Лекции по “Информационным системам и технологии в экономике”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:59, курс лекций

Описание работы

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что невозможно без привлечения специальных технических средств. Современные сферы деятельности все больше нуждаются в соответствующем информационном обслуживании.

Файлы: 1 файл

TEKST_LEKTsIJ_ITEU_TESTOV_VOPROS_2012.doc

— 862.50 Кб (Скачать файл)

Международная организация стандартов установила семь уровней  сети: физический, канальный, сетевой, транспортный, сеансовый, представительный и прикладной.     Каждый уровень решает свои задачи и обслуживает расположенный над ним уровень. Правила взаимодействия разных систем одного уровня называют протоколом (рис.2.3). Правила взаимодействия соседних уровней в одной системе – интерфейсом. Каждый протокол должен быть прозрачным для соседних уровней. Прозрачность - свойство передачи информации, закодированной любым способом, понятное взаимодействующим уровням.

Сетевую технологию обеспечивает сетевая операционная система. Сетевой операционной системой называют реализацию протоколов и интерфейсов совместно с реализацией управления серверами. Часть протоколов реализуется программно, часть – сетевыми серверами. Наиболее популярными сетевыми операционными системами являются Windows NT и Linux, совместимая с 2000 года  с  приложениями Unix.

Существуют  следующие виды сетей.

Локальная сеть (LAN) объединяет компьютеры в пределах одного предприятия. Существует большое число разновидностей локальных сетей. Наиболее перспективными являются сети интранет, объединяющие локальные сети корпорации посредством протоколов TCP/IP и HTTP, реализующих конвергенцию (слияние, объединение) сетевой и гипертекстовой технологии.

Региональные сети(MAN) могут объединять локальные сети  по географическим (город, область, регион) или тематическим признакам.

Региональные  сети страны, континента, всего мира объединяются в глобальные сети.

Сети делятся на общественные, частные и коммерческие.  

 

 

        

 Сетевая                                      Сетевая         

 операционная                           операционная         

 система                                      система

xxx

xxx

xxx 

 

Рис.2.3. Иллюстрация  понятий протокола и интерфейса. 

 

Сеть Internet (интернет) возникла на базе ArpaNet и в настоящее время “окутала” землю “Всемирной паутиной”, став сетью сетей. Это некоммерческая сеть. Она не имеет владельца, не существует централизованной организации, которая регулировала бы интересы сообщества пользователей. Число пользователей растет с каждым днем и многие коммерческие и общественные сети подключаются к интернет, предоставляя все новые возможности пользователям.

Всемирная паутина  возникла, когда в 1989 году была соединена  гипертекстовая технология с сетевой. Тем самым был изобретен принципиально новый способ свободного доступа (Web – технология) в сеть АРПА, которая тут же получила имя Word Wide Web (WWW – Всемирная паутина). Уже на следующий год к ней подключилось более 3000 активных сетей и более 200 тысяч компьютеров. Если в 1992 году в Сети действовало 26 Web-серверов, то в январе 2000 года - уже более 2 миллионов Web-серверов и более 300 миллионов пользователей.

Сеть интернет можно определить как объединение ЛВС, удовлетворяющих протоколу TCP/IP (протокол управления передачей/межсетевой протокол), которая имеет общее адресное пространство, где у каждого компьютера есть свой уникальный IP-адрес.    Однако можно обращаться к сетям, не удовлетворяющим протоколу TCP/IP. Например, система Usenet обслуживается программой UUCP (Unix-to-Unix-Copy-Program) — программой копирования из Unix в Unix посредством шлюзов.

Наиболее “древние”  услуги Internet: электронная почта, Telnet и FTP.

Протокол Telnet отвечает за взаимодействие приложений с сетью и обеспечивает доступ к базам данных, каталогам библиотек, другим информационным услугам.

FTP — протокол передачи файлов — обеспечивает обмен файлами  между компьютерами. Система файловых архивов FTP глобального и регионального охвата содержит огромное количество информации, накопленной в FTP-архивах за десятилетия эксплуатации компьютерных систем, которая по-прежнему ценна для специалистов.

Роль host – ЭВМ Интернете выполняют web – серверы.

Web-сервер разбит на web-страницы (site - сайты). Для создания сайтов разработан   язык гипертекстовой разметки  HTML (Hyper Text Markup Language) и гипертекстовые редакторы. Для перемещения по Web-страницам и передачи гипертекстовых документов  по сети разработан протокол HTTP (Hyper Text Transfer Protokol). Для поиска web-страницы с нужным гипертекстовым документом разработаны программы поиска и просмотра, называемые навигаторами, или браузерами (Brouser). Они обеспечивают интерфейс пользователя с интернетом. При этом стиль оформления экрана и форма представления документа задаются пользователем.

