Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:59, курс лекций
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что невозможно без привлечения специальных технических средств. Современные сферы деятельности все больше нуждаются в соответствующем информационном обслуживании.
За наукой, изучающей общие свойства информации, а также методы, процессы, технические и программные средства ее автоматизированной обработки, закрепился термин информатика. Появились наукоемкие изделия, в себестоимости которых научные исследования составляли от 3,5 до 5 %, а в производстве ЭВМ – 10-20 %. И хотя производство стало крупносерийным, изделия стандартизировались, темпы роста производства увеличивались, номенклатура выпускаемых изделий росла медленно.
III этап продолжался до начала 90-х гг. В конце 70-х гг. был сконструирован персональный компьютер (ПК). Персональный компьютер - это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудно формализуемых процессов человеческой деятельности. Отсюда критерий – создание информационных технологий для формализации знаний, цель - проникновение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, например Unix, автоматизированные рабочие места (АРМ), табличные и графические процессоры, экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства, распределенная обработка данных. Если раньше для обработки каждого вида информации (текст, таблица, графика, база данных и т.д.) существовала отдельная технология , то сейчас они объединяются в интегрированные пакеты прикладных программ.
Появление персонального компьютера произвело вторую информационную революцию. Стали возможными персональные вычисления. Персональные вычисления - это режим работы специалиста в предметной области непосредственно с персональным компьютером на своем рабочем месте. На ЭВМ стал работать непрограммист. Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов привело к использованию воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научного знания. Профессиональные знания в наукоемких изделиях на базе персональных компьютеров составляют уже приблизительно 70 % себестоимости, а число занятых в сфере обработки информации – 60-80 % трудового населения развитых стран. Профессиональные знания экспортируются посредством продажи наукоемкой продукции. В производственную культуру проник игровой компонент. Игровой компонент персонального компьютера - это стимулятор общества, педагогический прием, жанр искусства.
Производство вновь становится мелкосерийным с быстрым ростом производительности труда и увеличением номенклатуры производимых изделий. Знание становится силой.
В экономической сфере разрабатываются технологии автоматизированной обработки экономической информации (ТАОЭИ), типовые предметные приложения, продолжается разработка информационных систем , автоматизированных систем управления с использованием сетевых технологий, систем управления базами данных, распределенной обработки данных.
IV этап – до 95 г . В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний, цель - информатизация общества.
Появление гипертекстовой
технологии качественно изменило подходы
к разработке существующих и новых
программных средств. Она стала
инструментом разработки технологии мультимедиа.
Появились графические
Продолжается интеграция приложений. Сетевые, гипертекстовые и мультимедийные технологии включаются практически во все приложения как составной элемент обработки и передачи данных.
Телекоммуникация становится средством общения между людьми. Появляется Всемирная Паутина – интернет и локальная корпоративная сеть интранет.
Появляются электронные офисы, информационные хранилища (склады данных), системы электронного документооборота, автоматизации деловых процессов, системы групповой работы, геоинформационные системы.
В экономической сфере это приводит к появлению корпоративных и транснациональных информационных систем. Реализуются новые методы управления в среде информационных технологий: реинжениринг, интеллектуальные информационные технологии, анализ и поддержка принятия решений.
Создались предпосылки формирования общего рынка знаний посредством дистанционного обучения, электронной памяти человечества по культуре, искусству, народонаселению, науке, архивам и т.д. Информация становится стратегическим ресурсом. Создается виртуальная реальность, позволяющая моделировать сложные процессы и системы. Страны становятся зависимыми от источников информации, от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Происходит информатизация общества.
V этап – с 1995 г. Глобализация.
Появление IP протоколов для мобильных телефонов (VoIP и др.) распахнуло дверь для включения их в сеть интернет и развития электронного мобильного бизнеса. Критерий – доступ к информационным ресурсам каждому члену общества. Цель – глобализация общества.
Появляются технологии проведения
видеоконференций, управления знаниями
и новациями, видео почта, технологии
реинжениринга для
Информационные технологии проникают в приборы, устройства, жизнь.
Информатизация общества - совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Информатизация означает широкое использование информационных технологий во всех сферах деятельности, глобализацию. Появилась индустрия информационных услуг, как для производственной, так и для бытовой деятельности.
