Контролирующие программы, их классификация по видам контроля и по методу формулирования ответов. Вероятность угадывания ответов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Цель реферата: изучить работу контролирующих компьютерных программ. Для этого необходимо решить такие задачи:
дать понятие контроля, определить его виды и функции;
изучить типы тестовых заданий, принципы составления тестов и требования к программам тестирования;
классифицировать формы вопросов и ответов для составления программ компьютерного контроля;
определить возможность угадывания ответов;
рассмотреть достоинства и недостатки контролирующих программ.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и виды контроля 5
Функции контроля 7
Типы тестовых заданий 10
Принципы составления тестов 11
Требования к программам тестирования 13
Формы вопросов и ответов при тестировании 16
Формы вопросов 16
Формы ответов 18
Вероятность угадывания ответов 23
Достоинства и недостатки тестирования 24
Достоинства тестирования 24
Недостатки тестирования 25
Заключение 27
Словарь используемых терминов 29
Список используемых источников 30

Файлы: 1 файл

контрольная информатика.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт информатики

Кафедра информационных технологий

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Технические и аудиовизуальные средства обучения»

Вариант № 6

Тема: Контролирующие программы, их классификация по видам контроля и по методу формулирования ответов. Вероятность угадывания ответов

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студент гр. ЗПВД - 311

Козачкова Е.В.

Работу проверил:

Нечаева Г.Л.


 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2014 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Последние годы в педагогической практике все большее распространение получают компьютерные обучающие программы, разработанные для совершенствования и поддержки учебного процесса. Компьютерные обучающие программы служат учебным пособием преподавателю и студенту, могут не только обучать, но и контролировать знания, выдавать справочную информацию и т.д.

Обучение – многогранный процесс, и контроль знаний – лишь одна из его сторон. Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование играет ведущую роль. В ряде стран тестирование потеснило традиционные формы контроля – устные и письменные экзамены и собеседования.

Такие факторы как: увеличение быстродействия компьютеров, снижение цен на технику, разработка качественных компьютерных программ, привели к тому, что повсеместно стало возможным быстро, надежно и объективно оценивать знания учащихся.

В настоящее время повсеместно в сфере образования наблюдается усиленный интерес к автоматизации контроля результатов обучения учащихся. При этом автоматизируется как промежуточный, так и финальный контроль во всех учебных заведениях, начиная от школ и заканчивая коммерческими курсами. Самым популярным видом такого контроля является тестирование, которое основано на диалоге компьютерной программы с учащимся.

Возможность автоматизации проверки и уменьшения времени выполнения учащимися самих операций контроля приводит к снижению времени контрольной деятельности учащихся, что дает возможность увеличить частоту и регулярность контроля.

Применение компьютерного тестирования знаний обучающихся является технологической основой получения объективной, независимой оценки уровня учебных достижений (знаний, интеллектуальных умений и практических навыков).

Цель реферата: изучить работу контролирующих компьютерных программ.

Для этого необходимо решить такие задачи:

  1. дать понятие контроля, определить его виды и функции;
  2. изучить типы тестовых заданий, принципы составления тестов и требования к программам тестирования;
  3. классифицировать формы вопросов и ответов для составления программ компьютерного контроля;
  4. определить возможность угадывания ответов;
  5. рассмотреть достоинства и недостатки контролирующих программ.

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Первые концепции компьютеризации обучения возникли несколько десятков лет назад и предполагали техническое перевооружение педагога, механизацию его труда, создание процессов, которые бы имитировали индивидуальную работу преподавателя с обучаемым. Со временем стало понятно, что такой подход сильно ограничивает процесс обучения.

Дело в том, что применение традиционных методов компьютерного обучения и контроля, при прямом тестировании, использовании бальной системы и т.п., не всегда приемлемо. При оценке знаний преподаватель перерабатывает информацию, поступающую от ученика, не следуя строгой формализации, учитывая его особенности, а компьютерные программы не могут в полной мере учесть эту специфику. То есть осуществление автоматизированного контроля знаний, умений обучаемых, в первую очередь, включает решение проблемы определения совокупности требуемых качеств знаний, без которых критерии оценки знаний и способы определения уровня их усвоения выявить нельзя.

