Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 08:05, реферат
Наступивший XXI век уже в конце прошлого столетия стал называться "эпохой информации", т.к. в XX веке роль информации непрерывно возрастала и приобретала важнейшее значение в развитии общества, в прогрессе экономики, науки, техники и культуры. Однако XXI век называют не просто "эпохой информации", а, более того - "веком глобального информационного общества". В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности.
В современных городах контакты человека с медиа превышают одиннадцать часов в день, телевизор включен в квартирах/домах в среднем 7 часов 38 минут ежедневно, а дети от двух до двенадцати лет в среднем смотрят телевизор 25 часов в неделю.
Введение. 3
1. Понятие и история медиаобразования. 5
Зарождение медиаобразования в России 7
2. Медиаобразование на современном этапе. 16
Содержание медиаобразования. 16
Проблемы медиаобразования. 22
3. Внедрение медиаобразование в современную педагогику. 25
Заключение. 28
Список источников. 29
Следует отметить, что объектами методики преподавания при этом становятся организация и анализ активной многосторонней познавательной деятельности и разноуровневой коммуникации.
В настоящее время принято рассматривать две ветви медиаобразования – так называемое социокультурное медиаобразование, которое реализуется на практике в специальных учебных курсах, и медиаобразование интегрированное, которое стремится стать органичной частью конкретного учебного предмета (или образовательной области).
Социокультурное медиаобразование, непосредственная цель которого – приобщение человека к мировой культуре через массовую печать, телевидение, радио и кино, можно считать сложившимся. Традиции социокультурного медиаобразования берут свое начало в двадцатых годах ХХ века. Тогда весьма важным было развитие восприятия; десятилетием позже стало не менее актуальным формирование основ критического мышления, однако жесткие идеологические режимы не могли себе позволить свободы восприятия и истолкования информации. Именно поэтому в тридцатые годы медиаобразование приостанавливает свой разбег и отныне получает свое развитие там и тогда, где общество заинтересовано в развитии реальной демократии.
Тенденции к появлению интегрированных курсов медиаобразования появляются в шестидесятые годы, однако это частичная интеграция – в учебный предмет вводятся специальные модули, посвященные изучению массовой коммуникации и формированию критического мышления. Вопрос об эффективности подобного подхода остается открытым до сих пор: далеко не каждая область знания может позволить себе органичное включение курса, ломающего рамки восприятия и заставляющего переосмыслить привычное. Это связано и с преобладающей парадигмой преподавания, и с тем, насколько непосредственные темы занятий далеки от материалов масс-медиа. Недаром использование массовой коммуникации как средства обучения издавна вызывало столько проблем, что было выделено в отдельную область – «использование ТСО на уроке»; однако традиции, сложившиеся в этой области, до сих пор не дают увидеть реальное положение дел. Проблема является общедидактической, она состоит не столько в «использовании техники», но прежде всего в принципах восприятия информации и коммуникативного взаимодействия в системе «ученик – учитель- средство обучения». Таким образом, на наш взгляд, пора переходить к рассмотрению этого поля проблем с точки зрения медиаобразования, что требует более широкого привлечения материалов информологии, теории коммуникации, воспитания.
Сходные проблемы определяют и рост внимания к медиаобразованию за рубежом.
По мнению ученого и исследователя Л. Мастермана, девяностые годы двадцатого столетия характеризуются преобладанием ключевых концепций медиаобразования. Под ключевыми концепциями понимаются те их варианты, которые предназначены для анализа любых медиатекстов. Таким образом, развитие сети массовых коммуникаций заставляет возвращаться на новом витке к первому этапу медиаобразования – освоению языка и поиску смысла (или комплекса скрытых смыслов). Основное требование - анализ медиатекста не должен быть произвольным, он призван опираться на систему строгих правил.
Интересно отметить, что в настоящее время в Европе все большую популярность обретает «спиральный учебный план», что соответствует тенденции развития концентров в российском образовании. Именно здесь могли бы пригодиться резервы медиаобразования, поскольку оно и в самом деле затрагивает ключевые позиции взаимоотношений индивида и информации, формирования способа взаимодействия личности с миром. Развитие самого медиаобразования, как мы видим, также следует форме спирали. Следуя пути образных аналогий, можно сказать, что двойная спираль есть спираль развития: образовательная траектория самого предмета, усиленная посредством медиаобразования, дает более интенсивный результат. Эту позицию подтверждают и результаты педагогических экспериментов по интеграции медиаобразования с конкретными учебными предметами. Однако смена парадигмы восприятия и воспитания – процесс небезболезненный, и потому его темпы должны быть органичны по отношению к темпам преобразования, с одной стороны, информационно-коммуникативной среды, с другой – демократических основ общества.
О том, что медиаобразование крайне важно было понятно еще в начале прошлого века. Кинообразование, журналистика, телевидение и интернет бесспорно оказывают огромное влияние на развитие современной личности. И если этот процесс не будет контролироваться, невозможно будет контролировать и воспитание подрастающего поколения. Изучив развитие, концепцию и проблемы медиаобразования в России, я хочу предложить следующие мероприятия по внедрению этого явления в школьный процесс.
Эссе по изученной проблеме.
В современном обществе главное не много знать, а уметь находить знания и пользоваться ими. Сейчас ценится не золотая медаль или красный диплом, а способность анализировать, критически мыслить, находить и отфильтровывать нужную информацию. К сожалению, сегодня в российских школах этому мало где учат. На первом месте все так же остаются фактические знания. Вот итог такому подходу:
Результаты изучения сформированности некоторых информационных умений
Умение |
9 класс |
11 класс |
Выделять главное в информационном сообщении |
11,1% |
12,9% |
Приводить аргументы за и против той или иной точки зрения |
19,68% |
25,27% |
Я считаю, что для нашего времени, в котором у каждого есть доступ практически ко всем знаниям человечества и ежедневно в наш мозг поступает огромное количество неотфильтрованной информации по совершенно разным вопросам – это катастрофа.
Если уж мы не можем оградить детей от телевизора и интернета, то нужно, хотя бы научить их грамотно пользоваться той информацией, которую они получают, а не верить безоговорочно всему, что пишут и говорят. Да, дети сейчас лучше многих взрослых умеют пользоваться современной техникой, но пользоваться информацией сами они не научатся.
Медиаобразование – перспектива современной реальности. Необходимость, созданная научно-техническим прогрессом. И педагоги должны принять понять это, а не противиться и продолжать учить «по старинке», приговаривая «мы так учились и они научатся». Научатся, но останутся совершенно невостребованными в современном мире. Прежде чем обвинять молодежь в чем-то, стоит проанализировать, а что старшее поколение сделало, чтобы помочь им правильно ориентироваться в обществе? Потому что какие педагоги, такие и дети, и винить стоит прежде всего себя.
Система российского образования нуждается в реформировании, пересмотрении стандартов. Но я считаю, не стоит ждать указа министерства или правительства, а стоит начать менять что-то уже сегодня, помогая детям находить ориентиры в мире информации.