Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:21, курсовая работа
Организация контрольно-оценочной деятельности учителя в связи с введением ФГОС стала одной из важнейших проблем в организации образования. Существующая в школе шкала традиционная шкала оценивания не дает возможности оценить все многообразие учебного труда учащихся: степень усвоения ими учебного материала; уровень сформированности универсальных учебных действий; усердие, настойчивость, активность, прилежание, одаренность, нестандартность мышления.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
факультет естественнонаучного и педагогического образования
кафедра информационных технологий и методики преподавания информатики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности оценочной деятельности учителя на уроках информатики и ИКТ в старшей школе
специальность – 050202 Информатика
Исполнитель:
студентка 6 курса ОЗО
факультета естественнонаучного и
математического образования
Орешко Елена Николаевна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент Сивоконь Е.Е.
Ростов - на - Дону
2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Организация контрольно-оценочной деятельности учителя в связи с введением ФГОС стала одной из важнейших проблем в организации образования. Существующая в школе шкала традиционная шкала оценивания не дает возможности оценить все многообразие учебного труда учащихся: степень усвоения ими учебного материала; уровень сформированности универсальных учебных действий; усердие, настойчивость, активность, прилежание, одаренность, нестандартность мышления.
Существующая шкала оценивания замеряет убывание, а не степень прироста обученности. Высокая степень погрешности при определении степени обученности предопределило необходимость поиска других моделей оценивания (безотметочной, многобалльной, рейтинговой.)
Таким образом, возникает противоречие между существующей системой оценивания, используемой учителем, и требованием ФГОС к результатам освоения образовательной программы основного и среднего образования.
Учитель решает проблему объективного оценивания достижений учащихся на всех этапах образовательной деятельности.
Целью деятельности учителя является разработка и внедрение системы оценивания результатов образования учащихся на основе самооценки, взаимооценки, внешней оценки, поэтому становится актуальным так же вопрос выбора видов, форм, и методов контроля результатов образования учащихся.
Контроль знаний учащихся является существенной частью процесса обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки учащихся. Правильно организованный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях, позволяет преподавателю правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, обнаружить свои ошибки в работе.
Существует большое количество исследований и публикаций в области контроля знаний и оценочной деятельности. Актуальность выбранной темы определяется необходимостью подбора совокупности форм и методов и контроля и оценивания учебной деятельности, которые гарантируют достижения целей процесса обучения, с учетом современных тенденций в области образования.
В связи с этим можно сформулировать цель исследования - изучить сущность современных и традиционных форм, методов контроля и оценочной деятельности учителя на уроках.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: особенности применения различных форм, методов и средств контроля и оценочной деятельности учителя.
Предмет исследования: использование совокупности традиционных и современных форм, методов и средств контроля и оценочной деятельности учителя, способствующих повышению качества и эффективности образовательного процесса.
Система оценивания - механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса. Оценка предполагает измерение того качества обученности, которое демонстрирует учащийся в настоящий момент с тем, которое должно быть, сравнение реального положения с нормой. Оценка учителя осуществляется через диагностические работы, срезы: тематические, промежуточные, итоговые, определяется динамика индивидуальных достижений ученика (индивидуальный прогресс). Механизм контроля играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Педагогический контроль — это способ получения информации о качестве учебного процесса. Контроль педагога за процессом и результатом труда направлен как на деятельность учащихся, так и собственную деятельность, а также на их взаимодействие.
Контроль и проверка результатов обучения — обязательный компонент процесса обучения.
Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает на стадии завершения изучения темы (раздела) и окончания ступени обучения.
Суть проверки результатов обучения сводится к выявлению уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту. Однако понятие контроля в современной педагогике значительно шире. Контроль, проверка результатов обучения трактуется как педагогическая диагностика, при которой проверяется уровень усвоенности знаний, обученности учащихся, а также отдельных сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных знаний, обобщение и выводы о корректировке учебного процесса и о продвижении учащихся на следующую ступень обучения, выводы об эффективности работы учителей и всего учебного заведения.
