Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 03:24, курс лекций

Описание работы

Применение подхода открытых систем в настоящее время является основной тенденцией в области информационных технологий и средств вычислительной техники, поддерживающих эти технологии. Идеологию открытых систем реализуют в своих последних разработках все ведущие фирмы - поставщики средств вычислительной техники, передачи информации, программного обеспечения и разработки прикладных информационных систем. Их результативность на рынке информационных технологий и систем определяется согласованной (в пред конкурентной фазе) научно-технической политикой и реализацией стандартов открытых систем.

Содержание работы

Тема 1. Особенности работы в многопользовательских средах 6
1.1. Открытые Системы, процессы стандартизации и профили стандартов. 6
1.1.1. Понятие подхода Открытых Систем. 6
1.1.2. Архитектура Открытых Систем. 7
1.1.3. Преимущества идеологии открытых систем. 10
1.1.4. Открытые Системы и объектно-ориентированный подход 11
1.1.5. Стандарты Открытых Систем 13
1.1.6. Профили стандартов Открытых Систем 15
1.1.7. Заключение 16
1.2. Архитектура «клиент-сервер» и «клиент-серверные» технологии. 17
1.2.1. Введение. 17
1.2.2. Традиционные подходы в моделировании 17
1.2.3. Серверы приложений 18
1.2.4. Заключение 21
1.3. Построение многопользовательских информационных систем и управление ими. 21
1.3.1. Цели администрирования 21
1.3.2. Обязанности системного администратора 21
1.3.3. Проблема организации администрирования крупных информационных систем. 22
1.3.4. Администрирование СУД 26
1.3.5. Технические средства обеспечения безопасности информационных технологий. 28
1.3.6. Задачи администратора 28
1.3.7. Планирование эффективной рабочей среды 29
Тема 2. Системная архитектура Oracle. 30
2.1. Архитектура 30
2.2. Сервер 30
2.3. Файлы. 37
2.3.1. Файлы параметров 38
2.3.2. Файлы данных 40
2.3.3. Временные файлы 44
2.3.4. Управляющие файлы 45
2.3.5. Файлы журнала повторного выполнения 46
Тема 3. Администрирование в среде Unix. 48
3.1. Включение станции Sun SPARCstation. 48
3.2. Регистрация нового пользователя. 49
3.3. Начало работы в системе. 50
3.3.1. Вход. 50
3.3.2. Пользовательский профайл 51
3.3.3. Выключение системы. 52
3.4. Несколько простейших команд Unix. 52
3.4.1. Некоторые наиболее употребительные команды. 54
3.5. Очень кратко о редакторе VI. 54
3.6. Базовые принципы системы UNIX 56
3.6.1. Что входит в ядро 56
3.6.2. Файловая система UNIX. 57
3.7. Утилита системного администратора SYSADM. 57
3.8. Несколько сетевых команд Unix. 58
3.8.1. finger. Кто работает в системе 58
3.8.2. talk. Вызвать пользователя на разговор 58
3.8.3. mailx. Послать кому-нибудь электронную почту 59
3.8.4. telnet. Залогиниться на удаленную машину 59
3.8.5. ftp. File Trasfer Protocol. Пересылка файлов 59
3.8.6. ping. "Прозвонить" удаленную машину 60
3.9. Сетевая файловая система NFS 60
3.9.1. Для того, чтобы Unix-машина служила NFS сервером 61
3.9.2. Активизация NFS. 61
3.10. Система печати LP 62
3.10.1 Подключить к системе новый принтер. 62
3.11. Графическая оболочка X-Windows System 63
3.11.1. Основная идея X Windows 63
3.11.2. Как это запускается? 64
3.11.3. Конфигурирование X Windows 65
3.11.4. Запуск X Windows 65
3.11.5. Настройки пользовательского окружения X Windows 65
Тема 4. Администрирование в сетях с операционными системами типа Windows (NT, 2000, 2003). 67
4.1. Установка Windows Server 2003. 69
4.1.1. Первые шаги 69