Web-сервер содержит web-страницы с информацией любого типа (тексты, электронные документы, мультимедийные объекты), редактор разметки HTML, браузеры, программы, реализующие протоколы TCP/IP, HTTP и др., сетевую операционную систему, инструменты для организации дискуссий (телеконференций), гипертекстовые СУБД, системы  гипертекстового документооборота и многие другие инструменты.

Web-технология (WWW-технология)  заключается в следующем. Пользователь посредством гипертекстового редактора  создает гипертекстовый документ. Он размещается на web-сервере. Администратор делает ссылку в каталоге web-сервера на web-страницу, чтобы браузер смог ее найти. После чего любой другой пользователь посредством  поисковой системы может получить доступ к данной web-странице (сайту).

Разработано множество браузеров. Примерами могут служить Microsoft Explorer, Navigator Netscape.

Объединение нескольких локальных  сетей на основе протоколов TCP/IP  и HTTP в пределах одного или нескольких зданий одной корпорации получило название intranet (интрасети). Подключение интрасетей  к интернету реализует технологию intranet/internet (интранет/интернет), обеспечивающую пользователю доступ к любым ресурсам интернет.   Технология интранет/интернет открыла дорогу для развития электронной коммерции, электронного бизнеса и других видов электронной деятельности.

Возможности, которые открывает  интернет в бизнесе, управлении, образовании, в сфере различных сервисных  и социальных приложений, значительно  превосходят те потенциальные опасности, которые в нем есть.

Используя web - технологию, можно путешествовать по всему миру, наслаждаясь получаемой информацией в форме фотографий, аудио-видео файлов, беседуя с людьми из разных стран, реализуя коммерческие планы, получая научную и другую информацию.

Интернет предлагает много  средств поиска информации. Среди  них можно выделить тематические каталоги, поисковые машины или роботы индексов, системы поиска в конференциях  Usenet, службы поиска людей и организаций в Интернет.

Тематический  каталог представляет собой огромную базу данных URL-адресов сайтов самой различной тематики. URL-адрес (Uniform Resource Locator) –унифицированный указатель на ресурс – однозначно определяет web-страницу, может содержать информацию о местонахождении файла, типе файла (программа, данные, адреса электронной почты и т.д.), языке программирования, параметрах программ. Примеры основных ресурсов: электронная почта, глобальная система телеконференций Usenet, региональные и специализированные телеконференции, списки рассылки, FTP-системы глобального и регионального охвата, поисковые машины в среде WWW и многое другое. Такие ресурсы, как электронная почта, система телеконференций Usenet , списки рассылки, рассматриваются в следующем пункте.

Одним из наиболее популярных во всем мире признан англоязычный тематический каталог Yahoo!. Он предлагает  воспользоваться  иерархическим деревом при поиске информации. Для этого  сначала надо задать общую тематику, удовлетворяющую  запросу информации, и далее конкретизировать ее, следуя подсказкам каталога. Результатом является список сайтов (web-страниц), содержащих информацию, соответствующую запросу.

Существуют и  русскоязычные тематические каталоги. Принцип работы с ними идентичен работе с Yahoo!. Назовем Russia on the Net,  List.RU - российский вариант Yahoo!, Желтые страницы Интернет,  предоставляющие детальную информацию о самых разных ресурсах интернет.

Поисковые машины или роботы индексов  - это сервер с огромной базой данных URL-адресов, который автоматически обращается к страницам WWW по всем этим адресам, изучает содержимое этих страниц, формирует и переписывает ключевые слова со страниц в свои каталоги (индексирует страницы). Более того, этот сервер обращается ко всем встречаемым на страницах ссылкам и, переходя к новым страницам, переписывает ключевые слова в каталог. Так как почти любая страница WWW имеет множество ссылок на другие страницы, то при подобной работе поисковая машина в конечном результате теоретически может обойти все сайты в интернет.

Популярной англоязычной поисковой машиной является  AltaVista. Для поиска в русскоязычном интернет (рунет)  используют  Яndex и Rambler.

В последнее время практически  все поисковые системы стали  называть порталами. Портал – сервер, обеспечивающий вход в поисковую систему. Он обеспечивает технологии  работы с базами данных, приложениями, электронными документами  и освобождает пользователя от необходимости работать отдельно с тематическими каталогами, поисковыми машинами и т.д. Первым Российским порталом стал Рамблер. Его отличительной чертой является то, что он ведет статистику посещаемости ссылок собственной базы данных (каталогов). В рейтинг – классификаторе можно просмотреть  содержимое тематического каталога, отсортированного по убыванию числа посещений сайтов, то есть по  их популярности. Рамблер  обеспечивает поиск документов на всех серверах России и СНГ  почтовую службу, Чат, пейджеринг и т.д.

