Курс лекций по "Информатике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:20, курс лекций

Описание работы

Для использования экономической информационной системы (ЭИС) на рабочем месте ее необходимо спроектировать посредством информационных технологий. При этом следует заметить, что ранее процесс проектирования ЭИС был отделен от процесса обработки экономических данных предметной области. Сегодня он также существует самостоятельно и требует высокой квалификации специалистов-проектировщиков. Однако уже созданы информационные технологии (ИТ), доступные любому пользователю и позволяющие совместить процесс проектирования отдельных элементов ЭИС с процессом обработки данных. Например, электронная почта, текстовые и табличные процессоры и т. д. При этом тенденция создания информационных технологий, доступных любому пользователю, продолжается.

Файлы: 1 файл

Конспект_лекции.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

Фильтрация - операция выбора записи по заданному фильтру - критерию выбора записи.  В  результате выполнения  операции пользователю выдаются записи, удовлетворяющие одному или нескольким условиям (критериям выбора). Например, выбрать из файла экзаменационной ведомости отличников. Корректировка ~ операция актуализации файла или базы. Она содержит операции просмотра, замены, удаления, добавления нового. Эти операции применяются к отдельным реквизитам, записи, группе записей, файлу, базе.

Группировка, или разрез, сводка, - операция соединения записей,  сходных по одному либо нескольким ключам, в относительно самостоятельные новые объекты ~ группы. В Ехсе! эта операция называется консолидацией.

Анализ - операция, реализующая  метод научного исследования, основанный на расчленении целого на составляющие части, разбор, рассмотрение чего-либо для выявления закономерностей и зависимостей в данных. Для проведения анализа используются  экономико-математические,  статистические методы,  методы  выявления тенденций, прогнозирования, моделирования, построение графиков, диаграмм.

Расчет - операция, позволяющая  выполнить требуемые вычисления для получения результатов или промежуточных данных.

Формирование отчетов - операция оформления результатов  для вывода и передачи потребителю в привычном для него виде.

Вывод - операция вывода результатов на печать, в базу данных, файл, дисплей, по сети ЭВМ.

Заключительный этап содержит следующие операции: визуальный контроль результатов, размножение, подпись и передача потребителю. Этот этап также называют послемашинным. Если компьютер установлен на рабочее место информационного работника заключительный этап может содержать только операцию контроля (четкость вывода, непротиворечивость результатов и т. д.). Все остальные операции могут выполняться на машинном этапе, так как уже существует система электронной подписи, а потребителем является сам информационный работник, либо результаты передаются по сети или записываются в базу.

Появление моделей бизнеса  и переход к проектированию ЭИС  на базе бизнес - процессов изменяет состав этапов проектирования, их назначение, структуру и содержание. Эти вопросы рассматриваются при проектировании ЭИС.

 

Тема 2. Классификация ИТ.

Выделяются следующие  направления классификации ИТ:

  1. предметная и информационная технологии
  2. обеспечивающая и функциональная ИТ
  3. по типу носителей информации
  4. глобальная, базовая и конкретные ИТ
  5. по фазам преобразования данных
  6. по типу обрабатываемой информации
  7. по типу пользовательского интерфейса
  8. по участию пользователя в процессе выполнения ИТ
  9. по степени типизации операций
  10. пассивные и активные
  11. прикладные ИТ
  12. функционально-, предметно- и проблемно-ориентированные Т
  13. по способу построения сети ЭВМ
  14. по степени автоматизации задач управления
  15. инструментальные ИТ
  16. интегрированные ИТ

 

  1. Предметная и информационная технологии

*Как было сказано  ранее, технология представляет  собой связанную цепь процедур (операций), а также систему правил, регламентирующую выполнение этих процедур. Существуют два основных вида технологий.

1. Предметная технология – это последовательность каких-либо процедур (действий), выполняемых с целью обработки информации без привлечения вычислительной техники.