4.1.2. Текстовый этап 69
4.1.3. Графический этап. 70
4.1.4. Новое имя, новая роль 72
4.2. Служба каталогов Active Directory 73
4.2.1. Назначение службы каталога 74
4.2.2. Основные понятия Active Directory 74
4.2.3. Развертывание Active Directory 75
4.2.4. Управление объектами 76
4.2.5. Заключение 77
4.3. Доступ к сетевым ресурсам 77
4.3.1. Сервис WINS 78
4.3.2. Установка принт-сервера 81
4.4. Система доменных имен 82
4.4.1. DNS - необходимость 82
4.4.2. Структура DNS 83
4.4.3. Построение DNS 85
4.4.4. Настройка DNS 85
4.4.5. Подключаемся к Интернету 86
4.5. Служба DHCP 88
4.5.1. Преимущества использования DHCP 89
4.5.2. Реализация DHCP 89
4.5.3. Установка DHCP 89
4.5.4. Администрирование сервера DHCP 90
4.6. Маршрутизация и удаленный доступ 91
4.6.1. Проблема роста 91
4.6.2. Межсетевой мост 92
4.6.3. Маршрутизатор 93
4.6.4. Удаленный доступ 95
4.6.5. Протокол NAT 97
4.6.6. Результаты работы 98
4.7. Серверы в Windows Server 2003. 99
4.7.1. Распределяем роли 99
4.7.2. Веб-сервер 100
4.7.3. Internet Information Services (IIS) 100
4.7.4. Настройка веб-сайтов 103
4.7.5. Настройка FTP-сервера 104
4.7.6. Настраиваем почтовый сервер 104
4.7.7. Службы общения. 107
4.7.8. Заелючение. 108
4.8. Профилактические и сервисные работы 109
4.8.1. Резервное копирование 109
4.8.2. Профилактика 110
4.8.3. Установка обновлений 111
4.8.4. Заключение 112
4.9. Консольные команды управления 112
4.9.1. Основные консольные команды. 113
4.9.2. Заключение. 117
Тема 5. Сеть Интернет, ее функционирование и архитектурные особенности. 118
5.1. Краткое историческое введение 118
5.2. Что составляет Internet ? 120
5.3. Административное устройство Internet 121
5.4. Финансы 122
5.5. Как структура Internet сказывается на Пользователе ? 122
5.6. Потенциальные пользователи 123
5.7. Доступ в Internet 125
5.8. Планы на будущее 126
5.8.1. Стандартные протоколы ISO 126
5.8.2. Международные связи 126
5.8.3. Коммерциализация 127
5.8.4. Приватизация 128
Тема 6. Сетевые протоколы. 129
6.1. Протоколы, обеспечивающие прикладные услуги 129
6.2. Протоколы, обеспечивающие транспортные услуги 130
6.3. Протоколы, обеспечивающие сетевые услуги. 130
6.4. Протоколы Интернет 130
Тема 7. Стек протоколов TCP/IP. 132
7.1. История и перспективы стека TCP/IP. 132
7.2. Структура стека TCP/IP. Краткая характеристика протоколов. 133
Тема 8. Программирование сокетов. 136
8.1. Создание сокета 136
8.2. Привязка к локальным именам. 137
8.3. Установление связи 137
8.4. Передача данных. 138
8.5. Закрывание сокетов. 139
8.6. Пример функции, для установления WWW коннекта. 140
Тема 9. Язык Perl и CGI-программирование. 142
9.1. Основные особенности Perl 142
9.1.1 Введение 142
9.2 Взаимодействие с СУБД 142
9.2.1 Взаимодействие с Oracle 142
9.3 Написание модулей CGI 147
9.4 Обработка файлов формата DBF 148
Тема 10. Язык HTML (Список элементов HTML). 151
10.1. Базисные элементы. 151
10.2. Определение структуры. 151
10.3. Внешний вид. 151
10.4. Ссылки и графика. 152
10.5. Разделители. 152
10.6. Списки. 153
10.7. Фон и цвета. 153
10.8. Специальные символы. 153
10.9. Формы. 154
10.10. Таблицы 154
10.11. Фреймы. 155
10.12. Язык Java. 156
10.13. Разное. 156
Тема 11. Управление WEB-сервером Apache. 157
Тема 12. Комплексные решения – построение ISP (Internet Service Provider – поставщика услуг Интернет). 160

Файлы: 1 файл

lek_adm.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

 

На этом ознакомление с редактором VI можно считать законченным.

