Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:49, контрольная работа
Без ясного понимания норм, регулирующих информационные правоотношения, правоохранительные органы не имеют возможности правильно определить круг вопросов, подлежащих доказыванию, а затем и точно квалифицировать выявленные случаи преступлений. Без такого понимания невозможно и создание соответствующих методик расследования преступлений, совершенных в информационной сфере в целом. Между тем, подобные методики расследования криминальной деятельности являются крайне необходимыми в практике, поскольку нередко данная разновидность деятельности является составной частью иных преступлений.
Введение 3
1.Криминальная деятельность в области информационных отношений. 5
2.Понятие информационных преступлений и правонарушений. 20
Заключение. 33
Список использованных источников. 34
отечественный опыт регламентации описания порядка, проведения звукозаписи при допросе: вскоре после принятия законодателем такой нормы возникла
необходимость в применении
видеозаписи и ее стали
Представляется, что подход,
согласно которому в законодательстве
следует
отражать конкретные технические
средства, себя исчерпал. С этой точки
зрения нецелесообразно принимать термин
"компьютерные преступления" за основу
для наименования в криминалистике всей
совокупности преступлений в области
информационных отношений.
Компьютер является лишь одной
из разновидностей информационного оборудования
и проблемами использования этого оборудования
не исчерпывается совокупность отношений,
связанных с обращением конфиденциальной
документированной информации. Может
быть, следует использовать опыт канадского
законодательства, разделившего преступления
на компьютерные и
телекоммуникационные. Тогда можно
будет сделать вывод о том,
что содержанием методики расследования
информационных преступлений является
система наиболее эффективных методов
расследования преступлений в области
обращения документированной
Рассматривая в качестве базового
понятие "информационные преступления",
мы исходим из того, что сложившаяся система
правоотношений в области информационной
деятельности позволяет абстрагироваться
от конкретных технических средств, используемых
участниками этой деятельности, и попытаться
оценить действующие в ней закономерности.
Под "информационными преступлениями"
нами понимаются общественно опасные
деяния, запрещенные уголовным законом
под угрозой наказания, совершенные в
области информационных правоотношений.
Из сказанного видно, что преступления
в области компьютерной информации, выделенные
в отдельную главу УК Российской Федерации,
являются частью информационных преступлений,
объединенной общим инструментом обработки
информации — компьютером.
В ходе исследования признаков,
обозначающих явления, процессы и состояния,
тесно связанные с информационными правонарушениями,
в частности, подробно рассмотрены основные
подходы к пониманию информационной сферы,
информационной среды, информационных
средств и систем, информационных технологий.
Базовым условием исследования сущности
информационного правонарушения как феномена
является общенаучное его представление
с точки зрения анализа существенных его
признаков, абстрагирования свойств и
взаимосвязей, сопоставление с другими
предметами и явлениями. Общие свойства
исследуемого явления принадлежат более
общему классу (множеству)понятий - категории
«правонарушение». Среди таких свойств
и признаков общая теория права выделяет:
противоправность, общественную опасность,
деликтоспособность и виновность.Общее
понятие «правонарушение» и его категориальные
признаки, применительно к различным областям
человеческой деятельности, сохраняют
свое
содержание и качество. Вместе с
тем, свойства и признаки, характерные
для всех таких областей деятельности,
имеют свои отличительные черты и существенные
признаки. Анализ информационной области
человеческой деятельности и его современные
особенности позволили автору обнаружить
их множество, а среди них выявить наиболее
существенные, сохраняющие свое качество
во всем многообразии противоправных
действий. Информационные правонарушения
совершаются преимущественно в особой
области человеческой деятельности, в информационной
сфере,т. е. в области поиска, создания, хранения,
защиты и использования всевозможных
сведений об окружающем мире (информации).
Нередко они совершаются с использованием
информационных средств и технологий
работы с информацией независимо от ее
формы. Информационные правонарушения
могут совершаться в разных сферах человеческой
деятельности. Важными обстоятельствами
совершения информационных деяний являются условия среды их реализации,
которые связанны с использованием информации,
информационных средств и технологий
работы с информацией независимо от ее
формы. Совокупность таких условий принято
называть информационной средой (И. Л.
Бачило, П. У Кузнецов).
Диссертант пришел к выводу
о том, что информационные правонарушения
обладают общими и специальными признаками,
имеющими существенное значение для этого
класса правонарушений. К общим признакам относятся противоправность,
общественная опасность, деликтоспособность
и виновность. К специальным
признакам -информационная сфера, информационная
среда их совершения, использование информационных
средств и технологий. Анализ специальных
признаков основан не только на их легальных
определениях, но и на знаниях в области
смежных с юриспруденцией научных дисциплин.
