Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, доклад
Принятие в 1991 г. Закона "О средствах массовой информации", "Концепции правовой информатизации России" и, наконец, Конституции РФ (1993 г.) ознаменовали переход к интенсивному развитию информационного законодательства России. В результате были разработаны первые системообразующие для этого раздела законодательства нормативные правовые акты. В 1992 г. кафедрой правовой информатики МГЮА было подготовлено первое учебное пособие по курсу "Правовая информатика"*(1), которое переиздавалось в 1993 и в 1996 гг.*(2).
С целью обеспечения недопустимости злоупотребления свободой массовой информации законодатель предписывает: "Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости... Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ..." (ст. 4 Закона о СМИ), за исключением случаев, предусмотренных Законом. Законодательство обеспечивает регулирование информационных правоотношений по следующим направлениям:
организация деятельности средства массовой информации (регистрация и прекращение деятельности СМИ, правовое положение субъектов правоотношений массовой информации, устав СМИ);
распространение массовой информации (выходные данные и тираж, лицензирование вещания, хранение материалов радио- и телепередач, обязательные сообщения, эротические издания);
отношения средств массовой информации с гражданами и организациями (право на получение информации; обязанности субъектов по предоставлению и распространению информации; право на опровержение, на ответ, порядок опровержения);
права и обязанности журналиста;
государственная поддержка СМИ;
межгосударственное
ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации;
освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации;
опубликование в СМИ нормативных правовых актов;
реклама и СМИ.
На протяжении последних 40 лет в центре внимания мирового и европейского сообществ находятся проблемы концентрации СМИ, опасного экономического явления, имеющего такие негативные последствия, как ограничение свободы слова, плюрализма мнений и др.
В разных странах процессы концентрации СМИ идут по-разному, а также по-разному борются с этими процессами. Так, в США основными средствами государственного противостояния монополиям и концентрации в СМИ являются антитрестовские законы, которые неоднократно использовались американскими судами. В других странах (Франция, Великобритания, Норвегия), несмотря на наличие общего антиконцентрационного законодательства, эти отношения достаточно детально регулируются особыми законодательными актами о СМИ.
Законодательство Германии гарантирует плюрализм печатных органов как важнейший элемент свободы прессы путем запрета на монополии.
В Федеральном законе от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"*(62) есть специальные положения, позволяющие осуществлять контроль за малыми и средними объединениями в сфере СМИ. В соответствии с ним Федеральная антимонопольная служба может запретить слияние компаний.
Правительство Канады ограничило право собственности в области СМИ определением доли на рынке. Других рекомендаций по ограничению концентрации нет. Но правительство имеет право рассматривать собственность с точки зрения Объединенного закона о ревизии и препятствовать образованию монополии, если ее формирование может нанести вред канадскому обществу.
В Нидерландах не существует специального правого регулирования собственности на СМИ. Однако правительство рассматривает проекты регулирования прессы с тем, чтобы один собственник не мог владеть слишком высокой долей СМИ на рынке.
Во Франции концентрация СМИ регулируется специальным законом, налагающим ряд ограничений на покупку СМИ или пакетов акций.
Государственная монополия в области
СМИ рассматривается в
Несмотря на все различия используемых мер, можно отметить, в известной степени, общие экономические подходы по урегулированию процессов концентрации СМИ:
ограничение концентрации в области периодической печати осуществляется в зависимости от размеров тиража и его доли в общенациональном тираже или тираже региона;
ограничение доли в акционерном капитале;
ограничение числа лицензий в руках одного лица;
регулирование "перекрестного владения";
ограничение доли иностранного капитала;
обеспечение прозрачности СМИ (публикация годового финансового отчета, списка основных акционеров, информации о продаже крупных пакетов акций и др.).
Безусловно, в последнее время
все более массовый характер приобретает
использование различных
Компьютерные технологии имеют целый ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь это:
возможность компактно хранить большие объемы информации,
возможность быстрого поиска нужных документов или даже их фрагментов в огромных массивах данных,
возможность с высокой скоростью передавать информацию по телекоммуникациям на любые расстояния.
Вместе с тем использование компьютеров в текущей работе с информацией имеет свои субъективные и объективные ограничения*63). Нельзя не упомянуть как о традиции и привычке работать с бумагой у значительной части специалистов, так и об объективных эргономических ограничениях на восприятие информации с экрана. Очень часто на практике найденные в компьютерных базах документы затем распечатываются на бумаге для дальнейшей работы.
Кроме того, важно видеть и границы реальных возможностей компьютерных технологий. Иногда пользователи преувеличивают их, ожидая услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. Следует четко понимать, что компьютерные программы, в отличие от экспертов-консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте процесс правового воздействия с точки зрения составляющих его информационных процессов.
