Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:44, курсовая работа
Наблюдая за тем, что происходит на рынке труда в России, общаясь с разными людьми, мы постоянно ловим себя на мысли, что работа морально убивает людей. Речь, конечно, идет о работе, которую человек ненавидит, но на протяжении многих лет вынужден ею заниматься, чтобы заработать на хлеб.
Поскольку любой человек талантлив хоть чем-нибудь, можно сделать вывод: каждому есть что сказать миру. Если 20 лет назад сложно было донести свои знания и точку зрения до большого количества людей, то с появлением Интернета это не составляет особого труда. Развитие Глобальной сети в России совпало с развитием рынка, на котором можно продавать не только материальные, но и интеллектуальные товары.
Введение…………………………………………………………………………...3
Электронная коммерция в России………………………………………………..6
Роль и место электронной коммерции в современном мире………............6
Факторы, влияющие на развитие электронной коммерции в России.........14
Анализ практической деятельности российских компаний в сфере онлайн-продаж..………………………….………………………………..……………...18
Организация электронной торговли на примере интернет-магазина OZON.ru…………………………………………………………………………..25
3.1 Перспективы развития OZON.ru…………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….37
Библиографический список…………………………
Розничные сети в России, особенно в крупных городах постепенно вытесняют рынки и одиночные магазины. Супермаркеты снизили цены до среднерыночных. Самыми модными форматами в последнее время стали гипермаркеты и cash&carry.
Российские компании подтягивают
к уровню иностранных собственную
корпоративную культуру, на первый
план выходят задачи, которые еще
вчера казались глубоко второстепенными:
эффективность работы магазина, воровство,
мотивация персонала, работа с поставщиками.
Руководство сетей всерьез
Диагноз консультантов один:
оптимизация бизнес-процессов
2. Анализ практической деятельности российских компаний в сфере
онлайн-продаж
Объем российского рынка электронной коммерции по итогам 2012 г. достиг, по данным компании «PricewaterhouseCoopers» (PwC, pwc.ru), $10,4 млрд (310 млрд рублей), по оценке же «Morgan Stanly» (www.morganstanley.com) – $12 млрд. Общие объемы продаж сравнимы с показателями Бразилии и Индии, но существенно отстают от США и Евросоюза. Доля e-commerce в общем объеме розничной торговли России, по разным оценкам, составляет от 1,9% до 2,2% против 7% в США и 9% в большинстве западноевропейских стран.
Тем не менее, ежегодный существенный прирост рынка (рис. 2.1), позволяет специалистам в области электронной коммерции прогнозировать для России будущее крупнейшего Интернет-рынка Европы через несколько лет. Уже сейчас число онлайн-покупателей в стране достигло 18 млн человек,
что составляет примерно 30% от общего числа российских Интернет-пользователей и 15% взрослых жителей России. При этом 48% пользователей сделали свои первые покупки в Интернет только за последние два года.
Рисунок 2.1 - Прирост российского рынка онлайн-торговли в 2010-2013 гг., %
Согласно данным исследовательской компании «East-West Digital News» (EWDN, www.ewdn.ru) на сегодняшний день в России насчитывается около 25 тыс. Интернет-магазинов, причем большая их часть находиться в Москве и Санкт-Петербурге.
По данным исследования, проведенного агентством «Digital Guru» (dgagency.ru), доля ТОП-10 Интернет-магазинов Рунет (табл. 2.1) в общем объеме оборота Интернет-торговли России составила в 2012 г. чуть более 18%, а по оценке «McKinsey & Company» (www.mckinsey.com) первая десятка компаний по общему объему выручки занимает лишь 10 % всего рынка. Это свидетельствует о низкой степени концентрации рынка электронной коммерции и его незрелости. Например, в США, мировом лидере онлайн-торговли, этот показатель составляет 52 %.
Таблица 2.1. ТОП-10 Интернет-магазинов Рунет в 2012 г.
