Компьютерные игры глазами взрослых и детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 15:07, творческая работа

Описание работы

Для многих семей характерны постоянные споры, связанные с компьютерными играми. В частности в наших классах очень многие дети увлечены компьютерными играми. Однако родители часто стараются запрещать детям играть на компьютере по разным причинам. Чтобы лучше понять данную ситуацию, попробовать «навести мосты» между взрослыми и детьми, мы решили провести небольшое исследование.
Проведя это исследование, мы задумались о том, как же можно уменьшить вред от игр, чтобы школьники меньше ссорились с родителями и не вредили себе же самим.

Содержание работы

Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------3
Экспериментальная часть -------------------------------------------------------------------------------4 - 22
Заключение -----------------------------------------------------------------------------------------------------------23
Список литературы --------------------------------------------------------------------------------------------24

Файлы: 1 файл

Компьютерные игры глазами взрослых и детей..doc

— 519.00 Кб (Скачать файл)

 Рис. 5

На диаграмме, изображающем отношение взрослых (рис. 6) – уже совсем нет красного цвета, а значит, нет ответов «очень люблю». Ответы «люблю» были в 33% анкет у мужчин и в 21% анкет у женщин. Безусловным лидером в ответах является ответ «безразличен»: так ответил 67% мужчин и 58% женщин. Однако у мам наблюдается и негативное отношение к играм:

16% ответили, что они не любят компьютерные игры, а 5 %, что даже их ненавидят.

Рис.6.

Выводы, которые мы можем сделать по первому пункту таковы: дети младшего школьного и подросткового возраста любят игры гораздо больше, чем взрослые. При этом, если в 8-10 лет интерес к компьютерным играм примерно одинаковый у мальчиков и девочек, то после 13 лет юноши и папы демонстрируют большую склонность к компьютерным играм, чем девушки и мамы.

 

Далее мы попытались выяснить – а во что играют наши отвечающие. Здесь получился следующий результат.

Во-первых, мальчики любят играть во все 7 выделенных типов игр. (рис. 7).

 

 

Рис.7.

Самые популярные в мальчишеской среде – это «стрелялки» (фиолетовый сектор - 69 %), на втором и третьем месте - гонки и квесты-путешествия (бирюзовый и желтый сектора -  56 % ответов «люблю»), на четвертом и пятом местах – стратегии и логические игры, на шестом – спортивные игры, и на самом последнем – игры на эрудицию.  

У девочек картина совершенно иная (рис. 8). Во-первых, девочки любят играть не во все игры. Например, в игры на эрудицию и особенно в гонки девочки играют только иногда. Самыми же популярными у девочек являются квесты-путешествия – 57% ответов «люблю», второе место занимают логические игры – 43%.  Любимые у мальчишек «стрелялки» занимают лишь четвертое место, тогда как на третьем месте – спортивные игры.

Рис.8.

Данная тенденция мужского интереса к более разнообразным типам  игр сохраняется и в других возрастных категориях. Так юноши указали, что им по-прежнему интересны все семь типов игр (рис.9).

 

 

 

Рис.9.

Но соотношение между разными типами игр начинает меняться. На первое место выходят игры-стратегии - 93 %. На втором месте – симуляторы (гонки) - 88%. Третье место разделили - action («стрелялки») и спортивные игры - 86%. Это четыре игры-фаворита. Остальные типы игр явно уступают. Интерес к квестам показывают уже только 38 % опрошенных. В ролевые игры играют 25 % юношей, а логические игры востребованы только у   13 %.  

Девушки, как и девочки, указали не все типы игр, но только шесть (рис.10). Безусловным лидером оказались игры-симуляторы (гонки): половины опрошенных ответила, что «любит» в них играть, другая половина указала, что играет «иногда». Второе место поделили стратегии и квесты  - 42%. Примерно рядышком по значимости для девушек находятся логические игры – 40%. Игры «стрелялки» (13 %) и ролевые игры (10 %) мало востребованы у девушек, а полностью не интересны им спортивные игры.

Рис.10.

              

        У мужчин, как и у юношей, мы наоборот отмечаем интерес к спортивным играм (рис. 11), однако наиболее любимыми являются логические игры (включая игры на эрудицию), спортивные игры и симуляторы. В целом, мужчины, как и мальчики, демонстрируют разнообразие интересов к играм: они играют во все типы игр, кроме квестов.

Рис.11

       

Самыми узкопрофильными оказались женщины (рис. 12). Наиболее востребованными оказались логические игры (37%). На второе место вышли стратегии (16%), а третье и четвертое поделили симуляторы и квесты (5%).  Не играют (или почти не играют) женщины в спортивные игры и ролевые игры. 

     Рис.12.

