Лекции по “Информационным системам и технологии в экономике”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:59, курс лекций

Описание работы

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что невозможно без привлечения специальных технических средств. Современные сферы деятельности все больше нуждаются в соответствующем информационном обслуживании.

Файлы: 1 файл

TEKST_LEKTsIJ_ITEU_TESTOV_VOPROS_2012.doc

— 862.50 Кб (Скачать файл)

За наукой, изучающей  общие свойства информации, а также  методы, процессы, технические и  программные средства ее автоматизированной обработки, закрепился термин информатика. Появились наукоемкие изделия, в себестоимости которых научные исследования составляли от 3,5 до 5 %, а в производстве ЭВМ – 10-20 %. И хотя производство стало крупносерийным, изделия стандартизировались, темпы роста производства увеличивались,  номенклатура выпускаемых изделий росла медленно.

III этап продолжался до начала 90-х гг. В конце 70-х гг. был сконструирован персональный компьютер (ПК). Персональный компьютер - это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудно формализуемых процессов человеческой деятельности. Отсюда критерий – создание информационных технологий  для формализации знаний, цель - проникновение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, например Unix, автоматизированные рабочие места (АРМ), табличные и графические процессоры, экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства, распределенная обработка данных.  Если раньше для обработки каждого вида информации (текст, таблица, графика, база данных и т.д.) существовала отдельная технология , то сейчас  они объединяются в интегрированные пакеты прикладных программ.

Появление персонального  компьютера произвело вторую информационную революцию. Стали возможными персональные вычисления. Персональные вычисления - это режим работы специалиста в предметной области непосредственно с персональным компьютером на своем рабочем месте. На ЭВМ стал работать непрограммист. Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов привело к использованию воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научного знания. Профессиональные знания в наукоемких изделиях на базе персональных компьютеров составляют уже приблизительно 70 % себестоимости, а число занятых в сфере обработки информации – 60-80 % трудового населения развитых стран. Профессиональные знания экспортируются посредством продажи наукоемкой продукции. В производственную культуру проник игровой компонент. Игровой компонент персонального компьютера - это стимулятор общества, педагогический прием, жанр искусства.

Производство вновь становится мелкосерийным с быстрым ростом производительности труда и увеличением  номенклатуры производимых изделий. Знание становится силой.

В экономической сфере  разрабатываются технологии автоматизированной обработки экономической информации (ТАОЭИ), типовые предметные приложения, продолжается разработка информационных систем , автоматизированных систем управления с использованием сетевых технологий, систем управления базами данных, распределенной обработки данных.

IV этап – до 95 г . В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний, цель - информатизация общества.

Появление гипертекстовой технологии качественно изменило подходы  к разработке существующих и новых  программных средств. Она стала  инструментом разработки технологии мультимедиа. Появились графические операционные системы Windows, OS-2, объектно-ориентированные визуальные  технологии,  CASE-технологии для проектирования.

Продолжается интеграция приложений. Сетевые, гипертекстовые  и мультимедийные технологии  включаются практически во все приложения как составной элемент обработки и передачи данных.

Телекоммуникация становится средством общения между людьми. Появляется Всемирная Паутина – интернет и локальная корпоративная сеть интранет.

Появляются электронные  офисы, информационные хранилища (склады данных), системы электронного документооборота, автоматизации деловых процессов, системы групповой работы,  геоинформационные системы.

В экономической сфере  это приводит к появлению корпоративных и транснациональных информационных систем. Реализуются новые методы управления в среде информационных технологий: реинжениринг, интеллектуальные информационные технологии, анализ и поддержка принятия решений.

Создались предпосылки формирования общего рынка знаний посредством  дистанционного обучения,  электронной памяти человечества по культуре, искусству, народонаселению, науке, архивам и т.д. Информация становится стратегическим ресурсом. Создается виртуальная реальность, позволяющая моделировать сложные процессы и системы. Страны становятся зависимыми от источников информации, от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Происходит информатизация общества.

V этап – с 1995 г. Глобализация.

Появление IP протоколов для мобильных телефонов (VoIP  и др.) распахнуло дверь для включения их в сеть интернет и развития электронного мобильного бизнеса. Критерий – доступ к информационным ресурсам каждому члену общества. Цель – глобализация общества.

