Основы правовой информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, доклад

Описание работы

Принятие в 1991 г. Закона "О средствах массовой информации", "Концепции правовой информатизации России" и, наконец, Конституции РФ (1993 г.) ознаменовали переход к интенсивному развитию информационного законодательства России. В результате были разработаны первые системообразующие для этого раздела законодательства нормативные правовые акты. В 1992 г. кафедрой правовой информатики МГЮА было подготовлено первое учебное пособие по курсу "Правовая информатика"*(1), которое переиздавалось в 1993 и в 1996 гг.*(2).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

С целью обеспечения недопустимости злоупотребления свободой массовой информации законодатель предписывает: "Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости... Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ..." (ст. 4 Закона о СМИ), за исключением случаев, предусмотренных Законом. Законодательство обеспечивает регулирование информационных правоотношений по следующим направлениям:

организация деятельности средства массовой информации (регистрация и прекращение  деятельности СМИ, правовое положение  субъектов правоотношений массовой информации, устав СМИ);

распространение массовой информации (выходные данные и тираж, лицензирование вещания, хранение материалов радио- и  телепередач, обязательные сообщения, эротические издания);

отношения средств массовой информации с гражданами и организациями (право  на получение информации; обязанности субъектов по предоставлению и распространению информации; право на опровержение, на ответ, порядок опровержения);

права и обязанности журналиста;

государственная поддержка СМИ;

межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;

ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации;

освещение деятельности органов государственной  власти средствами массовой информации;

опубликование в СМИ нормативных  правовых актов;

реклама и СМИ.

На протяжении последних 40 лет в центре внимания мирового и европейского сообществ находятся проблемы концентрации СМИ, опасного экономического явления, имеющего такие негативные последствия, как ограничение свободы слова, плюрализма мнений и др.

В разных странах процессы концентрации СМИ идут по-разному, а также по-разному борются с этими процессами. Так, в США основными средствами государственного противостояния монополиям и концентрации в СМИ являются антитрестовские законы, которые неоднократно использовались американскими судами. В других странах (Франция, Великобритания, Норвегия), несмотря на наличие общего антиконцентрационного законодательства, эти отношения достаточно детально регулируются особыми законодательными актами о СМИ.

Законодательство Германии гарантирует плюрализм печатных органов как важнейший элемент свободы прессы путем запрета на монополии.

В Федеральном законе от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"*(62) есть специальные положения, позволяющие осуществлять контроль за малыми и средними объединениями в сфере СМИ. В соответствии с ним Федеральная антимонопольная служба может запретить слияние компаний.

Правительство Канады ограничило право  собственности в области СМИ  определением доли на рынке. Других рекомендаций по ограничению концентрации нет. Но правительство имеет право рассматривать собственность с точки зрения Объединенного закона о ревизии и препятствовать образованию монополии, если ее формирование может нанести вред канадскому обществу.

В Нидерландах не существует специального правого регулирования собственности на СМИ. Однако правительство рассматривает проекты регулирования прессы с тем, чтобы один собственник не мог владеть слишком высокой долей СМИ на рынке.

Во Франции концентрация СМИ  регулируется специальным законом, налагающим ряд ограничений на покупку СМИ или пакетов акций.

Государственная монополия в области  СМИ рассматривается в демократических  странах так же, как нарушение  конституционного права на свободу  слова.

Несмотря на все различия используемых мер, можно отметить, в известной степени, общие экономические подходы по урегулированию процессов концентрации СМИ:

ограничение концентрации в области  периодической печати осуществляется в зависимости от размеров тиража и его доли в общенациональном тираже или тираже региона;

ограничение доли в акционерном  капитале;

ограничение числа лицензий в руках  одного лица;

регулирование "перекрестного владения";

ограничение доли иностранного капитала;

обеспечение прозрачности СМИ (публикация годового финансового отчета, списка основных акционеров, информации о продаже крупных пакетов акций и др.).

Безусловно, в последнее время  все более массовый характер приобретает  использование различных компьютерных баз правовой информации.

Компьютерные технологии имеют целый ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь это:

возможность компактно хранить  большие объемы информации,

возможность быстрого поиска нужных документов или даже их фрагментов в огромных массивах данных,

возможность с высокой скоростью передавать информацию по телекоммуникациям на любые расстояния.

Вместе с тем использование  компьютеров в текущей работе с информацией имеет свои субъективные и объективные ограничения*63). Нельзя не упомянуть как о традиции и привычке работать с бумагой у значительной части специалистов, так и об объективных эргономических ограничениях на восприятие информации с экрана. Очень часто на практике найденные в компьютерных базах документы затем распечатываются на бумаге для дальнейшей работы.

Кроме того, важно видеть и границы  реальных возможностей компьютерных технологий. Иногда пользователи преувеличивают их, ожидая услуг, которые фактически могут  быть оказаны лишь квалифицированными юристами. Следует четко понимать, что компьютерные программы, в отличие от экспертов-консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте процесс правового воздействия с точки зрения составляющих его информационных процессов.

2. Определите содержание процесса  восприятия информации и факторы,  на него влияющие.

3. Какие объективные законы действуют  в области сбора информации?

4. Охарактеризуйте основные методы организации и поиска информации.

5. Определите суть процесса распространения  информации.

6. Какие информационные барьеры  существуют в области распространения  информации?