3.6. Базовые принципы системы UNIX

Все системные действия выполняет  ядро операционной системы Unix. Ядро - обычный  выполняемый файл, расположен в файле /unix или /stand/unix или /vmunix или /vmlinuz (в зависимости от конкретной реализации). Можете посмотреть размер этого файла - не маленький. При начальной загрузке системы ядро целиком загружается в оперативную память, и в дальнейшем резидентно находится в ней, выполняя все необходимые работы.

3.6.1. Что входит в ядро

ДРАЙВЕРЫ УСТРОЙСТВ. И тех, которые  есть, и тех, которых нет, но могут  быть, а так же и такие, которые  никогда вам не понадобятся.

УПРАВЛЯЮЩИЕ ПОДПРОГРАММЫ: части кода, ответственные за обеспечение работы пользовательских программ - разделение времени и прочих ресурсов системы.

СЛУЖЕБНЫЕ ТАБЛИЦЫ И ДАННЫЕ ЯДРА: таблицы текущих процессов, открытых файлов, управляющие структуры…

СИСТЕМНЫЕ ВЫЗОВЫ. (То, что MS-DOSе называется "21 прерывание" - можно считать некоторой аналогией/пародией на системные вызовы.) С точки зрения программиста это обычная си-шная функция, только выполняет она системно-зависимые действия, например: прочитать данные из файла, установить сетевое соединение, создать каталог, и т.д. и т.п. Все системные вызовы ( а всего их более 1500 штук ) вкомпилированы в тело ядра unix. Пользовательские программы, вызывающие функции, являющиеся системными вызовами, на самом деле содержат только jump'ы на соответствующие адреса памяти в ядре. В пользовательскую программу системные вызовы не влинковываются.

 

3.6.2. Файловая система UNIX.

Файловая система в Unix - "деревянная", состоит из файлов и каталогов. На каждом разделе диска создается  собственная независимая файловая система. Отдельные файловые системы "сцепляются" вместе, в единое общее дерево директорий. Такая операция называется "монтированием". Выглядит это примерно так:

 

mount -F ufs   /dev/dsk/m197_c0d0s5 /home1

 

   mount -F ufs   /dev/dsk/m197_c0d0s4 /usr

 

   df

 

Получить доступ к файлам "несмонтированной" файловой системы невозможно. Порочная пракика MS-DOSа - сколько разделов, столько  и "дисков" ( a: b: c: d: e: ... k: l: m: n:) в Unix не применяется. В Unix всегда есть ровно  одно общее дерево каталогов, и, по большому счету, пользователям совершенно все равно, на каком именно диске или разделе диска расположены его файлы /usr/spool/moshkow или /home1/moshkow/bin/mcopy ...

Файловая система Unix кэшируется буферным кэшем. Операция записи на диск выполняется не тогда, когда это приказывает выполняемый процесс, а когда операционная система сочтет нужным это сделать. Это резко поднимает эффективность и скорость работы с диском, и повышает опасность ее использования. Выключение питания на "горячей", работающей Unix-машине приводит к разрушениям структуры файловой системы.

При каждой начальной загрузке Unix проверяет - корректно ли была выключена  машина в прошлый раз, и если нет - автоматически запускает утилиту fsck (File System Check) - проверку и ремонт файловых систем.

3.7. Утилита системного администратора  SYSADM.

Любое действие по администрированию  системы Unix заключается в проведении целого "пакета" действий - запуска  различных утилит с хитрыми параметрами  и внесении изменений в большое  количество конфигурационных файлов. Естественно, что все это можно, а иногда и нужно, проделывать вручную. Иногда это единственный способ что-либо сделать. В помощь начинающему администратору в операционных системах Unix V (например в SVR4/88, ISC Unix V, UnixWare) предназначена "интегрированная диалоговая утилита для системных работ" sysadm.

