Перспективы развития Веб-дизайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Что такое веб-дизайн? Сегодня в это понятие имеет большое по широте охвата значение.
С первого взгляда может показаться, что ответить на этот вопрос совсем несложно. Первое, что приходит в голову – это графическое оформление. Однако сегодня в это понятие вкладывается гораздо большее по широте охвата значение. Возможно, это не совсем верно, но на сегодняшний день, говоря «веб-дизайн», подразумевают не только профессиональное графическое оформление сайта.

Содержание работы

Введение------------------------------------------------------------------------3
I. World Wide Web-------------------------------------------------------------5
II. Wed Дизайн как ремесло или искусство-----------------------------8
III. Исторические традиции в Web искусстве-------------------------14
IV. Будущее Web дизайна-------------------------------------------------18
Заключение-------------------------------------------------------------------22
Список литературы------------------------

Файлы: 1 файл

Перспективы развития веб-дизайна - копия.docx

— 798.57 Кб (Скачать файл)

Задача веб-дизайнера, как мы поняли, состоит в том, чтобы сделать  красивый, привлекательный, очень-очень  интересный и удобный для посетителя сайт. Веб-дизайн как ремесло отвечает на чисто технический вопрос, КАК  сделать красиво. Веб-дизайн как  искусство отвечает на эстетический вопрос, ПОЧЕМУ именно таким путем  мы добиваемся привлекательности своего ресурса.

Итак, попробуем найти ответ  на каверзный вопрос ПОЧЕМУ. Прежде всего, красиво – это когда  предельно понятно и максимально  удобно для использования. Представьте  себе, что вы пришли в музей посмотреть на полотно великого Рембрандта. Но в музее никто и не подумал  включить свет, в результате чего картина  тонет в темноте. Вы знаете, что  полотно прекрасно, но почувствовать  эту красоту не можете. Спрашивается, почему? Да потому, что вам неудобно рассматривать произведения живописи в потемках. Точно так же дела обстоят и с сайтами. Даже очень  хорошие странички можно испортить, если сделать их неудобными для ознакомления.

Вот почему удобство выдвигается на первый план. Человек хорошо видит  пространство и наслаждается чтением, блуждает взглядом по картинкам, легко  переходит на новые, заинтриговавшие  его странички. Способность сайта  удовлетворить потребность посетителя в комфорте, эргономичность сайта, удобство в эксплуатации носят собирательное  название юзабилити (англ. usability). Юзабилити подразделяется на комфортность странички и комфортность веб-узла. Комфортность странички предполагает удобство в ознакомлении с материалами, которые размещены на одной-единственной страничке. И здесь важно соблюдать очевидные, в принципе, правила:

> важные тексты и картинки  должны быть приметны;

> неважные тексты и картинки  не должны быть свалены в  кучу, они меньше нуждаются в  приметности, чем важные, но не  меньше – в упорядоченности;

> посетителю должны быть хорошо  видны все переходы на другие  странички и сайты;

> посетителю должно быть понятно,  в какой секции (в каком разделе)  сайта он сейчас находится;

> читателю должна быть предельно  ясна тема странички.

Теперь назовем правила, которые  действуют в отношении комфортности веб-узла, которая предполагает легкость ориентации в пространстве сайта:

> посетителю должны быть хорошо  видны и доступны переходы  во все разделы сайта, что  называется удобной навигацией  по сайту;

> важные, по мнению владельца  сайта, разделы должны бросаться  в глаза в первую очередь  и при переходе на них должны  открываться в отдельном (новом)  окне;

> при пошаговой навигации требуется  соблюдать «правило трех шагов», то есть доступ к любому  документу, важному для делового  человека, должен открываться после  трех шагов максимум. Поисковая  система:

1) главная страничка вашего сайта;

2) главная страничка раздела;

3) искомый документ;

> неважные разделы меньше нуждаются  в приметности, чем важные, но не меньше в упорядоченности, то есть изначальная структура сайта должна всегда соблюдаться;

> посетителю должно быть понятно,  в какой секции (в каком разделе)  сайта он найдет нужные ему  материалы;

> родственные по тематике разделы  и странички необходимо объединить  более тесными связям;

> читателю должна быть предельно  ясна тематика сайта.

Эргономика (а именно так, если вы помните, называется наука об удобстве человека при работе с любой техникой) дает нам и другие подсказки касательно веб-дизайна. Например, она показывает, что при быстром считывании процент  ошибок зависит от расположения информации, достигая максимума при вертикальном (в столбик) размещении слов и особенно цифр. Чем выше процент, тем ниже понимание материалов сайта. Определенное значение имеет цветовая комбинация текста и фона. На первый взгляд, достаточно добиться контраста, но такое мнение ошибочно. Свет клином на контрасте  не сходится. Белые значки на черном фоне контрастны, однако их удобно считывать  с расстояния много большего, чем  разделяющее глаза юзера и экран монитора. Для малых расстояний нужен другой контраст: темные значки на светлом фоне.

