Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 03:24, курс лекций

Описание работы

Применение подхода открытых систем в настоящее время является основной тенденцией в области информационных технологий и средств вычислительной техники, поддерживающих эти технологии. Идеологию открытых систем реализуют в своих последних разработках все ведущие фирмы - поставщики средств вычислительной техники, передачи информации, программного обеспечения и разработки прикладных информационных систем. Их результативность на рынке информационных технологий и систем определяется согласованной (в пред конкурентной фазе) научно-технической политикой и реализацией стандартов открытых систем.

Содержание работы

Тема 1. Особенности работы в многопользовательских средах 6
1.1. Открытые Системы, процессы стандартизации и профили стандартов. 6
1.1.1. Понятие подхода Открытых Систем. 6
1.1.2. Архитектура Открытых Систем. 7
1.1.3. Преимущества идеологии открытых систем. 10
1.1.4. Открытые Системы и объектно-ориентированный подход 11
1.1.5. Стандарты Открытых Систем 13
1.1.6. Профили стандартов Открытых Систем 15
1.1.7. Заключение 16
1.2. Архитектура «клиент-сервер» и «клиент-серверные» технологии. 17
1.2.1. Введение. 17
1.2.2. Традиционные подходы в моделировании 17
1.2.3. Серверы приложений 18
1.2.4. Заключение 21
1.3. Построение многопользовательских информационных систем и управление ими. 21
1.3.1. Цели администрирования 21
1.3.2. Обязанности системного администратора 21
1.3.3. Проблема организации администрирования крупных информационных систем. 22
1.3.4. Администрирование СУД 26
1.3.5. Технические средства обеспечения безопасности информационных технологий. 28
1.3.6. Задачи администратора 28
1.3.7. Планирование эффективной рабочей среды 29
Тема 2. Системная архитектура Oracle. 30
2.1. Архитектура 30
2.2. Сервер 30
2.3. Файлы. 37
2.3.1. Файлы параметров 38
2.3.2. Файлы данных 40
2.3.3. Временные файлы 44
2.3.4. Управляющие файлы 45
2.3.5. Файлы журнала повторного выполнения 46
Тема 3. Администрирование в среде Unix. 48
3.1. Включение станции Sun SPARCstation. 48
3.2. Регистрация нового пользователя. 49
3.3. Начало работы в системе. 50
3.3.1. Вход. 50
3.3.2. Пользовательский профайл 51
3.3.3. Выключение системы. 52
3.4. Несколько простейших команд Unix. 52
3.4.1. Некоторые наиболее употребительные команды. 54
3.5. Очень кратко о редакторе VI. 54
3.6. Базовые принципы системы UNIX 56
3.6.1. Что входит в ядро 56
3.6.2. Файловая система UNIX. 57
3.7. Утилита системного администратора SYSADM. 57
3.8. Несколько сетевых команд Unix. 58
3.8.1. finger. Кто работает в системе 58
3.8.2. talk. Вызвать пользователя на разговор 58
3.8.3. mailx. Послать кому-нибудь электронную почту 59
3.8.4. telnet. Залогиниться на удаленную машину 59
3.8.5. ftp. File Trasfer Protocol. Пересылка файлов 59
3.8.6. ping. "Прозвонить" удаленную машину 60
3.9. Сетевая файловая система NFS 60
3.9.1. Для того, чтобы Unix-машина служила NFS сервером 61
3.9.2. Активизация NFS. 61
3.10. Система печати LP 62
3.10.1 Подключить к системе новый принтер. 62
3.11. Графическая оболочка X-Windows System 63
3.11.1. Основная идея X Windows 63
3.11.2. Как это запускается? 64
3.11.3. Конфигурирование X Windows 65
3.11.4. Запуск X Windows 65
3.11.5. Настройки пользовательского окружения X Windows 65
Тема 4. Администрирование в сетях с операционными системами типа Windows (NT, 2000, 2003). 67
