Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:49, контрольная работа
Без ясного понимания норм, регулирующих информационные правоотношения, правоохранительные органы не имеют возможности правильно определить круг вопросов, подлежащих доказыванию, а затем и точно квалифицировать выявленные случаи преступлений. Без такого понимания невозможно и создание соответствующих методик расследования преступлений, совершенных в информационной сфере в целом. Между тем, подобные методики расследования криминальной деятельности являются крайне необходимыми в практике, поскольку нередко данная разновидность деятельности является составной частью иных преступлений.
Введение 3
1.Криминальная деятельность в области информационных отношений. 5
2.Понятие информационных преступлений и правонарушений. 20
Заключение. 33
Список использованных источников. 34
подразумевают
защиту данных от разрушения
и изменения, в том числе
и от вирусов. Под
Сравнивая смысл названных терминов, можно увидеть, что они, в принципе, обозначают одно и то же. Анализ действующего законодательства позволяет сделать
вывод о том,
что любая информация в момент
своего создания является тайной или
конфиденциальной и подлежит дальнейшей
защите ее собственником в зависимости
от степени секретности. Например, согласно
ст.2 Федерального закона об информации,
конфиденциальная информация представляет
собой документированную
использования
различных видов информации; т.е.
собственниками информации, устанавливающими
режим использования
образованиям
("государственная
полиции"*(28);
государственная тайна Закон
РФ "О государственной тайне",
ст.275, 276, 283, 284 УК РФ). Данные предварительного
следствия (ст.310 УК РФ); сведения о мерах
безопасности, применяемых в отношении
судьи и участников уголовного процесса
(ст.311 УК РФ); сведения о мерах безопасности,
применяемых в отношении
порядок
предоставления потребителю
2.ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ.
Развитие терминологического
аппарата любой научной дисциплины —
процесс вполне естественный. Как отмечалось
в криминалистической литературе, "понятия
представляют собой элементарные ячейки,
первооснову любой науки...". Оперируя
существующими понятиями и терминами,
исследователь обычно пытается описать
наблюдаемые им; явления с тем, чтобы обеспечить
адекватное отражение этих наблюдений
языковыми средствами. Вполне логичен
для любой науки подход, когда все исследователи
конкретной предметной области организуют
свое общение на основе единообразно понимаемых
терминов и пытаются, насколько это, возможно,
обеспечить некую стабильность понятийно-терминологического
аппарата.
Отечественные и зарубежные
издания и средства массовой информации
последних лет наводнены различными понятиями,
обозначающими те или иные новые проявления
криминального характера в информационной
области. Встречаются наименования и "компьютерные
преступления", и "коммуникационные
преступления", и "кибербандитизм".
Преступников именуют "хакеры", "кракеры",
"киберпанки", "бандиты на информационных
супермагистралях". Различие в терминологии
указывает не только на обеспокоенность
общества новой угрозой, но и на отсутствие
полного понимания сути этой угрозы.Создание
и расширенное производство персональных
компьютеров стало естественным развитием
стремления человечества получить более
совершенный доступ к информационным
ресурсам.
Эти новые инструменты познания,
притягательные сначала лишь для профессионалов,
стали сегодня обычным явлением окружающей
нас действительности и продолжают совершенствоваться.
Постепенно на наших глазах
возникла информационная индустрия, чья
самостоятельность и перспектива развития целиком и полностью зависели от точного регулирования правоотношений, возникающих при формировании и
использовании информационных ресурсов.
Вопросами, связанными с неопределенностью
и отсутствием правовой регламентации
в области информационных правоотношений,
прежде всего, были обеспокоены представители
технических специальностей, поскольку
проблемы организационно-технического
обеспечения защиты информации всегда
являлись для них достаточно острыми.
"Информационная революция" застигла
страну в сложный экономический
и политический период и потребовала
срочного регулирования возникающих
на ее пути проблем.
Между тем, как известно, правовые
механизмы могут быть включены и становятся
эффективными лишь тогда, когда общественные
отношения, подлежащие регулированию,
в достаточной мере стабилизировались.
В случае с информационными
отношениями основная проблема, по-видимому,
заключается в том, что их развитие на
базе совершенствования технических средств,
происходит настолько быстро, что общество,
еще не успев осознать полученные результаты,
уже получает следующие. Разумеется, отойдя
от главенствующего ранее тезиса о том,
что "право — это возведенная в закон
воля господствующего класса", нынешний
законодатель в своем стремлении удовлетворить
потребности всех слоев общества не был
слишком внимателен к правилам законодательной
техники, что привело к непоследовательности
в развитии понятийного аппарата российских
законов начала 90-х гг.Сейчас, когда создан
и принят ряд базовых нормативных актов
в области информационных отношений, наступило
время для их применения на практике. Однако
на этом пути неизбежны пробы и ошибки,
обычные для скороспелого претворения
решений в жизнь. И если такие ошибки,
допущенные, например, в области
хозяйственных отношений,
Важно, что терминологическая
неточность изложения закона или методологической
рекомендации по его исполнению может
повлечь неправильное его применение,
а, следовательно, и указанные негативные
последствия. В соответствии с действующим
законодательством информационные правоотношения
— это отношения, возникающие при: формировании
и использовании информационных ресурсов
на основе создания, сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска, распространения
и предоставления потребителю документированной
федеральными законами:
Законом Российской Федерации
от 23 сентября 1992 т. № 3523-1 "О правовой
охране программ для электронных вычислительных
машин и баз данных",
Законом Российской Федерации от 9 июля
1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных
Правах" (с изменениями и дополнениями,
внесенными Федеральным законом от 19 июля
1995 г. № 110-ФЗ),
Федеральным законом от 16 февраля
1995 г. № 15-ФЗ "О связи", Федеральным
законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об
информации, информатизации и защите информации",
Федеральным законом от 4 июля
1996 г. № 85-ФЗ "Об участии в международном
информационном обмене".
