Основные понятия, виды и методы разработки ИТ - стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:25, реферат

Описание работы

Сегодня IT-системы - это инструмент не только повышения эффективности управления предприятием, но и создания новых конкурентных преимуществ. Следовательно, развитие IT-системы неразрывно связано с бизнес-стратегией компании. Грамотно выстроенная IT-стратегия непосредственно способствует росту стоимости бизнеса и его инвестиционной привлекательности.
Под ИТ-стратегией понимается формализованная система принципов, на основе которых будут развиваться все компоненты информационных систем компании. Стратегия обеспечивает интегрированный подход к автоматизации всех контуров управления предприятием и позволяет избежать типичных недостатков "кусочной автоматизации".

Содержание работы

Введение
Глава 1 Основные понятия, виды и методы разработки ИТ - стратегии.
1.1 Понятие стратегии и стратегического управления. ИТ – стратегия.
1.2 Основные элементы ИТ – стратегии.
1.3 Взаимосвязь ИТ – стратегии и бизнес – стратегии.
1.4 Процесс, порядок разработки и управления стратегией ИТ.
Глава 2 ИТ – стратегия АО «Горно-обогатительный комбинат «Торт – Кудык» »
2.1 Организационная структура предприятия.
2.2 Методологические основы повышения эффективности работы ИТ службы.
2.3 Предложения по разработке ИТ – стратегии.
Глава 3 Использование услуг аутсорсинга в современной сетевой компании.
3.1 Понятие аутсорсинга. Аутсорсинг в сфере ИТ.
3.2 Эффекты аутсорсинга.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая ИТ-стратегия.docx

— 69.71 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение

Глава 1 Основные понятия, виды и методы разработки ИТ - стратегии.

    1. Понятие стратегии и стратегического управления. ИТ – стратегия.
    2. Основные элементы ИТ – стратегии.
    3. Взаимосвязь ИТ – стратегии и бизнес – стратегии.
    4. Процесс, порядок разработки и управления стратегией ИТ.

Глава 2 ИТ – стратегия АО «Горно-обогатительный комбинат «Торт – Кудык» »

2.1 Организационная структура  предприятия.

2.2 Методологические основы  повышения эффективности работы  ИТ службы.

2.3 Предложения по разработке  ИТ – стратегии.

Глава 3 Использование услуг  аутсорсинга в современной сетевой компании.

3.1 Понятие аутсорсинга. Аутсорсинг в сфере ИТ.

3.2 Эффекты аутсорсинга.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня IT-системы - это инструмент не только повышения эффективности  управления предприятием, но и создания новых конкурентных преимуществ. Следовательно, развитие IT-системы неразрывно связано  с бизнес-стратегией компании. Грамотно выстроенная IT-стратегия непосредственно способствует росту стоимости бизнеса и его инвестиционной привлекательности.

Под ИТ-стратегией понимается формализованная система принципов, на основе которых будут развиваться все компоненты информационных систем компании. Стратегия обеспечивает интегрированный подход к автоматизации всех контуров управления предприятием и позволяет избежать типичных недостатков "кусочной автоматизации".

IT-стратегия - это программа  развития информационных систем  в соответствии со стратегией  развития предприятия, текущими  и будущими потребностями бизнеса.  При разработке IT-стратегии закладываются  основные параметры создаваемой  информационной платформы, с тем,  чтобы она отвечала следующим  требованиям:

  • масштабируемость, то есть система должна учитывать растущие потребности компании;
  • гибкость, то есть система должна быть легко настраиваемой под изменения внутренних бизнес-процессов и внешней среды;
  • стандартизация, то есть различные компоненты системы должны быть совместимыми и соответствовать требованиям информационной безопасности;
  • экономическая эффективность, то есть использование того или иного решения должно быть оправдано экономически;
  • независимость, то есть заказчик не должен попадать в зависимость от поставщиков решений, при этом не должна возникать необходимость в содержании собственного штата программистов.

Роль ИТ в зависимости от вида деятельности организации может начинаться с базовой поддержки, обеспечения стабильной работы ИТ-инфраструктуры и сервисов и заканчиваться определяющей в основных бизнес-процессах. В ИТ-стратегию входят следующие компоненты:

  • ИТ-инфраструктура (компьютеры, телекоммуникации, системное ПО);
  • информационные системы (прикладное ПО и ИТ-сервисы);
  • ИТ-служба (цели и задачи ИТ-службы, оргструктура, методы управления и др.).