4.1. Установка Windows Server 2003. 69
4.1.1. Первые шаги 69
4.1.2. Текстовый этап 69
4.1.3. Графический этап. 70
4.1.4. Новое имя, новая роль 72
4.2. Служба каталогов Active Directory 73
4.2.1. Назначение службы каталога 74
4.2.2. Основные понятия Active Directory 74
4.2.3. Развертывание Active Directory 75
4.2.4. Управление объектами 76
4.2.5. Заключение 77
4.3. Доступ к сетевым ресурсам 77
4.3.1. Сервис WINS 78
4.3.2. Установка принт-сервера 81
4.4. Система доменных имен 82
4.4.1. DNS - необходимость 82
4.4.2. Структура DNS 83
4.4.3. Построение DNS 85
4.4.4. Настройка DNS 85
4.4.5. Подключаемся к Интернету 86
4.5. Служба DHCP 88
4.5.1. Преимущества использования DHCP 89
4.5.2. Реализация DHCP 89
4.5.3. Установка DHCP 89
4.5.4. Администрирование сервера DHCP 90
4.6. Маршрутизация и удаленный доступ 91
4.6.1. Проблема роста 91
4.6.2. Межсетевой мост 92
4.6.3. Маршрутизатор 93
4.6.4. Удаленный доступ 95
4.6.5. Протокол NAT 97
4.6.6. Результаты работы 98
4.7. Серверы в Windows Server 2003. 99
4.7.1. Распределяем роли 99
4.7.2. Веб-сервер 100
4.7.3. Internet Information Services (IIS) 100
4.7.4. Настройка веб-сайтов 103
4.7.5. Настройка FTP-сервера 104
4.7.6. Настраиваем почтовый сервер 104
4.7.7. Службы общения. 107
4.7.8. Заелючение. 108
4.8. Профилактические и сервисные работы 109
4.8.1. Резервное копирование 109
4.8.2. Профилактика 110
4.8.3. Установка обновлений 111
4.8.4. Заключение 112
4.9. Консольные команды управления 112
4.9.1. Основные консольные команды. 113
4.9.2. Заключение. 117
Тема 5. Сеть Интернет, ее функционирование и архитектурные особенности. 118
5.1. Краткое историческое введение 118
5.2. Что составляет Internet ? 120
5.3. Административное устройство Internet 121
5.4. Финансы 122
5.5. Как структура Internet сказывается на Пользователе ? 122
5.6. Потенциальные пользователи 123
5.7. Доступ в Internet 125
5.8. Планы на будущее 126
5.8.1. Стандартные протоколы ISO 126
5.8.2. Международные связи 126
5.8.3. Коммерциализация 127
5.8.4. Приватизация 128
Тема 6. Сетевые протоколы. 129
6.1. Протоколы, обеспечивающие прикладные услуги 129
6.2. Протоколы, обеспечивающие транспортные услуги 130
6.3. Протоколы, обеспечивающие сетевые услуги. 130
6.4. Протоколы Интернет 130
Тема 7. Стек протоколов TCP/IP. 132
7.1. История и перспективы стека TCP/IP. 132
7.2. Структура стека TCP/IP. Краткая характеристика протоколов. 133
Тема 8. Программирование сокетов. 136
8.1. Создание сокета 136
8.2. Привязка к локальным именам. 137
8.3. Установление связи 137
8.4. Передача данных. 138
8.5. Закрывание сокетов. 139
8.6. Пример функции, для установления WWW коннекта. 140
Тема 9. Язык Perl и CGI-программирование. 142
9.1. Основные особенности Perl 142
9.1.1 Введение 142
9.2 Взаимодействие с СУБД 142
9.2.1 Взаимодействие с Oracle 142
9.3 Написание модулей CGI 147
9.4 Обработка файлов формата DBF 148
Тема 10. Язык HTML (Список элементов HTML). 151
10.1. Базисные элементы. 151
10.2. Определение структуры. 151
10.3. Внешний вид. 151
10.4. Ссылки и графика. 152
10.5. Разделители. 152
10.6. Списки. 153
10.7. Фон и цвета. 153
10.8. Специальные символы. 153
10.9. Формы. 154
10.10. Таблицы 154
10.11. Фреймы. 155
10.12. Язык Java. 156
10.13. Разное. 156
Тема 11. Управление WEB-сервером Apache. 157
Тема 12. Комплексные решения – построение ISP (Internet Service Provider – поставщика услуг Интернет). 160

