.);
  • низкий, по сравнению с развитыми странами, процент хозяйствующих субъектов, имеющих доступ к Интернету.

Темпы развития информационных технологий полностью зависят от состояния экономики. Чем выше требования предъявляются к экономической  эффективности производства, чем  более прозрачны отношения хозяйствующих  субъектов, чем жестче конкуренция  на рынке, тем стремительнее развиваются  информационные технологии. Сегодня  на рынке информационных и коммуникационных технологий лидируют США (занимают 36 % объема этого рынка) и Европа –  тоже 36 %. Кроме того, Япония занимает 11 % рынка, «Азиатские тигры» - 3 % и остальной мир – 14 %. В Европе Германия занимает 23 % рынка, Великобритания – 21 %, Франция – 18 %, Италия – 8 %, Испания – 4 %. Восточная Европа занимает всего 6 % рынка, а Россия – лишь небольшую долю среди этих 6 %.

Тем не менее тенденция  положительна, объем электронных сделок растет. Доля Интернет-экономики в общем ВВП России составляет 1-2%. Драйвер роста Интернет-рынка в 2012 г. – электронная торговля, что обусловлено тремя ключевыми факторами: ростом Интернет-аудитории в целом, выходом в онлайн крупных офлайн ритейлеров («X5», «Auchan», «Связной» и др.) и продолжающимся превышением спроса над предложением. «Потребительский» Интернет становится лицом отрасли. Примерно 14 млн. россиян совершают покупки в Интернете хотя бы раз в год. Объем онлайн-продаж Рунет в 2012 г. составил 390 млрд рублей. Интернет вышел на вторую позицию по объему рекламы, обогнав печатные СМИ. Быстро развиваются электронные кошельки – в результате этого сервис «Яндекс.Деньги» приобрел Сбербанк, которому отошел пакет в 75% минус одна акция.

Информация о работе Электронная розничная торговля в России