Появляются технологии проведения видеоконференций, управления знаниями и новациями, видео почта, технологии реинжениринга для перепроектирования и модернизации устаревших систем. Реинжениринг обусловил переход к автоматизации бизнес процессов, происходящих в организациях. Отличие автоматизации задач  от автоматизации бизнес – процессов состоит в том, что бизнес – процессы  включают в себя не только технологический алгоритм решения задачи, но и распределение ответственности в процессе принятия решений, элементы контроля и культуры персонала. Это приводит к появлению интегрированных интеллектуальных информационных систем: систем поддержки принятия решений и аналитических комплексов.

Информационные технологии проникают в приборы, устройства, жизнь.

Информатизация  общества - совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Информатизация означает широкое использование информационных технологий во всех сферах деятельности, глобализацию. Появилась индустрия информационных услуг,  как для производственной, так  и для бытовой деятельности.

Идет формирование баз  знаний по всем отраслям человеческой деятельности. Формируются базы данных по всем интересующим человека вопросам, включая быт, коммерцию, бизнес, игры, образование. Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом был капитал, то в информационном обществе - информация, знание, творчество. Денежный показатель уступает первое место информационному, так как идет борьба за контроль над значительной частью мировых потоков информации.  Поэтому основная задача современного общества - стимулировать творческий процесс. А так как таланты  не создаются, нужно формировать культуру, т. е. условия, в которых развиваются и процветают таланты.

Информатизация общества приводит к повышению уровня жизни, культурно-образовательного ценза, росту  числа существенных показателей  качества жизни,  увеличению разнообразия общественных запросов, номенклатуры вновь создаваемых изделий и услуг. Реализуется синтез поэзии, искусства, техники, науки.

Основные черты переходного  периода к информатизации общества следующие: переориентация экономики  на эксплуатацию информационных ресурсов, вовлечение профессионалов в процесс автоформализации знаний, ускорение технологического цикла развития “знание - производство - знание”, массовое тиражирование профессиональных знаний.

Информационная инфраструктура включает телефонную сеть, кабельное телевидение и другие виды коммуникаций, множительную технику, книгоиздательство, видео- и аудиоаппаратуру, парк ЭВМ и программное обеспечение, достаточное для обеспечения всех информационных услуг сети ЭВМ и электронной почты, а также замены бумагоносителей магнитными и оптическими. Развитию информационной инфраструктуры способствует выпуск обучающих программ, развитие культуры и искусства, новых видов искусства и средств производства  перечисленного выше.

К истокам возникновения  термина «информационное общество» можно отнести программу США создания Национальной сети для исследования и образования в 1991 г. NREN (National Research and Education Network), которая должна была облегчить разработку национальной информационной инфраструктуры NII (National Information Infrastructure). Основные цели программы:

  • долгосрочный экономический рост, создающий рабочие места и защищающий окружающую среду;
  • более продуктивное и отзывчивое на нужды граждан правительство;
  • мировое лидерство в базовой науке, математике и технике.

Европейское сообщество в декабре 1993 года в ответ разработало  ряд проектов по созданию информационного  общества в Европе (IS – Information Society). В декабре 1994 года было создано Бюро по проектам информационного общества (ISPO – Information Society Project Office). К осени 1998 года ISPO рассматривало уже более 2000 проектов по созданию информационного общества. Создан Центр активности в сфере информационного общества ISAC (Information Society Activity Center). Его задача – выработать систему критериев близости страны к информационному обществу. Один из критериев – тройка (t, i, m), где t – число обычных телефонных линий на 100 человек населения, i – число линий ISDN (Integrated Service Digital Network), m – число мобильных (сотовых) линий.

К 1998 г. во «Всемирной паутине» имелось более 100 узлов (Website), обслуживающих ISPO для глобального движения к информационному обществу. Большинство узлов расположено в США, Англии, Франции, Германии, Италии, Канаде, Японии, то есть странах Большой семерки (G7). В России на узле «Информационная супер магистраль Бонн-Москва», обслуживающем азиатские государства, представлено СНГ.