Для запуска sysadm ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно  быть Суперпользователем.

Способ употребления:

 

#  sysadm

 

   Type of your terminal> vt220

 

Или

 

   Login:  sysadm

 

   Password:

 

Появляется меню, двигаясь по которому стрелочками, Enter'ом, функциональными клавишами, можно добиться того, чего (надеюсь вы знаете чего) хотите.

Внизу, в строке будет иногда появляться посказка примерно такого содержания:

 

Fill the form and press Continue

 

В самой  нижней строке экрана находится подсказка: Какая именно функциональная клавиша соответствует клавише "CONTINUE". Будьте внимательны. Значение функциональных клавиш может меняться в зависимости от того, где именно вы находитесь.

Чтобы увидеть  возможные варианты выбора, нажимайте F2 (Choices)

Чтобы завершить  работу в sysadm, нажмите F7 (CMD-MENU) и выберите "exit".

Перемещаться  по меню можно не только стрелочками, но также и Ctrl-клавишами: Ctrl-h,j,k,l, ПРОБЕЛОМ, Tab, и первыми буквами команд меню.

3.8. Несколько сетевых команд Unix.

3.8.1. finger. Кто работает в системе

Формат использования:

finger [-l] пользователь@сетевое.имя.компьютера

Кто работает на машине по имени ipsun.ras.ru :

finger @ipsun.ras.ru

Как поживает пользователь Мошков на этой машине:

finger -l moshkow@ipsun.ras.ru

3.8.2. talk. Вызвать пользователя на  разговор

talk moshkow или talk moshkow@fedfond - вызвать указанного пользователя на указанной машине на разговор.

У этого  пользователя на экране появится приглашение  поговорить:

Message from Talk_Daemon@ipsun at 23:29 ...

  talk: connection requested by ivanov@server.fedfond.msk.su

  talk: respond with:  talk  ivanov@server.fedfond.msk.su

И если он наберет ответную команду

talk ivanov@server.fedfond.msk.su

То вы сможете поговорить друг с  другом. Окончание разговора - Ctrl-C

3.8.3. mailx. Послать кому-нибудь электронную  почту

mailx  username@host.name

Subject: Тема письма

  Текст сообщения

   . . .

  Окончание текста сообщения

Чтобы окончить ввод текста письма, в  пустой строке нажмите Ctrl-D. Или поставьте точку "." в начале строки и нажмите ENTER.

Если письмо уже готово и находится в файле let.txt, то отп- равить его можно так:

mailx -s "Проверка почты" semen@server.fedfond.spb.su < let.txt

3.8.4. telnet. Залогиниться на удаленную машину

 

telnet host.name

 

Команда telnet позволяет вам залогиниться на удаленную машину, и работать на ней, как будто вы сидите за терминалом, подключенным непосредственно к  ней.

У команды telnet есть "горячий ключ" "Ctrl-]" , который переводит telnet в  командный режим. В этом режиме можно менять параметры работы telnet'а. Выход из командного режима - ENTER. Среди полезных команд назову так же "exit" и "help"

3.8.5. ftp. File Trasfer Protocol. Пересылка файлов

Что делать, если нужно "перетащить файл" с чужой машины на свою (или наоборот), а NFS между ними не запущен? Используйте программу ftp. Это простенькая команда, позволяющая пересылать файлы между машинами по протоколу TCP/IP.

 

    ftp host.name

 

User name (moshkow): ivanov

Passwd:

 

Удаленная машина спросит у вас  ваше входное имя и пароль (под которыми вы зарегистрированы НА УДАЛЕННОЙ машине). Если вы на ней не зарегистрированы, попробуйте указать входное имя "anonymous", а в качестве пароля - свой email-адрес.

