Курс лекций по "Информатике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:20, курс лекций

Описание работы

Для использования экономической информационной системы (ЭИС) на рабочем месте ее необходимо спроектировать посредством информационных технологий. При этом следует заметить, что ранее процесс проектирования ЭИС был отделен от процесса обработки экономических данных предметной области. Сегодня он также существует самостоятельно и требует высокой квалификации специалистов-проектировщиков. Однако уже созданы информационные технологии (ИТ), доступные любому пользователю и позволяющие совместить процесс проектирования отдельных элементов ЭИС с процессом обработки данных. Например, электронная почта, текстовые и табличные процессоры и т. д. При этом тенденция создания информационных технологий, доступных любому пользователю, продолжается.

Файлы: 1 файл

Конспект_лекции.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

Следует различать понятия  «делопроизводство» и «системы документооборота».

Делопроизводство —  это термин, применяемый в конторской практике для обозначения формального  набора правил работы с документами. Технологии делопроизводства закреплены в государственных стандартах, инструкциях и наставлениях по делопроизводству. Система документооборота настраивается на принятые правила работы с документами в конкретной организации.

На каждом предприятии (организации) существует своя система документооборота. Системы документооборота хранят документы, ведут их историю, обеспечивают их движение по организации, позволяют отслеживать выполнение тех бизнес-процессов, к которым эти документы имеют отношение. В организации, где внедрена система документооборота, документ является базовым инструментом управления. Здесь нет просто решений, поручений или приказов — есть документы, содержащие эти самые приказы, решения, поручения и т. д.: все управление в организации осуществляется через документы. Аналогично тому, как бит является единицей информации в кибернетике, документ является единицей информации в системах документооборота.

Основная проблема традиционной технологии — централизованное отслеживание движения документов в реальном масштабе времени, поскольку эта технология требует как получения оперативной информации, так и ведения большого количества различных журналов и картотек. При этом делопроизводство фактически отделено от работы с самими документами: руководители и исполнители работают непосредственно с документами (или их копиями), а персонал делопроизводства отслеживает их действия с помощью регистрационных и контрольных карточек.

Любой документ в системе  документооборота снабжается «карточкой», подобной библиотечной. Обычно конкретный набор полей в такой карточке привязан к типу документа. Хранилище системы электронного документооборота можно представить себе в виде базы данных, содержащей информацию полей карточек, и некоторого хранилища для самих документов.

Системы документооборота обычно внедряются, чтобы решать определенные задачи, стоящие перед организацией, из которых наиболее часто встречаются следующие:

  • обеспечение более эффективного управления за счет автоматизированного контроля исполнения, прозрачности деятельности всей организации на всех уровнях;
  • поддержка системы контроля качества в соответствии с международными нормами;
  • поддержка системы эффективного накопления, управления и доступа к информации и знаниям. Обеспечение кадровой гибкости за счет большей формализации деятельности каждого сотрудника и возможности хранения всей предыстории его деятельности;
  • протоколирование деятельности предприятия в целом (внутренние служебные расследования, анализ деятельности подразделений, выявление «горячих точек» в деятельности);
  • оптимизация бизнес-процессов и автоматизация механизма их  выполнения и контроля;
  • исключение или максимально возможное сокращение оборота бумажных документов на предприятии. Экономия ресурсов за счет сокращения издержек на управление потоками документов в организации;

• исключение необходимости  или существенное упрощение и  удешевление хранения бумажных документов за счет наличия оперативного электронного архива.

В настоящее время  разработано значительное количество систем электронного документооборота, обладающих различными возможностями решения перечисленных задач. Принимая решение о выборе той или иной системы, необходимо учитывать ряд факторов:

  • Требования по объему хранения.  Если у вас много документов (по объему хранения), необходимо выбрать систему, поддерживающую иерархическое структурное хранение (HSM — Hierarchal Storage Management). Эта система позволяет хранить наиболее активно используемые данные на более быстрых, но и более дорогих носителях, в то время как реже используемая информация автоматически переносится на медленные и дешевые носители.
  • Наличие формализуемых процедур, требующих поддержки их выполнения и автоматизации контроля (подготовки документов определенного типа, выполнения стандартных функций организации и т. д.).
  • Необходимость автоматизации административного управления организацией. Степень сложности организационной структуры.
  • Наличие территориально распределенных подразделений. Этот фактор накладывает определенные требования к удаленному доступу, к репликации данных и т.д.
  • Наличие бумажного архива большого объема. Некоторые системы документооборота поставляются с уже интегрированными подсистемами массового ввода документов.
  • Наличие не удовлетворяющей текущим потребностям системы документооборота.
  • Необходимость в развитой маршрутизации документов, в управлении потоками работ (workflow managing). Как продолжение этой необходимости — потребность в поддержке произвольных бизнес-процессов, возможно работающих совместно с прикладными системами поддержки этих процессов.
  • Требования по срокам хранения документов. При больших сроках хранения (десятки лет) стоит серьезно подумать об организации  параллельного архива на  микрофильмах.
  • Требования к «открытости», расширяемости системы. Возможность интеграции с существующими информационными системами и использования имеющегося оборудования.
  • Необходимость хранения изображений документов. Использование в организации специфических форматов хранения документов. Необходимость поддержки инженерных и конструкторских работ, других направлений деятельности предприятия.
  • Необходимость развитых средств поиска информации. Полная поддержка системой языков имеющихся в организации документов.
  • Требования к безопасности (шифрование, организация доступа и т. д.). Возможность использования в системе документооборота уже имеющихся в информационной инфраструктуре организации механизмов доступа.
  • Требования соответствия определенным стандартам: внутренним, отраслевым, ГОСТ, международным стандартам по контролю качества и уровню организации хранения информации.

Кроме того, надо иметь  в виду, что на практике и в  теории делопроизводства и документооборота сложились, в основном, две технологии: российская и западная. Традиционная российская технология процессов делопроизводства характеризуется следующими особенностями:

  • четко выраженный вертикальный характер движения документов (руководитель - исполнитель - руководитель) внутри организации;
  • ведение регистационно-контрольных и отчетных форм и журналов;
  • создание специализированных служб: управлений делами, секретариатов, канцелярий и т.д.

Программные системы, реализующие  российскую технологию, ориентированы в первую очередь на использование в крупных коммерческих и государственных учреждениях и сохраняют все традиции и нормы делопроизводства, принятые в конкретной организации. Задача таких систем состоит в обеспечении сопровождения бумажного документооборота, снижении трудоемкости рутинных операции по обработке документов. Однако такие системы способны существенно расширить рамки традиционных процессов делопроизводства и документооборо та за счет обработки документов на персональном компьютере. Системы этого класса являются своеобразным «мостиком» для постепенного перехода от бумажных к безбумажным документам.


К системам автоматизации, созданным по российской технологии, относятся Дело-96, Золушка, Служебная корреспонденция.

Традиции западного делопроизводства отличаются от российских и опираются на более высокую исполнительскую дисциплину работников. К особенностям западной технологии процессов делопроизводства можно отнести следующие:

  • характер движения документов преимущественно горизонтальный;
  • отсутствие централизованного (в рамках всей организации) контроля;
  • регистрация документов производится непосредственно исполнителем (поручитель и исполнитель ведут собственные журналы).

Программные системы  этого класса ориентированы на максимально полное использование электронных документов и средств коллективной работы пользователей и предполагают отсутствие промежуточных звеньев, что, в свою очередь, предопределяет направленность изменений существующих делопроизводственных процессов в организации, их оптимизацию и разработку новых технологий работы с документами.

Системы характеризуются  активным вовлечением в процесс  документооборота руководящего звена предприятия и выраженным стремлением к отказу от бумажных носителей информации. Основной особенностью западной технологии является моделирование конкретных реальных процессов документооборота и настройка на эти модели программных систем. К таким системам относятся:

  • Русифицированные версии популярных западных систем DocsOpen (PC DOCS), LinkWorks (DEC), Staffware (Staffware PES),  Lotus Notes (Lotus-IBM).
  • Программные решения, созданные российскими компаниями на основе западных систем: система Office Media компании InterTrust, (Lotus Notes); система Ирида компании IBS (Lotus Notes); комплекс программ Делопроизводство фирмы ИнТор-Кон (Lotus Notes); система Золушка-Кабинет НТЦ ИРМ, (Lotus Notes); решения компании АО «Весть» (DocsOpen); решения компании «Метатехнология» (Staffware и Excalibur);
  • система Optima-WorkFlow компании АОЗТ «Оптима» (MS Exchange, MS SQL).
  • Собственные разработки российских компаний: система LanDocs компании «Ланит»; система Effect Office компании «Гарант International»; система Документ2000 компании Telcom Service; система Крон компании «Анкей» и др. Таким образом, в настоящее время разработан широкий набор программных продуктов, реализующих идею электронного документооборота с использованием как российской, так и западной технологии. Однако надо признать, что специфика российского документооборота позволяет использовать западные образцы только в частных случаях. Кроме того, надо иметь в виду, что существуют общие практически для любых организаций проблемы, которые приходится решать при реализации, внедрении и сопровождении систем электронного документооборота. Основные из них таковы:

Консерватизм персонала, низкая квалификация, нежелание обучаться  и переобучаться. Боязнь прозрачности собственной деятельности для руководства, которая возникает после внедрения системы электронного документооборота.

