Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:06, реферат
Современные прогнозы и планы отличаются от прошлых, прежде всего, методологией обоснования. Повышение уровня обоснования прогнозов свидетельствует о накопленном и используемом человечеством опыте научного подхода к разработке образа будущего. Творческое усвоение опыта -- залог успеха в любой области деятельности.
Выбор методов, используемых при прогнозировании, зависит только от квалификации аналитики. Это могут быть как сложные математические модели, так и интуитивные выводы. Главное, чтобы конечный результат, полученный в результате использования этих методов, как можно более точно описывал реальную ситуацию.
1. Введение……………………………………………………….3
2. Понятие прогноза……………………………………………..4
3. Классификация методов прогнозирования………………….8
4. Математические методы прогнозирования………………..16
5. Заключение…………………………………………………..25
6. Литература…………………………………………………...
тренда;
лагов;
периодических колебаний.
Трендовая модель наиболее часто применяется при составлении прогнозов. Сущность такой модели заключается в том, что для объема и структуры процесса характерны свои степени инертности. Трендовая модель используется при условии, если определенным является тот факт, что полученные закономерности будут действовать на конкретном временном отрезке в будущем.
Здесь под динамическим рядом понимается функция времени, для описания которой используются разного рода уравнения. Среди наиболее популярных видов трендового моделирования можно выделить:уравнение прямой: ;
логарифмическую функцию: ;
экспоненциальную функцию: ;
параболическую (квадратичную) функцию: ;
логистическую функцию ;
гиперболическую (дробно-линейную) функцию: .
Одним из недостатков трендовых моделей является то, что множество факторов, действующих в базисном периоде, а также связь между ними не предполагают изменений и в прогнозном периоде. В действительности подобное допущение часто нарушается.
При составлении среднесрочного прогноза на спрос как правило часто используются многофакторные корреляционные и регрессионные модели, которые представляются в качестве функций спроса. Эти модели выступают как функции спроса, в которых в качестве переменных применяются определяющие динамику. Математически такие модели можно обозначить так:
С помощью многофакторной модели (по сравнению с трендовыми однофакторными моделями) можно более точно обозначить процесс. Линейная регрессия имеет особое значение среди многофакторных моделей.
Подобную форму связи следует привести к линейному виду, для которого необходима близость теоретической кривой к эмпирическим знаниям ряда. Критерием при организации модели, как правило, выступает метод наименьших квадратов
Главные подходы при применении моделирования в процессе прогнозирования или планирования:
создание кибернетических моделей, для которых характерно знание структуры и специфики моделирующих процессов;
построение модели типа «черного ящика», которая предполагает, что рассматриваемая система по большей части неизвестна, но по наблюдениям и активным и пассивным экспериментам предпринимаются попытки восстановить внутренние связи и структуру системы.
Метод аналогии
Сущность метода аналогии заключается в использовании одних и тех же знаний относительно разных предметов или явлений. Метод носит вероятностный характер, поскольку явления или предметы полностью никогда не совпадают. Аналогия бывает: историческая и математическая. Первая базируется на определении и применении аналогии объекта прогнозирования с эквивалентными по природе объектами, развитие которых быстрее по сравнению с подобными прогнозируемыми.
Метод математической аналогии предполагает нахождении аналогии математикой характеристики процессов развития различных по природе объектов с дальнейшим применением более совершенного математического описания одного из них для составления прогнозов другого. Как правило подобный метод применим в экономико-математическом моделировании, а также в экспертном подходе к исследованию экономики в том случае, когда информацию о признаках одного объекта можно получить, основываясь на его подобии с другими объектами. Метод аналогии обязательно используется в процессе моделирования и эксперимента.
Заключение
Работа отдела информации по научному прогнозированию не предполагает конечных выводов о тенденциях в развитии науки, техники и производства. Его задача, главным образом, своевременно выявить симптомы намечающихся или сложившихся тенденций в развитии науки, техники и производства, извлечь из литературы и систематизировать высказывания специалистов по интересующим проблемам. Окончательная оценка результатов анализа и выводы остаются за научными руководителями.
Работа по прогнозированию тесно связана с проблемой научной организации труда. В данном случае эту связь следует рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, эта работа означает внесение элементов научной организации в информационную деятельность. Наделение служб информации функциями прогнозирования развития науки и техники предполагает расширение сферы информационной деятельности на основе обобщения передового отечественного и зарубежного опыта, а также внедрение в практику информационной работы методов научного анализа информации. Работа в этом направлении повышает целеустремленность в деятельности служб информации, стимулирует более углубленную обработку и расширяет рамки поиска информации, способствует слиянию усилий службы информации и исследователей в единый творческий процесс.
С другой стороны, эта работа имеет целью подвести научную базу под решение вопросов, связанных с перспективным планированием развития науки и производства. Научная организация перспективного планирования, руководство исследованиями и производством сегодня возможны лишь на основе научного предвидения. Именно отсутствие целеустремленной систематической работы по выявлению тенденции в развитии науки и производства нередко порождают субъективизм в планировании.
Все это служит еще одним подтверждением известного положения о том, что внесение элементов научной организации в информационную деятельность многократно окупается в решении вопросов научной организации творческих процессов
Литература
Список использованных информационных ресурсов
1 Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. М.: Педагогика-Пресс, 2002
2 Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. М.: Педагогика-Пресс, 2002
3 Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: Дашков и К., 2000
4 Баранов В.А. Общие вопросы методологии и научного прогнозирования. Х:1992
5 Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: Дашков и К., 2000
6 http://www.mbureau.ru/blog/
7 Шехурин Д.Е. Научное прогнозирование средствами информации С.-Пт.:1990
8 Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 1999.
9 Шехурин Д.Е. Научное прогнозирование средствами информации С.-Пт.:1990
10 Зенкин А.И. О математических методах прогнозирования М:1987.
11http://www.uamconsult.com/
12 Зенкин А.И. О математических методах прогнозирования М:1987
13 Математика и кибернетика в экономике. М.: Экономика, 1975
Информация о работе Понятие прогноза и математические методы прогнозирования