После этого ftp переходит в командный  режим. В этом режиме вы можете "перемещаться" по каталогам удаленной машины, по каталогам своей машины, просматривать их оглавление, и забирать файлы оттуда к себе, или класть их от себя - туда.

ftp> help

- говорит само за себя

ftp> quit

- завершить работу

ftp> bin

- установить режим пересылки бинарных файлов (настоятельно рекомендую)

ftp> cd katalog

- перемещаться по "тамошним" каталогам

ftp> ls

- выдать "тамошнее" оглавление

ftp> lcd katalog

- перемещаться по "здешним"  каталогам

ftp> !dir

- выдать "здешнее" оглавление

ftp> !ls -al

- выдать "здешнее" оглавление

ftp> get file-tam [ file-name-zdes ]

- взять файл оттуда

ftp> put file-zdes [ file-name-tam ]

- положить файл туда


3.8.6. ping. "Прозвонить" удаленную  машину

Проверяет, откликается ли указанная  машина по сети:

ping host.name

 

Включить непрерывную "прозвонку" (с интервалом в 1 сек.):

ping -s host.name

 

Прервать "прозвонку" - Сtrl-С

3.9. Сетевая файловая система NFS

Стандартной сетевой файловой системой для UNIX'а является NFS. Любая Unix-машина умеет монтировать по протоколу NFS удаленные файловые системы и использовать их как свои собственные, а так же может выделять свои каталоги для других машин. Выглядит это примерно так:

 

mount -F nfs udalennaq.mashina:/katalog_tam  /katalog

 

или, если у вас BSD или Linux

 

mount -o rsize=8192,wsize=8192 mashina:/katalog_tam  /katalog

 

   ls -al /katalog

 

Хотя NFS был когда-то разработан для Unix'а, имеется реализация NFS для MSDOS-овских PC. Эти пакеты принято называть сводным  именем PC/NFS (Не путать с названием  "PC-NFS" - это реализация PC/NFS от фирмы "Sun Select"). Т.е. PC'юк, на котором запущен NFS для PC, может монтировать в качестве сетевых дисков каталоги Unix'овской машины, которые она выделяет в NFS. - Фактически, PC/NFS дает для PC те же самые возможности, что и Netware - удаленный сетевой диск и удаленный сетевой принтер. Разница лишь в том, что Unix-host, помимо позволения NFS-ения себя, в состоянии заниматься и своими собственными задачами, а сервер Netware ничем кроме обслуживания своих клиентов, изображая для них диск с ethernet'ом, заниматься не приспособлен, но работает быстрее раза в 1.5-2. Ну и занимают NFS-ные резиденты порядка 100 Kb оперативной памяти, в то время как Netwar'ные - порядка 50.

3.9.1. Для того, чтобы Unix-машина служила NFS сервером

На ней должны быть запущены следующие  демоны:

 

    • rpc.portmap - демон портов RPC (Remote Procedure Call) 
      (поскольку NFS использует RPC) 
      (На Motorole не требуется.)
    • mountd - обслуживание команд монтирования (он решает - разрешить/ не разрешить)
    • nfsd - непосредственное обслуживание протокола NFS
    • biod - кэширование NFS-чтений на клиенте 
      (только в SunOS)
    • pcnfsd - проводит дополнительную "авторизацию" пользователей на PC/NFS клиентах. По d6e скольку MSDOS не занимается учетом и регистрацией пользователя, pcnfsd сам спрашивает у PC-ишногоuser'а его имя и пароль. 
      (не обязателен, но желателен)

 

Обычно все эти демоны запускаются  на уровне выполнения 3. Посмотрите, с  большой вероятностью вы обнаружите на своей машине файл с названием  наподобие:

/etc/rc3.d/S22nfs - предназначен для запуска NFS-сервера

 

Должно быть указано, какие именно каталоги, разрешается "видеть" по NFS, и каким именно машинам это  разрешается.

Эти каталоги указываются в файле /etc/dfs/dfstab и экспортируются явной командой shareall или share (если у вас SVR4) или в файле /etc/exports и экспортируются явно командой exportfs -a (если у вас какой либо другой UNIX)

3.9.2. Активизация NFS.