Выводы по второму  вопросу таковы. Будучи более заинтересованными в играх, мужчины всех возрастных групп играют в более разнообразные игры. Среди игр, пользующихся стабильным интересом у мужчин выделяются гонки (симуляторы) – на втором месте у всех возрастов, и Action (стрелялки) – на третьем или четвертом месте у всех возрастов. Думается, что это связано с особенностями мужской психики, тяготеющей к большей динамике в играх и, возможно, в жизни.  

Женский пол во всех возрастах играет в меньшее число типов игр. Выделить наиболее востребованные типы игр у женщин не удалось. Представляется, что это связано с индивидуальностью каждой отвечающей. 

Если сравнить возрастные предпочтения, то можно сделать такие выводы. У детей, пожалуй, наиболее любимыми играми являются квесты. Возможно, это связано с духом приключений, с часто использующимися в детских играх - квестах сказочными и кино - героями.

У подростков наибольшей популярностью пользуются симуляторы и стратегии. Думается, что это может быть связано с особенностями возраста, склонного к сильным эмоциональным переживаниям,  а также с просыпающимися способностями к системному мышлению.

Играми-фаворитами у взрослых, видимо, являются логические игры. Вероятно, это проявление возрастных особенностей, а также может быть связано со значимостью интеллектуальных решений в современной жизни.               

 

Очень трудным для обработки  оказался третий вопрос: сколько же времени тратят на компьютерные игры разные группы. В итоге получились диаграммы, где каждая полосочка обозначает чей-то ответ. Высота полосочки – это количество минут, которое играет этот человек, а цвет полосочки указывает – как часто этот человек играет: ежедневно (7 раз в неделю, красно-желто-зеленая гамма), или несколько раз в неделю или месяц (голубая гамма).

На диаграмме, отражающей временные  траты у детей (рис. 13), хорошо видно, что мальчики играют ежедневно больше, чем девочки. Это еще раз подтверждает высокий интерес мальчишек к этим играм.

 

Рис. 13.

У девочек ситуация совсем другая. Только одна девочка (из 6) играет ежедневно по 40 минут, тогда как большинство играет 1-3 раза в неделю, хотя и большее количество минут (например, 1 раз, но 2 часа подряд). 

Мы подсчитали, сколько минут  в неделю тратит мальчик и девочка  на игры (с учетом и тех, кто сознательно не играет). У мальчиков это в среднем 327 минут в неделю, тогда как у девочек – только175. Таким образом, мальчики играют на компьютерах регулярнее и тратят на игры времени примерно в два раза больше.

Ситуация с перевесом времени  у мальчиков усиливается, когда  мы переходим к следующей возрастной группе (рис. 14). В среднем юноши тратят еженедельно 1.254 минуты в неделю на компьютерные игры (примерно 21 час). Только 3 из 18 опрошенных ответили «вообще не играю», и еще 1 – «играю 20-30 минут раз в месяц». Большинство же ответов находилось в графе «играю ежедневно», при этом указывалось время от одного до четырех-пяти часов.

Рис.14

У девушек потребность в компьютерных играх намного ниже. В среднем девушки играют 144 минуты в неделю, т.е. в 8,7 раз меньше, чем юноши. Как и у девочек, потребность в ежедневных играх показало меньшее число отвечающих, преобладающим были ответы «играю 1-3 раза в неделю», обычно от 20-30 минут до часа.

В дальнейшем тенденция больших временных трат мужчинами на компьютерные игры сохраняется (рис. 15). Папы играют, в среднем, 20 минут в неделю, а мамы всего 4. Такие маленькие цифры объясняются тем, что среди взрослых почти никто не играет ежедневно (только один ответ был у женщин, и то в ситуации «если очень устала на работе»). В основном, играют 1-3 раза в месяц, но по полчаса-часу.

Согласно ответов мужчины в среднем тратят на компьютерные игры примерно 85 минут в неделю, тогда как женщины всего 41 минуту.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 15.

Если подытожить приведенные данные (рис. 16), то мы увидим, что у мужчин траты времени на компьютерные игры возрастают к юношескому периоду и падают во взрослой фазе (синяя линия). У женщин же (красная линия) временные траты постепенно падают от детства к взрослению. При этом мужчины во всех возрастах играют больше, чем женщины.    

Рис. 16.

 Взгляды на пользу компьютерных игр также имеют свои особенности у разных возрастов и у разных полов. Каждая полосочка отражает определенный тип ответов, а ее высота – количество человек, указавших данный ответ.

Прежде всего, отметим, что дети видят гораздо больше пользы от игр, чем взрослые. Об этом свидетельствуют опции в нижней части диаграмм: даже при обобщении у детей их получилось 17, у подростков - 16, а у взрослых – 12.

Взгляды на пользу игр у мальчиков  и девочек (рис. 17) несколько различаются. Если мальчики больше выделяют пользу, связанную с умственной деятельностью (голубая гамма полосок на диаграмме – мышление,

Рис. 17.