2. Определите содержание
3. Какие объективные законы
4. Охарактеризуйте основные методы организации и поиска информации.
5. Определите суть процесса
6. Какие информационные барьеры
существуют в области
7. Определите понятия "массовая информация" и "средства массовой информации".
8. Какие объективные законы
9. В чем заключается проблема концентрации средств массовой информации и каковы пути ее решения существуют?
10. Сформулируйте особенности
Рекомендуемая литература:
1. Введение в правовую
2. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.
3. Информатика для юристов и
экономистов/Под ред. С.В.
4. Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М., 1997.
5. Право и информатика. М.: Изд-во Московского университета, 1990.
Следует отметить, что в современной науке вообще и в юридической в частности нет единого подхода к определению информационной системы.
Еще в 1960 г. Д.А. Керимов высказал мнение о том, что "автомат, человек и общество имеют совершенно различную природу, но каждый из них представляет сложно организованную систему, некоторые процессы информационного функционирования которой имеют количественную тождественность между собой".
Каждая наука определяет информационную систему в узком смысле как объект своего исследования. Только информатика должна это делать в широком смысле, абстрагируясь от конкретных сфер приложения данных систем. Информатика, анализируя понятие информационной системы, выделяет следующие составные части: информация, информационные технологии, реализующие информационные процессы, и субъекты информационных процессов. Основное назначение информационной системы - реализовать информационные процессы в той области деятельности, где данная информационная система функционирует.
С этой точки зрения и правовая система в целом, и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суд, органы внутренних дел) могут и должны рассматриваться как информационные системы.
Во внутренней структуре правовой информационной системы можно выделить следующие составные части:
субъекты информационных процессов, протекающих в правовых образованиях: специалисты различных областей знания, обеспечивающие функционирование информационной системы, субъекты информационно-правового воздействия;
социально-правовая информация, на основе сбора, систематизации и обработки которой информационная система решает поставленные задачи;
информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов и вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации.
Такой широкий подход к определению информационной системы невозможен для юридической науки. При анализе информационной системы как объекта права необходимо четко разграничить субъектный и объектный составы правоотношений. В ст. 2 Закона об информации информационная система определяется как "совокупность содержащейся в базе данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств".
Естественно, с развитием информационных технологий и техники все большее значение и распространение приобретает такой вид информационных систем, как автоматизированные информационные системы.
Автоматизированная
Автоматизированная
В основе современных автоматизированных информационных систем лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и информационных технологий, реализующих информационные процессы.
Базой данных в строгом смысле слова называют совокупность взаимосвязанных структурированных данных. В последнее время наибольшее распространение получили реляционные базы данных. В них информация хранится в одной или нескольких таблицах. Связь между таблицами осуществляется посредством значений одного или нескольких совпадающих полей.
Для взаимодействия пользователя с базой данных используются системы управления баз данных (СУБД) - комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных.
Базы знаний являются формой представления информации в экспертных системах, относящихся к классу систем искусственного интеллекта.
Базу знаний можно определить как совокупность структурированной согласно выбранной модели информации о предметной области, полученной от экспертов, и правил, описывающих преобразование данных в предметной области. В основе формализации правового знания в компьютерных системах лежит логическая система правовых норм. Логическая взаимообусловленность правовых норм на самых разных уровнях их содержательного функционирования, их многообразные логические связи и взаимоотношения (как отраслевые, так и межотраслевые) - универсальный логический параметр нормативно-правовой системы. Каждая правовая норма - определенное звено в общей нормативной цепи действующего законодательства. В процессе функционирования она логически связана с целым арсеналом других норм права и реализуется в полной мере лишь в рамках целостного нормативно-правового образования (того или иного института, той или иной отрасли, всей системы права).
Среди основных требований, предъявляемых к информационным системам, ученые сегодня выделяют следующие:
1. Эффективность информационной системы - определяется сопоставлением всех связанных с рассматриваемыми мероприятиями затрат и получаемых при этом результатов.
2. Качество функционирования
Среди основных свойств, определяющих качество функционирования информационной системы, выделяют:
адекватность функционирования информационной системы;
наличие технических возможностей информационной системы к взаимодействию, совершенствованию и развитию;
надежность и своевременность представления информации и выполнения функциональных технологических операций;
полнота, безошибочность, актуальность и конфиденциальность представляемой информации.
3. Надежность информационной системы определяется надежностью технических средств ее оснащения и защитой от ошибок исполнителей.
4. Безопасность информационной системы предполагает такое ее функционирование, при котором обеспечивается:
защита информации, циркулирующей в этой системе (обеспечение доступности информации для пользователей, целостности любой информации (поддержание ее актуальности и непротиворечивости), а также конфиденциальности информации с ограниченным доступом - защищенности от несанкционированного использования);
защита пользователей