Обычно, на машине со свежеустановленным Unix'ом NFS сервер не активизирован. Чтобы  он запустился, системный администратор должен обеспечить выполнение условий перечисленных в предыдущем пункте. Для этого достаточно:

В файле /etc/rc.d/rc.inet2 раскомментируйте строки, запускающие демонов

rpc.portmap 
rpc.nfsd 
rpc.mountd 
rpc.ugidd

3.10. Система печати LP

Печатать, конечно, можно и так: cat file > /dev/lp. Но в многопользовательской системе такой фокус не всегда пройдет. Поэтому печатаемый файл ставят в очередь на печать.

Имеем принтер. У принтера есть ИМЯ_ПРИНТЕРА. ПОРТ_ПРИНТЕРА - специальный файл в  который надо выталкивать данные для печати. ИНТЕРФЕЙСНАЯ_ПРОГРАММА - программа, которая как раз и будет этим заниматься.

Если у нас нормально сконфигурирована система печати, то печататься можно  так:

lp -d имя_принтера file

 

или, если мы хотим напечатать на "default" принтере

cat file | lp

 

lpstat Посмотреть в каком состоянии очередь печати

cancel [идентификатор_запроса ...] [принтер ...] Срубить запрос на печать

 

lp просто складывает файл в SPOOL КАТАЛОГ. ДЕМОН ПЕЧАТИ lpshed обнаруживает вновь поступивший файл, ставит его в очередь на печать, и, когда очередь доходит, запускает наконец ИНТЕРФЕЙСНУЮ ПРОГРАММУ, вход которой берется из печатаемого файла, а ее вывод перенаправляется на ПОРТ_ПРИНТЕРА.

3.10.1 Подключить к системе новый принтер.

 

lpadmin -p LJ_printer -i /usr/bin/lj_print  -v /dev/lpt2

 

или

 

lpadmin -p Nash_Nowyj_Printer -m standard -v /dev/contty

    enable  Nash_Nowyj_Printer

    accept  Nash_Nowyj_Printer

 

    • accept - позволяет ставить в очередь печать на этом принтере
    • enable - разрешает печатать стоящие в очереди задания
    • -p Имя_Нового_Принтера -
    • -v ПОРТ_ПРИНТЕРА -
    • -i ИНТЕРФЕЙСНАЯ_ПРОГРАММА - маршрутное имя программы, которая печатает 
      или
    • -m МОДЕЛЬ_ПРОГРАММЫ - имя "модели" такой программы, лежащей в каталоге /usr/lib/lp/model

Вместе с системой накопления вывода на принтеры поставляются образцы интерфейсных программ. Они представляют собой shell-процедуры, обеспечивающие связь между планировщиком lpshed и устройствами. Образцы хранятся в каталоге /usr/lib/lp/model и доступны lpadmin с опцией -m

3.11. Графическая оболочка X-Windows System

Для начала немного истории и  общих мест. Представим, что нам  нужно написать программу, которая  будет работать в графическом  режиме. Нам потребуется: опрашивать клавиатуру, снимать события и  координаты мыши, рисовать на экране, ... Как это делалось на MS-DOSе? Очень просто. Пишем одну большую программу, в ней - все: и логика, и обработка событий, и слежение за перемещениями мыши, ну, а когда требуется что-то нарисовать, мы даем команду на запись в порты EGA контроллера, рисуем пиксель... Через год появляется контроллер VGA, еще через год SVGA 800x600, 16 цветов, вслед за ним UVGA 1024x768, 256 цветов, затем XGA 1280x1024, 16Мб цветов...

3.11.1. Основная идея X Windows

Имеем две независимых программы. Одна умеет рисовать на графическом мониторе, и вообще, обслуживать все это железо. Она называется X-сервер. Вторая программа - называем ее клиент X Windows, рисовать физически не умеет. Зато она знает, что именно надо рисовать, и умеет командовать. Команды типа: "нарисовать прямоугольник", "провести линию", "открыть окно", "вывести символ в заданном фонте", "опросить координаты мыши", и т.п. передаются X-серверу, а тот их исполняет - рисует. Формат и спецификации этих команд опубликованы, стандартизованы, и широко известны. Все вместе они называются "Протокол X Windows".

Информация о работе Математическое обеспечение и администрирование информационных систем