Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 03:24, курс лекций

Описание работы

Применение подхода открытых систем в настоящее время является основной тенденцией в области информационных технологий и средств вычислительной техники, поддерживающих эти технологии. Идеологию открытых систем реализуют в своих последних разработках все ведущие фирмы - поставщики средств вычислительной техники, передачи информации, программного обеспечения и разработки прикладных информационных систем. Их результативность на рынке информационных технологий и систем определяется согласованной (в пред конкурентной фазе) научно-технической политикой и реализацией стандартов открытых систем.

Содержание работы

Тема 1. Особенности работы в многопользовательских средах 6
1.1. Открытые Системы, процессы стандартизации и профили стандартов. 6
1.1.1. Понятие подхода Открытых Систем. 6
1.1.2. Архитектура Открытых Систем. 7
1.1.3. Преимущества идеологии открытых систем. 10
1.1.4. Открытые Системы и объектно-ориентированный подход 11
1.1.5. Стандарты Открытых Систем 13
1.1.6. Профили стандартов Открытых Систем 15
1.1.7. Заключение 16
1.2. Архитектура «клиент-сервер» и «клиент-серверные» технологии. 17
1.2.1. Введение. 17
1.2.2. Традиционные подходы в моделировании 17
1.2.3. Серверы приложений 18
1.2.4. Заключение 21
1.3. Построение многопользовательских информационных систем и управление ими. 21
1.3.1. Цели администрирования 21
1.3.2. Обязанности системного администратора 21
1.3.3. Проблема организации администрирования крупных информационных систем. 22
1.3.4. Администрирование СУД 26
1.3.5. Технические средства обеспечения безопасности информационных технологий. 28
1.3.6. Задачи администратора 28
1.3.7. Планирование эффективной рабочей среды 29
Тема 2. Системная архитектура Oracle. 30
2.1. Архитектура 30
2.2. Сервер 30
2.3. Файлы. 37
2.3.1. Файлы параметров 38
2.3.2. Файлы данных 40
2.3.3. Временные файлы 44
2.3.4. Управляющие файлы 45
2.3.5. Файлы журнала повторного выполнения 46
Тема 3. Администрирование в среде Unix. 48
3.1. Включение станции Sun SPARCstation. 48
3.2. Регистрация нового пользователя. 49
3.3. Начало работы в системе. 50
3.3.1. Вход. 50
3.3.2. Пользовательский профайл 51
3.3.3. Выключение системы. 52
3.4. Несколько простейших команд Unix. 52
3.4.1. Некоторые наиболее употребительные команды. 54
3.5. Очень кратко о редакторе VI. 54
3.6. Базовые принципы системы UNIX 56
3.6.1. Что входит в ядро 56
3.6.2. Файловая система UNIX. 57
3.7. Утилита системного администратора SYSADM. 57
3.8. Несколько сетевых команд Unix. 58
3.8.1. finger. Кто работает в системе 58
3.8.2. talk. Вызвать пользователя на разговор 58
3.8.3. mailx. Послать кому-нибудь электронную почту 59
3.8.4. telnet. Залогиниться на удаленную машину 59
3.8.5. ftp. File Trasfer Protocol. Пересылка файлов 59
3.8.6. ping. "Прозвонить" удаленную машину 60
3.9. Сетевая файловая система NFS 60
3.9.1. Для того, чтобы Unix-машина служила NFS сервером 61
3.9.2. Активизация NFS. 61
3.10. Система печати LP 62
3.10.1 Подключить к системе новый принтер. 62
3.11. Графическая оболочка X-Windows System 63
3.11.1. Основная идея X Windows 63
3.11.2. Как это запускается? 64
3.11.3. Конфигурирование X Windows 65
3.11.4. Запуск X Windows 65
3.11.5. Настройки пользовательского окружения X Windows 65
Тема 4. Администрирование в сетях с операционными системами типа Windows (NT, 2000, 2003). 67