№ п/п |
Название (веб-адрес) магазина |
Характеристика ассортимента магазина |
Оборот, млн долл. |
1 |
«Юлмарт»(Ulmart.ru) |
Компьютерная, цифровая и бытовая техника |
379 |
2 |
Exist.ru |
Автомобильные запчасти и аксессуары |
360 |
3 |
Ozon.ru |
Универсальный ассортимент |
237 |
4 |
«Связной» (Svyaznoy.ru) |
Телефоны, портативная цифровая техника |
233 |
5 |
Холдинг «KupiVip» (KupiVip.ru,KupiLuxe.ru, Shoptime.ru) |
Одежда, обувь, аксессуары |
187 |
6 |
Holodilnik.ru |
Крупная бытовая техника |
169 |
7 |
Wildberries.ru |
Одежда |
168 |
8 |
Sotmarket.ru |
Мобильная техника и электроника |
153 |
9 |
Biglion.ru |
Скидочный сервис |
150 |
10 |
«М.видео» (www.mvideo.ru) |
Электроника и бытовая техника |
111 |
В 2012 г. офлайн-представители практически всех товарных категорий и товаров приняли колоссальные меры по развитию онлайн-сегмента. В настоящее время 60 % игроков рынка электронной коммерции – это новые компании, ориентированные на онлайн-бизнес, а 40 % – традиционные ритейлеры, открывшие Интернет-магазины.
О своем выходе на электронный рынок объявило множество крупных и мелких компаний, в том числе торговая розничная сеть «Metro Cash&Carry», занимающая четвертое место по объему продаж в России, крупные сети «AШАН» и «X5». В тестовом режиме запустили свои Интернет-магазины такие компании сегмента мебели, стройматериалов, товаров для дома и ремонта, как «Leroy Merlin», «OBI» и «Castorama». Компании «Уютерра» и «Метрика» уже заявили о своем намерении в скором времени открыть электронные представительства. Российский Интернет-рынок бытовой техники и электроники отличился появлением действительно крупного и мощного продавца – компании «Enter». В связи с выходом на электронный рынок крупных офлайн-сетей, «чистым» Интернет-магазинам приходится с ними конкурировать только в тех сегментах, куда пока не пришли крупные традиционные ритейлеры.
Под влиянием современных тенденций активно развивается сегмент C2C, представителями которого являются электронные доски объявлений и Интернет-аукционы. Согласно различным оценкам, сегмент C2C в России вырос за последние несколько лет на 30-50%. А наиболее крупные игроки, такие как «Slando.ru», «Molotok.ru», «Irr.ru» и «Avito.ru», показали более высокий уровень роста. Те компании, которые имели изначально небольшую базу, сообщают о годовом росте в 50-100%.
На современном рынке
электронной коммерции
Рисунок 2.2 - Структура Интернет-рынка электронной коммерции России в 2012 г.
В структуре рынка электронной торговли по отдельным категориям товаров и услуг в 2012 г. наблюдались существенные изменения. Так, стремительно выросла доля Интернет-продаж железнодорожных и авиа-билетов, за счет чего сократилась доля продаж физических товаров. Самый динамичный рост (в 1,5 раза) наблюдался в сегменте одежды, обуви и аксессуаров. В два раза увеличился объем сегмента детских товаров и на 70% – косметики и парфюмерии. Практически не растет Интернет-оборот цифрового контента, не считая электронных книг, а музыка и фильмы почти
не продаются в Сети.
В 2012 г. мониторингу потребительских предпочтений россиян, совершающих онлайн-покупки, был посвящен ряд опросов. По данным «РБК.research» чаще всего российские Интернет-покупатели приобретают одежду, электронику и бытовую технику (рис. 2.3). Согласно данным, представленным ВЦИОМ, тройку лидеров продаж замыкают печатная продукция (книги, газеты, журналы) и диски с разными видами контента, а в ТОП-10 попали также (в порядке убывания): билеты и турпутевки, мелкая бытовая техника, косметика, крупная бытовая техника, товары для дома, билеты в кино и театры, спорттовары.
Рисунок 2.3 Предпочтения россиян в покупках товаров и услуг через Интернет в 2012 г., % к числу опрошенных
Основной объем онлайн-покупок в России приходится на Москву и Подмосковье (45%) и Санкт-Петербург и Ленинградскую область (11%), что вызвано, прежде всего, неразвитостью логистической инфраструктуры. Но, по мнению многих экспертов в области электронной коммерции, именно регионы станут залогом роста российского рынка Интернет-торговли в ближайшие пять лет. Этот рост будет происходить за счет нескольких факторов: предпочтение столичными покупателями зарубежных Интернет-магазинов; достаточная насыщенность столичного Интернет-рынка; более быстрые темпы роста Интернет-торговли в регионах, чем в Москве и Санкт-Петербурге. По свидетельству гендиректора OZON, начиная с IV квартала 2011 г., более половины заказов Интернет-магазина приходит из регионов, а не из Москвы и Санкт-Петербурга, причем в основном из малых городов. На «Яндекс.Маркет» доля региональных Интернет-магазинов увеличилась за год с 23% до 36%.