  • Нежелание руководства непосредственно работать с компьютером, просматривать и редактировать документы.
  • Постоянные структурные изменения в организации, слабая формализация бизнес-процессов.
  • Необходимость обеспечения юридической силы документов (после принятия Закона об электронной подписи этот фактор начинает терять свою значимость).

• Необходимость взаимодействовать с внешним «бумажным» миром, в особенности, если это касается параллельных структур в ассоциированных организациях или ведомствах, с которыми идет постоянная работа.

Кроме того, существуют и специфические для определенных типов организаций проблемы, которые также необходимо учитывать.

Любая система документооборота может содержать элементы каждой из описанных ниже, но большинство  из них имеет конкретную ориентацию в одной из областей, связанную в первую очередь с позиционированием продукта.

  • Системы с развитыми средствами хранения и поиска информации (электронные архивы - ЭА). Электронный архив - это частный случай системы документооборота, ориентированный  на эффективное хранение и поиск информации. Некоторые системы особенно выделяются за счет развитых средств полнотекстового поиска (нечеткий поиск, смысловой поиск и т. д.), другие - за счет эффективной организации хранения (HSM, поддержка широкого диапазона оборудования для хранения информации и т. д.).

•Системы с развитыми  средствами workflow (WF). Эти системы в основном рассчитаны на обеспечение движения неких объектов по заранее заданным маршрутам (так называемая «жесткая маршрутизация»). На каждом этапе объект может меняться, поэтому его называют общим словом «работа» (work), а системы такого типа - системами workflow - «поток работ» (к сожалению, для этого термина нет точного эквивалента в русском языке). К работам могут быть привязаны документы, но не документы являются базовым объектом этих систем. С помощью таких систем можно организовать определенные работы, для которых заранее известны и могут быть прописаны все этапы.

•Системы, ориентированные  на поддержку управления организацией и накопление знаний. Это «гибридные» системы, которые обычно сочетают в себе элементы двух предыдущих. При этом базовым понятием в системе может быть как сам документ, так и задание, которое нужно выполнить. Для управления организацией нужна как «жесткая», так и «свободная» маршрутизация,  когда  маршрут движения документа назначает руководитель («расписывает» входящий документ), поэтому обе технологии в том или ином виде могут присутствовать в таких системах. Эти системы активно используются в государственных структурах управления и в офисах крупных компаний, которые отличаются развитой иерархией, имеют определенные правила и процедуры движения документов. При этом сотрудники коллективно создают документы, готовят и принимают решения, исполняют или контролируют их исполнение. При внедрении таких систем на крупных предприятиях важно определить, предоставляет ли система возможность эффективного администрирования, обработки больших объемов информации, интеграции с автоматизированными системами управления производством, масштабируемости, поэтапного внедрения, учета территориальной распределенности, сложной организационной структуры, ролевого принципа организации доступа и т. д.

• Системы, ориентированные  на поддержку совместной работы (collaboration). Это новое веяние в области систем документооборота, связанное с пониманием изменчивости рыночных условий  в современном мире и с необходимостью иметь для быстрого движения «только самое нужное», обходясь без хотя и полезного, но тяжелого балласта. Такие системы, в противоположность предыдущим, не включают понятия иерархии в организации, не заботятся о какой-либо формализации потока работ. Их задача - обеспечить совместную работу людей в организации, даже если они разделены территориально, и сохранить результаты этой работы. Обычно они реализованы в концепции «порталов» и предоставляют сервисы хранения и публикации документов в Интернете, поиска информации, ее обсуждения, а также средства назначения встреч (как реальных, так и виртуальных). Такие системы находят заказчиков среди быстро развивающихся коммерческих компаний, рабочих групп в крупных фирмах и государственных структурах.

Информация о работе Курс лекций по "Информатике"