4.1. Установка Windows Server 2003. 69
4.1.1. Первые шаги 69
4.1.2. Текстовый этап 69
4.1.3. Графический этап. 70
4.1.4. Новое имя, новая роль 72
4.2. Служба каталогов Active Directory 73
4.2.1. Назначение службы каталога 74
4.2.2. Основные понятия Active Directory 74
4.2.3. Развертывание Active Directory 75
4.2.4. Управление объектами 76
4.2.5. Заключение 77
4.3. Доступ к сетевым ресурсам 77
4.3.1. Сервис WINS 78
4.3.2. Установка принт-сервера 81
4.4. Система доменных имен 82
4.4.1. DNS - необходимость 82
4.4.2. Структура DNS 83
4.4.3. Построение DNS 85
4.4.4. Настройка DNS 85
4.4.5. Подключаемся к Интернету 86
4.5. Служба DHCP 88
4.5.1. Преимущества использования DHCP 89
4.5.2. Реализация DHCP 89
4.5.3. Установка DHCP 89
4.5.4. Администрирование сервера DHCP 90
4.6. Маршрутизация и удаленный доступ 91
4.6.1. Проблема роста 91
4.6.2. Межсетевой мост 92
4.6.3. Маршрутизатор 93
4.6.4. Удаленный доступ 95
4.6.5. Протокол NAT 97
4.6.6. Результаты работы 98
4.7. Серверы в Windows Server 2003. 99
4.7.1. Распределяем роли 99
4.7.2. Веб-сервер 100
4.7.3. Internet Information Services (IIS) 100
4.7.4. Настройка веб-сайтов 103
4.7.5. Настройка FTP-сервера 104
4.7.6. Настраиваем почтовый сервер 104
4.7.7. Службы общения. 107
4.7.8. Заелючение. 108
4.8. Профилактические и сервисные работы 109
4.8.1. Резервное копирование 109
4.8.2. Профилактика 110
4.8.3. Установка обновлений 111
4.8.4. Заключение 112
4.9. Консольные команды управления 112
4.9.1. Основные консольные команды. 113
4.9.2. Заключение. 117
Тема 5. Сеть Интернет, ее функционирование и архитектурные особенности. 118
5.1. Краткое историческое введение 118
5.2. Что составляет Internet ? 120
5.3. Административное устройство Internet 121
5.4. Финансы 122
5.5. Как структура Internet сказывается на Пользователе ? 122
5.6. Потенциальные пользователи 123
5.7. Доступ в Internet 125
5.8. Планы на будущее 126
5.8.1. Стандартные протоколы ISO 126
5.8.2. Международные связи 126
5.8.3. Коммерциализация 127
5.8.4. Приватизация 128
Тема 6. Сетевые протоколы. 129
6.1. Протоколы, обеспечивающие прикладные услуги 129
6.2. Протоколы, обеспечивающие транспортные услуги 130
6.3. Протоколы, обеспечивающие сетевые услуги. 130
6.4. Протоколы Интернет 130
Тема 7. Стек протоколов TCP/IP. 132
7.1. История и перспективы стека TCP/IP. 132
7.2. Структура стека TCP/IP. Краткая характеристика протоколов. 133
Тема 8. Программирование сокетов. 136
8.1. Создание сокета 136
8.2. Привязка к локальным именам. 137
8.3. Установление связи 137
8.4. Передача данных. 138
8.5. Закрывание сокетов. 139
8.6. Пример функции, для установления WWW коннекта. 140
Тема 9. Язык Perl и CGI-программирование. 142
9.1. Основные особенности Perl 142
9.1.1 Введение 142
9.2 Взаимодействие с СУБД 142
9.2.1 Взаимодействие с Oracle 142
9.3 Написание модулей CGI 147
9.4 Обработка файлов формата DBF 148
Тема 10. Язык HTML (Список элементов HTML). 151
10.1. Базисные элементы. 151
10.2. Определение структуры. 151
10.3. Внешний вид. 151
10.4. Ссылки и графика. 152
10.5. Разделители. 152
10.6. Списки. 153
10.7. Фон и цвета. 153
10.8. Специальные символы. 153
10.9. Формы. 154
10.10. Таблицы 154
10.11. Фреймы. 155
10.12. Язык Java. 156
10.13. Разное. 156
Тема 11. Управление WEB-сервером Apache. 157
Тема 12. Комплексные решения – построение ISP (Internet Service Provider – поставщика услуг Интернет). 160

