Основы правовой информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, доклад

Описание работы

Принятие в 1991 г. Закона "О средствах массовой информации", "Концепции правовой информатизации России" и, наконец, Конституции РФ (1993 г.) ознаменовали переход к интенсивному развитию информационного законодательства России. В результате были разработаны первые системообразующие для этого раздела законодательства нормативные правовые акты. В 1992 г. кафедрой правовой информатики МГЮА было подготовлено первое учебное пособие по курсу "Правовая информатика"*(1), которое переиздавалось в 1993 и в 1996 гг.*(2).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Общие черты этих актов состоят  в том, что они носят индивидуально-правовой характер и направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о  законодательстве и практике его  осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. В качестве неофициальной правовой информации рассматриваются все сведения и данные о праве и связанных с ним явлениях, которые отражены в юридической научной литературе, не являющейся официальной (юридических монографиях, учебниках, статьях, обзорах, докладах, справочниках и других материалах), и сведения, содержащиеся в материалах, полученных от предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других источников*(57).

Неофициальную правовую информацию можно  подразделить на следующие группы:

материалы подготовки, обсуждения и  принятия законов и иных нормативных  правовых актов;

материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);

материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии  преступности, правонарушениях и т.д.);

образцы деловых бумаг;

комментарии законодательства;

научные, научно-популярные, учебные  и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей  правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации (применении) правовых норм.

Важное значение, с точки зрения организации информационных процессов, играет классификация информации по уровню доступа. Под доступом к информации понимается возможность ее получения  и использования (ст. 2 Закона об информации). Вся информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) (ч. 2 ст. 5 Закона об информации).

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (ст. 7 Закона об информации).

Не может быть ограничен доступ:

1) к нормативным правовым актам,  затрагивающим права, свободы  и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое  положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей  среды;

3) информации о деятельности  государственных органов и органов  местного самоуправления, а также  об использовании бюджетных средств  (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых  фондах библиотек, музеев и  архивов, а также в государственных,  муниципальных и иных информационных  системах, созданных или предназначенных  для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость  ограничения доступа к которой  установлена федеральными законами (ч. 4 ст. 8 Закона об информации).

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В законодательстве и юридической  науке рассматриваются следующие  виды информации ограниченного доступа: государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, профессиональные тайны и личная (семейная) тайна (см. рис. 4).

 

                      ┌────────────────────────────┐

            ┌─────────┤Информация по уровню доступа├─────────┐

            │         └────────────────────────────┘         │

┌───────────┴────────────────────┐           ┌───────────────┴──────────┐

│Информация ограниченного доступа│           │ Общедоступная информация │

└┬───────────────────────────────┘           └──────────────────────────┘

 │ ┌─────────────────────────────┐

 ├─┤Государственная тайна        │

 │ └─────────────────────────────┘

 │ ┌─────────────────────────────┐

 ├─┤Коммерческая тайна           │

 │ └─────────────────────────────┘

 │ ┌─────────────────────────────┐

 ├─┤Личная (семейная) тайна      │

 │ └─────────────────────────────┘

 │ ┌─────────────────────────────┐

 ├─┤Служебная тайна              │

 │ └─────────────────────────────┘

 │ ┌─────────────────────────────┐

 └─┤Профессиональная тайна       │

   └─────────────────────────────

 

           Рис. 4. Классификация информации по уровню доступа

 

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне"*(58)).

Информация, составляющая коммерческую тайну, - это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая  или иная информация, в том числе  составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"*(59)).

Профессиональная тайна - это информация, полученная гражданами (физическими  лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями  при осуществлении ими определенных видов деятельности, в отношении которой на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации (ч. 5 ст. 9 Закона об информации).