Практически все порталы  обеспечивают технологии доступа к  новостям,  работу телеконференций (обсуждение новостей по темам), форумы (доски объявлений тем) и рассылку ежедневных новостей и свежих тематических материалов по спискам.

Идея портала оказалась  очень перспективной. Крупные предприятия  также открывают свои порталы  для обеспечения доступа своим  сотрудникам к нужной им внутренней и внешней информации.

Самой распространенной стала  сетевая технология компьютерного  способа пересылки и обработки  информационных сообщений, позволяющая  поддерживать оперативную связь  между руководством рабочих групп  и  сотрудниками, учеными, деловыми людьми, бизнесменами и всеми желающими. Такая технология получила название электронной почты.

Электронная почта (E-Mail) –технология, обеспечивающая  хранение и пересылку сообщений между удаленными пользователями. Посредством электронной почты реализуется служба безбумажных почтовых отношений. Она является системой сбора, регистрации, обработки и передачи информации по сетям ЭВМ. Выполняет такие функции, как редактирование документов перед передачей, их хранение в базе почтового сервера, пересылка корреспонденции, проверка и исправление ошибок, возникающих при передаче, выдача подтверждения о получении корреспонденции адресатом, получение и хранение информации в собственном "почтовом ящике", просмотр полученной корреспонденции.

Почтовый ящик - специально организованный файл для хранения корреспонденций. Каждый почтовый ящик имеет сетевой адрес. Он формируется из имени пользователя (Login)  и IP адреса почтового сервера. Адрес почтового ящика относится к ресурсам сети. Почтовый ящик состоит из  корзин: отправления и получения. Корзины – это файлы  почтового ящика. В корзину получения  поступает входящая корреспонденция.  Из корзины отправлений почтовый сервер забирает информацию для рассылки другим пользователям. Могут быть организованы и другие корзины, например корзина для мусора. В нее удаляются ненужные сообщения, которые в случае необходимости можно  восстановить.

Для пересылки  корреспонденции можно установить непосредственную  связь с почтовым ящиком адресата в режиме реального времени - on-line . Он-лайновые(интерактивные) средства коммуникации пользователей (chat, ICQ и другие) предполагают возможность обмена информацией между двумя или большим количеством пользователей Сети в режиме реального времени через специальный чат-сервер. Частью такого обмена может становиться текстовый диалог, передача графики прямо в процессе ее создания, голосовая и видео связь, обмен файлами. Некоторый  перечень чат адресов уже включен  в используемую клиентскую программу,  например, в программу Microsoft NetMeeting. В регистрационных списках чатов обычно указываются сведения о месте проживания участников.

В интерактивном  режиме  необходимо ждать включения компьютера адресата. Поэтому более распространенным методом является выделение отдельных компьютеров в качестве почтовых отделений. Они называются почтовыми серверами. При этом все компьютеры пользователей подключены к ближайшему почтовому серверу, получающему, хранящему и пересылающему дальше по сети почтовые отправления, пока они не дойдут до адресата. Отправка адресату сообщения осуществляется по мере его выхода на связь с ближайшим почтовым сервером в режиме off-line (почтовый режим).

Почтовые серверы  реализуют следующие функции: обеспечение  быстрой и качественной доставки информации, управление сеансом связи, проверку достоверности информации и корректировку ошибок, хранение информации “до востребования” и извещение пользователя о поступившей в его адрес корреспонденции, регистрацию и учет корреспонденции, проверку паролей при запросах корреспонденции, поддержку справочников с адресами пользователей и многое другое.

Пересылка сообщений  пользователю может выполняться в индивидуальном, групповом и общем режимах. При индивидуальном режиме адресатом является отдельный компьютер пользователя, и корреспонденция содержит IP адрес его почтового сервера и LOGIN.

При групповом режиме корреспонденция рассылается одновременно группе адресатов. Эта группа может быть сформирована по-разному. Почтовые серверы имеют средства распознавания группы. Например, в качестве адреса может быть указано: "Получить всем, интересующимся данной темой" или указан список рассылки.

В общем режиме корреспонденция отправляется всем пользователям - владельцам почтовых ящиков. Посредством двух последних режимов можно организовать телеконференцию (конференцию), форум (электронные доски объявлений). Во избежание перегрузки почтовых ящиков в почтовых серверах хранятся справочники адресов, содержащих фильтры для групповых и общих сообщений.

Информация о работе Лекции по “Информационным системам и технологии в экономике”