Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:20, курс лекций
Для использования экономической информационной системы (ЭИС) на рабочем месте ее необходимо спроектировать посредством информационных технологий. При этом следует заметить, что ранее процесс проектирования ЭИС был отделен от процесса обработки экономических данных предметной области. Сегодня он также существует самостоятельно и требует высокой квалификации специалистов-проектировщиков. Однако уже созданы информационные технологии (ИТ), доступные любому пользователю и позволяющие совместить процесс проектирования отдельных элементов ЭИС с процессом обработки данных. Например, электронная почта, текстовые и табличные процессоры и т. д. При этом тенденция создания информационных технологий, доступных любому пользователю, продолжается.
В литературе часто можно встретить термин телеконференция. Телеконференция включает в себя три типа конференций: аудио, видео и компьютерную.
Видеотекст. Он основан на использовании компьютера для получения отображения текстовых и графических данных на экране монитора. Для лиц, принимающих решение, имеются три возможности получения информации в форме видеотекста:
• создать файлы видеотекста на своих собственных компьютерах;
• заключить договор со специализированной компанией на получение доступа к разработанным ею файлам видеотекста.
Обмен каталогами и ценниками (прайс-листами) своей продукции между компаниями в форме видеотекста приобретает сейчас все большую популярность. Что же касается компаний, специализирующихся на продаже видеотекста, то их услуги начинают конкурировать с такой печатной продукцией, как газеты и журналы.
Хранение изображений. В любой фирме необходимо длительное время хранить большое количество документов. Их число может быть так велико, что хранение даже в форме файлов вызывает серьезные проблемы. Поэтому возникла идея хранить не сам документ, а его образ (изображение), причем хранить в цифровой форме.
Хранение изображений (imaging) основывается на использовании специального устройства – оптического распознавателя образов, позволяющего преобразовывать изображение документа или фильма в цифровой вид для дальнейшего хранения во внешней памяти компьютера. Сохраненное в цифровом формате изображении может быть в любой момент выведено в его реальном виде на экран или принтер. Для хранения изображений используются оптические диски, обладающие огромными емкостями. Так, на пятидюймовый оптический диск можно записать около 200 тыс. страниц.
Созданию данной технологии способствовало появление нового технического решения – оптического диска в комбинации с цифровой записью изображения.
Аудиоконференции. Они используют аудиосвязь для поддержания коммуникаций между территориально удаленными работниками или подразделениями фирмы. Наиболее простым техническим средством реализации аудиоконференций является телефонная связь, оснащенная дополнительными устройствами, дающими возможность участия в разговоре более чем двум участникам. Создание аудиоконференций не требует наличия компьютера, а лишь предполагает использование двухсторонней аудиосвязи между ее участниками.
Использование аудиоконференций облегчает принятие решений, оно дешево и удобно. Эффективность аудиоконференций повышается при выполнении следующих условий:
• работник, организующий аудиоконференцию, должен предварительно обеспечить возможность участия в ней всех заинтересованных лиц;
• количество участников конференции не должно быть слишком большим (обычно не более шести), чтобы удержать дискуссию в рамках обсуждаемой проблемы;
• программа конференции должна быть сообщена ее участникам заблаговременно, например, с использованием факсимильной связи;
• перед тем как начать говорить, каждый участник должен представляться;
• должны быть организованы запись конференции и ее хранение;
• запись конференции должна быть распечатана и отправлена всем ее участникам.
Видеоконференции. В процессе видеоконференции ее участники, удаленные друг от друга на значительное расстояние, могут видеть на телевизионном экране себя и других участников. Одновременно с телевизионным изображением передается звуковое сопровождение. Хотя видеоконференции позволяют сократить транспортные и командировочные расходы, большинство фирм применяет их не только по этой причине. Эти фирмы видят в них возможность привлечь к решению проблем максимальное количество менеджеров и других работников, территориально удаленных от главного офиса.
