Понятие прогноза и математические методы прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:06, реферат

Описание работы

Современные прогнозы и планы отличаются от прошлых, прежде всего, методологией обоснования. Повышение уровня обоснования прогнозов свидетельствует о накопленном и используемом человечеством опыте научного подхода к разработке образа будущего. Творческое усвоение опыта -- залог успеха в любой области деятельности.
Выбор методов, используемых при прогнозировании, зависит только от квалификации аналитики. Это могут быть как сложные математические модели, так и интуитивные выводы. Главное, чтобы конечный результат, полученный в результате использования этих методов, как можно более точно описывал реальную ситуацию.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………….3
2. Понятие прогноза……………………………………………..4
3. Классификация методов прогнозирования………………….8
4. Математические методы прогнозирования………………..16
5. Заключение…………………………………………………..25
6. Литература…………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Реферат Зологиной (Галун) Т..doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

тренда;

лагов;

периодических колебаний.

Трендовая модель наиболее часто применяется при составлении прогнозов. Сущность такой модели заключается в том, что для объема и структуры процесса характерны свои степени инертности. Трендовая модель используется при условии, если определенным является тот факт, что полученные закономерности будут действовать на конкретном временном отрезке в будущем.

Здесь под динамическим рядом понимается функция времени, для описания которой используются разного рода уравнения. Среди наиболее популярных видов трендового моделирования можно выделить:уравнение прямой: ;

логарифмическую функцию: ;

экспоненциальную функцию: ;

параболическую (квадратичную) функцию: ;

логистическую функцию ;

гиперболическую (дробно-линейную) функцию: .

Одним из недостатков  трендовых моделей является то, что  множество факторов, действующих  в базисном периоде, а также связь  между ними не предполагают изменений  и в прогнозном периоде. В действительности подобное допущение часто нарушается.

При составлении среднесрочного прогноза на спрос как правило  часто используются многофакторные корреляционные и регрессионные  модели, которые представляются в  качестве функций спроса. Эти модели выступают как функции спроса, в которых в качестве переменных применяются определяющие динамику. Математически такие модели можно обозначить так:

С помощью многофакторной модели (по сравнению с трендовыми однофакторными моделями) можно более точно обозначить процесс. Линейная регрессия имеет особое значение среди многофакторных моделей.

Подобную форму связи  следует привести к линейному  виду, для которого необходима близость теоретической кривой к эмпирическим знаниям ряда. Критерием при организации модели, как правило, выступает метод наименьших квадратов

Главные подходы при применении моделирования в процессе прогнозирования или планирования:

создание кибернетических  моделей, для которых характерно знание структуры и специфики  моделирующих процессов;

построение модели типа «черного ящика», которая предполагает, что рассматриваемая система по большей части неизвестна, но по наблюдениям и активным и пассивным экспериментам предпринимаются попытки восстановить внутренние связи и структуру системы.

Метод аналогии

Сущность метода аналогии заключается в использовании одних и тех же знаний относительно разных предметов или явлений. Метод носит вероятностный характер, поскольку явления или предметы полностью никогда не совпадают. Аналогия бывает: историческая и математическая. Первая базируется на определении и применении аналогии объекта прогнозирования с эквивалентными по природе объектами, развитие которых быстрее по сравнению с подобными прогнозируемыми.

Метод математической аналогии предполагает нахождении аналогии математикой  характеристики процессов развития различных по природе объектов с дальнейшим применением более совершенного математического описания одного из них для составления прогнозов другого. Как правило подобный метод применим в экономико-математическом моделировании, а также в экспертном подходе к исследованию экономики в том случае, когда информацию о признаках одного объекта можно получить, основываясь на его подобии с другими объектами. Метод аналогии обязательно используется в процессе моделирования и эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Работа отдела информации по научному прогнозированию не предполагает конечных выводов о тенденциях в развитии науки, техники и производства. Его задача, главным образом, своевременно выявить симптомы намечающихся или сложившихся тенденций в развитии науки, техники и производства, извлечь из литературы и систематизировать высказывания специалистов по интересующим проблемам. Окончательная оценка результатов анализа и выводы остаются за научными руководителями.

Работа по прогнозированию  тесно связана с проблемой научной организации труда. В данном случае эту связь следует рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, эта работа означает внесение элементов научной организации в информационную деятельность. Наделение служб информации функциями прогнозирования развития науки и техники предполагает расширение сферы информационной деятельности на основе обобщения передового отечественного и зарубежного опыта, а также внедрение в практику информационной работы методов научного анализа информации. Работа в этом направлении повышает целеустремленность в деятельности служб информации, стимулирует более углубленную обработку и расширяет рамки поиска информации, способствует слиянию усилий службы информации и исследователей в единый творческий процесс.