Файлы: 1 файл

lek_adm.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

 

Итак повторим:

 

X-сервер. Программа, которая написана  специально под конкретное физическое  устройство (имеется в виду - монитор,  графконтроллер, мышь и клавиатура), умеет на нем рисовать, и умеет  понимать команды рисования по протоколу X Windows System.

X-клиент. Прикладная программа,  обеспечивающая графический интерфейс  с пользователем. Команды для  рисования на экране передает X серверу по протоколу X Windows System.

X-терминал. Ящик (монитор, графконтроллер, мышь, клавиатура, ну и, естественно, процессор и оперативная память), на котором запущена программа X-сервер. X-терминалом может служить самая обыкновенная графическая Unix-рабочая станция, на которой X сервер выполняется, как одна из многих прикладных задач. Специализированный X-terminal - ящик, на котором запускается только X сервер, и ничего кроме. Можно использовать PC под MS-DOSом, на котором запущена DOSовская программа, реализующая X сервер.

Xlib - библиотека C-ишных функций,  реализующих протокол X Windows System. С помощью этой библиотеки можно писать графические программы - X-клиенты.

 

Что мы с этого имеем:

 

Мы получаем универсальный GAPI - (Graphical Application Programming Interface) - средство программирования графических приложений. Пользовательские графические программы при этом полностью отвязаны от железа, от конкретного графконтроллера. О железе пусть беспокоится X-сервер.

Протокол X Windows умеет "ездить" по сети: например по TCP/IP, или по DEC-net. Поэтому Xсервер может крутиться на одной  машине, а X-клиент - на другой. То есть, картинка рисуется на одной машине, а программа, которая ее обеспечивает - крутится на другой.

X-сервер способен обслуживать  сразу много клиентов, причем  всех - одновременно. На нашем графическом  экране может быть открыто  сразу много окон - каждое окно порождается его собственным 1000 X клиентом. Клиенты эти могут быть запущены и на нашей машине (к которой подключена графическая подсистема), и на удаленных машинах, соединенных с нами по сети.

 

Чего нам это стоит.

 

Понятно чего. Ресурсов. X Windows очень любит ресурсы - память, процессор, диск. Способен съесть их в неограниченных количествах. А еще ведь надо программировать. (К счастью, не всем надо). Кто видел, как выглядят программы для MS Windows или Mac, может представить себе внешний вид исходных текстов X-овой программы.

3.11.2. Как это запускается?

Пусть в нашей сети есть машина с графической подсистемой и X сервером, и сетевой адрес этой машины pcat107.foms.msk.ru 
на pcat107 нужно выполнить команду:

 

xhost +    # разрешить X-овым программам с ЛЮБОЙ машины

 

           # рисовать  на экране машины pcat107

 

Запускаем на нашем компьютере X-овую программу, так, чтобы ее окошко рисовалось на мониторе pcat107. Для этого на нашем  компьютере нужно выполнить команду:

 

xterm -display pcat107:0.0 &

3.11.3. Конфигурирование X Windows

В Linux используется X11 в реализации XFree86. Чтобы его сконфигурировать, выполните команду xf86config

3.11.4. Запуск X Windows

На некоторых машинах он сам  запускается. А также иногда удается  запустить его вручную командами: startx и/или openwin

Solaris:

1. Установите  переменные окружения:

OPENWINHOME=/usr/openwin                 export OPENWINHOME

 