Наиболее популярны три конфигурации построения видеоконференций:
• односторонняя видео- и аудиосвязь. Здесь видео- и аудиосигналы идут только в одном направлении, например от руководителя проекта к исполнителям;
• односторонняя видео- и двухсторонняя аудиосвязь. Двухсторонняя аудиосвязь дает возможность участникам конференции, принимающим видеоизображение, обмениваться даться аудиоинформацией с передающим видеосигнал участником;
• двухсторонняя видео- и аудиосвязь. В этой наиболее дорогой конфигурации используются двухсторонняя видео- и аудиосвязь между всеми участниками конференции, обычно имеющими один и тот же статус.
Факсимильная связь. Эта связь основана на использовании факс-аппарата, способного читать документ на одном конце коммуникационного канала и воспроизводить его изображение на другом.
Факсимильная связь вносит свой вклад в принятие решений за счет быстрой и легкой рассылки документов участникам группы, решающей определенную проблему, независимо от их географического положения.
Тема 5. Гипертекстовая технология.
Понятие гипертекста. Обычно любой текст представляется как одна линия символов, которая читается в одном направлении.
В гипертекстовой технологии текст представлен многомерной, т.е. иерархической структурой.
Материал текста делится на фрагменты, для каждого фрагмента указывается переход к другим фрагментам, по определенным типам связи. Следуя указанным связям можно читать или осваивать материал в любом порядке, а не по традиционному чтению.
Гипертекст - текст (нелинейный), содержащий ссылки на другие тексты. Нелинейная форма организации информации в гипертексте означает, что массив информации разделён по смыслу на самостоятельные фрагменты; фрагменты связаны между собой с помощью ссылок.
Гипертекст позволяет эффективно работать с большими объёмами информации - позволяет пользователю самому выбирать порядок и глубину изучения массива информации.
Гипертекст – это форма организации семантической информации разделенной на фрагменты для каждого из которых указаны переходы к родственным фрагментам с указанием типов взаимосвязи.
Семантический смысл информации – это характеристика информации относительно ее смысла, содержания.
Гипертекст предназначен для систематизации текстовой информации, причем объекты могут быть графическими, музыкальными, с использованием средств мультимедиа, ауди- и видео- информации.
Гипертекстовая технология
предоставляет следующие возмож
1. Сокращение времени поиска документов
2. Повышение полноты поиска
3. Изучение материала по большому числу тем
4. Ознакомление материала на нескольких языках
5. Обеспечение
6. Получение справок и сведений из документов
7. Объяснение специальных обозначений
8. Использование специальных блоков состоящих из текста, изображений и звука
9. Произвольная компоновка блоков данных
10. Предоставление подсказок пользователю
11. Простота расширения и обновление содержания
Структура гипертекста
Рис.1. Структура гипертекста
Информационный материал подразделяется на справочные информационные статьи. Информационная статья состоит из заголовка содержащего название темы или наименование объекта, текст, список ссылок на родственные статьи.
Текст может сопровождаться пояснениями, примерами, доказательствами, оценками.
Список ссылок на родственные статьи – это локальный справочный аппарат. К нему могут относиться заголовки статей на родственные и видовые темы, также статьи излагающие сверение об участниках и этапах процесса. Такие ссылки называются гипертекстовыми.
Гиперссылка - выделенный объект слайда, содержащий ссылку на другой слайд (или др. документ), связанный с ним по смыслу. Чтобы вызвать на экран этот связанный фрагмент, достаточно щелкнуть мышью по гиперссылке. Благодаря гиперссылкам обеспечивается нелинейная навигация по слайдам, что позволяет изучать не весь продукт, а выборочно интересующие вопросы. Гиперссылки могут быть выполнены в форме различных функциональных элементов: кнопок, ключевых слов гипертекста, списка активного меню или активных изображений - иконок.
Свойства гиперссылки - всегда выделена, активна (реагирует на щелчок мыши), связана с другим объектом.
Возможно использование ссылок в нескольких вариантах:
1. Заголовки родственных
статей размещаются столбцом, непосредственно
после названия заголовка
2. Ссылки на родственные
темы делаются по тексту
Обычно ссылки визуально отличаются от обычного текста: либо графически, либо даются в скобках.