Разработка ИТ-стратегии и практическая реализация, указанных в ней рекомендаций, позволит добиться наибольшего эффекта от внедрения и развития ИТ, более рационально использовать ИТ-ресурсы. ИТ-стратегия должна обеспечивать планирование развития информационных технологий организации, динамично изменяясь в соответствии с требования бизнеса и не теряя при этом своей целостности. Только в этом случае результатом станет повышение уровня отдачи ИТ для бизнеса, согласованная деятельность ИТ-подразделения с бизнес-задачами.

Актуальность выбранной  темы обусловлена широким использованием информационных технологий и услуг  для оптимизации работы любого предприятия, в том числе и АО «Горно-обогатительный комбинат «Торт – Кудык»».

Объектом исследования является предприятие АО «Горно-обогатительный комбинат «Торт – Кудык»».

Предметом исследования послужила  деятельность и разработанная стратегия  предприятия.

 

 

Глава 1 Основные понятия, виды и методы разработки ИТ - стратегии.

    1. Понятие стратегии и стратегического управления. ИТ – стратегия.

Приведем несколько определений  понятия стратегия различных  авторов:

Стратегия компании описывает, каким образом производить ценность для акционеров, клиентов и членов сообщества вообще.

Стратегия компании - комплексный  план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и  обеспечить координацию усилий, привлечение  и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей.

Стратегия - единство «5Р»: план (plan), образец, модель, шаблон (pattern), позиционирование (position), перспектива (perspective) и проделка, отвлекающий маневр (ploy). Стратегия как план есть некоторый набор курсов действий, сформированный в соответствии с ситуацией.

Под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы  ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия  в окружающей среде.

В деловой жизни под  стратегией понимается общая концепция  того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для  этого ограниченные ресурсы.

Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, гибко реагирует  и проводит своевременные изменения  в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие  добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность  организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих  целей. (Виханский.)

Стратегическое управление - это процесс управления с целью  осуществления миссии организации  посредством управления взаимодействием  организации с ее окружением. (Хиггенс)

Стратегическое управление - это набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации. (Пирс и Робинсон)

ИТ-стратегия, или стратегический план развития информационных технологий - это сценарий, по которому предполагается развивать информационно-вычислительные системы предприятия. Он помогает понять, какие области производственно-хозяйственной деятельности предприятия больше всего нуждаются в автоматизации. Фактически ИТ-стратегия представляет собой документ, который адресован руководителям компании и отвечает на вопрос, как использовать ИТ для развития бизнеса, что для этого нужно сделать и какие финансовые, кадровые и иные ресурсы понадобятся.

За звучным названием "ИТ-стратегия" скрываются хорошо известные организационные, технические и финансовые планы:

  • описание существующей и будущей архитектуры информационных систем и данных;
  • описание "железной" инфраструктуры (персональные компьютеры, серверы, сети), которая обеспечивает работоспособность информационных систем предприятия;
  • структура и численность ИТ-службы, которая обслуживает информационные системы и оборудование;
  • расходы на ИТ, которые включают в себя внутренние затраты компании, а также затраты на услуги и продукты внешних поставщиков, консультантов и интеграторов;
  • укрупненное расписание важнейших ИТ-проектов.

Что дает ИТ-стратегия предприятию? Экономию времени, денег и труда, и этот эффект хорошо иллюстрируется примером автоматизации территориально распределенного предприятия. Так, региональный филиал крупной компании обращается в центральный офис с запросом: какую программу покупать для автоматизации финансового учета? Выбор широкий - от недорогих российских учетных систем до западных интегрированных продуктов, причем в филиале склоняются к западному софту. Однако в центральном офисе отвечают: согласно имеющемуся у нас стратегическому плану развития ИТ через год начнется внедрение учетно-управленческой системы в масштабе всей компании. Так что, если очень нужно, купите недорогое промежуточное решение, но при этом готовьтесь к корпоративному проекту - приводите в порядок справочники, описывайте хозяйственные процессы и прочее. Зная о планах центрального офиса, филиал откажется от покупки дорогостоящего программного обеспечения. С одной стороны, это позволит ему сэкономить деньги, с другой - потом ему не придется тратить силы на интеграцию своей системы с новой системой компании. Кроме того, филиал успеет подготовить свою нормативно-методическую базу до начала корпоративного проекта, значит, не затормозит его реализацию.

Основной показатель качества стратегии - ее пригодность для реализации. Чтобы стратегический план не попал  в корзину или в архив, он должен удовлетворять определенным условиям: прежде всего, быть увязанным со стратегическими  целями развития бизнеса предприятия  и предусматривать запасные варианты на случай неблагоприятного развития событий, то есть осложнений в ходе автоматизации.