Файлы: 1 файл

lek_adm.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Если у вас "безголовый" Sun - сервер, то к нему в качестве консоли  подключается алфавитно-цифровой терминал. Подключать можно к любому последовательному  порту - A или B. Sun обнаружив отсутствие системной клавиатуры опрашивает все порты по очереди, и обнаружив на одном из них терминал, делает его консольным (со всеми вытекающими из этого последствиями).

Чтобы вызвать boot-монитор с алфавитного  консоля, нажмите на нем клавишу BREAK (На терминале vt220 BREAK - это клавиша F5).

3.2. Регистрация нового пользователя.

Если вам в руки попалась свежеустановленная машина, то на ней еще не зарегистрировано никаких пользователей за исключением  суперпользователя "root" - системного администратора. Пароля у него нет. Входите в него.

В суперпользователя можно превратиться. Для этого выполните команду

 

su     # Super User

 

Каждый пользователь в системе Unix предварительно должен быть зарегистрирован. Пользователю полагается иметь: имя, пароль, номер пользователя, номер группы, к которой он принадлежит, домашний каталог, командный интерпретатор. У пароля могут быть дополнительные параметры - как часто его можно менять, время действия, и прочие секретные штучки.

Comment

Familiq Imya Otchestwo

logname

входное имя пользователя

passwd

пароль

UID

User Identification Descriptor

GID

Group Identification Descriptor

$HOME

Домашний каталог

shell

Командный интерпретатор


 

Бывают такие командные интерпретаторы:

/usr/local/bin/bash - Самый удобный

/bin/ksh - Чуть похуже, но тоже ничего

/usr/local/bin/tcsh - Удобный, но "неправильный" и медленный

/bin/sh - Самый "правильный" и самый неудобный

/bin/csh - "Неправильный" и чуть более удобный

/etc/passwd - Вся информация о пользователе хранится здесь

/etc/shadow - Здесь хранятся закодированные пароли

 

В любом уважающем себя Unix имеется "головная" утилита оператора (условно называемая sysadm) - диалоговая программа, с менюшками и окошками для выполнения насущных задач по системному администрированию. В том  числе позволяет регистрировать новых пользователей. Запускать ее может только "суперпользователь" root. При запуске "sysadm" может спросить тип терминала, на котором ему предстоит работать. Ответьте: vt100

 

 

Примечание. В различных операционных системах эта утилита может называться по разному.

admintool

Solaris 2

sysadmsh

SCO UNIX

smit, msmit

AIX

sam

HP/UX

setup

Linux

sysadm

UnixWare, ISC, SVR4


 

Команда регистрации нового пользователя.

adduser

Linux

useradd

SunOS 4.1

vipw

BSD/OS, FreeBSD


 

Как зарегистрировать нового пользователя "вручную".

1. Вставляем  в /etc/passwd еще одну строчку:

moshkow:x:555:1:Maksim E. Moshkow:/home/moshkow:/bin/ksh

2. Приводим в соответствие файл /etc/shadow

pwconv

3. Создаем пользовательский каталог

mkdir /home/moshkow

 

chown moshkow /home/moshkow

4. Задаем пароль новому пользователю

passwd moshkow

3.3. Начало работы в системе.

3.3.1. Вход.

На экране терминала появится строка

Console login:

или просто

login:

Введите имя, под которым вы зарегистрированы в системе, если нужно, пароль. Если Вы ошиблись при вводе имени, нажмите CTRL+U или DEL или CTRL-D (для отмены), или несколько раз нажмите на Return, потерпите немного и повторите ввод.

На экране появится приглашение  командного интерпретатора.

sunsite:~/$ _

Чтобы выйти из системы, наберите команду exit или просто нажмите Ctrl-D на пустой строчке;

exit

или CTRL-D Переменные окружения

 

 

При входе в систему для пользователя автоматически устанавливается  несколько переменных окружения. Чтобы  посмотреть их значение, выполните  команду env.

 

    env   # Распечатать проэкспортированные переменные окружения

 

LOGNAME=moshkow                  # имя пользователя

 

HOME=/home/moshkow               # его домашний каталог

 

SHELL=/bin/ksh                   # его командный интерпретатор

 

MAIL=/usr/mail/moshkow           # файл, в который складывается

                                 # приходящая ему почта

 

PS1=host1:$PWD$                  # формат приглашения

 

PATH=:/usr/local/bin:/bin:/usr/bin:/usr/X11/bin:/usr/informix/bin:

                                 # список поиска, по которому ищутся

                                 # выполнимые файлы

 

TERM=vt220                       # устанавливает тип терминала  на

                                 # котором работает пользователь

 

Чтобы задать значение переменной окружения, выполните команду:

Imya_Pereemennoj=znachenie   export Imya_Pereemennoj

например

abc=Kalosha  export abc

просмотреть значение переменной можно  командой echo в такой форме:

echo $abc

3.3.2. Пользовательский профайл

Перед входом в систему сперва выполняется общесистемный профайл

/etc/profile

Затем выполняется пользовательский файл ".profile" (если он есть) - в них  можно устанавливать переменные окружения и делать установки  режимов терминала. Просмотреть  установленные переменные окружения  можно командой env

 

Пример  файла .profile

 

       # Добавить к списку поиска  каталоги с нужными программами

PATH=:$HOME/bin:$PATH:/usr/sbin:/usr/local/bin:/usr/informix/bin

       #    Разрешить редактирование командной строки в ksh

EDITOR=emacs

export PATH EDITOR

LC_CTYPE=iso_8859_1 export LC_CTYPE # русские буквы - "буквы"