 память, эрудиция, ум, логика), то  у девочек, наряду с интеллектуальной пользой указывалась и польза для общения (зеленая гамма – «советы и правила для общения», «можно познакомиться», «разговорчивость»). У мальчиков тоже есть зеленые полосочки - ответы, но их меньше и польза сформулирована несколько иначе: «общение по интернету», «общие темы для общения».

Подростки-юноши очень активно указывали на пользу, связанную с развитием мелкой моторики и скоропечатания (рис. 18, серая гамма). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 18.

И юноши, и девушки указывали  на пользу для интеллекта (сине-голубая  гамма). В отличие от детей, уже юноши, а не девушки активно указывали на пользу для общения, тогда как девушки чаще указывали на психологическую помощь: компьютер нужен для расслабления, чтобы слушать музыку (интересно, что один юноша наоборот указал, что компьютерные игры повышают у него уровень энергии). Таким образом, мы вновь видим, что отношение к компьютерным играм у разных полов имеет заметные отличия: юноши видят гораздо больше пользы от компьютерных игр, чем девушки. Возможно, это связано с потребностью самому себе доказать, что большая трата времени на компьютерные игры – не напрасна. 

У взрослых свой взгляд на пользу компьютерных игр (рис. 19). Они едины в том, что компьютерные игры развивают логику и память. Но мамы, наряду с этим, отмечают и пользу для общения (зеленые полоски).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 19.

 Мужчины же (как и юноши) отмечают пользу даже для физического состояния (развитие сенсорных способностей, мелкой моторики), а также развитие усидчивости, занятие досуга.

По данному вопросу  можно сделать следующие выводы:

Во-первых, мужчины всех возрастов (больше любящие компьютерные игры) видят в них больше пользы, чем  женская половина: мальчики указывают на 10 факторов пользы (девочки - 9), юноши – на 15 факторов (девушки - 7), мужчины – 12 факторов (женщины 8).

Самыми популярными факторами  пользы от компьютерных игр были названы  факторы, связанные с развитием  интеллекта. Также среди стабильных положительных факторов были названы: факторы общения и возможности отдохнуть.

 

Относительно главного вреда от компьютерных игр мнение всех опрошенных было единодушным: самый большой вред они причиняют глазам (полоски красного цвета).

Но дети также отметили, что они мешают  занятиям в школе и дома и вредят общению (рис. 20). В ответах мальчиков мы находим формулировки «они портят психику», и даже «теряешь интерес к жизни».

 

 

 

 

Рис. 20.

 Подростки, заметно больше играя, сами же видят и больше вреда от компьютерных игр, указав 12типов ответов вместо 7 у детей (рис.21). Наряду с главным вредом для зрения подростки активно называли общий вред для здоровья (полоски оранжевого цвета) и для ума (полоски бледно-голубого цвета).

Рис.21.

Будучи наиболее азартными игроками, юноши, указали и заметно больше вредных факторов, чем девушки. В частности, будучи чувствительны к проблемам общения, юноши в данном случае указали, что компьютерные игры оставляют мало времени на живое общение (3 человека), а также мешают встречаться с девушками. Опять-таки среди юношеских ответов есть и весьма настораживающий ответ: «кроме игр ни о чем не думаешь», который явно перекликается с ответом мальчика «теряешь интерес к жизни».   

Взрослые, по сравнению с детьми, также видят больше вреда от компьютерных игр: здесь, как и у подростков, 12 типов ответов. И мамы, и папы единодушны, что компьютерные игры портят не только глаза, но и осанку, нервную систему, а также мешают живому общению и вообще являются пустой тратой времени (рис 22).

Далее мужские и женские ответы имеют свои особенности. Мужчин беспокоит тот факт, что игры вызывают состояние азарта, когда человек перестает себя контролировать. Женщины же обеспокоены тем, что многие игры воспитывают жестокость, вызывают приступы агрессии, подавляют интерес к другим играм, «зацикливают мозги».

 

Рис.22

        В целом же женщины несколько больше обеспокоены вредом, причиняемым компьютерными играми (10 типов ответов), чем мужчины (8 типов ответов).      

 

Если подытожить результаты по четвертому и пятому пунктам анкеты, то можно сделать такие выводы.

Чем больше отвечающие играют, тем больше они видят пользы от игр (максимум пользы видят юноши). Но юноши же констатируют и максимальное количество негативных факторов, связанных с компьютерными играми. 

Относительно вреда можно сказать следующее: дети наиболее слабо представляют себе вред от компьютерных игр. Вероятно, это связано не только с тем, что дети любят игры гораздо больше, чем взрослые, но, прежде всего с тем, что у них в силу возраста меньше жизненного опыта, и поэтому

Информация о работе Компьютерные игры глазами взрослых и детей