LD_LIBRARY_PATH=/usr/openwin/lib         export LD_LIBRARY_PATH

 

PATH=/usr/openwin/bin:$PATH              export PATH

 

XAPPLERESDIR=/usr/openwin/lib/app-defaults ex

82a

port XAPPLERESDIR

 

2. Запустите X Windows командой

openwin

 

Unix'ы:

1. Установите переменные окружения:

PATH=/usr/bin/X11:$PATH

 

XAPPLERESDIR=/usr/lib/X11/app-defaults

 

2. Запустите X Windows командой

startx

 

"Ненормальные" Unix'ы (Unixware):

Когда регистрируете  пользователя, ответьте Yes на вопрос "Хотите графический DeskTop". Тогда после login'а X Windows будет запускаться автоматически. Если вы прозевали, и ответили No, то никаким осмысленным способом запустить X Windows для себя вам не удастся.

3.11.5. Настройки пользовательского  окружения X Windows

При наличии пользовательских настроечных  файлов, лежащих в домашнем каталоге пользователя, используются они. Если их нет, используются стандартные, общественные, обычно лежащие в каталоге /usr/lib/X11 или /usr/openwin/lib

Персональные  и общественные пользовательские настройки  хранятся в файлах:

$HOME/.Xdefaults

  $HOME/.OWdefaults

  /usr/lib/X11/Xdefaults

  /usr/openwin/lib/Xdefaults

  /usr/openwin/lib/app-defaults/*

 

Окружение (desktop) - т.е. программы, которые  стартуют автоматически при запуске X Windows находится в файлах:

 

 

 

Solaris:

$HOME/.openwin-init

/usr/openwin/lib/openwin-init

 

X windows:

$HOME/.xinitrc

/usr/lib/X11/xinit/xinitrc

 

Настройки window-manager'a - т.е. - поведение окон, менюшки пользователя, раскладка команд на клавиши мышки

 

Solaris:

  $HOME/.openwin-menu

  $HOME/.openwin-menu-*

 

  /usr/openwin/lib/openwin-menu

  /usr/openwin/lib/openwin-menu-*

 

Linux:

$HOME/.fvwmrc

 

/usr/lib/X11/fvwm/system.fvwmrc

 

 

Тема 4. Администрирование  в сетях с операционными системами  типа Windows (NT, 2000, 2003).

Семейство Windows Server 2003 — это дальнейшее развитие платформы Windows Server 2000. Но, впервые  посмотрев на интерфейс новой  системы, невольно ловишь себя на том, что где-то это уже видел. И действительно, почти полное сходство с Windows XP (особенно если в XP отключить стили отображения). Конечно, не стоит забывать о том, что в серверной ОС присутствует большое количество специализированных служб, и о том, что после выхода Windows XP регулярно выпускались различные исправления к этой системе (таким образом, только что установленная w2k3 надежнее и устойчивей, чем такая же XP, в идеале, конечно). Разработчики попытались скрестить удобство и надежность Windows XP с весьма успешной, но «тяжелой» серверной платформой w2k. Надо сказать, что это почти получилось, и человеку, имеющему опыт работы с w2k (а лучше с XP), будет довольно легко освоиться с новой ОС. Хотя, конечно, есть некоторые отличия и новые технологии.

Windows Server 2003 выпускается в четырех  версиях, которые построены с  использованием одного центрального  ядра, но предназначены для выполнения  различных задач. Подробное описание  каждой из них будет рассмотрено  далее.

Мы будем рассматривать в качестве примера версию Standard Edition как наиболее удобную и рациональную в случае управления небольшими сетями.

 

Выбор конфигурации.

 

По данным самой Microsoft, для запуска  системы (минимально необходимая конфигурация) на базе Server 2003 достаточно Pentium (или аналогичный процессор от AMD) 133 МГц и 128 Мбайт оперативной памяти.

