Понятие и правовая природа коммерческой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 12:30, контрольная работа

Описание работы

В данной работе показывается, что характеристика механизмов правового регулирования обращения коммерческой тайны и охраны ее конфиденциальности требует учета влияния базисных явлений собственности в рыночной экономике, связанных с частными интересами предпринимателей, на процесс появления такого рода информации и урегулирования отношений по поводу ее использования и охраны. Наличие государственных (публичных) и частных интересов в экономических отношениях объективно обусловливает существование двух различных видов информации с ограниченным доступом, адекватно отражающей интересы собственников в гражданском обороте. Разделение всего массива информации с учетом собственника, заинтересованного в ее рациональном использовании и защите, способствовало решению задач правового регулирования действующих в стране экономических секретов, а также использования и защиты КЗИ в интересах предпринимателей.

Файлы: 1 файл

реферат по информационному праву.docx

— 45.62 Кб (Скачать файл)

При этом, ТК РФ предусматривает две  разновидности материальной ответственности: полная и ограниченная. Значение общего правила имеет ограниченная ответственность: взысканию подлежит сумма причинённого ущерба, но не более среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность может быть возложена на работника только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о труде.

Таким образом, в отличие от возмещения убытков  по гражданскому праву, материальная ответственность  работников имеет свои особенности.

Во-первых, материальная ответственность наступает  за причинение ущерба имуществу предприятия. Исходя из смысла соответствующих статей ТК РФ, можно сделать вывод, что имущество в данном случае понимается в узком смысле, а именно "наличное, реально существующее имущество", то есть всё то, что в гражданском праве обозначается понятием "вещи".

Во-вторых, к материальной ответственности  можно привлечь работника только при наличии прямого действительного  ущерба (часть третья ст. 118 ТК РФ). Под  прямым действительным ущербом понимается уменьшение наличного имущества  предприятия вследствие утраты, ухудшения  или понижения его ценности, а  также необходимости произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей, либо произвести излишние выплаты.

В-третьих, в соответствии со ст. 118 ТК РФ, при  возложении ответственности учитывается  только прямой действительный ущерб; неполученные доходы не учитываются.

В-четвёртых, размер ответственности ограничивается размером причинённого ущерба и, по общему правилу, не может превышать среднего месячного заработка работника.

Таким образом, привлечь работника к материальной ответственности за разглашение  коммерческой тайны можно только в том случае, если (помимо прочих обязательных условий возложения материальной ответственности, таких как противоправность и вина работника) действиями работника  причинён ущерб имуществу предприятия, учреждения, организации. А это практически  невозможно. В подавляющем большинстве  случаев разглашение коммерческой тайны не влечёт за собой прямого  ущерба реальному, наличному имуществу. Например, разглашение работником результатов  маркетинговых исследований, составляющих коммерческую тайну организации, в  которой он работает, не оказывает  никакого влияния на имущество организации; организация только теряет те возможности, которые она могла бы извлечь  из монопольного обладания такой  информацией. То есть, речь может идти об упущенной выгоде, а она не подлежит взысканию с работника  в силу прямого указания КЗоТ. Кроме  того, в силу ограниченного размера материальной ответственности (не свыше одного среднего заработка), интересы обладателя коммерческой тайны в случае нарушения коммерческой тайны его работниками остаются практически незащищёнными.

 

В отдельных случаях, законодательством предусматривается  возможность возмещения соответствующими органами коммерческих организаций  убытков, причинённых разглашением коммерческой тайны. Так, например, пункт 1 статьи 71 Федерального Закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года устанавливает обязанность единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов совета директоров, членов коллегиального исполнительного органа при осуществлении своих прав и обязанностей действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно. Как представляется, под этим подразумевается и обязанность по соблюдению коммерческой тайны. В случае нарушения этой обязанности, указанные лица несут ответственность перед обществом за убытки, причинённые их виновными действиями (бездействием). Аналогичная норма содержится и в статье 44 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года.

 

Незаконное  получение коммерческой тайны также  образует состав уголовного преступления: часть первая статьи 183 УК РФ устанавливает  уголовную ответственность за собирание  сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения  документов, подкупа или угроз, а  равно иным незаконным способом в  целях разглашения либо незаконного  использования этих сведений.

В определённых случаях незаконным получением может  быть признано получение информации, составляющей коммерческую тайну, путём  «обратного инжиниринга». Это может иметь место в случае, когда такая деятельность была ограничена договором. В случае нарушения соответствующих положений договора, заинтересованная сторона может применить санкции, предусмотренные договором.

 

Заключение

 

Коммерческая  тайна не является объектом интеллектуальной собственности, как это иногда утверждается. Хотя информация вполне может считаться  результатом интеллектуальной деятельности, и по этому признаку вполне подпадает  под понятие объекта интеллектуальной собственности. Тем не менее, характер и содержание прав обладателя коммерческой тайны не позволяют сделать вывода о том, что они являются исключительными  правами (правами интеллектуальной собственности). Поскольку коммерческая тайна является особой разновидностью информации, то и права обладателя коммерческой тайны представляют собой  права на информацию, являющуюся особым объектом гражданских прав.

В основе коммерческой тайны лежит фактическая  монополия. Поэтому действенность  правовой защиты интересов обладателя коммерческой тайны зависит от эффективности  и полноты принимаемых им мер по поддержанию секретности информации. В соответствии с прямым указанием закона, наличие таких мер является необходимым условием признания информации коммерческой тайной. Круг этих мер весьма разнообразен: от использования различных технических устройств, препятствующих несанкционированному получению секретных сведений, до заключения соглашений с детально разработанными условиями о конфиденциальности.

