Понятие рынка информационных продуктов, ресурсов и услуг, информационного предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:34, реферат

Описание работы

Современное общество называется информационным. Широкое развитие средств вычислительной техники и связи позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и не производственная деятельность человека, его повседневная сфера общения безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, выработанных мировой цивилизацией, и сама экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все большей - как распространение информационных продуктов и услуг.

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 166.08 Кб (Скачать файл)

 

Глава 1. Понятие  рынка информационных продуктов,

ресурсов и услуг, информационного предпринимательства.

Современное общество называется информационным. Широкое развитие средств вычислительной техники и связи позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и не производственная деятельность человека, его повседневная сфера общения безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, выработанных мировой цивилизацией, и сама экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все большей - как распространение информационных продуктов и услуг. И уже вряд ли стоит возражать против сложившихся и укоренившихся в теории и практике употребления таких словосочетаний как "информация - это товар". Тем более, что отнесение информации к категории "товара" юридически закреплено законодательно: информационные ресурсы могут быть товаром.

 Как любой товар,  информация может покупаться, продаваться, и т.д.

 Информация сейчас  – важнейший ресурс экономики.  Кто владеет информацией – владеет всем!

 Следующим важнейшим  свойством информации, как товара, является ее цена. Главная черта  рыночного ценообразования состоит  в том, что реальный процесс  формирования цен здесь происходит  не в среде производства, а  в среде реализации продукции,  т.е. на рынке под воздействием  спроса и предложения. Цена  товара и его полезность проходят  проверку рынком и окончательно  формируются на рынке. Формирование  цены на информационные продукты  и услуги осуществляется на  основе анализа рентабельности  предлагаемой информации и конъюнктуры  рынка. Например, создание автоматизированных  баз данных. Факторами, влияющими  на установление цен, являются  затраты на разработку информационного  продукта, качество представленной  информации, а также ожидаемый спрос на тот или иной информационный продукт. Цена информации в предпринимательской деятельности может также определяться, как величина ущерба, который может быть нанесен фирме в результате использования коммерческой информации конкурентами. Или наоборот прибыли (дохода), который может быть получен фирмой в результате получения коммерческой информации.

Таким образом, информация как  особый вид ресурсов и фактор общественного  развития становиться и особым видом  продукта с присущими ему всеми  свойствами товара. Наблюдается переход  от индустриальной экономики к экономике, основанной на информации, на новой  информационной технологии как совокупности информационно- технологических процессов.

 На сегодня рынок  информации в России многообразен  и динамичен. Активно используя  самые совершенные технологии, он  расширяется за счет формирования  новых общественных потребностей  и начинает доминировать в  российской экономике наряду  с энергетическим рынком. Чтобы  оценить масштабность рынка информации, достаточно посмотреть на его  структуру. В число основных секторов этого рынка входят:

-традиционные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты);

-справочные издания (энциклопедии, учебники, словари, каталоги и т.д.);

-справочно-информационные  службы (телефонные службы, справочные  бюро, доски объявлений и др.);

-консалтинговые службы (юридические, маркетинговые, налоговые и др.);

- компьютерные информационные системы и базы данных

Рынок информационных ресурсов, продуктов, услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок  характеризуется определенной номенклатурой  продуктов и услуг, условиями  и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Производство информационных услуг есть процесс упорядочения и переработки информации, в результате которого она приобретает форму  потребительной стоимости или блага.

Предметом труда (сырьем) в  этом своеобразном производстве служит неупорядоченная информация, а средством труда - система научных и других знаний. Субъективным фактором труда здесь является человек, его рабочим органом - не рука, а мозг, а рабочим инструментом - соответствующим образом подготовленный интеллект. Труд этого работника  - умственный, интеллектуально сложный. Вместе с тем он является своеобразным видом (может быть, модификацией) индустриального труда.

Применение ЭВМ придает  производству информационного продукта индустриальный характер: этот процесс  базируется на принципах машинного  производства — кооперации, разделении труда и системе машин. Однако место промышленного рабочего в  нем занимают разработчик программ, программист, то есть элементы системы  производства особого продукта  - информационного. Таким образом, информационный продукт есть результат высокосложного, интеллектуального по своему содержанию труда совокупного работника индустриального типа.

Продукты информационного  производства можно разделить на две группы по их предназначению в  расширенном воспроизводстве. К  первой группе относятся продукты, предназначенные для прямого  потребления обществом и его  членами с явной выгодой для  производителя информационного продукта. К ним относятся произведения искусства и литературы, научные труды, справочники, лекции, учебники, массовая информация и дезинформация, пропаганда и реклама, слухи и клевета и т. п. Производство и потребление информационных продуктов этой группы, как и аналогичных продуктов материального производства, подчиняется одним и тем же законам рынка.

Ко второй группе относятся  информационные продукты, которые производители  предпочитают скрывать от общества, опасаясь какого-либо ущерба для себя. В эту  группу информационных продуктов входит информация о технологических особенностях производства, о материальных затратах на производство, об объемах продаж и полученных доходах, об отрицательных  свойствах производимой продукции, о согласованности действий и  решений людей с принятыми  законами и установленными обществом  нормативами и др.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

•  центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

•  центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

• службы телекоммуникации и передачи данных;

• специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

•   коммерческие фирмы;

•   информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

Инфраструктура  информационного рынка представляет собой совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

 

Рис.1 Инфраструктура информационного  рынка.