        #       Характеристики терминала

        # Забой=BackSpace          СтеретьСтроку=Ctrl-U

        # ПрерватьПрограмму=Ctrl-C "Жестокое_прерывание"=Ctrl-|

stty erase "^h" echoe      kill "^u" quit "^|" intr "^c"

stty cs8 -parenb -istrip

        # 8-битные символы, noparity, не  усекать  8-й  бит

        # при вводе

case "$0" in    # В зависимости  от командного интерпретатора

*ksh)                   #       В Korn Shellе

                       #       Редактироваться стрелочками

        alias __A=`echo "\020"`         # ^P = восьмеричный 020

        alias __B=`echo "\016"`         # ^N

        alias __C=`echo "\006"`         # ^F

        alias __D=`echo "\002"`         # ^B

        # В приглашение ставить текущий pwd

        PS1=`uname -n`:'$PWD/$ '                     export PS1

        ;;

*bash)          # В  bash'е в приглашение ставить  host:pwd

        PS1='\h:\w/\$ '                              export PS1

        ;;

esac

#   обратите внимание:   в некоторых местах ПРОСТАЯ кавычка _'_

#   а в других - ОБРАТНАЯ  _`_ - будьте внимательны, это важно.

3.3.3. Выключение системы.

Чтобы начать процесс выключения системы, следует, будучи пользователем root и  находясь в корневом каталоге, выполнить  команду

cd /

shutdown -y -g0 -i0

Дождитесь полного окончания разгрузки  системы и только тогда выключайте питание.

Для перезагрузки системы выполните  команду

shutdown -y -g0 -i6

Перезагрузить или разгрузить систему  можно также и из меню системного администратора команды sysadm.

В некоторых реализациях Unix, (в частности, в BSD, SunOS, Linux), команда shutdown использует другие ключи. Попробуйте в этом случае:

shutdown -h now

3.4. Несколько простейших команд Unix.

Система UNIX различает БОЛЬШИЕ и  малые буквы, и к этому нужно привыкнуть.

Если вы уничтожили какой-нибудь файл, то никаких проблем с его восстановлением  у вас не будет. Потому что восстановить уничтоженный файл в системе Unix НЕВОЗМОЖНО. В Unix отсутствует команда unerase, и  к этому тоже нужно привыкнуть. Вирусы и антивирусы в Unix тоже отсутствуют. Так что, пока хоть этой проблемы у администратора машины не будет.

В имени файла директории отделяются от последующей части символом "/" Если имя начинается со слэша - значит, это полное маршрутное имя. Простое имя файла может состоять из ЛЮБЫХ символов. Длина простого имени не более 256 символов. Длина полного маршрутного имени файла не более 1024 символов. Для задания шаблона имен используются символы * (произвольная последовательность символов) и ? (один произвольный символ). Два имени являются выделенными. Имя из одной точки "." обозначает текущую директорию, имя из двух точек ".." - вышележащую.

Чтобы запустить программу на выполнение, достаточно набрать ее имя и, если нужно, другие аргументы командной  строки. Имя программы - это маршрутное имя файла, в котором эта программа находится. Аргументы разделяются одним или несколькими пробелами. Ключи команды обычно (но необязательно) выделяются знаком "-". Если командная строка кончается знаком &, происходит запуск параллельного процесса, в рамках которого будет выполняться команда, сообщается его номер, после чего можно продолжать работу не дожидаясь завершения фоновой задачи.

 

команда -ключи -ключи ...  прочие разные аргументы ...

 

Три направления ввода-вывода являются выделенными - стандартный ввод, стандартный вывод и стандартный протокол. Как правило, команды операционной системы берут исходные данные из стандартного ввода и помещают результаты в стандартный вывод. Первоначально стандартные ввод, вывод и протокол назначены на терминал, однако их можно переназначить, если после команды поместить одну из конструкций:

 

команда > имя_файла (для стандартного вывода),

команда < имя_файла (для переназначения стандартного ввода),

команда 2> имя_файла (для стандартного протокола - системной диагностики).

 

Если вывод назначен в файл, то перед началом выполнения команды  создается пустой файл с соответствующим  именем (если файл уже существовал, он опустошается), а затем в него помещается информация. Если информацию нужно дописать в конец существующего файла, следует воспользоваться конструкцией

 

команда  >> имя файла

 

команда 2>> имя файла

 

Пользователи системы UNIX объединяются в группы, и каждая из групп может  обладать определенным набором привилегий.

