Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:34, реферат
Современное общество называется информационным. Широкое развитие средств вычислительной техники и связи позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и не производственная деятельность человека, его повседневная сфера общения безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, выработанных мировой цивилизацией, и сама экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все большей - как распространение информационных продуктов и услуг.
Глава 1. Понятие рынка информационных продуктов,
ресурсов и услуг, информационного предпринимательства.
Современное общество называется информационным. Широкое развитие средств вычислительной техники и связи позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и не производственная деятельность человека, его повседневная сфера общения безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, выработанных мировой цивилизацией, и сама экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все большей - как распространение информационных продуктов и услуг. И уже вряд ли стоит возражать против сложившихся и укоренившихся в теории и практике употребления таких словосочетаний как "информация - это товар". Тем более, что отнесение информации к категории "товара" юридически закреплено законодательно: информационные ресурсы могут быть товаром.
Как любой товар, информация может покупаться, продаваться, и т.д.
Информация сейчас – важнейший ресурс экономики. Кто владеет информацией – владеет всем!
Следующим важнейшим
свойством информации, как товара,
является ее цена. Главная черта
рыночного ценообразования
Таким образом, информация как особый вид ресурсов и фактор общественного развития становиться и особым видом продукта с присущими ему всеми свойствами товара. Наблюдается переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на информации, на новой информационной технологии как совокупности информационно- технологических процессов.
На сегодня рынок
информации в России
-традиционные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты);
-справочные издания (энциклопедии, учебники, словари, каталоги и т.д.);
-справочно-информационные службы (телефонные службы, справочные бюро, доски объявлений и др.);
-консалтинговые службы (юридические, маркетинговые, налоговые и др.);
- компьютерные информационные системы и базы данных
Рынок информационных ресурсов, продуктов, услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Производство информационных услуг есть процесс упорядочения и переработки информации, в результате которого она приобретает форму потребительной стоимости или блага.
Предметом труда (сырьем) в этом своеобразном производстве служит неупорядоченная информация, а средством труда - система научных и других знаний. Субъективным фактором труда здесь является человек, его рабочим органом - не рука, а мозг, а рабочим инструментом - соответствующим образом подготовленный интеллект. Труд этого работника - умственный, интеллектуально сложный. Вместе с тем он является своеобразным видом (может быть, модификацией) индустриального труда.
Применение ЭВМ придает производству информационного продукта индустриальный характер: этот процесс базируется на принципах машинного производства — кооперации, разделении труда и системе машин. Однако место промышленного рабочего в нем занимают разработчик программ, программист, то есть элементы системы производства особого продукта - информационного. Таким образом, информационный продукт есть результат высокосложного, интеллектуального по своему содержанию труда совокупного работника индустриального типа.
Продукты информационного производства можно разделить на две группы по их предназначению в расширенном воспроизводстве. К первой группе относятся продукты, предназначенные для прямого потребления обществом и его членами с явной выгодой для производителя информационного продукта. К ним относятся произведения искусства и литературы, научные труды, справочники, лекции, учебники, массовая информация и дезинформация, пропаганда и реклама, слухи и клевета и т. п. Производство и потребление информационных продуктов этой группы, как и аналогичных продуктов материального производства, подчиняется одним и тем же законам рынка.
Ко второй группе относятся информационные продукты, которые производители предпочитают скрывать от общества, опасаясь какого-либо ущерба для себя. В эту группу информационных продуктов входит информация о технологических особенностях производства, о материальных затратах на производство, об объемах продаж и полученных доходах, об отрицательных свойствах производимой продукции, о согласованности действий и решений людей с принятыми законами и установленными обществом нормативами и др.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
• центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
• центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
• службы телекоммуникации и передачи данных;
• специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
• коммерческие фирмы;
• информационные брокеры.
Потребителями информационных
продуктов и услуг могут быть
различные юридические и
Инфраструктура информационного рынка представляет собой совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Рис.1 Инфраструктура информационного рынка.