На основе анализа общих и специальных
признаков в диссертации сформулировано
определение понятия информационного
правонарушения как общественно опасного (вредного),
противоправного, виновного деяния (действия
или бездействия) деликтоспособного лица,
совершенного в информационной сфере
и (или) с использованием информационных
средств и технологий работы с информацией
независимо от ее
формы, либо в иной области человеческой
деятельности в условиях информационной
среды. Проанализировав сущность информационных
правонарушений и наличие тесно связанных
с ними феноменов, диссертант пришел к
выводу о том, что противоправные деяния
тесно связаны с использованием разнообразных
технико-технологических систем (ЭВМ,
компьютерных сетей связи), приемов и способов
воздействия на информационную среду.
Эта особенность использования таких
«технических» информационных средств
позволяет автору сделать вывод о том,
что понятие «информационное правонарушение»
поглощает такие понятия, как «компьютерное
правонарушение», «компьютерное преступление»,
«киберпреступление» и предлагает считать
их разновидностями информационных правонарушений,
поскольку киберпространство как среда
является частью информационной сферы.
Нормы права по своей природе
объективно сохраняют инертное начало
и отстают от динамично складывающихся
общественных отношений. Это качество
имеет несомненную ценность в «традиционных»
условиях и формах развития общества,
однако, в информационную эпоху «торможение»
привносит неопределенность ситуации,
связанной с правовым обеспечением информационных
интересов личности, общества и государства.
Отмечается роль и место международных
правовых актов в вопросах регулирования
информационной сферы, их влияние на формирование
правового обеспечения защиты субъектов
информационных правоотношений в России.
Анализируется особая роль нормативных
положений Конституции РФ, являющейся
ядром правовой системы России. Также
значение и место «вводимых конституционным
правом общеправовых категорий» (А. Н.
Кокотов), имеющих определяющее содержание
для правовых понятий и конструкций информационного
права. В частности, сопоставляется существование
и генезис конституционно-правовой ценности
«свобода информации» с ее конституционными
ограничениями, а также отраслевым режимом
ограничения распространения отдельных
видов информации и наличием соответствующих
составов информационных правонарушений.
Комплексное изучение категорий «злоупотребление
правом» и «уважение прав и свобод других»
(п. 3 ст. 17
Конституции РФ). Межотраслевой анализ
норм права и конкретизации в
них информационно-правовых ограничений
и запретов отдельных видов деятельности
участников информационной сферы (например,
СМИ, операторов и пользователей
сети Интернет) позволили автору обнаружить
незавершенность процесса законодательного
закрепления отдельных составов
информационных правонарушений, предусматривающих
ответственность за злоупотребление
правом и неуважение прав других при
осуществлении собственных прав
и свобод.
В порядке сравнения сопоставляются нормы
базовых федеральных законов системы
информационного законодательства (об
информации, о доступе к официальной информации,
о персональных данных, о связи, о коммерческой
тайне, об электронной цифровой подписи
и др.) с правовыми нормами кодексов (УК
РФ, КоАП РФ, ТК РФ, ГК РФ), определяющих
ответственность за различные информационные
правонарушения. В ходе такого анализа
обращается внимание на недостаточно
эффективное использование законодателем
всего разнообразия правовых средств
формирования нормативного материала,
особенно таких инструментов, как запреты,
ограничения и стимулы, их реализацию
при конструировании составов информационных
правонарушений (особенно, при формировании
системы их предупреждения). Рассматриваются
варианты зарубежного законодательства,
обеспечивающего правопорядок в информационной
сфере, в частности, законы США, Великобритании,
Франции, Канады, Австралии и др. Исследовались
примеры отечественной и зарубежной судебной
практики по делам о правонарушениях в
информационной сфере. Комплексный анализ
законодательства об ответственности
за информационные правонарушения позволил
автору сделать вывод о том, что устанавливаемая
в нормативных правовых актах система
дозволений и запретов, определяющих режим
в информационной сфере, не полностью
соответствует конструкциям составов
информационных правонарушений. Система
ограничений и стимулов законодателем
используется недостаточно активно, что
не позволяет эффективно противодействовать
правонарушениям в информационной сфере.