Охрана коммерческой тайны не связана  с какими-либо регистрационными процедурами  или уплатой каких-либо пошлин, что  делает использование такой формы  охраны ценной информации наиболее привлекательной  и удобной для лиц, которые  по тем или иным причинам не желают использовать другие способы предусмотренные законодательством, связанные с выполнением различных формальностей и уплатой различных (порой весьма значительных) платежей.

 

 

Подводя итоги можно отметить следующее:

1). Задача укрепления правовой  базы регулирования коммерческой  тайны допускает использование  различных решений. Вместе с тем отнесение института коммерческой тайны к системе исключительных прав не вполне обоснованно. Большинство ученых (И.Л. Бачило, Э.П. Гаврилов, И.А. Зенин, В.Н. Лопатин, А.П. Сергеев)4 считают, что институты гражданского права, опосредующие интеллектуальную собственность и ее результаты, закрепляют право на легальную монополию совершения различных действий по использованию и распоряжению результатами творчества, тогда как институт коммерческой тайны, наоборот, закрепляет право на коммерческую тайну только при выполнении обладателем определенных условий неизвестности и охраноспособности такой информации, т.е. установлении фактической монополии. В противном случае лицо лишено возможности доказывать свое право на коммерческую тайну.

2). Обращение коммерчески значимой  информации имеет определенные  особенности. Предметом регулирования  коммерческой тайны являются  многообразные отношения по поводу  ее производства (получения), использования,  хранения и передачи с соблюдением  условия конфиденциальности. Часто  регулирование этих отношений  выходит за рамки гражданско-правовых. В этих случаях используются  иные правовые средства установления  и обеспечения режима коммерческой  тайны. 

3). Цель выделения сферы обращения  коммерческой тайны как самостоятельной  области правового регулирования  состоит в том, чтобы упорядочить законодательное, корпоративное и договорное регулирование в этой сфере на основе изучения правовой практики, для устранения имеющихся пробелов и согласовать применение правовых средств, с тем чтобы их использование соответствовало решению хозяйственных задач.

4). Институт коммерческой тайны  выполняет важные функции в  экономическом обороте: легализует  право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на коммерческую тайну; устанавливает правовой режим обращения тайны; позволяет на законном основании использовать такую информацию; защищает права на коммерческую тайну с использованием норм гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей права.

5). Решение проблем организационно-правового  обеспечения деятельности по  охране конфиденциальности информации  требует создания развитой теоретической  базы регулирования обращения  коммерческой тайны, которая сегодня  фактически отсутствует. 

6). По  мере накопления организациями  опыта в сфере обращения коммерческой  информации встает вопрос о  правовой базе использования  гражданско-правовых и иных средств,  установления правового режима  коммерческой тайны и его организационного, правового и методического обеспечения,  имеющих ярко выраженную специфику  по сравнению с иными объектами  гражданских прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39, [1] с. – ISBN 5-94462-025-0.
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]. Части 1- 4: [федер. законы: принятые Гос. Думой 21 дек. 1994 г., 26 янв. 1996г., 01 нояб. 2001г., 18 дек. 2006г.: по состоянию на 1 нояб. 2009 г.] - М.: Норма, 2009. - 665 с . - ISBN 978-5-370-01041-5.
  3. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации. [федер. законы: принят Гос. Думой по состоянию на 1 нояб. 2009 г.]-М.: Юрайт, 2009. – 165 С. - ISBN: 978-5-9916-0667-7
  4. Российская Федерация. Законы. [Текст]. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О Коммерческой тайне" (с с изменениями и дополнениями, от 01.01.2008). "Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, ст. 3283.-ISBN: 978-5-94829-026-3
  5. Российская Федерация. Законы. [Текст]. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ" Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.04.2008, с с изменениями и дополнениями от 22.12.2008). "Российская газета" - 07.05.2008
  6. Российская Федерация. Законы. [Текст]. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 30.12.2008). "Российская газета" - 31.12.2008.
  7. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 7-е издание. [Текст] /Под ред Гусова К.Н. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. — 928 С. ISBN 978-5-8018-0403-3
  1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практ.). Ч. 1, 2, 3, 4. [Текст] / Под ред. Степанова С.А. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009.- 1120 С.

9.Бачило И. Л. Информационное право. [Текст]. Учебник /  2-е изд., с перераб.и доп. / .- М.: Издательство Юрайт ;ИД Юрайт, 2011. – 522 С. – Серия : Магистр.

ISBN 978-5-9916-1171-8 .

10.Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. [Текст] / Сергеев А.П.// М.: Изд-во Проспект, 2007. – 752 С. - ISBN: 5-482-01241-7

11. http://base.garant.ru/12136454/  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бреус А.Э. гр.120 СО

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1-3стр.)

Глава 1. Понятие  и правовая природа коммерческой тайны (4-9стр.)

Глава 2. Способы  обеспечения коммерческой тайны (9-19стр.)

заключение.(19-21стр.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Министерство  образования и науки российской  федерации 

             Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

                                      высшего профессионального образования

                             Уральская государственная юридическая академия 

                                                    Челябинский филиал 

                             Кафедра: «Информационного права»   

 

 

 

 

 

                                                          РЕФЕРАТ

                                       по дисциплине: «Основы информационного права» 

 

 

 

 

 

 

НА ТЕМУ: «Законодательство о коммерческой тайне».

 

                                                                                                  

 

 

 

                                                                                                    Выполнил: студент гр.120 СО

                                                                                                             

                                                                                                       

 

                                                                                                            Бреус Артём Эдуардович

                                                                                                      

                                                                                                                     

Информация о работе Понятие и правовая природа коммерческой тайны