*Например, факт поступления  материала на склад отражается  следующей последовательностью  процедур: запись бухгалтерской проводки, изменение счета на уровне аналитического учета, изменение счета на синтетическом уровне, изменение содержания журнала-ордера, главной книги и баланса.

2. Информационная технология - *расшифровка понятия из предыдущей  лекции.

2. Обеспечивающая и функциональная ИТ

*В связи с тем,  что информационные технологии  могут существенно отличаться в различных предметных областях и компьютерных средах, выделяют такие понятия как обеспечивающие и функциональные технологии.

Обеспечивающие информационные технологии (ОИТ) - это технологии обработки информации, ориентированные на определенный класс задач, но не снабженные конкретными технологическими правилами их решения.

*Это, как правило,  программные оболочки, пустые, но  снабженные правилами их заполнения.

Условно ОИТ представляют следующим образом: ОИТ = ОБ + ТС + П1,

где ОБ – программная  оболочка;

ТС – технические  средства (компьютер);

П1 – правила и ограничения  наполнения и использования программной  оболочки.

К ОИТ относятся: табличный  процессор, текстовый процессор, гипертекстовая система, экспертная система, автоматизация офиса, системы поддержки и принятия решения, статистические системы, оптимизационные системы. 

*ОИТ могут использоваться  как потенциальные инструменты  в руках пользователя для решения различных задач в различных предметных областях. Технология становится реальной, т.е. функциональной, когда будет наполнена данными и правилами их обработки из некоторой предметной области.

Функциональная информационная технология (ФИТ) – это обеспечивающая технология, наполненная правилами из предметной технологии и данными из предметной области.

Условно ФИТ представляют следующим образом:

ФИТ = ОБ + ТС + П1 + П2 + Данные, где П2 – правила, реализации ИТ.

*Преобразование (модификация)  ОИТ в ФИТ может быть выполнена не только специалистом-разработчиком систем, но и самим пользователем. Это зависит от квалификации пользователя и от сложности необходимой модификации.

3. По типу носителей  информации

Бумажные (традиционные) ИТ – основаны на использовании  бумажных документов и человека. Пример: входные и выходные документы.

*на предприятиях организуют  делопроизводство и соответствующее  подразделение для его ведения – канцелярия.

Безбумажные (электронные) ИТ – основаны на использовании  средств ВТ. Пример: сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги.

*информация хранится  в БД, хранимых на ВТ.

Смешанные – на машинную обработку средствами ВТ переводятся  процессы составления и размножения документов, математические расчеты, хранение информации в виде БД и т.д.

*в производстве распространены  чаще всего.

4. Глобальная, базовая  и конкретные ИТ

*Практическое приложение  методов и средств обработки  данных может быть различным,  поэтому целесообразно выделить  глобальную, базовые и конкретные ИТ.

Глобальная ИТ – включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества.

Базовая ИТ – предназначена для  определенной области применения. Пример: производство, научные исследования, обучение и т.д.

Конкретная ИТ – реализует обработку данных при решении функциональных задач пользователя. Пример: задачи учета, планирования, анализа и т.д.

5. По фазам преобразования  данных

  1. Процесс обработки данных - технологии обработки данных (офисные технологии);
  2. Процесс обмена данными - сетевые технологии (технологии передачи данных) – электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений;
  3. Процесс накопления данных – технологии баз данных;
  4. Процесс представления знаний – технологии искусственного интеллекта.

6. По типу обрабатываемой информации

 

Примеры: 1) Microsoft Word, ГИПЕРЛОГ; 2) Microsoft Excel, Microsoft Access; 3) Photoshop; 4) Guru; 5) Microsoft PowerPoint.

7. По типу пользовательского  интерфейса

Системный интерфейс - совокупность приемов взаимодействия пользователей с компьютером, который реализуется операционной системой.

Прикладной интерфейс связан с реализацией некоторых функциональных информационных технологий.

Виды системного интерфейса:

1) Командный интерфейс  - предлагает выдачу на экран  системного приглашения для ввода команды. Пример: в ОС MS-DOS приглашение выглядит как C:\>, а в операционной системе UNIX - это обычно знак доллара.