Заметим, что ISPO включает в глобальный проект информатизации общества только ведущие страны мира. „Сырьевые“ страны,  страны исламского мира, азиатские страны, кроме Японии, Южной Кореи и Сингапура в проект IS не включаются.

Реализация  проектов информатизации обещества осуществляется на уровне правительств, входящих в ISPO стран. Она должна обеспечить решение проблем экономической и социальной направленности, например, таких:

  • электронные универсальные библиотеки;
  • транс культурное обучение;
  • мультимедийный доступ к культурному всемирному наследию;
  • глобальная опись всей информации о проектах, проработках и т.п., поддерживающих развитие информационного общества;
  • управление окружающей средой и природными ресурсами;
  • глобальное управление чрезвычайными ситуациями;
  • глобальный рынок для малых и средних предприятий.

Реализация  этих и других проектов начата в 1999 году. Они несут с собой повышение уровня жизни значительных слоев населения стран ISPO.

Масштабы и  направления проектов построения информационного  общества в странах ISPO будоражат воображение.

Финансовые  рынки навязывают свои законы и правила  всему миру. Отмена торговых границ, взрыв развития телекоммуникационных средств, мировые компьютерные сети, могущество финансовых рынков, международные соглашения о свободе торговли – все это вносит свою лепту в разрушение национальных государств. Глобализация порождает раздробленный мир.

Появляется сетевая экономика, сетевая логика, нейронная сеть, сетевые структуры, сетевой интеллект и т.д.

В декабре 1998г. в России была принята концепция информатизации нашего общества. В следующем году был разработан проект государственной информационной политики  информатизации нашего общества. В 2001 г.  приняты Федеральная целевая программа «Электронная Россия » на 2002 – 2010 годы   и «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 – 2005 годы». Теперь от нас, нашего Правительства зависит, сумеем ли мы включиться в мировой процесс информатизации.

1.4. Свойства информационных технологий

Информационные  технологии играют важную стратегическую роль, так как их применение позволило  представить в формализованном  виде, пригодном для практического использования, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта для реализации и организации социальных процессов. Это привело к  экономии затрат труда, времени, энергии, материальных ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. Роль информационных технологий быстро возрастает, что  объясняется рядом их свойств:

  • ИТ позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, что экономит другие виды ресурсов – сырье, энергию, полезные ископаемые, материалы и оборудование, людские ресурсы, социальное время;
  • ИТ раньше были средством повышения персональной продуктивности сотрудников, а сегодня становятся силой , помогающей компании получить и сохранить преимущества в конкурентной борьбе;
  • ИТ  реализуют наиболее важные, интеллектуальные функции социальных процессов;
  • ИТ влияют  не только на функционирование отдельных компаний, но и на экономику в целом. Они превращаются в социальное явление, определяющее, как выглядит общество в мировом масштабе;
  • ИТ обеспечивают информационное взаимодействие  людей, что способствует распространению массовой информации. Они быстро ассимилируются культурой общества, снимают многие социальные, бытовые и производственные проблемы, расширяют внутренние и международные экономические и культурные связи, влияют на миграцию населения по планете;
  • ИТ занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, в развитии системы образования, культуры, новых (экранных) форм искусства, в популяризации шедевров мировой культуры, истории развития человечества;
  • ИТ играют ключевую роль в процессах получения, накопления, распространения новых знаний
  • ИТ позволяют реализовать методы информационного моделирования глобальных процессов, что обеспечивает возможность прогнозирования многих природных ситуаций, экологических катастроф, крупных технологических аварий, повышенной социальной и политической напряженности;
  • Профессиональные знания включаются посредством ИТ в наукоемкие         изделия и продаются на мировом рынке. Идет торговля невидимым продуктом: знаниями, культурой. Происходит навязывание стереотипа поведения. Именно поэтому в информационном обществе стратегическими ресурсами становятся информация, знание, творчество.
  • Информационные  технологии оказывают огромное влияние посредством дистанционного обучения, компьютерных игр, компьютерных видеофильмов и др.
  • Социальное влияние информационных технологий будет заключаться в синтезе западной и восточной мысли.

Информация о работе Лекции по “Информационным системам и технологии в экономике”