Основы правовой информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, доклад

Описание работы

Принятие в 1991 г. Закона "О средствах массовой информации", "Концепции правовой информатизации России" и, наконец, Конституции РФ (1993 г.) ознаменовали переход к интенсивному развитию информационного законодательства России. В результате были разработаны первые системообразующие для этого раздела законодательства нормативные правовые акты. В 1992 г. кафедрой правовой информатики МГЮА было подготовлено первое учебное пособие по курсу "Правовая информатика"*(1), которое переиздавалось в 1993 и в 1996 гг.*(2).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Информация как объект научного исследования и изучения предполагает выделение семантических, лингвистических, прагматических и технических аспектов.

В семантическом аспекте исследования направлены на решение проблемы точности передачи смысла сообщений с помощью кодированных сигналов;

- при лингвистическом анализе  информации исследования направлены  на определение знаковой системы,  необходимой для эффективного  восприятия и понимания информации  при обмене ею между системами.  В социальных системах для выражения определенного смысла любой информации, ее фиксации и последующего логического использования служат средства алфавита и цифр. Именно на их основе формируются слова, словосочетания, предложения, логический текст и т.п. Это позволяет логически оформить сведения в виде, пригодном для восприятия. Существуют и иные, кроме документированной информации, организационные формы выражения информации: звук, свет, биологическая энергия, но все они воспринимаются логической системой человека пока через письменную знаковую систему, так как звукоречевая форма все равно основана на алфавитно-цифровой системе представления информации.

В прагматическом аспекте исследования определяется ценность для потребителя  полученного сообщения с точки  зрения влияния этого сообщения на последующее поведение потребителя. Данный подход называют управленческим, учитывающим процессы функционирования системы, направления ее движения под влиянием полученной информации и степень достижения своих целей.

В техническом аспекте изучаются проблемы точности, надежности, скорости передачи сообщений, технических средств и методов построения каналов передачи сигналов, их помехозащищенности и др. Данный подход называют организационным, характеризующим устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее надежности, живучести, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат на осуществление процессов управления в системе.

2.3. Информация в правовой системе

 

В последнее время информация приобретает три важных практических значения. С одной стороны, она рассматривается как экономический ресурс, значение которого постоянно возрастает. Использование информационных ресурсов, грамотная организация информационных процессов могут существенно увеличить рентабельность многих процессов в индустриальном производстве, способствовать в решении социальных проблем.

С другой стороны, информация становится экономическим товаром, что стимулирует  во всем мире рост нового сегмента национальной экономики - информационных услуг.

Наконец, информация является мощным и эффективным оружием*(54).

Таким образом, "в современных  условиях информация становится стратегическим ресурсом, от эффективного использования  которого зависят перспективы развития экономики, формирование информационного гражданского общества, обеспечение безопасности государства и граждан"*(55).

Все это привело к возникновению  новых общественных отношений, объектом которых является информация. В связи с этим необходимо выделить те свойства информации, которые определяют специфику правового регулирования информационных отношений.

Среди основных свойств информации, принципиальных для правового регулирования  отношений по поводу информации, ученые различают следующие*(56).

1. Как уже отмечалось, любая информация  обладает свойством идеальности.  Именно поэтому оказались несостоятельными  попытки распространения на информацию  института вещной собственности.  Несмотря на то, что носитель информации является вещью, информация в правовом смысле не может рассматриваться как вещь. Это связано с тем, что, когда мы передаем вещь, мы передаем при этом зачастую весь объем прав (владения, пользования и распоряжения). Но когда мы передаем зафиксированную на материальном носителе информацию, мы в правовом смысле передаем сам носитель и сумму каких-то прав по распоряжению содержащейся на нем информацией (например, право ее дальнейшего распространения). Саму же информацию мы лишь сообщаем и, таким образом, можем передать лишь право пользования и право распоряжения. Право владения (господства над вещью) может быть передано лишь на носитель, но не на информацию, которая на нем зафиксирована, ибо она осталась в памяти автора документа и останется в памяти всех, кто прочитает эти сведения.

Правовой институт интеллектуальной собственности также в полной мере не может быть применим, поскольку  не любая информация является результатом  творческой деятельности.

Эти моменты поставили перед  юристами задачу сформулировать особый правовой режим информации, который нашел свое отражение в Законе об информации.

2. Рассмотренные общие свойства  идеальности и неисчерпаемости  информации порождают такое юридическое  свойство информации, как бесконечный  неисчерпаемый ресурс.