Ряд важных положений, относящихся к регулированию в этой области, содержится и в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне", Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" и некоторых других нормативных актах.Важным шагом вперед является признание информации в качестве объекта гражданских прав (ст. 128 Гражданского Кодекса Российской Федерации).Анализ действующего законодательства показывает, что: 1. Информацией является совокупность предназначенных для передачи формализованных знаний и сведений о лицах,
предметах, фактах, событиях, явлениях
и процессах независимо от
формы их представления.
2. Правовой защите подлежит
любая документированная информация,
т. е. информация, облеченная в форму, позволяющую
ее идентифицировать.
3. Документированная информация
является объектом гражданских прав и
имеет собственника.
4. Информация, ознакомление
с которой ограничивается ее собственником
или в соответствии с законодательством,
может быть конфиденциальной предназначенная
для неограниченного круга лиц — массовой.
5. Ограничения (установление
режима) использования информации определяются
законом или собственником информации,
которые объявляют о степени (уровне) ее
конфиденциальности. Конфиденциальными
в соответствии с законом являются, в частности,
такие виды информации, как государственная
тайна (Закон Российской Федерации "О
государственной тайне", ст. 275, 276, 283,
284 УК Российской Федерации), тайна переписки,
телефонных переговоров, почтовых телеграфных
или иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции
Российской Федерации, ст. 138 УК Российской
Федерации);
информации; создании и использовании
информационных технологий и средств
их обеспечения; защите информации, прав
субъектов, участвующих в информационных
процессах и информатизации.
Правовое регулирование в области
информационных правоотношений осуществляется
рядом сравнительно новых актов, в том
числе и
тайна усыновления (ст. 155 УК Российской
Федерации). Служебная тайна (ст. 139 ГК Российской
Федерации), коммерческая тайна (ст. 139
ГК Российской Федерации и ст. 183 УК Российской
Федерации). Банковская тайна (ст. 183 УК
Российской Федерации). Личная тайна (ст.
137 УК Российской Федерации), семейная
тайна (ст.137 УК Российской; федерации).
Информация, являющаяся объектом авторских
и смежных прав (Закон Российской Федерации
"Об авторском праве и смежных правах",
ст. 146 УК Российской Федерации), информация,
непосредственно затрагивающая права
и свободы гражданина или персональные
данные
(Федеральный закон "Об
6. Любая форма завладения и
пользования конфиденциальной
Уголовный кодекс Российской
Федерации, вступивший в действие в 1997
г., установил нормы, объявляющие общественно
опасными деяниями конкретные действия
в сфере компьютерной информации и устанавливающие
ответственность за их совершение. Такие
нормы появились в российском законодательстве
впервые. К уголовно наказуемым отнесены
неправомерный доступ к компьютерной
информации (ст. 272), создание, использование
и распространение вредоносных программ
для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации
ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).
В тех случаях, когда общественно
опасные действия в области информационных
отношений совершаются без применения
компьютерных средств, законодатель нередко
относит их к другим, соответствующим
родовым объектам.
Так, клевета или оскорбление
(ст. 129, 130 УК РФ), нарушение тайны переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных
или иных сообщений (ст. 138). Отказ в предоставлении
гражданину информации (ст. 140 УК РФ), нарушение
авторских, смежных, изобретательских
и патентных прав (ст. 146, 147 УК РФ). Находятся
в разделе "Преступления против личности".
Кража, мошенничество, хищение предметов,
имеющих особую ценность, умышленные уничтожение
или повреждение имущества, заведомо ложная
реклама, изготовление и сбыт поддельных
кредитных карт, незаконный экспорт технологий,
научно-технической информации (ст. 158,
159, 164, 167, 182, 187, 189 УК РФ) — в разделе "Преступления
в сфере экономики" и т. д.Таким образом,
мы видим, что информационные отношения
получили и уголовно-правовую защиту.
Из этого следует, что информация и информационные
отношения стали новым объектом
преступления.
Учитывая специфику данного
объекта, обусловленную особенностями
поиска, собирания и исследования доказательств
определенного типа, для решения криминалистических
задач целесообразно рассмотреть возможность
разработки методик расследования преступлений,
связанных общностью объекта посягательства.
Полагаем, что данные методические рекомендации
следует объединить под названием: "Методика
расследования информационных преступлений".
Важная побудительная причина
для создания указанной методики — неявная
бланкетность диспозиций уголовного закона,
устанавливающего ответственность за
"информационные преступления". Анализ
этих норм показывает, что без знания законодательства,
регулирующего информационные правоотношения,
следствие и дознание не смогут правильно
квалифицировать выявленные случаи преступлений,
а суд не сможет адекватно применять соответствующие
нормы уголовного закона.
Известно, что большинство технологических
инструментов обработки информации основывается
на разнородных технических средствах,
относящихся к различным классам и имеющих
разнообразную физическую природу. Криминалисты
помнят
Информация о работе Криминальная деятельность в области информационных отношений