Определенное распространение получили попытки использовать в учебном процессе системы искусственного интеллекта. Именно применение методов искусственного интеллекта и инженерии знаний поможет преодолеть такие недостатки как субъективность и прямолинейность процесса тестирования, которые не учитывают индивидуальных особенностей обучаемого, что позволит поднять уровень оценивания знаний машинными системами. Но на данный момент алгоритмы, использующие искусственный интеллект применяются крайне редко из-за их высокой цены и недостатка квалифицированных разработчиков.

В традиционных системах обучения контроль знаний на экзамене (зачете) проводится с помощью нескольких вопросов при непосредственном общении учащегося и преподавателя. При этом полученные обучаемым оценки за ответы на эти вопросы распространяются и на не проконтролированные разделы учебного материала. Использование же тестового контроля приводит к минимизации затрат рабочего времени экзаменатора и, хотя и поверхностный, но полный охват всего учебного материала.

Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.

В настоящее время в учебных заведениях, помимо традиционных методов контроля знаний, умений, навыков учащихся, используется тестовый контроль на основе контролирующих программ, так как он является наиболее объективной формой оценки качества знаний.

Контролирующие программы это программные средства, предназначенные для проверки (оценки) качества знаний. При разумной организации контролирующие (тестирующие) программы являются весьма эффективным средством контроля, так как большая часть учебного материала легко поддается машинному контролю.

Эффективность компьютерного контроля зависит от гибкости и разнообразия созданных контролирующих материалов, способов их использования и степени адаптивности созданной системы к особенностям и уровню подготовленности обучающегося, а также от возможности системы распознавать ответы или действия обучающегося при выполнении тестовых заданий.

Система программно-технических средств, обеспечивающая проведение процедуры компьютерного контроля знаний, может быть рекомендована в качестве самостоятельной или встроенной в другие системы обучения, использующие интерактивный режим работы субъектов образовательного процесса. Проводить такой контроль целесообразнее всего с помощью компьютерного тестирования.

Компьютерное тестирование – аттестационная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать соответствие личностной и экспертной модели знаний с использованием компьютера и специально организованных тестов, состоящих из заданного набора тестовых заданий, в равных для всех испытуемых условиях.

Тест – это инструмент, состоящий из статистически выверенной системы заданий, стандартизированной процедуры тестирования и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенных для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в результате систематического обучения.

Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.

Существуют следующие виды контроля: входной, текущий, итоговый.

Входной контроль осуществляется без привлечения преподавателя для определения базового уровня знаний студентов и может служить поводом для них по повторению необходимого материала, а для преподавателя – внесения изменений в учебный процесс.

Текущий контроль позволяет определить качество изучения обучаемыми отдельных учебных элементов или модулей.

Итоговый контроль проводится после изучения студентами всей модульной программы по курсу с учетом результатов промежуточного контроля.

Для всех этих видов контроля может быть использовано тестирование как один из элементов образовательных технологий, нашедший широкое распространение в последнее время.

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ

Основная цель контроля знаний, умений и навыков состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную учебную деятельность. Эта цель, в первую очередь, связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением приемам контроля и самоконтроля. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

  • контролирующую;
  • обучающую (образовательную);
  • диагностическую;
  • прогностическую;
  • развивающую;
  • ориентирующую;
  • воспитывающую.

Рассмотрим эти функции более подробно.

    1. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравниваются планируемые результаты с действительными, устанавливается эффективность используемых преподавателем методов, форм и средств обучения.

    1. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.
    2. Диагностическая функция. Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
    3. Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

    1. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности как способности, склонности, интересы, потребности.
    2. Ориентирующая функция. Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

    1. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплине, аккуратности, честности. Проверка побуждает более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функций контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

ТИПЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

При тестировании знаний предлагается ряд вопросов и несколько вариантов ответов на них. Обычно в каждом вопросе верным является только один вариант ответа, но бывают вопросы и с несколькими правильными вариантами ответа.

Помимо контроля знаний тесты могут оценивать:

  • навыки – распознание деятельности: манипуляции с клавиатурой; результат деятельности и др.;
  • умения – навыки, которые используются при нестандартных алгоритмах и задачах, как правило, учитывающие время, потраченное на решение (действие).

В соответствии с моделью выделим три класса компьютерных тестов на знания, умения и навыки. Отметим, что типы компьютерных тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого:

Информация о работе Контролирующие программы, их классификация по видам контроля и по методу формулирования ответов. Вероятность угадывания ответов