Как объясняют специалисты, региональный рынок электронной торговли развивается значительно активнее столичного за счет того, что в местных офлайн-магазинах ассортимент значительно ограничен по сравнению с Интернет-магазинами, особенно это касается одежды, обуви и товаров для детей. Кроме того, в Интернет-магазинах цифровые и электронные устройства стоят значительно дешевле, иногда разница в стоимости электронных гаджетов в онлайне и офлайне составляет более двух раз.
Эксперты «ЕWDN» считают основным препятствием для развития электронной коммерции в регионах низкую осведомленность их населения об областных онлайн-магазинах и недостаточную маркетинговую активность. При этом специалисты отрасли уверены, что подобные проблемы в ближайшее время будут решены. Однако прочие тормозящие факторы, такие как доступность традиционных магазинов, затруднения с доставкой товаров из Интернет-маркетов, а также ценовое преимущество, по-прежнему будут актуальны в российских регионах.
К факторам, негативно влияющим на развитие онлайн-торговли в целом, аналитики относят также низкое проникновение широкополосного доступа, небольшой уровень семейных доходов, слабое использование банковских карт для покупок, недоверие населения к e-commerce (к качеству товара и онлайн-платежам). В качестве средства, способствующего росту электронной торговли, эксперты называют планшетные ПК, под которые оптимизируются сайты Интернет-магазинов. Только в первой половине 2012 г. продажи планшетников в России выросли более чем в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Рост торговли в Интернете приносит значительную прибыль поисковым системам. Уже сейчас около 87% онлайн-покупателей в России ищут товары через поисковики. Наиболее популярными торговыми площадками Рунета являются «Яндекс.Маркет» и «Товары@Mail.ru». Так, 40% поисковых запросов генерируется через «Яндекс.Маркет». Торговая площадка Интернета является систематизатором огромного количества предложений Интернет-магазинов, где можно подобрать товар, сравнить его с другими предложениями, получить о нем полную информацию, пообщаться с другими потребителями.
Эксперты считают, что 2013 год будет переломным для российского рынка Интернет-торговли (рис. 2.4). К 2015 г. прогнозируется увеличение доли Интернет-продаж до 4,5% от всех розничных продаж в стране.
Рисунок 2.4 Объемы онлайн-продаж в России в 2012-2015 гг., млрд рублей
Среди основных тенденций развития рынка электронной торговли называются «сращивание» офлайна и онлайна; внимание к продажам через мобильные приложения (пока они дают не более 10% оборота российской e-commerce). По мнению игроков рынка, перейти в ближайшее время на новый
уровень взаимодействия с клиентом Интернет-магазинам позволит сочетание ретаргетинговых технологий, SMM-маркетинга и еCRM-систем.
3. Организация электронной торговли на примере интернет-магазина OZON.ru
Интернет-магазин был
открыт в 1998 году и является одним
из первых отечественных масштабных
проектов в электронной коммерции,
в сегменте В2С. Создатели OZON.ru изначально
ставили задачу построить эффективно
действующий масштабируемый бизнес,
который, с одной стороны, на основе
собственной операционно-
Шло время, интернет-магазин активно развивался, требовал новых технических, логистических решений, инвестиций. В декабре 1999 года OZON.ru вошел в число приоритетных инвестиционных проектов управляющей компании фондов прямых инвестиций Baring Vostok Private Equity Fund, получив уникальную возможность для развития и совершенствования выбранной бизнес-модели. После переноса операционной базы интернет-магазина из Санкт-Петербурга в Москву началось активное развитие проекта по всем направлениям.
Интернет-магазином в разные периоды его существования занимались различные менеджеры и команды. OZON.ru 2000 года очень трудно сравнить с OZON.ru 1998-го, а OZON.ru 2002-го, в свою очередь, в корне отличается от OZON.ru 2000-го.
Ежедневно на сайт OZON.ru заходят около 700 000 посетителей. Портрет клиента OZON.ru практически полностью совпадает с активным пользователем интернета.
Большая часть клиентов OZON.ru
(65%) старше 19, но моложе 35 лет, при этом
мужчины (57%) преобладают над женщинами.
Через сеть Интернет покупатель при помощи браузера заходит на Web-сайт www.OZON.ru. Web-сайт содержит электронную витрину на ней находятся:
В апреле 2013 года компания заменила существующую программы лояльности на новую "OZON Status" с тремя статусами для клиентов: серебряный, золотой, платиновый.