Примерами сведений, составляющих профессиональную тайну, являются сведения об усыновлении (удочерении), сведения, составляющие банковскую тайну, тайну страхования, медицинскую тайну, адвокатскую тайну, журналистскую тайну, тайну связи, тайну исповеди.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона об информации информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по  соглашению лиц, участвующих в  соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии  с федеральными законами подлежит  предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой  в Российской Федерации ограничивается  или запрещается.

Изучение отдельных видов информации интересно и как самостоятельное  исследование с целью систематизации правовой информации, и с точки  зрения организации информационных процессов и разработки информационных систем в правовой сфере.

 

Контрольные вопросы

1. В чем суть антропоцентрического  и недетерминированного подходов  к определению понятия "информация"?

2. В чем отличие определения  понятия "информация" в классической теории информации и семантической теории информации?

3. Как в законодательстве РФ  определено понятие "информация"?

4. Назовите основные свойства  информации.

5. Раскройте содержание понятия  качества информации.

6. Какие свойства информации принципиальны для правового регулирования отношений, складывающихся по поводу информации?

7. Какие существуют основания  классификации информации в правовой  сфере?

8. Что такое нормативная правовая  информация и какие основания  ее классификации существуют в правовой науке?

9. Как можно классифицировать  информацию по уровню доступа?

10. Проведите классификацию информации  в зависимости от порядка ее  распространения.

 

Рекомендуемая литература:

1. Батурин Ю.М. Информация общества, право и человек//Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. М.: Юридическая литература, 1988.

2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2001.

3. Введение в правовую информатику. Учебное пособие/Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М., 1999.

4. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М.: Юридическая литература, 1978.

5. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: Норма, 2000.

6. Информатика для юристов и  экономистов/Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2002.

7. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: Юридическая литература, 1991.

8. Павлов В.П. Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. М., 2000.

9. Правовая информация/Под ред.  А.Ф. Шебанова. М.: Наука, 1974.

10. Право и информатика. М.: Изд-во  Московского университета, 1990.

11. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издательская группа "Юрист", 2001.

12. Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации//Проблемы кибернетики. Вып. 13. М., 1965.

3. Информационные процессы

3.1. Информационные процессы и  их виды

 

Процесс правового воздействия  на общественные отношения представляется возможным рассматривать как реализацию совокупности информационно-значимых функций:

- постановки целей регулирования  в области права (естественно,  происходит на основе имеющейся,  осмысленной информации о состоянии  объекта управления - общественных отношений);

- получения и восприятия поступающей  правовой и иной информации, ее  регистрации, хранения и обработки  (в соответствии с поставленными  целями собирается, систематизируется,  анализируется информация о состоянии  общественных отношений в наиболее  полном виде);

- принятия определенного юридического  решения (создание новой правовой  информации);

- передачи и использования социально-правовой  информации.

Таким образом, все стадии процесса правового воздействия суть информационные процессы. И при их изучении, планировании и проведении необходимо использовать весь тот опыт, который накопили информатика и правовая информатика.

Изучение информационных процессов  важно как самостоятельное исследование и с целью определения тех  информационных правоотношений, которые на основе этих процессов формируются.

Сегодня в законодательстве можно  найти следующие виды информационных процессов.

Так, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В Законе об информации определены информационные процессы предоставления и распространения  информации.

Предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу  лиц.

С точки зрения информатики обобщенная структура процесса обращения информации имеет вид (см. рис. 5):

 

"Рис. 5. Обобщенная структура  процесса обращения информации  в информационной системе"

 

На каждом из приведенных этапов процесса обращения информации действуют  свои объективные закономерности. Изучение их позволит грамотно организовать работу любой информационной системы.

1. В источниках информации происходит  создание информации.

В области создания (производства) информации действует объективный  закон неполного использования  информации, что определяется как свойством избыточности информации, так и неспособностью субъектов к ее полному использованию.

С юридической точки зрения создание информации - это генерация информационных продуктов и ресурсов в процессе творческой, производственной и иной общественно полезной деятельности человека и гражданина, юридических лиц, органов и иных субъектов права на информацию.

Информация о работе Основы правовой информатики