С другой стороны, эта работа имеет целью подвести научную базу под решение вопросов, связанных с перспективным планированием развития науки и производства. Научная организация перспективного планирования, руководство исследованиями и производством сегодня возможны лишь на основе научного предвидения. Именно отсутствие целеустремленной систематической работы по выявлению тенденции в развитии науки и производства нередко порождают субъективизм в планировании.

Все это служит еще  одним подтверждением известного положения о том, что внесение элементов научной организации в информационную деятельность многократно окупается в решении вопросов научной организации творческих процессов

 

 

 

 

Литература

  1. Анализ закономерностей прогнозирования развития науки и техники. К:1990.
  2. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  3. Баранов В.А. Общие вопросы методологии и научного прогнозирования. Х:1992.
  4. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: Дашков и К., 2000.
  5. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993
  6. Зенкин А.И. О математических методах прогнозирования М:1987.
  7. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. М.: Педагогика-Пресс, 2002
  8. Косолапов В.В. Информационное прогнозирование и обеспечение. К:1978.
  9. Кофман А., Фор Р. Займемся исследованием операции. М.: Мир, 2002
  10. Лабунская Н.Л. Система прогнозирования. М:1990.
  11. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990.
  12. Лопатников Л.И. Краткий экономико-математический словарь. – М.: Наука, 1979.
  13. Лопатников Л.И. Популярный экономико-математический словарь. – М.: Знание, 1990.
  14. Мамиконов А.Г. Принятие решений и информация. М.: Наука, 2002
  15. Математика и кибернетика в экономике. М.: Экономика, 1975
  16. Медведцева О.В. Прогнозирование в системе экономических отношений. К:1992.
  17. Основы экономического и социального прогнозирования / Под. ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. – М.: Высш. шк., 1985.
  18. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 2001
  19. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.
  20. Прогностика. Терминология.- М.: Наука, 1978.
  21. Рабочая книга по прогнозированию / Под. ред. И.В. Бестужева-Лады. – М.: Мысль, 1982.
  22. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4-е изд., перераб. и доп. Минск: ООО.Новое знание., 1999.
  23. Сальников В.А. Трансформация отраслевой структуры промышленности России: концептуальные основы исследования // Проблемы прогнозирования. – 1999. – №5.
  24. Стратегическое планирование / Под. ред. Уткина Е.А. – М.: «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.
  25. Суворов Н.В., Емельянов С.С. Макроэкономический анализ технологических и структурных изменений в отечественной экономике // Проблемы прогнозирования. – 1999. – №5.
  26. Теин А. Г. Земля Информатика. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. Издательство Дома учителя, 2002
  27. Теория анализа хозяйственной деятельности / Под ред. В. В. Осмоловского. Минск: Выш. шк., 1998.
  28. Теория прогнозирования и принятия решений. М:1989.
  29. Узяков М.Н. Характер экономического роста РФ в среднесрочной перспективе // Проблемы прогнозирования. – 1999. – №1.
  30. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 1999.
  31. Шехурин Д.Е. Научное прогнозирование средствами информации С.-Пт.:1990.
  32. Экономические аспекты научно-технического прогнозирования. М:1975.

Список использованных информационных ресурсов

 

    1. http://www.radiomaster.ru/articles/view/258/
    2. http://www.astronom2000.info/mipp/
    3. http://www.mbureau.ru/blog/klassifikaciya-metodov-prognozirovaniya-po-e-tihonovu
    4. http://www.bibl.nngasu.ru/electronic%20resources/uch-metod/management/4775.pdf
    5. http://bibliotekar.ru/upravlenie-3/61.htm
    6. http://www.uamconsult.com/book_547_chapter_13_3.1._Klassifika%D1%81ija_metodov_prognozirovanija.html
    7. http://gendocs.ru/v6205/?cc=5&page=4

1 Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. М.: Педагогика-Пресс, 2002

2 Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. М.: Педагогика-Пресс, 2002

3 Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: Дашков и К., 2000

4 Баранов В.А. Общие вопросы методологии и научного прогнозирования. Х:1992

5 Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: Дашков и К., 2000

6 http://www.mbureau.ru/blog/klassifikaciya-metodov-prognozirovaniya-po-e-tihonovu

7 Шехурин Д.Е. Научное прогнозирование средствами информации С.-Пт.:1990

8 Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 1999.

9 Шехурин Д.Е. Научное прогнозирование средствами информации С.-Пт.:1990

10 Зенкин А.И. О математических методах прогнозирования М:1987.

11http://www.uamconsult.com/book_547_chapter_13_3.1._Klassifika%D1%81ija_metodov_prognozirovanija.html

12 Зенкин А.И. О математических методах прогнозирования М:1987

13 Математика и кибернетика в экономике. М.: Экономика, 1975




Информация о работе Понятие прогноза и математические методы прогнозирования