2) WIMP-интерфейс (графический интерфейс) - расшифровывается как Windows (окно) Image (образ) Menu (меню) Pointer (указатель). На экране высвечивается окно, содержащие образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель.

3) SILK-интерфейс (интерфейс поисковых систем) – расшифровывается как Speach (речь) Image (образ) Language (язык) Knowledge (знание). На экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям.

8. По участию пользователя  в процессе выполнения ИТ

Технологии обработки  данных бывают:

1) пакетная технология (пакетный режим обработки данных) – задания объединяются в пакет,  затем выполняются на ЭВМ без вмешательства пользователя. Задание – единица работы, определяемая пользователем и представляющая собой последовательность команд ОС-мы для указания нужных характеристик и имен выполняемой программы и обрабатываемых ею данных.

2) диалоговая технология (диалоговый режим ОД) – обмен сообщениями между пользователем и системой в реальном времени (в темпе реакции пользователя) или в режиме разделения времени  (процессорное время предоставляется последовательными квантами).

*размер кванта невелик  и у пользователя создается иллюзия непрерывной работы на ЭВМ.

* Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его развитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшить вмешательство пользователя в процесс решения задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных (если она не обусловлена предметной технологией).

3) сетевая технология  – обеспечивает удаленную диалоговую  и пакетную технологии. Данная  технология обеспечивает взаимодействие многих пользователей.

*ОС обеспечивают технологию  общения с компьютером (интерфейс)  и технологию (режимы) обработки данных. ОС делятся на однозадачные (MS-DOS), многозадачные (одновременное выполнение нескольких приложений-Windows) и многопользовательские (отвечают требованиям пользователей различных категорий и профессий- NetWare).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Взаимосвязь двух классификаций

 

9. По степени типизации  операций

1) пооперационная технология  – за каждой операцией закрепляется  рабочее место с техническим средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой на больших ЭВМ.

2) попредметная технология  подразумевает выполнение всех  операций на одном рабочем  месте, например, АРМ.

10. Пассивные и активные  ИТ

Информационно-справочные (пассивные) технологии - поставляют информацию оператору после его связи с системой по соответствующему запросу. В них ЭВМ необходима только для сбора и обработки информации об управляемом объекте. На основе информации, переработанной ЭВМ и представленной в удобной для восприятия форме, оператор принимает решения относительно способа управления объектом. Общение между оператором и ЭВМ ведется в режиме «запрос-ответ».

Информационно-советующие (активные) технологии - сами выдают абоненту предназначенную для него информацию периодически или через определенные промежутки времени.

*Эти технологии применяют  в тех случаях, когда требуется  осторожный подход к решениям, выработанным формальными методами.

11. Прикладные ИТ

1-я классификация:

  1. ИТ организационного управления;
  2. ИТ в промышленности и экономике;
  3. ИТ в образовании;
  4. ИТ автоматизированного проектирования.

2-я классификация.  ИТ в сферах:

1) финансово-экономического  планирования инвестиционных проектов развития фирмы;

2) стратегического планирования;

3) электронного маркетинга;

4) электронной коммерции;

5) реструктуризации фирмы.

Выделяют ИТ по обслуживаемым предметным областям:

  1. бухгалтерского учета;
  2. банковской деятельности;
  3. налоговой службы;
  4. федерального казначейства;
  5. страховой деятельности;
  6. фондового рынка;
  7. маркетинга;
  8. коммерции;
  9. биржевого дела и др.

12. Функционально-, предметно- и проблемно-ориентированные  технологии

Функционально-ориентированные  информационные технологии предназначены для реализации одной из типовых относительно автономных задач обработки информации.

*Такие технологии  могут обладать довольно высокой  степенью универсальности и быть доступными для разработки и воспроизводства при минимальном участии будущего потребителя.

Информация о работе Курс лекций по "Информатике"