К цветовому решению предъявляются  следующие дизайнерские требования. Во-первых, требование передавать назначение сайта, соответствовать его целям  и выражать его индивидуальность. А попутно и индивидуальность той компании, которую он представляет: предполагается, что цвета сайта  и фирменные цвета с логотипа компании повторяют друг друга или, по меньшей мере, дополняют, существуя  в одной палитре. В оптимуме логотип  содержит все фирменные цвета  компании, остается лишь реализовать  их в пространстве сайта, не изобретая  велосипед!

Во-вторых, выбранная гамма должна не отвлекать от товара, темы и материалов, а привлекать к ним внимание, то есть нужен фон, а не визуальный шум. В оптимуме следует придерживаться трехсоставной цветовой схемы, то есть сочетания трех базовых цветов либо оттенков (полутоновых вариаций) и  небольших акцентов в некоторых  местах. Ограничение цветовой палитры  в вебе дает меньший вес файла, более быструю загрузку, читабельность  и привлекательность. Оптимум –  сочетание красного, черного и  белого цветов или их полутоновых  вариаций.

 

III. Исторические традиции в Web искусстве.

 

 

Понятно, что никакой глубокой истории  веб-дизайн – столь молодое направление  в искусстве, находящееся еще  на стадии полу ремесла, – не имеет. Однако он имеет солидную предысторию. Если судить по общим тенденциям развития веб-дизайна, то можно пророчествовать, что он проходит непростой путь по трем этапам:

> традиция Запада;

> традиция Востока;

> традиция Атлантиды.

Полагаю, что кое-кто усмехнется, читая  эти строки: еще бы, верить в существование  Атлантиды – признак несерьезности. Однако рано посмеиваться, термин «традиция  Атлантиды» употреблен с тайным смыслом. Традиция прагматичного Запада зародилась в Древней Греции, первой европейской  цивилизации. Свое отчетливое выражение  она нашла в философии афинянина  Сократа, который, если верить его ученикам Ксенофонту и Платону, сформулировал принцип юзабилити: «Все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено».9 Концепция юзабилити, то есть удобства на грани искусства, достигла апогея в своем развитии в трудах Я. Нильсена и вряд ли продвинется дальше.

На  этом западная традиция угасает, уступая  место восточной. И это логично! Ведь Нильсен и вслед за ним другие дизайнеры, которые интуитивно следуют духу западной традиции, требуют достижения максимальной простоты при верстке веб-страничек. Но простота бывает разной, очень часто она оказывается хуже воровства.

Понятно, что традиция зашла в тупик, выйти  из которого не сможет. А вот дизайн сможет, он станет развиваться в  русле восточной традиции, а если говорить конкретнее – дальневосточной, поскольку сформировалась она в искусстве Индии, Китая, Японии и Юго-Восточной Азии. Две ключевые формулы успеха, которые препятствуют превращению простоты в воровство, носят японские названия ваби-саби и канзай-инжиниринг. На их основе современные «вебисты» стремятся построить дао дизайна. Потолкуем об этом подробнее.

Ваби-саби. Если переводить суть японского принципа ваби-саби на язык европейцев (и нас в том числе), у которых микрочипы вместо мозга, то получим императивную формулировку: доступность и полнота информационного потока при минимуме изобразительных и технических средств. Добиться этой цели можно лишь при одном непременном условии, а именно – на ваби-саби нельзя смотреть как на одиночный принцип, ибо в действительности это целая философия, провозглашающая великую силу простоты. Информационный поток со странички ресурса может быть достаточно силен, эффективен и может обладать нужной пропускной способностью при минимальных технических и изобразительных усилиях, но при максимальных усилиях созидательного духа и творческого мышления, подчиненных философии ваби-саби. Созидательный дух и творческое мышление в их крепком союзе помогают раскрыть магию простоты, когда отсечено все лишнее. Говоря откровенно, здесь нет ничего заумного, непонятного европейцу. Не одни японцы такие, ведь мы, например, не утратили способности восхищаться безрукой Венерой Милосской – и другой мы ее себе не представляем, словно бы сам скульптор отсек от статуи все лишнее, оставив для обозрения чистую гармонию.

Обычно изысканность простоты в ее интерпретации посредством  философии ваби-саби передают через образ сдвоенной сосновой иголки. Отыщите такую иголку, гуляя по парку. Посмотрите на нее, положив на белый лист бумаги, посмотрите внимательно. Постарайтесь отключить все сторонние мысли, добейтесь ровного дыхания. У вас это получается лучше, чем на приеме у психолога? Почему так? Да потому, что вы поддались обаянию простоты, гармонии и естественности. Мало фигур, мало линий, но все живое, в меру яркое, привлекательное в своей скромности, утонченности и незащищенности. Именно этим качествам должен отвечать дизайн странички, как понимают его приверженцы ваби-саби. Впрочем, ваби-саби относится к техничности искусства, но не к ее энергетике. Чтобы насытить страничку позитивной энергией, добавить образам выразительности и динамичности, требуется обратиться к другой восточной (тоже японской) доктрине – канзай, которая сегодня приняла вид канзай-инжиниринга.