Идет формирование баз знаний по всем отраслям человеческой деятельности. Формируются базы данных по всем интересующим человека вопросам, включая быт, коммерцию, бизнес, игры, образование. Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом был капитал, то в информационном обществе - информация, знание, творчество. Денежный показатель уступает первое место информационному, так как идет борьба за контроль над значительной частью мировых потоков информации. Поэтому основная задача современного общества - стимулировать творческий процесс. А так как таланты не создаются, нужно формировать культуру, т. е. условия, в которых развиваются и процветают таланты.
Информатизация общества приводит к повышению уровня жизни, культурно-образовательного ценза, росту числа существенных показателей качества жизни, увеличению разнообразия общественных запросов, номенклатуры вновь создаваемых изделий и услуг. Реализуется синтез поэзии, искусства, техники, науки.
Основные черты переходного периода к информатизации общества следующие: переориентация экономики на эксплуатацию информационных ресурсов, вовлечение профессионалов в процесс автоформализации знаний, ускорение технологического цикла развития “знание - производство - знание”, массовое тиражирование профессиональных знаний.
Информационная инфраструктура включает телефонную сеть, кабельное телевидение и другие виды коммуникаций, множительную технику, книгоиздательство, видео- и аудиоаппаратуру, парк ЭВМ и программное обеспечение, достаточное для обеспечения всех информационных услуг сети ЭВМ и электронной почты, а также замены бумагоносителей магнитными и оптическими. Развитию информационной инфраструктуры способствует выпуск обучающих программ, развитие культуры и искусства, новых видов искусства и средств производства перечисленного выше.
К истокам возникновения термина «информационное общество» можно отнести программу США создания Национальной сети для исследования и образования в 1991 г. NREN (National Research and Education Network), которая должна была облегчить разработку национальной информационной инфраструктуры NII (National Information Infrastructure). Основные цели программы:
Европейское сообщество в декабре 1993 года в ответ разработало ряд проектов по созданию информационного общества в Европе (IS – Information Society). В декабре 1994 года было создано Бюро по проектам информационного общества (ISPO – Information Society Project Office). К осени 1998 года ISPO рассматривало уже более 2000 проектов по созданию информационного общества. Создан Центр активности в сфере информационного общества ISAC (Information Society Activity Center). Его задача – выработать систему критериев близости страны к информационному обществу. Один из критериев – тройка (t, i, m), где t – число обычных телефонных линий на 100 человек населения, i – число линий ISDN (Integrated Service Digital Network), m – число мобильных (сотовых) линий.
К 1998 г. во «Всемирной паутине» имелось более 100 узлов (Website), обслуживающих ISPO для глобального движения к информационному обществу. Большинство узлов расположено в США, Англии, Франции, Германии, Италии, Канаде, Японии, то есть странах Большой семерки (G7). В России на узле «Информационная супер магистраль Бонн-Москва», обслуживающем азиатские государства, представлено СНГ.
Заметим, что ISPO включает в глобальный проект информатизации общества только ведущие страны мира. „Сырьевые“ страны, страны исламского мира, азиатские страны, кроме Японии, Южной Кореи и Сингапура в проект IS не включаются.
Реализация проектов информатизации обещества осуществляется на уровне правительств, входящих в ISPO стран. Она должна обеспечить решение проблем экономической и социальной направленности, например, таких:
Реализация этих и других проектов начата в 1999 году. Они несут с собой повышение уровня жизни значительных слоев населения стран ISPO.
Масштабы и направления проектов построения информационного общества в странах ISPO будоражат воображение.
Финансовые рынки навязывают свои законы и правила всему миру. Отмена торговых границ, взрыв развития телекоммуникационных средств, мировые компьютерные сети, могущество финансовых рынков, международные соглашения о свободе торговли – все это вносит свою лепту в разрушение национальных государств. Глобализация порождает раздробленный мир.
Появляется сетевая экономика, сетевая логика, нейронная сеть, сетевые структуры, сетевой интеллект и т.д.
В декабре 1998г. в России была принята концепция информатизации нашего общества. В следующем году был разработан проект государственной информационной политики информатизации нашего общества. В 2001 г. приняты Федеральная целевая программа «Электронная Россия » на 2002 – 2010 годы и «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 – 2005 годы». Теперь от нас, нашего Правительства зависит, сумеем ли мы включиться в мировой процесс информатизации.
Информационные
технологии играют важную стратегическую
роль, так как их применение позволило
представить в формализованном
виде, пригодном для практического ис
Информация о работе Лекции по “Информационным системам и технологии в экономике”