Составляющие хорошей ИТ-стратегии:

  • результаты анализа хозяйственных процессов предприятия, а также степени их автоматизации;
  • детальный анализ требований к информационно-вычислительным системам;
  • несколько вариантов развития информационных систем (самый дорогой, самый дешевый и прочее), с оценкой рисков для каждого варианта;
  • оценки стоимости, сроков и ресурсов для соответствующих ИТ-проектов.

Кроме того, хорошая стратегия  не привязана к конкретному поставщику оборудования или программного обеспечения (то есть многоплатформенна), а также состоит из нескольких этапов (то есть предусматривает возможность изменений). 
Основные отличия обычных ИТ-планов от стратегии:

  • короткий срок планирования (обычные планы составляются на год, тогда как стратегия разрабатывается на три года);
  • привязка к конкретным продуктам;
  • отсутствие анализа степени автоматизации хозяйственных процессов;
  • слабая связь с потребностями бизнеса, которая объясняется малым участием в ИТ-планировании самой заинтересованной стороны - руководителей и ключевых пользователей.

Если у предприятия  нет ИТ-стратегии, это негативно влияет:

  • на количество закрытых или замороженных ИТ-проектов (риск закрытия проекта по причине тех или иных изменений в бизнесе, обусловленных внешними или внутренними причинами, растет);
  • на структуру затрат на ИТ, которая становится неоптимальной (наибольшая часть затрат приходится на эксплуатацию и интеграцию существующих разнокалиберных систем, а не на новые информационные технологии);
  • на структуру и численность ИТ-службы, которые тоже не оптимальны;
  • на финансовые показатели деятельности предприятия.

Однако зависимость между  наличием или отсутствием ИТ-стратегии и финансовыми показателями предприятий довольно слаба и проявляется лишь в долгосрочной перспективе.

 

 

    1. Основные элементы ИТ – стратегии.

На самом деле, процесс  выработки любой стратегии не претерпел существенных изменений  с тех пор, как Майкл Портер написал свою книгу "Конкурентная стратегия" в 1980 году. Если говорить об этом процессе в контексте информационных технологий, то он состоит из последовательных этапов, которые начинаются со сбора бизнес-информации, информации о состоянии дел в области ИТ и, в конечном счете, в формулировке, выполнении списка ИТ-проектов и обновлении стратегии с учетом новой информации.

Существует много вариаций тех методик, которые используются на этапах процесса: это и квази-финансовые инструменты, такие как управление портфелем прикладных систем, и инструменты, которые пришли из области маркетинга, такие как SWOT-анализ (SWOT – Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats), т.е. анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей и рисков.

Более детальная картина  процесса разработки и реализации стратегии  ИТ представлена на рис.?. В соответствии с этой картиной бизнес-руководство и ИТ-руководство совместно работают над формулировкой стратегии в области ИТ, используя в качестве основы стратегические планы работы предприятия и его бизнес-подразделений. Согласно с принятыми в организации критериями, происходит отбор наиболее приоритетных проектов для включения в стратегический план ИТ. По мере того как происходит реализация проектов, включенных в стратегический план ИТ, этот план обновляется с учетом дополнительной информации, которая могла появиться в бизнес-планах предприятия и подразделений. Важным аспектом является обратная связь, которая обеспечивает обновление стратегии ИТ на основе анализа метрик, используемых для оценки прогресса и результатов реализации проектов.

И если общие черты процесса выработки и использования стратегии  ИТ понятны, то само понятие "стратегия ИТ" требует уточнения. С учетом приведенных нами выше общих обсуждений проблемы, можно предложить модель того, что является стратегией информационных технологий как с точки зрения ее основных элементов (содержания), так и с точки зрения организации процесса формулировки стратегии.

Основой обсуждения и разработки стратегии ИТ является бизнес-стратегия независимо от того, существует ли она в явно сформулированной форме или нет (мы рассмотрим далее пути решения этой проблемы, когда отсутствует явно сформулированная бизнес-стратегия).

Следующий факт состоит в  том, что стратегия ИТ состоит из двух основных частей: стратегии изменения портфеля прикладных систем предприятия и стратегии развития процессов управления ИТ-ресурсами предприятия. Это является отражением двух принципиально отличных областей деятельности департаментов информационных технологий. Такое разделение также помогает руководству в применении различных критериев оценки вклада каждого из этих направлений деятельности департаментов ИТ. Отметим, что аспекты, связанные со стратегией управления ИТ-ресурсами, тесно перекликаются с той частью архитектуры предприятия, которые мы называли архитектурой операций или управления ИТ, а план изменения портфеля приложений – с архитектурой приложений.

Информация о работе Основные понятия, виды и методы разработки ИТ - стратегии