7. Определите понятия "массовая  информация" и "средства массовой  информации".

8. Какие объективные законы действуют  в области распространения информации?

9. В чем заключается проблема  концентрации средств массовой  информации и каковы пути ее  решения существуют?

10. Сформулируйте особенности электронных  средств массовой информации.

 

Рекомендуемая литература:

1. Введение в правовую информатику.  пособие/Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М., 1999.

2. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.

3. Информатика для юристов и  экономистов/Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2002.

4. Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М., 1997.

5. Право и информатика. М.: Изд-во  Московского университета, 1990.

4. Информационные системы

4.1. Понятие информационной системы

 

Следует отметить, что в современной науке вообще и в юридической в частности нет единого подхода к определению информационной системы.

Еще в 1960 г. Д.А. Керимов высказал мнение о том, что "автомат, человек и общество имеют совершенно различную природу, но каждый из них представляет сложно организованную систему, некоторые процессы информационного функционирования которой имеют количественную тождественность между собой".

Каждая наука определяет информационную систему в узком смысле как  объект своего исследования. Только информатика должна это делать в широком смысле, абстрагируясь от конкретных сфер приложения данных систем. Информатика, анализируя понятие информационной системы, выделяет следующие составные части: информация, информационные технологии, реализующие информационные процессы, и субъекты информационных процессов. Основное назначение информационной системы - реализовать информационные процессы в той области деятельности, где данная информационная система функционирует.

С этой точки зрения и правовая система в целом, и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суд, органы внутренних дел) могут и должны рассматриваться как информационные системы.

Во внутренней структуре правовой информационной системы можно выделить следующие составные части:

субъекты информационных процессов, протекающих в правовых образованиях: специалисты различных областей знания, обеспечивающие функционирование информационной системы, субъекты информационно-правового воздействия;

социально-правовая информация, на основе сбора, систематизации и обработки которой информационная система решает поставленные задачи;

информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических  и других методов и методик  исследования информационных объектов и вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации.

Такой широкий подход к определению  информационной системы невозможен для юридической науки. При анализе  информационной системы как объекта  права необходимо четко разграничить субъектный и объектный составы правоотношений. В ст. 2 Закона об информации информационная система определяется как "совокупность содержащейся в базе данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств".

Естественно, с развитием информационных технологий и техники все большее значение и распространение приобретает такой вид информационных систем, как автоматизированные информационные системы.

Автоматизированная информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных и другие современные информационные технологии и техника.

Автоматизированная информационная система (АИС) - система для организации  информационных процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации, использующая компьютерную информационную технологию.

В основе современных автоматизированных информационных систем лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и информационных технологий, реализующих информационные процессы.

Базой данных в строгом смысле слова  называют совокупность взаимосвязанных  структурированных данных. В последнее  время наибольшее распространение  получили реляционные базы данных. В них информация хранится в одной или нескольких таблицах. Связь между таблицами осуществляется посредством значений одного или нескольких совпадающих полей.

Для взаимодействия пользователя с  базой данных используются системы  управления баз данных (СУБД) - комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных.

Базы знаний являются формой представления  информации в экспертных системах, относящихся к классу систем искусственного интеллекта.

Базу знаний можно определить как  совокупность структурированной согласно выбранной модели информации о предметной области, полученной от экспертов, и правил, описывающих преобразование данных в предметной области. В основе формализации правового знания в компьютерных системах лежит логическая система правовых норм. Логическая взаимообусловленность правовых норм на самых разных уровнях их содержательного функционирования, их многообразные логические связи и взаимоотношения (как отраслевые, так и межотраслевые) - универсальный логический параметр нормативно-правовой системы. Каждая правовая норма - определенное звено в общей нормативной цепи действующего законодательства. В процессе функционирования она логически связана с целым арсеналом других норм права и реализуется в полной мере лишь в рамках целостного нормативно-правового образования (того или иного института, той или иной отрасли, всей системы права).

Среди основных требований, предъявляемых  к информационным системам, ученые сегодня выделяют следующие:

1. Эффективность информационной  системы - определяется сопоставлением всех связанных с рассматриваемыми мероприятиями затрат и получаемых при этом результатов.

2. Качество функционирования информационной  системы - степень приспособленности  системы к выполнению заданных  функций.

Среди основных свойств, определяющих качество функционирования информационной системы, выделяют:

адекватность функционирования информационной системы;

наличие технических возможностей информационной системы к взаимодействию, совершенствованию и развитию;

надежность и своевременность представления информации и выполнения функциональных технологических операций;

полнота, безошибочность, актуальность и конфиденциальность представляемой информации.

3. Надежность информационной системы определяется надежностью технических средств ее оснащения и защитой от ошибок исполнителей.

4. Безопасность информационной  системы предполагает такое ее  функционирование, при котором обеспечивается:

защита информации, циркулирующей  в этой системе (обеспечение доступности  информации для пользователей, целостности любой информации (поддержание ее актуальности и непротиворечивости), а также конфиденциальности информации с ограниченным доступом - защищенности от несанкционированного использования);

защита пользователей информационной системы (включая персонал) от вредного воздействия как информации, циркулирующей в этой системе, так и объектов самой системы (ненанесение вреда здоровью людей и интересам общества);

Информация о работе Основы правовой информатики