Канзай-инжиниринг представляет собой по сути дела философский фундамент сенсорной инженерии, берущий предметом изучения чувственное восприятие и эмоциональность. Ключевых принципов канзай только два – это традиционные символы японской культуры: Ябусаме, верховой лучник, и Дзинба Иттай, старинное японское упражнение для воина, когда требуется поразить мишень на полном скаку. Через символ Дзинба Иттай передается единство всадника и лошади в момент выстрела из лука. Таким образом, канзай проводит мысль, что поразить цель (завладеть вниманием юзера) реально лишь при полном, стопроцентном совпадении векторов, которые мы придаем разным элементам сайта в ходе создания последних. Одно направленность всего: текста, шрифтов, графики, кода, контента– вот залог успеха. При этом важно добиться активного эмоционального отклика посетителя.

Добиться такого отклика возможно путем комплексного воздействия на разные уровни обработки  внешней информации, присущие человеческой психике. Эти уровни американский психолог Д. Норман снабдил более привычными для западного человека медико-биологическими названиями: интуитивный, поведенческий и созерцательный уровни.

Интуитивный уровень  – предварительный, когда реакция  рождается автоматически под  влиянием подсознания и даже, отчасти, инстинктов. Именно на этом уровне («на  автопилоте») работает наша психика, заставляя  мгновенно, без раздумий переходить по ссылочкам.

Поведенческий уровень  – отчасти бессознательный, отчасти  занимает область преддверия сознания. Здесь рождаются решения, над  которыми не приходится долго думать, поскольку они продиктованы нашим  опытом, тренировкой. Например, мы жмем на Escape, не задумываясь, когда хотим прервать какую-нибудь операцию на ПК (если бы задумывались, то поняли бы, что Escape еще ни одну операцию толком прервать не смог и вызывали бы сразу диспетчер задач!). На сайте этому уровню соответствуют ай-стопперы – графические сигналы, которые привлекают внимание к тому или иному контенту. Созерцательный уровень– высший, на нем мы реально размышляем о выполняемых нами действиях, перерабатываем информацию критически. Этот уровень отвечает за чтение и анализ контента. Вот почему задача веб-дизайнера состоит в том, чтобы:

> удерживать и  вести юзера, воздействуя на  первый уровень восприятия;

> предлагать пользователю  определиться с выбором, делая  графические подсказки;

> завлечь интересным контентом, к которому привели адекватные подсказки, не обманувшие ожиданий посетителя.

Попытки отыскать дао веб-дизайна привели к активному привлечению в эту область технологий фэн-шуй и ваасту шастра, которые обучают, как аккуратно подбирать каждый элемент пространства (в нашем случае – веб-узла и странички), чтобы одни гармонировали с другими. Ваасту шастра представляет собой древнеиндийское искусство создания гармонии стихий: земли, огня, воды и т. д. Сегодня стараниями С. Наранг оно трансформируется в Web Vaastu. В. Нараян также отдает дань восточной философии, но делает акцент на потоки энергии, протекающей через веб-страницы. Он справедливо полагает, что сайт, на котором цвета режут глаз, музыка раздражает слух, а также тот, на котором слишком много информации и нет порядка, не способен генерировать позитивный поток энергии жизни.

IV. Будущее Web дизайна.

 

 

Но  и хваленая мудрость Востока не беспредельна, рано или поздно веб-дизайнерам придется отказаться от восточной традиции, склонной к абстрактному умствованию, в пользу какой-нибудь новой, имеющей  практические результаты. И как мне  кажется, отдаленные признаки становления  этой традиции несложно заметить уже  сегодня в интересе к искусству  древних египтян и индейцев майя. Оно примечательно тем, что позволяет  добиться многомерности пространства при работе в плоскости. Традиция эта названа атлантидской, поскольку, если верить атлантологам, цивилизации египтян и майя являются наследниками, преемниками гипотетической цивилизации атлантов (чем якобы объясняется некоторая схожесть их культур, выражаемая, например, в воздвижении пирамид).

Египтяне  и майя многое могут предложить современному дизайнеру… А пока же назовем две технологии, которые позволяют на плоскости добиться эффекта объема с большим успехом и меньшими усилиями, чем 3D. Первая технология носит название ортогональной проекции. Она хорошо прослеживается в изображениях царственной четы – фараона и его супруги. Царь на переднем плане, зритель смотрит на него сбоку. Царица едва видна, вперед выдается только ее профиль, а также нежная ручка, которую она вложила в ладонь своего мужа и господина. Жена-тень, сохраняющая при этом свою индивидуальность, обращающая на себя внимание, производит неизгладимое впечатление. А самое главное–применение такой тени обеспечивает неуничтожимую иллюзию объема.

Вторая  технология – косоугольная аксонометрия, когда фигуры выстраиваются в  уходящий вдаль ряд. Таким приемом  египетские художники изображали шеренги  воинов: солдаты на рисунке (рельефе) выстроены один позади другого, так  что их вереница уходит вглубь изображения. Заметим, что оба названных приема положены ныне в основу «трехмерной» книжной верстки, где эффект двухмерности достигается взаиморасположением иллюстраций и заголовков, а также использованием врезок, двухуровневых плашек, теней в схемах и подложках.

Информация о работе Перспективы развития Веб-дизайна