Особенности спроса  и предложения на рынке информации

Потребность в информации испытывают практически все люди, но спрос на неё предъявляют только те платежеспособные лица и организации, которые чем-либо рискуют – деньгами, имуществом, репутацией, жизнью. Риск – угроза потери чего-либо – есть главный фактор, определяющий спрос на информацию.

Спрос на информацию индивидуален. Это обусловлено субъективной полезностью  информации, а также разным отношением людей к риску. По отношению информации как к товару, не цена влияет на объём спроса, а, напротив, спрос воздействует на цену – уровень цены и степень риска находятся в прямой зависимости.

В отличие от большинства физических товаров и услуг цена информации определяется в большей степени неценовыми факторами. По степени важности их можно разделить на:

1 риск, новизна, достоверность и полнота

2.своевременность, конфиденциальность (наличие или отсутствие копий), приемлемая форма подачи.

Рис.2 Спрос на первичную информацию

На Рис.2 показано, что  для потребителя важна информация в определённом объёме, то есть полная, позволяющая снять или уменьшить неопределённость ситуации, в которой оказался или может оказаться потребитель. Точка Х1 – означает минимальное количество информации в которой потребитель нуждается и за которую он готов платить. Излом графика в точке Z означает, что информация максимально полна и больше её количества (точка Х2) не требуется. После появлений копий данной информации, график спроса постепенно будет принимать отрицательный наклон, то есть рынок тиражированный информации подчиняется закону спроса для материальных товаров и обычных услуг. Спрос на информацию эластичен не столько по цене и по доходу, сколько по степени риска. Чем выше риск потери чего-либо, тем выше спрос на информацию, и, следовательно, ниже эластичность.

Рис.3 Предложение первичной  информации

 

На Рис. 3 изображено предложение первичной информации, где точка Х1 – необходимая, полная и достоверная информация, которая необходима потребителю, а точка У1- минимально возможная цена. Отклонение графика вправо невозможно, так как информация полная, влево и вниз – возможно, поскольку это означает для потребителя недостаточно информации. Факторы, определяющие спрос также определяют и предложение информации. Спрос на информацию порождается желанием субъекта снять или уменьшить риск или неопределённость той или иной ситуации. Спрос на информацию растёт с возрастанием степени риска. Предложение информации связано с тем, что продавцом движет желание извлечь доход посредством снятия или уменьшения беспокойства у потребителя. Предложение также имеет прямую зависимость от степени риска, которому подвержен потенциальный потребитель.

Информационное предпринимательство  – это процесс создания  и   продвижение на рынке информационных товаров, услуг, формы и наполнение, которых постоянно изменяются, под  влиянием требований инновационной  экономики и её рыночного спроса.

Структурно-функциональная модель информационного предпринимательства, состоит из следующих элементов:

1.Функции:консультационное обслуживание; сервисное обслуживание; управление финансово–хозяйственной деятельностью; организация производства; маркетинговые исследования; посредничество и сбыт; услуги образования;

2.Среда:научная; правовая; политическая; экономическая; технологическая; социально – культурная, Интернет;

3.Рынки:рынок деловой информации, рынок информационных услуг образования, рынок потребительской информации, рынок информации для специалистов, рынок инфокоммуникационных технологий (ИКТ).

Цель информационного предпринимательства заключается в своевременном и наиболее полном в каждый конкретный момент времени удовлетворении потребностей в информации на различных уровнях (микро-, мезо-, макроэкономическом).

Наиболее значимыми факторами, препятствующими развитию информационного  предпринимательства в регионе  в порядке убывания, являются следующие:

недостаток собственных  денежных средств;

недостаток финансовой поддержки  со стороны государства;

высокая стоимость нововведений;

низкий платежеспособный спрос на информационные продукты;

высокий экономический риск;

недостаток квалифицированного персонала;

недостаток информации о  новых технологиях;

недостаток информации о  рынках сбыта;

недостаток возможностей для кооперирования с другими  предприятиями и научными организациями;

неразвитость инфраструктуры;

недостаточность законодательных  и нормативно-правовых документов, регулирующих информационную деятельность, неразвитость рынка технологий.

Информационное предпринимательство  в среде Интернет, осуществляется юридическими и физическими лицами с использованием современных информационных и компьютерных технологий, направленное на  удовлетворение потребностей потребителей в информационных товарах и  услугах  с целью получения прибыли  или предпринимательского дохода.

В сфере Интернет-экономики  выделяются следующие виды предпринимательской деятельности;

1. информационные услуги: передача, хранение, сбор и обработка информации;

2.финансовые услуги: перевод денежных средств, интернет-страхование, интернет-банкинг;

3. услуги связи: ІР-телефония, электронная почта;

4.торговля;

Информация о работе Понятие рынка информационных продуктов, ресурсов и услуг, информационного предпринимательства