Кроме того, в отечественной педагогике контроль понимается как административная проверка работы учителя и школы и как функция управления, результаты которой служат для принятия управленческих решений.
Контроль как часть процесса обучения имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Под оценкой знаний, умений и навыков в дидактике понимается процесс сравнивания достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в образовательных стандартах.
Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).
Функции контроля:
1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в знаниях, умениях и навыках - ЗУН);
2) образовательная функция (приведение ЗУНов в систему и содействие их прочному усвоению);
3) развивающая функция (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);
4) воспитательная функция (стимулирование
систематических занятий по
Требования к контролю:
1) индивидуальный характер;
2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;
3) разнообразие методов и форм проведения;
4) всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков);
5) объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений).
Виды контроля различаются по функциям в учебном процессе.
1) Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.
Функциональное назначение предварительного контроля заключается в том, что учитель планирует изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль. В начале учебного года — установить, что сохранилось из изученного школьниками в предыдущем учебном году. На основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель строит (конструирует) изучение нового материала, предусматривает повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания.
2) Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя — непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика — внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. Учитель в ходе уроков обращается к учащимся с вопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться, верно ли они усвоили изучаемый материал, усвоили ли вообще, в чем проявляются неточности или пробелы в знаниях и умениях. В зависимости от ответов учащихся учитель корректирует учебный процесс. Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других — исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих — постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.
3) Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.
Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
4) Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. Так, во 2-11-х классах подводятся итоги за учебную четверть, полугодие, год. При этом учитываются результаты текущего контроля и, кроме того, по ряду предметов проводятся контрольные работы (по математике, языкам и др.), охватывающие основной учебный материал.
5) Заключительный контроль. Он имеет в виду аттестацию ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении: при окончании 9-го, 11-го класса (ГИА, ЕГЭ). Кроме выпускных, в средних классах школ по некоторым предметам предусмотрены также и переводные экзамены. В отличие от выпускных они охватывают материал только одного учебного года.
Данная классификация иногда дополняется еще двумя видами контроля [3]:
6) повторный (проверка знаний параллельно
с изучением нового материала
способствует прочности и
7) отсроченный (контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса).
Методы контроля - это способы определения результативности учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
1. Устные методы. Они наиболее распространены в учебном процессе и проводятся как опрос учащихся и собеседование. Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и повторение ранее изученного. Эффективность опроса и собеседования при проверке знаний достигается тем, что учитель предварительно определяет темы и вопросы для устного контроля, намечает конкретных учащихся, с которыми затем проведет собеседование, предусматривает варианты своих действий на тот случай, если учащиеся затрудняются или не смогут ответить на поставленные вопросы. Это могут быть: дополнительное разъяснение не усвоенного материала, чтение популярной литературы по теме, консультация, демонстрация опытов, повторное решение подобных задач по математике, физике, химии и т.п. Во всяком случае, получив обратную информацию в процессе опроса и собеседования о низком качестве знаний и умений учащихся (некоторых из них или группы), учитель предпринимает работу по доведению уровня этих знаний в соответствие с требованиями программы по учебному предмету.
2. Письменные методы проверки знаний и умений также широко используются в школе на разных стадиях учебного процесса. Это диктанты, контрольные письменные работы, миниконтрольные работы в которых ученики дают краткие письменные ответы на 2-3 вопроса. Причем вопросы бывают и по вариантам. Они дают возможность проверить знания учащихся, а учителю получить обратную информацию о качестве знаний ученика по теме.
В старших классах в качестве письменной контрольной работы может быть реферат. Реферат пишут главным образом вне урока и лишь изредка — на уроке. Причем реферат в качестве контрольной письменной работы выполняют не все учащиеся, а достаточно подготовленные по данному предмету и по желанию.