Более правдоподобно  выглядят рекомендуемые характеристики: Pentium 550 МГц и 256 Мбайт ОЗУ. Приведенные  данные справедливы для Standard и Web Edition и платформ на базе x86-совместимых процессоров. Для всех версий потребуется от 1,5 до 2 Гбайт дискового пространства. Стоит помнить, что в большинстве случаев для нормальной работы необходимо «умножить» рекомендуемые требования на два. Таким образом, для запуска и полноценной работы среднестатистического сервера w2k3 необходим компьютер на базе процессора Pentium от 1 ГГц с 512 Мбайт памяти и от 4 Гбайт дискового пространства. Это не так уж много на сегодняшний день и не сильно отличается от требований, предъявляемых Windows 2000 Server.

В качестве примера можно привести конфигурацию компьютера для использования в  качестве контроллера домена, файл-сервера  и сервера печати (так же можно  запустить на нем шлюз доступа  в Интернет). Помня о правиле  «умножить на два», будьте готовы к тому, что вам понадобится 512 и более Мбайт оперативной памяти. Точный ее объем зависит от конкретных задач и количества пользователей в сети. Например, на сеть, которая состоит из 25 машин, где сервер используется как контроллер домена, шлюз и файл-сервер (возможно и как сервер печати), 512 Мбайт будет вполне достаточно. Если вы предполагаете использовать сервер терминалов, то памяти понадобится больше. Объем жесткого диска не так важен — все зависит от количества информации, которую вы будете хранить на сервере.

 

Выбор оборудования.

 

Особое  внимание стоит уделить выбору материнской  платы и корпуса.

Часто на материнских  платах присутствуют встроенный сетевой  контроллер и Serial ATA или просто IDE RAID-контроллер и сетевой адаптер. Этим можно  выгодно воспользоваться. Использование RAID-массива в случае с сервером более чем оправдано.

Есть еще  одна хитрость, связанная с жесткими дисками. Рекомендуется использовать для установки системы и ПО один диск или раздел, а для хранения данных другой.

Есть еще  один важный компонент будущего системного блока — память. Очень часто нестабильная работа системы вызвана именно некачественной памятью. При покупке комплектующих необходимо обращать особое внимание на их качество.

 

Сетевое оборудование.

 

Предположим, что имеется пять компьютеров. А так же договоримся, что будем строить сеть на базе проводной технологии Ethernet по классической схеме «звезда».

Вам понадобятся сетевые карты, сетевой коммутатор (switch) или концентратор (hub), определенное количество кабеля типа витой пары (лучше пятой категории) и коннекторы RJ-45. На один из компьютеров, который выполняет роль сервера и подключен к Интернету, нужно установить ОС Windows Server 2003. На нем должны присутствовать две сетевых карты, одна из которых будет обращена к локальной сети, а другая к провайдеру, предоставляющему доступ в Интернет. Естественно, что в зависимости от типа подключения к нему вместо сетевой карты может быть использовано другое сетевое устройство (xDSL, обыкновенный модем и проч.). Если же сервер не будет являться роутером, то есть нет необходимости в предоставлении доступа как самому серверу, так и его клиентам в Интернет, то второй сетевой интерфейс не понадобится вообще.

В качестве коммутатора или концентратора  можно использовать любые подходящие по количеству портов и скорости связи от тех же производителей. Если вам нужно большее количество портов, чем может предоставить одно устройство, вы можете соединить несколько свичей или хабов вместе.

4.1. Установка Windows Server 2003.

Windows Server 2003 можно инсталлировать с нуля, а можно сделать обновление той системы, которая уже установлена на компьютере. К сожалению, список операционных систем, обновление которых допускается, ограничен Windows NT Server 4.0 SP5 (включая Terminal Server Edition и Enterprise Edition) и Windows 2000 Server (включая Advanced Server). При обновлении с указанных систем обеспечивается перенос базы данных имен и паролей пользователей в устанавливаемую систему.