Отмечается, что нормы,регламентирующие
информационную сферу, общественных отношений,
содержатся как в собственно
информационном
При этом основная часть норм,
касающихся непосредственно ответственности
в информационной сфере, т. е. содержащих
конкретные санкции, находится в УК РФ
и КоАП РФ. Но этими двумя нормативными
правовыми актами рамки института ответственности
за информационные правонарушения не
ограничиваются. Определяющее значение
для существования юридической ответственности
за противоправные деяния в информационной
сфере имеют нормы, которые образуют состояние
противоправности в составе признаков
информационного правонарушения. Такие
нормы сосредоточены в базовых федеральных
законах, определяющих общие положения
противоправности. Основные понятия информационной
сферы и их определения, принципы правового
регулирования информационных правоотношений,
правовой статус и общие правила поведения
участников и др.. При этом правовые нормы
базовых законов соотносятся как общие
нормы по отношению к отраслевым нормам,
в них содержатся общего характера правовые
дозволения, запреты и ограничения, которые
являются основой отраслевых составов
информационных правонарушений. Нормы,
определяющие более конкретные правила
поведения и режимы, расположены в отраслевых
нормативных правовых актах. Вместе с
тем, наиболее высокая степень определенности
и системности составов информационных
правонарушений отражена в УК РФ и КоАП
РФ.
Сравнение названных правовых
норм позволило автору выявить их межотраслевую
однородность и логическую связанность
(системность). Рассмотрен вопрос о наличии
в системе права комплексных структурных
образований, в том числе, комплексных
отраслей и комплексных институтов. Основываясь
на позиции ученых как в области общей
теории права (например, С. С. Алексеева,
А. Ф. Черданцева), так и информационного
права (И. Л. Бачило, П. У. Кузнецова, А. А.
Стрельцова, Т. А. Поляковой и др.), диссертант
присоединяется к точке зрения исследователей
о том, что информационное право является
комплексной отраслью системы права, состоящей
из совокупности комплексных институтов.
Однородность
норм права, определяющих ответственность за информационные правонарушения и отраженных в них обособленных охранительных общественных отношений, опосредует существование межотраслевого комплексного их характера.
В диссертации обосновывается вывод автора о том, что институт ответственности за информационные правонарушения как комплекс охранительных норм системы права представляет собой межотраслевое структурное образование, обеспечивающее безопасность общественных отношений в информационной сфере и направлен на защиту интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Институт ответственности за информационные правонарушения является межотраслевым комплексным институтом информационного права, выполняющим в нем важную охранительную функцию, поскольку он направлен на защиту общественных отношений в информационной сфере.
Таблица 1 - Аннотация тематических веб-сайтов
Адрес сайта в интернете |
Название сайта |
Кто поддерживает сайт(имена авторов, название организаций, проектов) |
Аннотация содержания сайта |
http://ru.wikipedia.ru |
Векипедия-свободная энциклопед |
IRC-канал wikipedia-ru в сети Freenode, |
Свободная энциклопедия |
http://www.consultant.ru / |
Консультант плюс |
Компания "Консультант Плюс" Тел./факс: (495) 956-8283, (495) 787-9292 (секретариат), eMail: contact@consultant.ru, Web Site: http://www.consultant.ru/, Адрес: Москва, 117036, ул. Шверника, д. 4, стр. 2 |
Правовая поддержка |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Преступления в сфере
компьютерной информации, особенно
это касается взлома удаленных
компьютеров, практически
Впервые
мир узнал о компьютерных
Список использованных источников.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24.05.96. – СПб. Альфа, 1998;
2. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 3. 20 февраля 1998 года №24-ФЗ;
4. Закон Российской Федерации "Об авторском и смежных правах" от 9 июля 1999 года №5351-1;
5. Закон Российской Федерации
"О правовой охране программ
для электронных
6. Наумов А.В. Комментарий к Уголовному кодексу. – М.: Юристъ, 1998;
7. Комментарий Федерального Закона «Об информации, информатизации и защите информации». М.: Институт государства и права РАН, 1999.
8. Копылов В.А. Информационное право. – М.: Юристъ, 1999;
9. Уголовное право. Особенная часть. П/р Казаченко И.Я., Незнамовой З.А., Новоселова Г.П. – М.: Норма – Инфра, 1998;
10. Hackzone – территория взлома, №2, 1999 (электронная версия).
11. Крылов В.В. Информационные
преступления – новый
12. Ю.Ляпунов, В.Максимов,
“Ответственность за
13. ”Криминалистические
проблемы оценки преступлений
в сфере компьютерной
14. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 723 "О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем" (вместе с "Положением о регистрации федеральных государственных информационных систем")
15. Постановление Правительства РФ от
18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения
федеральных государственных информационных
систем к информационно-
Информация о работе Криминальная деятельность в области информационных отношений