Информация не подвержена (в отличие  от большинства вещей) физическому  старению и обладает такой особенностью, как возможность неограниченного  тиражирования.

Это великое свойство информации предопределяет прогресс человечества, ибо благодаря  ему осуществляются постепенное наращивание знаний и передача их от поколения к поколению. Однако оно дает и побочный эффект: возможность произвольного распространения сведений, одновременного нахождения их в полном объеме в нескольких местах и одновременного использования любым количеством субъектов (в том числе и конфликтующими сторонами). Свойство информации как бесконечного ресурса предопределяет конструирование в праве систем ограничения на доступ и распространение информации, именуемые институтами тайн. С ним также связано большое количество проблем установления авторства.

3. Следующим факультативным свойством  информации, основанным на идеальности,  является ее самостоятельность  как объекта, независимость от  среды, в которой она находится,  от носителя, на котором сведения зафиксированы. Ценность сведений также никоим образом не может быть поставлена в зависимость от стоимости их носителя.

4. Качественной характеристикой  информации, имеющей принципиальное  значение для включения ее  в качестве объекта в какие-либо  правовые отношения, является ее субъективная ценность, т.е. значимость для конкретного субъекта. Причем для различных субъектов информация будет иметь различную ценность.

В праве ценность информации выражается прежде всего в стоимостных характеристиках  тех действий, которые следуют за получением информации. В качестве примера здесь можно привести, скажем, факт разглашения сведений, составляющих государственную тайну. В данном случае величина уголовно-правовой санкции ставится в зависимость от материального эквивалента ущерба, нанесенного противоправным распространением указанных сведений.

5. При правовом регулировании  важную роль играет увязывание  информации с целью, для которой  она была получена. Например, факт  противоправного доступа к сведениям,  составляющим коммерческую тайну, из праздного любопытства может иметь одни правовые последствия, а то же действие с целью их последующей продажи конкурентам - существенно иные последствия.

Таким образом, информация обладает рядом  в достаточной мере уникальных свойств, выделяющих ее среди других объектов права. Этим также обусловлена и сложность в обеспечении эффективного правового регулирования тех отношений, в которых она фигурирует.

Всю информацию, циркулирующую в  правовой системе, можно условно  разделить на два больших класса.

Первый класс - это собственно правовая информация. К правовой информации относятся прежде всего правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы  подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы  их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Второй класс - это разнообразная информация, которая является объектом правоотношений. К ней можно отнести, например, информацию, составляющую профессиональную, коммерческую, государственную и другие виды тайн, информацию, распространяемую средствами массовой информации, информацию, доступ к которой по законодательству не может быть ограничен, и т.д.

Исходя из сказанного выше, правовую информацию можно определить как  массив нормативных правовых актов  и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности (см. рис. 3).

 

                         ┌─────────────────────┐

                         │ Правовая информация │

                         └──────────┬──────────┘

          ┌─────────────────────────┼──────────────────────────┐

┌─────────┴──────────┐┌─────────────┴───────────────┐┌─────────┴───────┐

│Официальная правовая││          Информация         ││  Неофициальная  │

│     информация     ││   индивидуально-правового   ││     правовая    │

│                    ││      характера, имеющая     ││    информация   │

│                    ││     юридическое значение    ││                 │

└─────────┬──────────┘└─────────────────────────────┘└─────────────────┘

┌─────────┘

│  ┌────────────────────────────────────┐

├──┤Нормативная правовая информация     │

│  └────────────────────────────────────┘

│  ┌────────────────────────────────────┐

└──┤Иная  официальная правовая информация│

   └────────────────────────────────────┘

 

                Рис. 3. Классификация правовой информации

 

Кроме того, правовую информацию в  зависимости от того, от кого она  исходит и на что направлена, можно  разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это  информация, исходящая от полномочных  государственных органов, имеющая  юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, т.е. обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах.

Официальная правовая информация, в  свою очередь, подразделяется на нормативную  правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

Нормативная правовая информация составляет ядро всей правовой информации и представляет собой совокупность нормативных  правовых актов.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности с другими актами, т.е. соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, их издавшего, в системе органов государства и от их компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

К иной ненормативной официальной  правовой информации можно отнести:

акты общего характера;

акты официального разъяснения;

правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь  нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения  действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

Информация индивидуально-правового  характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Правовую информацию индивидуально-правового  характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на договоры (сделки) и жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Информация о работе Основы правовой информатики