Мы рассмотрим установку с нуля. Инсталляция в качестве второй системы или поверх предыдущей отличается от нее только некоторыми мелочами, которые очевидны и не требуют подробного описания.

4.1.1. Первые шаги

Включите в BIOS загрузку с CD, вставьте компакт-диск с записанной на нем  версией Windows Server 2003 и сядьте поудобнее. Ждать придется долго, процесс инсталляции будет длиться порядка сорока минут.

Если у вас в компьютере есть оборудование, требующее специальных  драйверов, то в самом начале установки  необходимо нажать F6, после чего система  запросит диск с драйверами и загрузит их. А теперь давайте пройдем весь путь инсталляции по шагам.

4.1.2. Текстовый этап

Шаг 1. На данном этапе на диске ничего нет, минимально работающая система загружена с компакт-диска.

Сначала система запросит, принимаете ли вы лицензионное соглашение Microsoft. Если вы не примете его, то тогда установить новый сервер не удастся. Поэтому нажмите F8, иначе на этом установка системы будет прервана практически не начавшись.

Шаг 2. На этом шаге будут создаваться и при необходимости уничтожаться разделы жесткого диска. Поэтому нужно быть крайне внимательным — здесь выбор элемента «Удаление раздела» приводит к немедленному удалению. Никаких «Undo» на этом шаге нет, то есть вернуть удаленное не удастся.

Шаг 3. Необходимо указать размер этого раздела. Мы рекомендуем разбить диск минимум на два раздела в целях повышения надежности.

Шаг 4. На этом шаге система задаст вопрос о том, какая файловая система будет размещена на разделе. Есть четыре варианта форматирования — FAT (Quick format), NTFS (Quick format), FAT и NTFS. Мы рекомендуем следует выбирать NTFS как наиболее надежную файловую систему.

Быстрое форматирование создает таблицу  разделов, не размечая весь диск и не проверяя его на плохие сектора. Если вы недавно проверяли винчестер  на наличие плохих секторов или уверены в его исправности, смело выбирайте быстрое форматирование.

Система отформатирует диск, скопирует  файлы с компакт-диска на винчестер, произведет некоторые подготовительные действия и перезагрузит компьютер.

После перезагрузки начнется второй, графический этап. Во время перезагрузки убедитесь, что система загружается именно с жесткого диска, это будет свидетельствовать о том, что вы все делаете правильно, а пер-вый этап программы установки отработал корректно.

4.1.3. Графический этап.

Шаг 5. Итак, начался второй этап установки. Через несколько секунд на экране будет отображено диалоговое окно, в котором вы должны указать системе региональные и языковые параметры, в соответствии с которыми она будет формировать сообщения и отвечать на запросы. Нажав в этом окне кнопку «Customize», мы перейдем к следующему шагу.

Шаг 6. В зависимости от выбранной вами страны меняется формат вывода национальной валюты, чисел, времени и даты.

Вкладка «Languages» позволяет установить поддержку азиатских языков. Навкладке «Advanced» выбираем параметры вывода сообщений для программ, не использующих Unicode. Здесь мы рекомендуем выбрать русский язык, иначе большинство сообщений вы просто-напросто не сможете прочесть.

Вернемся к окну, отображенному  в шаге 5, и выберем не «Customize», а «Default». После этого мы перейдем к шагу 7.

Шаг 7. Здесь вы сможете указать компьютеру, на каких языках с ним можно будет общаться.

Сказанное выше комментариев не требует, достаточно просто взглянуть на картинку. Теперь нужно опять вернуться к окну, упомянутому в шаге 5, и нажать в нем кнопку «Next».

Шаг 8. Нужно указать имя владельца компьютера и название организации, в которой этот компьютер установлен. Эта информация не играет практически никакой роли в домашней сети, поэтому здесь ваша фантазия может проявиться в полной мере.

Далее Microsoft пытается убедиться, что  вы являетесь законным владельцем данной копии и требует ввести ключ продукта.

Информация о работе Математическое обеспечение и администрирование информационных систем