Особенности спроса и предложения на рынке информации
Потребность в информации испытывают практически все люди, но спрос на неё предъявляют только те платежеспособные лица и организации, которые чем-либо рискуют – деньгами, имуществом, репутацией, жизнью. Риск – угроза потери чего-либо – есть главный фактор, определяющий спрос на информацию.
Спрос на информацию индивидуален. Это обусловлено субъективной полезностью информации, а также разным отношением людей к риску. По отношению информации как к товару, не цена влияет на объём спроса, а, напротив, спрос воздействует на цену – уровень цены и степень риска находятся в прямой зависимости.
В отличие от большинства физических товаров и услуг цена информации определяется в большей степени неценовыми факторами. По степени важности их можно разделить на:
1 риск, новизна, достоверность и полнота
2.своевременность, конфиденциальность (наличие или отсутствие копий), приемлемая форма подачи.
Рис.2 Спрос на первичную информацию
На Рис.2 показано, что для потребителя важна информация в определённом объёме, то есть полная, позволяющая снять или уменьшить неопределённость ситуации, в которой оказался или может оказаться потребитель. Точка Х1 – означает минимальное количество информации в которой потребитель нуждается и за которую он готов платить. Излом графика в точке Z означает, что информация максимально полна и больше её количества (точка Х2) не требуется. После появлений копий данной информации, график спроса постепенно будет принимать отрицательный наклон, то есть рынок тиражированный информации подчиняется закону спроса для материальных товаров и обычных услуг. Спрос на информацию эластичен не столько по цене и по доходу, сколько по степени риска. Чем выше риск потери чего-либо, тем выше спрос на информацию, и, следовательно, ниже эластичность.
Рис.3 Предложение первичной информации
На Рис. 3 изображено предложение первичной информации, где точка Х1 – необходимая, полная и достоверная информация, которая необходима потребителю, а точка У1- минимально возможная цена. Отклонение графика вправо невозможно, так как информация полная, влево и вниз – возможно, поскольку это означает для потребителя недостаточно информации. Факторы, определяющие спрос также определяют и предложение информации. Спрос на информацию порождается желанием субъекта снять или уменьшить риск или неопределённость той или иной ситуации. Спрос на информацию растёт с возрастанием степени риска. Предложение информации связано с тем, что продавцом движет желание извлечь доход посредством снятия или уменьшения беспокойства у потребителя. Предложение также имеет прямую зависимость от степени риска, которому подвержен потенциальный потребитель.
Информационное
Структурно-функциональная
модель информационного
1.Функции:консультационное обслуживание; сервисное обслуживание; управление финансово–хозяйственной деятельностью; организация производства; маркетинговые исследования; посредничество и сбыт; услуги образования;
2.Среда:научная; правовая; политическая; экономическая; технологическая; социально – культурная, Интернет;
3.Рынки:рынок деловой информации, рынок информационных услуг образования, рынок потребительской информации, рынок информации для специалистов, рынок инфокоммуникационных технологий (ИКТ).
Цель информационного предпринимательства заключается в своевременном и наиболее полном в каждый конкретный момент времени удовлетворении потребностей в информации на различных уровнях (микро-, мезо-, макроэкономическом).
Наиболее значимыми факторами, препятствующими развитию информационного предпринимательства в регионе в порядке убывания, являются следующие:
недостаток собственных денежных средств;
недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
высокая стоимость нововведений;
низкий платежеспособный спрос на информационные продукты;
высокий экономический риск;
недостаток квалифицированного персонала;
недостаток информации о новых технологиях;
недостаток информации о рынках сбыта;
недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями;
неразвитость инфраструктуры;
недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих информационную деятельность, неразвитость рынка технологий.
Информационное
В сфере Интернет-экономики выделяются следующие виды предпринимательской деятельности;
1. информационные услуги: передача, хранение, сбор и обработка информации;
2.финансовые услуги: перевод денежных средств, интернет-страхование, интернет-банкинг;
3. услуги связи: ІР-телефония, электронная почта;
4.торговля;