Программы могут распознавать значения переменных окружения, значения которых были заданы перед их запуском.

TERM=vt220

HOME=/home/moshkow

PATH=:/bin/:dss/rk:/udd/moshkow/bin

 

Выдачу одной команды можно  перенаправлять на вход другой команды. Для этого используется "|" - конвейер.

Например: посчитать суммарный  размер и число строк всех файлов в каталоге /tmp, имена которых начинаются с символов "text" ...

 

    cat /tmp/text* | wc -c

# Команда cat сливает вместе все  файлы вида /tmp/text*,

# wc -c -l считает количество символов и число строк во входном

# потоке.

 

 

Или просмотреть с листанием  длинную выдачу команды:

ps -ef  |  more

 

Того же результата можно достичь  и без конвейера таким образом:

ps -ef > temp-file

  more temp-file

  rm

1000

temp-file

3.4.1. Некоторые наиболее употребительные команды.

pwd

получить имя текущей директории

cd

изменить текущую директорию

ls

распечатать информацию о файлах или  директориях

cat

слить или вывести файлы-аргументы  на стандартный вывод

cp

копировать файлы

mv

переместить (переименовать) файлы

ln

создать ссылку на файл

rm

удалить файлы

rmdir

удалить директорию

mkdir

создать директорию

echo

вывести аргументы командной строки на стандартный вывод

ps

узнать номера выполняемых процессов

kill

"убить" выполняемый процес  по его номеру

man

выдать справку об использовании  и ключах команды


3.5. Очень кратко о редакторе  VI.

По не знаю какой уж там исторической традиции "честные" (канонические) системы Unix не имеют в своем базовом  комплекте ни одного нормального (еще  раз подчеркну это слово - НОРМАЛЬНОГО) текстового редактора. Поэтому системный администратор обязан уметь пользоваться тем, что ему дают. А дают ему несравненный "Визуальный" экранный редактор файлов - Редактор VI.

 

Редактор VI имеет три режима:

  1. Командный - в этом режиме можно перемещаться по файлу и выполнять редактирующие команды над текстом. Команды вызываются ОБЫЧНЫМИ ЛАТИНСКИМИ БУКВАМИ.
  2. Ввода текста - в этом режиме обычные латинские буквы будут вставляться в текст.
  3. Режим строчного редактора ED используется для управления файлами (типа сохранить файл, зачитать файл и т.д.)

 

Прочитайте предыдущий абзац еще  раз. Вы еще не испугались? Хорошо. Поехали. Итак:

 

vi имя_файла

 

Вы в КОМАНДНОМ РЕЖИМЕ. ЧТОБЫ  ВЫЙТИ ИЗ ФАЙЛА БЕЗ СОХРАНЕНИЯ нажмите:

 

ESC  :  q  ! Enter

 

чтобы выйти из файла, сохранив изменения  нажмите:

 

ESC  :  w ! Enter

 

ESC  :  q   Enter

 

выйти из файла с сохранением, одной  командой:

 

ESC  :  wq  Enter

 

для перехода В РЕЖИМ ВВОДА нужно  нажать команды типа:

 

"i" - вставлять здесь

"A" - вставлять с конца строки

"cw" - заменять текущее слово

ESC - для ВОЗВРАТА В КОМАНДНЫЙ  РЕЖИМ

CTRL-[  - для возврата в командный  режим

 

для перехода В РЕЖИМ УПРАВЛЕНИЯ ФАЙЛАМИ нужно  нажать ":" (перейти в режим  редактора ED)

Двигаться по файлу можно командами:

h,j,k,l - влево, вниз, вверх, вправо

Ctrl-F - На страницу вниз

Ctrl-B - На страницу вверх

 

А если вам очень повезет, то можно  будет двигаться стрелочками. Чтобы  перейти в режим везения, нужно  описать для операционной системы  ваш терминал (см. "Описание терминалов, terminfo, termcap").

Подгоните курсор к нужному месту  и нажмите i (перевод в режим ввода) - вводите требуемый текст. ESC - прекратить ввод, перейти в командный режим

Подгоните курсор к ненужному месту  и нажмите x (удалить символ) или dd (удалить строчку)

Еще несколько полезных команд:

o

вставлять с новой строки (под  текущей строкой)

a

в режим ввода ЗА курсором

5yy

запомнить 5 строчек


 

 

 

Подгоните курсор к нужному месту

p

вставить  запомненные строки под курсором

P

вставить  запомненные строки НАД курсором

J

склеить две строки

/Шаблон поиска Enter

поиск

n

повторить поиск

Информация о работе Математическое обеспечение и администрирование информационных систем