Список главных тем. В него включены заголовки всех справочных статей для которых нет ссылок типа «вид – род» или «часть – целое».
Оглавление или алфавитный
словарь – это алфавитно
Тезаурус гипертекста. Тезаурус – свод законов, терминов, кодов и отношений между ними, которые используются в процессе обмена сведениями.
Тезаурус гипертекста - это автоматизированный словарь отображающий семантические отношения между объектами и предназначен для поиска слов по их смысловому содержанию.
Объектом может быть: предмет, система, процесс, отношения.
Тезаурус содержит список синонимов искомого текста и выбирает один, который наиболее полно соответствует искомому слову.
Тезаурус гипертекста состоит из тезаурусных статей.
Тезаурусная статья имеет заголовок и список заголовков родственных тезаурусных статей.
Заголовок тезаурусной статьи совпадает с заголовком информационной статьи и является наименованием объекта, описание которого содержится в информационной статье.
Тезаурус гипертекста можно представить в виде графов. В условиях находятся текстовые описания объектов (информационные статьи), ребра указывают на существование связей между объектами или статьями и на тип родственных связей.
Таблица 1. Взаимосвязь определенных терминов
№ строки |
Определение термина |
1. |
Аренда - это представление за плату имущество во временное пользование |
2. |
Плата – это денежные средства, которые подлежит выплачивать за приобретенные товары или используемые ресурсы |
3. |
Имущество – это материальные ценности во владении юридических и физических лиц. |
4. |
Денежные средства – это аккумулируемые деньги и другие средства легкообращаемые в деньги. |
5. |
Товар – любой продукт
производственно-экономической |
6. |
Юридическое лицо-это организация, учреждение, предприятие, выступающее в качестве носителя прав обязанностей |
7. |
Физическое лицо – это человек, участвующий в экономической деятельности. |
8. |
Деньги – это вид товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента. |
Рис. 2. Граф терминов
В каждом из определений терминов может входить или не входить несколько других терминов.
Например: в первой строке встречаются 2 термина Плата и Имущество, поэтому требуется их определение. Они даны в строках 2 и 3. В свою очередь во 2-й и 3-й строках есть новые термины, требующие определения и т.д.
Область применения гипертекстовой технологии:
- научные исследования и инженерные разработки
- информационные системы,
предоставляющие сведения о
- образование и повышение квалификации
- норма творчества
– это разработка документов
в увязке существующей
Технология Гипертекста предполагает нелинейное перемещение (навигацию) по потокам информации (например, по слайдам продукта). Нелинейность перемещения обеспечивается благодаря ссылкам от ключевых слов -объектов: «щелкая» по ссылке, Вы попадаете в «ветвь» информации, связанную по смыслу с ключевым словом. В этой ветви даётся дополнительная подробная информация о ключевом слове.
Преимущества гипертекста: в отличие от линейного текста (например, статьи в журнале, которая является одноуровневой, неизменяемой и имеющей ограниченный набор ссылок) гипертекстовый документ - это гибкая структура. Читатель по желанию может ограничиться либо поверхностной информацией 1-го уровня, либо при необходимости получать более полную информацию других уровней. Для этого достаточно щелкнуть мышью по интересующей гиперссылке (не тратя время на традиционный поиск нужных документов по ссылкам).
Тема 6. Технологии обеспечения безопасности обработки информации.
Уязвимость информации и ее безопасность. Интерес к вопросам защиты информации в последнее время вырос, что связывают с возрастанием роли информационных ресурсов в конкурентной борьбе, расширением использования сетей, а следовательно, и возможностью несанкционированного доступа к хранимой и передаваемой информации. Развитие средств, методов и форм автоматизации процессов хранения и обработки информации и массовое применение персональных компьютеров делают информацию гораздо более уязвимой. Информация, циркулирующая в них, может быть незаконно изменена, похищена или уничтожена. Основными факторами, способствующими повышению ее уязвимости, являются следующие:
• увеличение объемов информации, накапливаемой, хранимой и обрабатываемой с помощью компьютеров и других средств автоматизации;